Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ИЛЛЮСТРАЦИИ 3 страница



Псковские летописи. Вып. 2. С. 73.

См. выше, прим. 50–51 к главе 4.

Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники… С. 107–108. См. также прим. 38 к главе 5.

Там же. С. 112. Важными представляются наблюдения А.В. Назаренко, который показал, что сведения анналов т. н. Херсфельдской традиции (включая Хильдесхаймские анналы) восходят к источнику, не зависимому от продолжения Хроники Регинона Прюмского (Назаренко А.В. Попытка крещения Руси при княгине Ольге в контексте международных отношений 60‑х гг. X в. // Церковь, общество и государство в феодальной России. М., 1990. С. 25–26; он же. Немецкие латиноязычные источники… С. 112–114; он же. Русь и Германия в IX–X вв. //Древнейшие государства Восточной Европы. 1991. М., 1994. С. 63–65; он же. Западноевропейские источники // Древняя Русь в свете зарубежных источников / Под ред. Е.А. Мельниковой. М., 1999. С. 266–270; он же. Древняя Русь на международных путях… С. 286–291).

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 27 («Сказание о славянской грамоте»).

Шушарин В.П. Христианизация венгров // Принятие христианства народами Центральной и Юго‑Восточной Европы и крещение Руси. С. 164.

См.: Иванов С.А. Византийское миссионерство…

Назаренко А.В. Древняя Русь… С. 294.

Видукинд Корвейский. Деяния саксов / Перев. Г.Э. Санчука. М, 1975 (3. 56).

Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники… С. 118–119, прим. 12; он же. Древняя Русь… С. 298.

Саксонский анналист. Хроника // http://www.vostlit.info/Texts/rusl4/ Ann…textl.phtml?id= 131 (перев. И.В.Дьяконова); см. также: Свердлов М.Б. Латиноязычные источники по истории Древней Руси. Германия. Середина XII – середина XIII в. М.; Л., 1990. С. 221.

Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники… С. 101–104.

Там же. С. 127–128, прим. 33 (об этом сообщается в Житии св. Адальберта Пражского).

Там же. С. 112.

Там же. С. 138.

Там же. С. 125.

Там же. С. 126.

Продолжатель Феофана. С. 194.

См. прим. 123 к главе 5.

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 64.

Там же. Стб. 85.

Лев Диакон. С. 78.

Ср. прим. на стр. 130.

ПСРЛ. Т. 1.Стб. 108.

Козьма Пражский. Чешская хроника. С. 66.

Пресняков А.Е. Княжое право в Древней Руси. Лекции по русской истории. Киевская Русь. М., 1993. С. 327.

БЛДР.Т. 1. С. 44‑45.

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 65.

Лев Диакон. С. 82.

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 64‑65.

Степенная книга. С. 174.

См.: Назаренко А.В. Русь и Германия… С. 99–131; он же. Древняя Русь на международных путях… С. 339–390. Свое несогласие с рядом положений гипотезы А.В. Назаренко я уже высказывал, см.: Владимир Святой. 2‑е изд. С. 378–379, прим. 7.

Пичхадзе и др. С. 301; Серебрянский. С. 8.

Срезневский. С. 4–5. Буквальное извлечение из «Памяти и похвалы» читается в Псковской редакции Жития святой Ольги; близкий текст – в редакции Степенной книги царского родословия.

Степенная книга. С. 176.

Срезневский. С. 6.

См. об этом: Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С. 235.

Соболевский А.И. Поп Сильвестр и Домострой. С. 199 (фрагмент Пространной редакции Жития, не вошедший в редакцию Степенной книги).

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 241, 244 («Поучение» Владимира Мономаха).

Юшков С.В. Общественно‑политический строй и право Киевского государства. М., 1949. С. 77–78; Левченко М.В. Очерки по истории русско‑византийских отношений. С. 236–237; и др.

Милютенко Н И. Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси. Древнейшие письменные источники. СПб., 2008. С. 115– 116. См. также: Сахаров А. Н Дипломатия Святослава. М., 1991. С. 91–96.

