Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Египетские женские фигурки, датированные примерно 3000 г. до н. э. Знаки – краска или татуировка



Обе фигурки из раскопок в Накада и Балласе. Они сделаны намного раньше, чем 3000 г. до н. э. Согласно иллюстрациям в отчетах о раскопках, сидящие женские фигурки типа «Великая мать» окрашены красной краской – очень интересный факт в связи с гипотезой о том, что искусство нанесения знаков на тело началось с использования красной охры, символизировавшей живительную силу крови». В ходе археологических раскопок в Нубии Ферт обнаружил несколько тел местных жителей эпохи Среднего царства (2000 г. до н. э.) с определенными признаками шрамирования, причем узоры на коже этих иссохших тел были идентичны узорам на куклах, погребенных вместе с ними. Профессор Эллиот Смит продолжает: «Хотя внешность окрашенных кукол, найденных в архаичных захоронениях, натолкнула некоторых авторов на мысль о том, что татуировка была обычной для доисторического Египта, никаких положительных свидетельств этого, равно как и любых других повреждений кожи, не было выявлено после осмотра захоронений протоегиптян».

На папирусе из Ани и в ряде других манускриптов все тело изображенного Осириса покрыто орнаментом. Таких одежд в Египте не было, поэтому речь может идти о татуировке или царапинах на окрашенной поверхности. Проанализировав имевшиеся примеры нанесения знаков на тело у негритянских племен и хамитов, Бадж пришел к выводу, что «чешуйчатый рисунок на теле Осириса представляет татуировку, знаки краской или шрамирование».

Капарт утверждает, что египтяне классического периода время от времени татуировали на груди и руках изображения божеств, но такая практика, судя по всему, существовала только в рамках Второго Фиванского царства. «Я не встречался с другими примерами, кроме Аменофиса IV и его царицы, у которых на груди и руках были вытатуированы имена бога Атона».

На фигурах группы ливийцев, изображенных на стене гробницы Сети II, 1330 г. до н. э., видны знаки тату, причем один из них – символ богини Нейт (см. рис. на с. 75). Этот символ представляется чрезвычайно важным: Нет или Нейт – одна из древнейших египетских богинь, и есть свидетельства существования ее культа еще в додинастические времена. Помимо второстепенных функций, таких как покровительство охотникам, Нейт была воплощением первобытной водной массы, из которой вышел бог солнца Ра.

Даже в период Первой династии культ Нейт считался древним. Во время Четвертой династии ее почитали одновременно как мать и дочь бога Ра. Нейт обладала способностью ежедневно порождать нового бога солнца, используя для этого божественную мощь и магические заклинания. Среди ранних титулов Нейт – «Апт‑Уат», то есть «открывающая пути». Люди верили, что она имеет силу в связи с одеванием умерших и помогает их защите.

Современными представителями ливийцев, светлокожих людей считаются кабилы и берберы, которые жили в западной части Нижнего Египта. Доктор Майерс отметил своеобразное распространение татуировки у современных египтян: практика использовалась чаще всего в западных районах, примыкающих к древней Ливии. Татуировка имени Атон на телах Аменофиса IV и его царицы, фигуры в гробнице Сети I, 1350 г. до н. э., и знаки на куклах вместе с фрагментами человеческой кожи с такими же знаками – все это относится к периоду сильного влияния Ливии.

Самый распространенный знак тату в современном Египте – диск с лучами, изображающий солнце, на многих татуировках – три точки, расположенные как вершины треугольника, – это часть иероглифического символа краски для глаз. Также известно, что «более простые и строгие геометрические знаки современной египетской татуировки родственны тем, что преобладали в Северной Африке, а более сложные, к примеру минареты и лев с мечом, были позаимствованы у восточных источников».

Краска, как снадобья и косметика, в додинастическом Египте использовалась широко: «В ритуалах есть частые упоминания зеленой краски – еще в текстах пирамид, – и уверенность в защитных и целебных свойствах краски была чрезвычайно высока». Самые ранние женские фигурки окрашены в красный цвет. Покрытие каменных статуй красной охрой, чтобы сделать их похожими на живые, было модным в Египте до 1000 г. до н. э. А когда жители начали верить в человеческих существ, живущих в камне, независимо от того, вырезана из него статуя или нет, применять красную краску стали еще чаще. Лицо мумии Рамзеса V было покрыто ею, как часть бинтов мумии Саптаха. Лица мумий многих жрецов Двадцать первой династии были покрыты красной краской. Египтяне, заботившиеся о совершенствовании всех средств, касающихся сохранения тел умерших для будущей загробной жизни, верили в жизненную силу красной краски и ее способность предотвратить высыхание тела.

