Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава 6 историческое распространение татуировки



В этой главе будут рассмотрены проблемы происхождения, хронологии и направлений миграции практик окрашивания тел, татуировки и шрамирования в такой последовательности:

1) доисторические времена;

2) Шумер и Вавилон;

3) Китай и Япония;

4) арийцы;

5) цивилизации Перу, Юкатана и Мексики;

6) Египет.

1. Окрашивание тел. Из трех разновидностей искусства нанесения знаков на тела окрашивание, вероятнее всего, было самым древним. Краски широко использовались в наскальной живописи палеолитического человека в Европе и других частях света. Осборн просуммировал примеры связи красной охры с кроманьонскими захоронениями. Мурхед имел дело с доисторическими «Людьми красной краски из Мэна», Соллас описал «Красную даму из Пэйвиленда», найденную недалеко от Суонси, а в работах Бакленда, Дешелета, Лартета и Кристи доказан факт использования красной охры в палеолитические времена. Использование красных красок было модным в Египте. Ранее были описаны примеры применения красной и других красок негрито, такими как жители Андаманских островов и семанги, упорные попытки североамериканцев и австралийцев добыть красную охру, даже если она располагалась на большом расстоянии от них. Иными словами, есть все основания считать использование красной охры первой стадией процесса нанесения знаков на тело.

2. Шрамирование. Примитивный человек верил, что болезни, приносившие ему боль и страдание, возникают из‑за вселения в его тело некого объекта (демона). Заставить его уйти из больного тела мог только шаман, который делал это с помощью нанесения пациенту шрамов. Так возникла терапевтическая функция шрамирования. Тогда же, видимо случайно, к шрамам, полученным в результате разреза, ожога или других причин, применили красящее вещество, и они стали декоративными. Для практики шрамирования были заимствованы некоторые ритуалы, связанные с окрашиванием и татуировкой. Но ритуальная составляющая шрамирования очень мала. Например, исследователь Полинезии Риверс в своем труде «Медицина, магия и религия» утверждал: «В Полинезии кровопускание посредством надрезов и шрамирования как лечебная практика особенно характерно для Западных островов, к примеру Самоа». Вероятно, что медицинская практика, которая велась в глубоко религиозной атмосфере Полинезии, в конечном счете стала частью религиозного церемониала.

3. Татуировка. Разные прерывистые темные знаки на белом или красном фоне отчетливо видны на женских фигурках, обнаруженных при раскопках, и позволяют предположить, что известная еще в доисторические времена татуировка прокалыванием была очень оригинальным изобретением человека. Возможно, острым кремнем он сделал несколько маленьких, отделенных друг от друга проколов на коже и затем вводил туда красящее вещество. Я считаю это сознательной попыткой некого вдумчивого индивида сделать символ жизненной силы более стойким, чем тот, что наносился на кожу краской. Примитивный художник заметил, что на человеческой коже, особенно на руках, есть маленькие круглые впадинки и складки, которые, пересекаясь, образовывали ромбовидные фигуры. Используя их в своей работе, он всего лишь подчеркивал контуры и углубления, данные самой природой.

Безусловно, что окрашивание, шрамирование, и, быть может, собственно татуировка производились человеком с определенной целью и были широко распространены еще до начала времен. Эти практики, видимо, мигрировали вместе с ранними культурами наскальной живописи и изготовления кремневых орудий.

После общих рассуждений об истоках процесса нанесения знаков на тело приступим к краткому обзору связанных с ним техник, ритуалов и верований, которые существовали у некоторых древних цивилизаций.

Вавилон. Нет никаких свидетельств, указывающих на то, что татуировка или окрашивание тел когда‑либо практиковались в Вавилонии и Ассирии, хотя косметика и краска для глаз применялась там достаточно широко.

Дальний Восток. Уже говорилось о том, что жители Северного Китая никогда не татуировались. Однако такая практика была широко распространена к югу от Янцзы еще до 1100 г. до н. э. Татуированные рыбаки контактировали с японцами задолго до начала документированной истории Страны восходящего солнца. Известно, что сами ее жители татуировались в середине V в., но не исключено, что этот обычай возник намного раньше. По словам одного японского историка, в начале христианской эры жители его страны татуировали свои лица и украшали тела изображениями, по размеру и положению которых можно было определить социальный ранг каждого из них. Очевидно, тату в Японии далеко не всегда было практикой, распространенной среди низших слоев населения. Японская техника тату, с которой не может сравниться ни одна в мире (по цветовой гамме, форме, движению, игре света и тени и т. д.), появилась не в одночасье. Хотя можно предположить, что, когда у японцев – великолепных ремесленников, обладающих удивительными способностями к подражанию, чрезвычайно терпеливых и настойчивых – появился интерес к татуировке, техникой ее исполнения они овладели быстро. Наличие дракона в большинстве японских композиций тату можно считать доказательством древности искусства, поскольку образ этого загадочного существа известен в Японии с доисторических времен. Первоначально это существо выражало для японцев божественную силу, дающую жизнь, но со временем стало воплощением зла. Возможно, они позаимствовали искусство татуировки у айну, которые считаются обособленной частью альпийской расы, отвергли все связанные с ним верования и сосредоточились только на технике исполнения, поскольку в Японии нет ни легенд, ни ритуалов или табу, имеющих отношение к татуировке. По крайней мере, они не известны.

Арийцы. Народы, говорящие на арийских языках, расселились по всему миру, поэтому их практики нанесения знаков на тело могли быть особо интересны. Однако свидетельств тому нет. К таком выводу пришел не только я, безрезультатно исследовавший этот вопрос, но и профессор A.A. Макдонелл, который в личной беседе сообщил мне, что на протяжении сорока лет поисков он не обнаружил ни намека на то, что арийцы практиковали татуировку или шрамирование. А в Индии тату существовало только у дравидийских племен, которые верили, что этот знак защитит их от бесплодия, болезней и станет меткой, необходимой им на том свете.

Американский континент. Задача датирования таких археологических находок, как татуированные тела или их изображения в произведениях искусства, найденных в Перу, Мексике, Колумбии и на Юкатане, трудна даже для экспертов. Так, мы знаем, что, например, у инков тату и окрашивание тел появились не раньше 1100 г. (они красили лица умерших красной краской). Но проведенные недавно исследования останков из некрополя Анкона, датированных ориентировочно XI в., дают основание предположить существование этих техник до инков.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 263 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...