См.: ПСРЛ. Стб. 24.

Калинина Т.М. Сведения Ибн‑Хаукаля о походах Руси времен Святослава. С. 93–94; Новосельцев А.П. Хазарское государство… С. 222. Сведения арабских историков Ибн Мискавейха (X–XI вв.) и Ибн ал‑Асира (XII–XIII вв.).

Калинина Т.М. Сведения Ибн‑Хаукаля… С. 92. О двух походах на хазар (в 965 и 968 гг.) см.: там же. С. 90–101; Новосельцев А.П. Хазарское государство… С. 220–227.

Лев Диакон. С. 36–37.

Там же. С. 121 (показания Иоанна Скилицы).

Там же. С. 44.

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 67.

Свердлов М.Б. Латиноязычные источники по истории Древней Руси. Германия. IX – первая половина XII в. М.; Л., 1989. С. 50–51.

Лев Диакон. С. 82.

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 65‑67; ПСРЛ. Т. 2. Стб. 53‑55; ПСРЛ. Т. 38. С. 3334; НПЛ. С. 118‑119.

Ср.: ПСРЛ. Т. 1. Стб. 127 (под 997 г., в рассказе об осаде печенегами Белгорода).

Маркелов Г.В. Святые Древней Руси. Материалы по иконографии (прориси и переводы, иконописные подлинники). Т. 2: Святые Древней Руси в иконописных подлинниках. Свод описаний. СПб., 1998. С. 186– 187.

Улуханов И. С Древнерусское бъдынъ // Историческая грамматика и лексикология русского языка. М., 1962. С. 196–200.

Котляревский А.А. О погребальных обычаях языческих славян. М., 1868. С. 118–120; Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Т. 1. М., 2000 (репр. изд. 1916 г.). С. 75; Александров А.А. Во времена княгини Ольги. С. 233–240.

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988. С. 389 (со ссылкой на: Этимологический словарь славянских языков / Под ред. О.Н. Трубачева. Вып. 3. М., 1976. С. 112).

Степенная книга. С. 176.

Степенная книга. С. 176.

ПСРЛ.Т. 1.Стб. 68‑69.

Серебрянский. С. 6–7.

ГИМ. Син. № 182. Л. 186; Карпов А.Ю. Житие княгини Ольги… С. 87–88.

Степенная книга. С. 176–177.

См.: Карпов А.Ю. 1000 лет русской святости // Журнал Московской патриархии. 1999. № 8. С. 55‑57.

Серебрянский. С. 8; Пичхадзе и др. С. 302.

Срезневский. С. 5.

Ср.: Серебрянский Н.И. Древнерусские княжеские жития. С. 35–36.

Срезневский. С. 5.

Степенная книга. С. 182.

См.: Голубинский Е.Е. История канонизации святых в Русской Церкви. М., 1903. С. 524–525.

БЛД Р.Т. 4. С. 36–37 (подг. текста и перев. Г.М. Прохорова).

См.: Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. Т. 2. С. 52‑53.

Архипова Е.И. Существует ли саркофаг княгини Ольги? // Древний мир. История. Археология. Нумизматика. Киев, 2001. № 2. С. 32–34.

БЛДР.Т 1.С. 48‑49.

См.: Бедина Н.Н. Образ святой княгини Ольги… С. 8–12.

Загребин В.М. О происхождении и судьбе некоторых славянских палимпсестов Синая // Из истории рукописных и старопечатных собраний. Л., 1979. С. 61‑80.

Серебрянский Н.И. Древнерусские княжеские жития. С. 23.

Лосева О.В. Русские месяцесловы… С. 89–90, 380.

Там же. С. 90.

Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1988 (репр. изд. 1871 г.). С. 462 (из Жития св. Ионы, митрополита Московского).

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 60‑64, 67‑69.

Шахматов А. А. Разыскания о древнейших русских летописных сводах. СПб., 1908. С. 111‑118.