Во всем мире практики татуировки, окрашивания и шрамирования ассоциируются с такими жизненно важными понятиями, как половая зрелость, брак и плодовитость женщин. Образ богини‑матери есть в мифах многих народов, но только в Египте существует связанный с этим образом обычай: вместе с умершим должна быть похоронена и женская фигурка – иногда ее называют «Великая мать», – на которой имеется точно такой же знак, что и на теле усопшего. Этот пример, а также обнаруженные исследователями красные женские статуэтки и татуировка на женских фигурках из Накада и Балласа указывают на то, что в Египте с додинастических времен до 2000 г. до н. э. знаки на теле напрямую были связаны с культом плодородия. Если эта гипотеза верна, то становятся ясны и причины таких явлений, как пищевые ограничения, изоляция и ритуалы, сопровождающие достижение девочкой половой зрелости.

Факты, относящиеся к применявшимся в Египте татуировке и окрашиванию тела, настолько важны, что представляется целесообразным кратко их повторить.

1) Распространенность в додинастические времена женских статуэток – причем женщины изображены тучные, – покрытых красной охрой, на которой видны более темные отметины (датируются до 4000 г. до н. э.; на раскопках стоянок палеолитического человека в Европе встречаются аналогичные экземпляры).

2) Костяные женские фигурки Первой и Второй династий с темными круглыми знаками на животе и лобке.

3) Женские статуэтки из Накады и Балласа (3000 г. до н. э.): нанесенные краской и татуированные знаки – антилопа и зигзаги: антилопа может быть тотемной эмблемой, а зигзаг, позднее ставший иероглифическим символом воды, вероятно, означал плодородие и возрождение.

4) Татуированная кожа с ромбовидными фигурами, аналогичными тем, что имеются на женских статуэтках (2000 г. до н. э.).

5) Символы богини Нейт, вытатуированные на фигурах ливийцев, изображенных на стене гробницы Сети I (1300 г. до н. э.).

6) Татуировка Аменофиса (Аменхотепа) и его царицы с именем бога Атона.

7) Использование красной краски для покрытия лиц умерших и окрашивания статуй, дающих жизнь.

Миграция. Самые ранние из известных татуировок в Египте – те, что видны на фрагментах человеческой кожи и на куклах, – датированы 2000 г. до н. э. С этого времени Египет поддерживал связь с Критом, Грецией, Ассирией, Персией, Аравией и Суданом, что способствовало быстрому распространению татуировки по всему свету. Она добралась даже до Шотландии, к пиктам, в Южный Китай, где первые практики датированы 1100 г. до н. э., а японцам стала известна за несколько столетий до начала христианской эры. С Японских островов татуировка вполне могла попасть на Камчатку и в северную часть Сибири, где чукчи практиковали тату прокалыванием. На Формозе, Филиппинах, Борнео и в Микронезии тату появилось как особый знак в связи с таким явлением, как охота за головами. Шаны – практикующий татуировку народ, дом которого около 2000 г. до н. э. находился в Южной Сибири. В XIII в. до н. э. они занимали долину Юнг‑Чанг, откуда мигрировали в долину Иравадди, установив контакт с бирманцами.

Полинезийцы, безусловно, сыграли важнейшую роль в распространении татуировки, связав ее с религиозными верованиями и культами плодородия, а затем развив геральдическую составляющую практики (особенно в Новой Зеландии).

Кристиан утверждает, что на Маркизских островах знаки тату имеют случайный характер и напоминают иероглифическую систему, толковать которую умели только тагуна – жрецы, которых почти не осталось. Перси С. Смит уверен, что исконный полинезийский род можно проследить в Индии, откуда миграция началась в 450 г. до н. э. Коуван приводит фотографии маори семитского типа, и вполне может статься, что полинезийцы прибыли из такого расположенного далеко на западе региона, как Персидский залив. У дравидийских племен Бенгалии и Оуда нанесение тату связывалось с верованиями, касающимися доступа в рай и плодовитости женщин. Возможно, полинезийцы заимствовали и развили эти верования во время своего продвижения в Тихий океан. О практике татуировки у полинезийцев на острове Яве в течение века после 65 г. до н. э. свидетельств нет. Но этот остров 600 лет находился под влиянием мусульман, запрещавших татуировку. В 600 г. полинезийцы жили на Тонга и Самоа, где тату практиковалось очень широко, и при движении туда миграционные потоки коснулись Борнео, юго‑востока Новой Гвинеи и архипелага Бисмарка. В этих местах татуировка прочно ассоциируется с табу и ритуалами при подготовке девушки к браку, а на архипелаге Бисмарка и Соломоновых островах существует еще вместе с окрашиванием и шрамированием ожогами. На Гавайях полинезийцы обосновались примерно в 650 г., хотя периодически добирались до этих островов с Борнео еще в 450 г., а на Маркизских островах – несколькими десятилетиями позже. Здесь татуировка оказалась тесно связанной с геральдикой, социальным статусом и, возможно, религиозными символами. Новую Зеландию полинезийцы заняли в XIV в. (начали посещать в 850 г.). Здесь распространилась татуировка моко, тесно связанная с табу и ритуалами. Полинезийцы принесли татуировку на восток до Туамоту и острова Пасхи. Согласно работам Бичи (1825) и Роггевина (1722), женщинам острова ее делали в форме темно‑синих бриджей – как у маори. Соблюдение точности татуировки на острове Пасхи было очень важным, и ее проверял сам араки (вождь): одних людей – с «правильной» татуировкой – отправлял стоять на одном холме, других – с «плохой» – на тот холм, где над ними смеялись.