Памятник был открыт и издан А. X. Востоковым по сербскому Прологу XIII – начала XTV в. из Румянцевского собрания (ныне РГБ. Ф. 256 (Рум.). № 319. Л. 132) (Востоков А. X. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 452–453). В. И. Ла‑ манский опубликовал Житие по т. н. Лесновскому, или Станиславову, прологу 1330 г. (Ламанский В. И. О некоторых славянских рукописях в Белграде, Загребе и Вене, с филологическими и историческими примечаниями. СПб., 1864 (Записки Имп. Академии наук. Т. 6. Кн. 1. Приложение 1). С. ИЗ), а Н. И. Серебрянский – по Румянцевскому с разночтениями по Лесновскому (Серебрянский И. И. Древнерусские княжеские жития: Обзор редакций и тексты. М, 1915. Приложения. С. 6–7), указав еще один список – Хлудовский, сербский, XIV в. (ГИМ. Хлуд. № 189. Л. 164–164 об.). Позднее текстом Жития занимались преимущественно болгарские исследователи. В 1957 г. Житие было издано Б. Ст. Ангеловым (Старобългарски текстове. V. Проложно житие на руската княгиня Олга // Известия на Архивния институт при БАН. Кн. 1. София, 1957. С. 292– 295; он же. Из старата българска, руска и сръбска литература. Кн. 1. София, 1958. С. 196–197) по болгарскому Прологу XIV в. (библиотека Болгарской Академии наук. № 73). Наконец, в 1989 г. Р. Павлова издала текст Жития по всем пяти известным ныне болгарским и сербским спискам (помимо указанных выше, это еще список Тырновского пролога 1339 г.: РНБ. Погод. № 58. Л. 158), но, к сожалению, не вполне точно (Павлова Р. Житие княгини Ольги в южнославянских рукописях XIII– XIV вв. // Болгарская русистика. София, 1989. № 5. С. 44–48).

Житие было опубликовано А. И. Соболевским по Прологу Синодальной Типографии № 368 XIV в. (ныне РГАДА Ф. 381. Син. тип. № 173. Л. 157 об. – 158) с разночтениями по списку Великих миней четьих (Успенский комплект: ГИМ. Син. № 996. Л. 138 об. – 139) (Соболевский А. И. Памятники древнерусской литературы, посвященные Владимиру св. // Чтения в Историческом обществе Нестора Летописца. Кн. 2. Киев, 1888. С. 67–68) и Н. И. Серебрянским по списку Син. № 3 (XV в.). Л. 183 об. ‑184, с разночтениями еще по трем спискам (Серебрянский К.И. Древнерусские княжеские жития… Приложения. С. 7–8). Наиболее ранний список памятника был выявлен 3. А. Гриценко в рукописи РНБ. Q.n.1.63. Л. 1–2, представляющей собой фрагмент сборника XIII в. (т. н. Синайского палимпсеста), переписанного болгарским писцом с русского оригинала. Житие св. Ольги по этому списку было опубликовано Р. Павловой (Житие княгини Ольги… С. 51–52) и А. А. Пичхадзе, В. А. Ромодановской и Е. К. Ромодановской (Жития княгини Ольги, варяжских мучеников и князя Владимира в составе Синайского палимпсеста (РНБ. Q.n.1.63) // Русская агиография: Исследования, публикации, полемика. СПб., 2005. С. 288–308).

Цит. по: ГИМ. Хлуд. № 189. Л. 164‑164 об.

Цит. по: Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития… Приложения. С. 7–8

Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития… С. 25. См. также: Гриценко 3. А. Агиографические произведения о княгине Ольге // Литература Древней Руси. М., 1981. С. 35–46; она же. Литературные памятники о княгине Ольге XII–XVII вв. (История текста, становление жанров, стиль). Автореф. канд. дисс. М., 1979; Павлова Р. Указ. соч. Напротив, Б. М. Клосс (Житие княгини Ольги // Письменные памятники истории Древней Руси. Летописи. Повести. Хождения. Поучения. Жития. Послания: Аннотированный каталог‑справочник / Под ред. Я. Н. Щапова. СПб., 2003. С. 213) и Н. И. Милютенко (Святой равноапостольный князь Владимир и крещение Руси. Древнейшие письменные источники. СПб., 2008. С. 180) допускают большую древность русской редакции, которая была использована в южнославянском Житии.

ПСРЛ. Т. 1. Стб. 68.

Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1. СПб., 1997. С. 48–49 (подг. текста А. М. Молдована; перев. диак. А. Юрченко).

Павлова Р. Жития княгини Ольги… С. 48–50.

См.: Фет Е. А. Пролог // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 1: XI – первая половина XIVв. Л., 1987. С. 376–381 (исследовательница связывает создание Пролога с именем Кирилла Туровского); Клосс Б. М. Житие княгини Ольги. С. 213; Милютенко Н. И. Святой равноапостольный князь Владимир… С. 175–178 (Н. И. Милютенко относит работу над Второй редакцией Пролога ко времени не позднее конца 1160‑х гг.).

Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М, 1988 (репр. изд. 1871 г.). С. 362.

См.: Осокина Е. А. Древнейшие тексты, посвященные святой княгине Ольге // Вестник РГНФ. 2000. № 3. С. 176‑182.

Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития… С. 25.

Срезневский В. И. Мусин‑Пушкинский сборник 1414 г. в копии нач. XIX в. // Записки Имп. Академии наук. 1893. Т. 72. Приложение. № 5. С. 17–31; он же. Память и похвала князю Владимиру и его Житие по сп. 1494 г. // Записки Имп. Академии наук по ист.‑филолог, отдел. Т. 1. № 6. СПб., 1897. С. 1‑8 (по сп. РНБ. Сол. № 518/537, 1494 г.); Зимин Л. А. Память и похвала Иакова мниха и житие князя Владимира по древнейшему списку // Краткие сообщения Института славяноведения АН СССР. 1963. № 37. С. 66‑72 (по сп. РГБ. Егор. № 637, 1470‑х гг.).

Издание: Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития… Приложения. С. 12–13; ср. также: Исследование. С. 32–33.

Текст не издан. Я пользовался следующими двумя списками: РНБ. Соф. № 1365, XIV–XV вв. Л. 136–137 об. (по отцифрованной копии, предоставленной ОР РНБ) и ГИМ. Увар. № 12 (965), первой половины XV в. Л. 1–4. Списки Феодосьевской редакции Патерика выявлены Л. А. Ольшевской. См. также: Абрамович Д. И. Исследование о Клево‑Печерском патерике как историко‑литературном памятнике. СПб., 1902. С. 59–66.

Издано: Никольский Н. К. Материалы для истории древнерусской духовной письменности. № Т–ХХШ. СПб., 1907. С. 1–24.

Карпов Л. Ю. Житие княгини Ольги в редакции псковского книжника Василия (в иночестве Варлаама) // Очерки феодальной России. Вып. 7. М., 2003. С. 66‑88.

Погодин М. П. Нечто о роде великой княгини Ольги // Труды и летописи Общества истории и древностей российских. Ч. IV. Кн. 1. М., 1828. С. 134.

Абрамович Д. И. Описание рукописей Санкт‑Петербургской Духовной Академии: Софийская библиотека. Вып. 2. СПб., 1907. С. 137; Иосиф (Левицкий), архим. Подробное оглавление Великих Четиих Миней Всероссийского митрополита Макария, хранящихся в Московской Патриаршей (ныне Синодальной) библиотеке. М., 1892. Стб. 308–309.

Это Житие отмечено в Описании соответствующего тома Т. Н. Протасьевой (Описание рукописей Синодального собрания (не вошедших в описание А. В. Горского и К. И. Невоструева). М., 1970. Ч. 1. С. 204). В 2003 г. списки ВМЧ Исторического музея не были мне доступны, однако предположение о том, что Псковская редакция Жития должна читаться в Царском комплекте, я высказал (Житие княгини Ольги… С. 72–73, прим. 18).