Перри предполагает перенос комплексной культуры раннединастического Египта через Тихий океан в Америку. «Переносчиков» культуры он назвал «Детьми солнца». Они были ответственны за передачу таких жизненно важных искусств цивилизации, как строительство домов из камня, ирригация, поклонение солнцу и многое другое. Перри отмечает неутомимые поиски этими людьми живительных субстанций, среди которых были и раковины‑жемчужницы. Если согласиться с этой гипотезой, носители «архаичной цивилизации» могли быть ответственны и за перенос искусства татуировки через районы ловли жемчуга.

В результате полинезийской миграции, которой способствовала ловля жемчуга, или других перемещений, искусство татуировки пересекло весь Тихоокеанский регион от атоллов Туамоту до островов Гилберта и от Гавайев до Самоа – базы полинезийцев. Наблюдатель, проживший на Фиджи двадцать лет, указал на важность проводимых там ритуалов, связанных с татуировкой женщин. Подробности, которые сообщил очевидец, полностью совпадают с теми, которые известны о татуировке в других частях Тихого океана. К заявлению Брюстера (ссылающегося на своего местного информатора), что татуировка на Фиджи существовала и до появления полинезийцев, следует, видимо, отнестись с осторожностью.

Перемещение искусства татуировки на Американский континент заслуживает отдельного рассмотрения. Льюис Спенс утверждает: «Корни религии Мексики и Перу могли быть только местными». Правда, он тут же добавляет, что существуют многочисленные легенды, одинаковые у мексиканцев и перуанцев, – о белых и бородатых людях, пришедших издалека, которые якобы и основали американские цивилизации. Красная краска на лицах перуанских мумий, синие татуировки прокалыванием на них, церемониальное шрамирование и окраска в религиозных обрядах ацтеков и майя, татуировка ацтеков – все это действительно указывает на аналогичные практики, применяемые в Старом Свете. Решить, что цивилизации Мексики и Перу возникли спонтанно, легко отмахнувшись от легенд о европейских «пришельцах», думается, было бы действительно слишком просто.

Оппонент теории распространения искусства татуировки в Америке полинезийцами может возразить, что практика могла попасть туда с северо‑запада – с Аляски. Эскимосы татуировали у своих женщин подбородки, жаловали почетные знаки успешным китобоям и окрашивали лица красной краской, когда готовились к опасной морской охоте или трудному путешествию. Они могли перенять практику у чукчей, живших на противоположном берегу Берингова пролива. Татуировка синих знаков перешла вместе с другими аспектами эскимосской культуры, и о ней знали в Гренландии еще во времена Дэвида Кранца (1750 г.). Но практика тату, равно как и окрашивания тела, играла очень важную роль в жизни племен Северной Америки, и трудно предположить, что такое большое разнообразие связанных с ней техник, ритуалов и табу было перенято у эскимосов, сохранивших только два применения татуировки, без сопровождающих ритуалов.

В пользу гипотезы о том, что татуировку прокалыванием в Северную Америку распространили полинезийцы, можно сказать следующее: расстояние от Гавайев до Ванкувера или до Сан‑Франциско соответственно 2400 и 2100 миль. Путешествие от острова Пасхи до берегов Перу или Чили почти такое же, как от Гавайев до Калифорнии. Ветра и течения неблагоприятны для обоих маршрутов, и, если речь идет о расстояниях, ничто не способствует выбору южного или северного маршрута. Полинезийцы были на Маркизских островах и острове Пасхи в конце VII в. Время основания империи инков относят к 1100 г., а до нее существовала доинковская цивилизация, причем достаточно долгое время, чтобы практика тату успела достичь берегов континента и развиться до такой степени, которую нам описали испанские конкистадоры. Цивилизация майя процветала в VII в. 1376 г. – примерно за век до завоевания испанцами Мексики – самая ранняя документально подтвержденная дата ацтекской цивилизации. Татуировка, окрашивание и шрамирование на Юкатане описаны в испанских манускриптах конца XV – начала XVI в. Археологические свидетельства подтверждают существование там тату за несколько веков до вторжения испанцев. Полинезийцы прибыли на Гавайи в 450 г., двумя веками позже имела место колонизация островов, иными словами, времени было достаточно, чтобы практика татуировки достигла тихоокеанских берегов и впоследствии продвинулась в глубь континента к культурным центрам восточной части Северной Америки. Расстояние от Гавайев до побережья Северной Америки – 2000 миль, но его при благоприятных условиях можно преодолеть в небольшой открытой лодке (удалось же это капитану Блаю, высаженному на лодку мятежниками Баунти). Внедрение практики татуировки на побережье Тихого океана вовсе не обязательно требовало высадки больших групп людей – целых племен или народов. Нескольких искусно татуированных моряков вполне достаточно, чтобы вызвать интерес к практике, которая, ввиду своей привлекательности и миграционных привычек равнинных индейцев, могла очень быстро пересечь континент.