Дробленкова Н. Ф. Великие Минеи Четий // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2: Вторая половина XIV – XVI в. Ч. 1. Л., 1988. С. 127. Ср.: Протасьева Т. Н. Описание рукописей… Ч. 1. С. 174, 191.

ГИМ. Син. № 182. Л. 175 об. – 176, 182 об. – 183.

Востоков А. X. Описание русских и славянских рукописей… С. 601. Текст издан: Макарий (Булгаков), митр. История Русской Церкви. М., 1995. Кн. 2 (первое изд.: 1857 г.). С. 538–539; Серебрянский К И. Древнерусские княжеские жития… Приложения. С. 8–12.

Востоков А. X. Описание… С. 592–603 (подробное постатейное описание Рум. № 397). Ср. также: Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития… С. 36–38; Дмитриева Р. /7. Василий (в иноках Варлаам) // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. С. 112–116.

Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития… С. 36–38.

Гриценко 3. Л. Агиографические произведения… С. 41–46.

Там же. С. 46; она же. Литературные памятники… С. 10–11.

См.: Карпов А. Ю. Житие княгини Ольги… С. 69–72.

На это и ранее обращалось внимание: Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития… С. 38; Гриценко 3. А. Агиографические произведения… С. 38–39.

Цит. по: Срезневский В. И. Память и похвала князю Владимиру… С. 4.

См.: Ключевский В. О. Древнерусские жития святых… С. 250–266; Серебрянский Н. И. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. С. 146–168; он же. Древнерусские княжеские жития… С. 37–38, 215–217; Гриценко 3. А. Агиографические произведения… С. 42; Дмитриева Р. П. Василий… С. 112–116; Охотникова В. И. Псковская агиография XIV–XVII вв. Исследования и тесты. СПб., 2007. Т. 1: Жития князя Всеволода‑Гавриила и Тимофея‑Довмонта. С. 14–52; Т. 2: Жития преп. Евфросина Псковского, Саввы Крыпецкого, Никандра Псковского. С. 104‑144, 331‑367.

РГАДА. Ф. 187. № 41. Л. 41, 41 об. – 42.

Там же. Л. 515 об.

Цит. по: Соболевский А. И. Памятники древнерусской литературы, посвященные Владимиру св. С. 68 (по Прологу Син. тип. № 173).

Ср.: Срезневский В. И. Память и похвала князю Владимиру… С. 11 («Обычное» Житие князя Владимира).

Лопарев X. М. Книга Паломник: Сказание мест святых во Цареграде Антония, архиепископа Новгородского, в 1200 г. // Православный палестинский сборник. 1899. Вып. 51. С. 72, 3; ср.: Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития… С. 39.

Коншин Н. Взгляд на рукопись «Житие св. Ольги» // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1874. Кн. 1. С. 109–110.

См.: Сиренов А. В. Степенная книга: История текста. М., 2007. С. 110–111 (перечень списков). Редакция не издана. Старшие списки: РГБ. Егор. № 124; ГИМ. Барс. № 758; РНБ. Соф. № 1424.

Соболевский А. И. Поп Сильвестр и Домострой. IV. Житие св. Ольги // Известия Академии наук СССР по русскому языку и словесности. 1929. Т. 2. Вып. 1. Л., 1929. С. 196‑197.

Коншин Н. Указ. соч.; Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития… С. 41; Соболевский А. И. Указ. соч. С. 196–202; Курукин И.В. Сильвестр и составление Жития Ольги Степенной книги // Теория и практика источниковедения и археографии отечественной истории. М., 1979. С. 51–60; и др.

Издания: ПСРЛ. Т. 21. Ч. 1: Книга Степенная царского родословия. СПб., 1908. С. 6–38; Степенная книга царского родословия по древнейшим спискам. Т. 1: Житие св. княгини Ольги. Степени 1‑Х / Подг. под рук. Н. Н. Покровского. М., 2007. С. 149–196; отдельно, с переводом на современный русский язык: Памятники литературы Древней Руси. Середина XVI в. М., 1985. С. 248–287; Библиотека литературы Древней Руси. Т. 12. СПб., 2003. С. 324–377 (в обоих изд.: подг. текста Л. А. Чуркиной, перев. О. П. Лихачевой).

Степенная книга… С. 185.

См.: Околович К Ф. Жития святых… С. 18–19.

Курукин И. В. Указ. соч.

Серебрянский Н. И. Древнерусские княжеские жития… С. 40. Наиболее полный обзор источников дан в работе Н. Ф. Околовича (Жития святых… С. 20‑40).

Степенная книга… С. 150.

Там же. С. 162.

Там же.

Там же. С. 172.

Там же. С. 173.

Там же. С. 181‑182.

Гриценко 3. А. Агиографические сочинения… С. 40–41 (ГИМ. Син. № 807).

Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьихминей св. Димитрия Ростовского с дополнениями из Пролога. Кн. 1– 12; кн. 1 доп.; кн. 2 доп. М., 1902–1917 (репринт: Боровск, 1997; и др.).

Издано: Перетц В. Н. Исследования и материалы по истории старинной украинской литературы XVI–XVIII вв. ML; Л., 1962. С. 66–76; см. также: С. 13–28.

Гриценко 3. А. Агиографические сочинения… С. 39. По словам исследовательницы, сведения этой редакции Жития повторяют также два очень кратких Жития в святцах XVII в. (БАН. 13.2.13 и РГБ. Ф. 37. № 249).


[1]Разумеется, книга об Ольге не могла бы быть написана, если бы автор не имел возможности опереться на труды предшественников, сделавших очень многое для установления тех или иных фактов ее биографии, для публикации и изучения письменных и иных источников, проливающих свет на ее жизнь и деятельность, для осмысления того исторического этапа, который переживала Русь в годы ее правления. С благодарностью и признательностью назову имена лишь некоторых исследователей, на труды которых я опирался, работая над книгой: В.Н. Татищев, А.Л. Шлёцер, Н.М. Карамзин, архиеп. Евгений (Булгар), архиеп. Филарет (Гумилевский), митр. Макарий (Булгаков), М.П. Погодин, архим. Леонид (Кавелин), И.И. Малышевский, А.А. Шахматов, М.Г. Халанский, Д.В. Айналов, В.А. Пархоменко, Н.Д. Полонская, Н.И. Серебрянский, Н.К. Никольский, М.Н. Тихомиров, Д.С. Лихачев, Б.А. Рыбаков, Г. Острогорский, Д.Д. Оболенский, Ж.‑П. Ариньон, С.А. Высоцкий, А.В. Поппэ, А.Н. Сахаров, Г.Г. Литаврин, А.В. Назаренко, М.Б. Свердлов, А.А. Александров, А.П. Богданов, 3. А. Гриценко, А.С. Королев, В.М. Рычка и многие другие. Ссылки на большинство работ приведены в примечаниях к тексту; туда же в основном отнесена и полемика по тем или иным спорным и нерешенным проблемам в истории княгини Ольги.

[2]Еще в XIX в. архимандрит Леонид (Кавелин) высказал предположение о болгарском происхождении княгини Ольги, посчитав, что названный в летописи город Плесков, откуда Ольга была приведена к Игорю, мог означать не позднейший Псков (во времена Ольги, согласно ее же Житию в редакции Степенной книги, еще не существовавший), а болгарский город Плиска (см.: Леонид, архим. Откуда родом была святая великая княгиня русская Ольга? // Русская старина. Т. 59. 1888. № 7. С. 215– 224). Это мнение получило распространение в исторической литературе (см.: Иловайский Д.И. Вероятное происхождение св. княгини Ольги и новый источник о князе Олеге. М., 1914. С. 3–12) и иногда принимается и современными отечественными исследователями (см., напр.: Никитин А.Л. Ольга? Елена? Эльга? // Наука и религия. 1991. № 11. С. 20–23; N° 12. С. 54–56; он же. Основания русской истории: Мифологемы и факты. М., 2001. С. 232–233). Что же касается болгарской историографии, то в ней версия болгарского происхождения княгини Ольги сделалась наиболее популярной; см. особенно: Николаев Вс. Славянобългарският фактор в христианизацията на Киевска Русия. София, 1949. С. 98– 100; и др. (О гипотезах болгарских авторов см.: Рычка В.М. Была ли святая равноапостольная княгиня Ольга уроженкой Пскова? (Историографический этюд) // Псков в российской и европейской истории. Т. 1. Псков, 2003. С. 118–123, со ссылкой на болгарского историка и публициста 30‑х гг. XX в. Ст. Чилингирова, согласно которому Ольга была внучкой болгарского царя Бориса I, племянницей царя Симеона, дочерью его сестры Анны, вышедшей замуж за знатного болгарского боярина Сондока (Сурдика), – впрочем, источник всех этих построений неизвестен. Сам В.М. Рычка склонен считать, что Ольга происходила из Киева – см.: Там же. С. 266; Ринка В. Княгиня Ольга. Киш, 2004. С. 59.)