Миграции с острова Пасхи в Перу возможны. Хорошо известны мегалитические памятники на острове. Хирам Бингам утверждает, что рассказ капитана Кука об имеющихся там каменных руинах вполне применим к хорошо подогнанным мегалитическим конструкциям Верхнего Перу. Ввиду древности практики тату прокалыванием, ее географической, социальной и психологической связи с другими культурными факторами и известной тенденции культур к продвижению сложными группами есть основания предполагать, что татуировка была привезена в Южную Америку с островов восточной части Тихого океана.

Заключение

Археологические и этнологические свидетельства означают, что самые древние практики нанесения знаков на тело – краска и шрамирование – существовали еще в доисторические времена. Жители Тасмании, миграции которых в южном направлении были очень древними, владели обеими техниками. То же самое можно сказать о негрито Андаманских островов, Филиппин, острова Целебес (Сулавеси) и Новой Гвинеи. Возможно, эти простые формы нанесения знаков на тело премещались вместе с искусством наскальной живописи и создания элементарных палеолитических форм орудий труда. Археологические свидетельства из Египта, касающиеся татуировки прокалыванием, являются самыми древними и имеют исключительную важность (знание о существовании тату в Египте в 2000 г. до н. э., а возможно, и до 4000 г. до н. э., дает хронологическую точку отсчета ее истории). А с учетом полинезийских миграций представляется в высшей степени вероятным, что знакомству с татуировкой прокалыванием жители Америки обязаны полинезийцам. Что же касается социально‑психологической стороны вопроса, то татуировка в Древнем Египте была связана с такими понятиями, как культ плодородия, жизнь после смерти и социальный статус. Все это значительно повлияло на практики татуировки и связанные с ними верования и ритуалы во всех частях света.

Однако неужели только с Египтом связаны главные ступени развития распространившегося по всему миру искусства нанесения знаков на тело человека? Так, археологические раскопки на Дальнем Востоке ведутся не так давно, но уже ученым стало известно о том, что татуировка существовала в 1100 г. до н. э. на юго‑востоке Китая, а японская техника татуировки намного превосходит египетскую. Возможно, дальнейшие раскопки в Китае и Японии преподнесут ученым много «сюрпризов» и кардинально изменят их взгляды. Кроме того, так и остались нерешенными многие вопросы, поставленные исследователями тату, например: если знаки на теле действительно были так важны в Египте, как предполагают археологические свидетельства, разве не странно, что египетские тексты ничего не говорят о необходимости татуировки? И почему в них не упоминается о тату женщин, достигших половой зрелости, – одного из главных аспектов этой практики; может быть, в имеющихся на египетских женских статуэтках и коже мумий знаках содержится напоминание о некогда важной процедуре, от которой люди отказались в додинастические времена Египта, передав практику семитам Персидского залива или Северной Индии, уже тогда называвшимся полинезийцами, которые, в свою очередь, распространили ее на другие страны?

Таким образом, современным исследователям предстоит открыть еще немало тайн, связанных с историей татуировки.

Примечания

Р е в у н – деревянная дощечка, привязанная к бечевке, которая при раскручивании над головой издает ревущий звук; используется в ритуальных целях шаманами. (Примеч. пер.)

Быть в контакте (фр.).

Он остается незавершенным (фр.).

Татуировка «бриджи» распространена очень широко – у шанов, на Борнео, Самоа, Таити, острове Пасхи, Новой Зеландии.

См. с. 207.

Татуировка в Японии была запрещена правительством, более лояльным отношение к ней стало в середине XX в.

См. также египетские скульптуры, в которых подчеркнуты длинные гибкие тела, длинные ноги, большие темные глаза.

MacCulloch J.A. The Religion of the Ancient Kelts. 1911. P. 17, 217.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 346 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...