Основанием для «болгарской» гипотезы послужило чтение т. н. Нового (или Краткого) Владимирского летописца, сохранившегося в рукописи 60‑х гг. XVI в. (не XV в., как полагал архим. Леонид!) (ныне: ГИМ. Увар. № 206. Л. 264 об.): «Игоря же жени (Олег. – А. К.) в Болгарех, поят за него княжну именем Олгу, и бысть мудра велми» (текст издан: Тихомиров М.Н. Малоизвестные летописные памятники // Исторический архив. Кн. 7. М., 1951. С. 209; Павлова Р. Нов Владимирски летописец // Език и литература. 1980. № 5. С. 1–11). Ныне тот же летописный текст обнаружен в составе еще одной летописи XVI в., имеющей новгородское происхождение, – Большаковской, сохранившейся в рукописи 30– 40‑х гг. XVII в. (РГБ. Болып. № 333); см.: Конявская Е.Л. Новгородская летопись XVI в. из собрания Т.Ф. Большакова // Новгородский исторический сборник. Вып. 10 (20). СПб., 2005. С. 346.

Крайнюю уязвимость «болгарской» гипотезы показал еще И.И. Малышевский (Происхождение русской великой княгини Ольги св. // Киевская старина. Киев, 1889. Т. 26. № 7. С. 1–27, № 8. С. 325–353), который обратил внимание на другие оригинальные чтения Владимирского летописца (напр., отождествление Древлянской («Деревской») земли с «Литвой», включение в число племен, пославших за варягами, «лопи» и т. д.) и пришел к выводу, что все они, в том числе и известие о болгарском происхождении Ольги, по всей вероятности, представляют собой «плод собственного домысла владимирского летописца». Правда, И.И. Малышевский ошибочно считал источником «болгарского» известия об Ольге болгарский перевод греческой Хроники Константина Манассии, в котором упоминается болгарский город Плиска, или Плискува; как отметил архим. Леонид, этот перевод появился в России позже (Леонид, архим. Несколько новых замечаний к нашей статье «Откуда родом была святая великая княгиня Ольга?» по поводу статьи И.И. Малышевского. Киев, 1889 (отд. оттиск из «Киевской старины»). С. 2). Скорее, можно думать, что автор летописца, сокращая летопись, бывшую в его распоряжении (по некоторым чтениям она близка к Ермолинской), обратил внимание на болгарские известия, окружающие сообщение о женитьбе Игоря. Так, в Ермолинской летописи (где Ольга в статье о ее браке с Игорем также названа «княгиней») непосредственно перед известием о женитьбе Игоря (в разных списках под 6415/907? или 6411/903? гг.) читаются рассказы о миссии к болгарским (так!) князьям Ростиславу, Святополку и Коцелу святых Константина и Мефодия и о войне с греками болгарского царя Симеона, который после поражения «побежа во Дерьстерь град» (ПСР Л.Т. 23. СПб., 1910. С. 3–4). Не исключено, что последний мог быть отождествлен составителем Нового Владимирского летописца с русской «Деревской» землей.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 215 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...