Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Buenos Aires 23 страница



Ж

ЖАКОМИНО АМЕРИКО (А) «Каньото». Современный бразильский гитарист из штата Сан Пауло; самый яркий исполнитель фольклора своей страны. Много делал для пропаганды гитары в Бразилии, завоевал известность и восхищение соотечественников. Нет ни одного гитариста в этой стране, кто не хвалил бы «Крестовый поход», «Каньото». Оставил после себя школу выдающихся гитаристов: Луис Джордано, Рохелие Гимарах, Моцарт Бикольо и др. Журнал «А вос до виолао» писал: «Рохелио – это второй феномен в этом жанре, которым обогатил нас штат Сан Пауло; первым был Америко Жакомино, известный под псевдонимом «Каньото».

ЖАНЛИ СТЕФАНИЯ ФЕЛИСИДАД. Французская гитаристка, арфистка и композитор. Родилась в Чамсери, служила при дворе короля Людовика Филиппа. Боне упоминает многие неизданные в рукописи сочинения Жанли. Упоминается в словаре Эйтнера. Умерла в Париже 31 декабря 1830 г.

ЖИЛЬ АНРИ Н. Французский музыкант и гитарист. Родился в Париже во второй половине XVIII века. Изучал гитару и габой, на котором он был одним из первых исполнителей своего времени. Фелине Боне в книге «Гитара и мандолина» пишет, что Жиль – автор нескольких сочинений для гитары и гобоя.

ЖИРВ Д. В архиве с ценной коллекцией сочинений для гитары, принадлежавшем каталонскому маэстро Хосе Ферреру Эстебе (в настоящее время – автору этих строк), имеются в рукописи следующие произведения автора Д.Жирва: кубинский танец «Прощай!», танец «Хабанера», «Воспоминание», танец «Соблазнительница», американский танец «Да» – всё для гитары; два первых посвящены «выдающейся пианистке Террезите Карреньо». Все пять сочинений просты по музыкальной и гитарной формам, но особо выделяется фольклорный колоритом «Хабанера». Судя по посвящению, композитор Д.Жирв мог написать эти произведения в 1880–90 гг. Пианистка Карреньо выступала в Европе во второй раз с большим успехом в это время. Поэтому можно предположить, что Жирв был её соотечественником и жил в это время в Париже.

З

ЗАЛЬЦМАН Т. фон. Композитор–гитарист начала XIX века. В “Руководстве” Уистлинг пишет о Зальцмане, что известны его опубликованные опус 9 “Вариации” для сольной гитары и опус 2 “Вариации” для двух гитар.

ЗАРОКОСТА Ф. На ежегодных экзаменах в афинской школе “Мандолината”, в программе которой имеется преподавание гитары (т.к. она обязательна в государственных школах Греции), 6 июля 1925 года сеньорита Зарокоста получила, при единогласном решении жюри, диплом сольной гитаристки.

ЗАСС РУДОЛЬФ. Австрийский гитарист и композитор. Родился в Витисе 16 апреля 1872 года. Этот образованный и плодовитый композитор выпустил несчетное число произведений для пения и гитары в крупнейших немецких издательствах. Венское издательство Толла выпустило “2 лирические сюиты” для сольной гитары. Очень похвально о Зассе отзывался венский журнал “Зайншрифт фюр ди Гитаре”.

ЗАЧАУ ПЕДРО. Лютнист и композитор XVII века, музыкант Совета Любека. В 1683 году вышли его Гавоты, Джиги, Куранты и др. его сочинения. В 1693 году – собрание Прелюдов и пьес для лютни и виолы–де–гамба.

ЗАЯИЦКИЙ СЕРГЕЙ СПИРИДОНОВИЧ. Известный гитарист–любитель и врач. Родился в Москве 17 сентября 1850 года. Любил гитару и превратил свой дом в настоящий храм этого инструмента. По взаимной симпатии пригласил в свой дом очень образованного преподавателя и известного гитариста А. П. Соловьева. В доме постоянно организовывались музыкальные вечера, где доктор Заяицкий знакомил гостей с литературой для гитары, а солисты–исполнители могли продемонстрировать свое мастерство и часто импровизировали дуэтом, трио, квартетом и т.д. Известный врач и большой друг гитары Сергей Спиридонович Заяицкий умер в городе, где родился, 6 мая 1910 года.

ЗЕГНЕР ФРАНСИСКО Г. Т. Преподаватель и композитор–гитарист. Жил в Вене в начале XIX века. Издательство “Артария и Ко” выпустило его теоретико–практическое руководство по игре на гитаре. Лейпцигская “Альгемайне музикалише цайтунг” называет его в 1828–30 гг. прекрасным концертным исполнителем. В библиотеке друзей гитары в Вене хранятся опус 15 “Каприччо” для сольной гитары, опус 14 “Бравурная соната” для гитары и фортепиано, опус 19 “Вариации”, опус 21 “Концертный полонез” для гитары и квартета, опус 30 “Концертные вариации” для гитары и оркестра Зегнера. Издательство Шотта из Майнца переиздала в редакции Зута “Этюды для гитары”.

ЗЕЛЬНЕР ХОСЕ. Преподаватель и композитор–гитарист. Родился в Ландау 13 марта 1787 года. Жил в Вене и преподавал гитару, Его сочинения выходили в Вене и в Праге. Это “Шесть вариаций” и “Дивертисмент” для сольной гитары, для двух гитар “Три полонеза” и “Вариации” для флейты и гитары, “Серенада”. Вышли также другие произведения для гобоя и “Школа игры” для этого инструмента, которым он очень хорошо владел. Зельнер умер в Вене 17 мая. Упоминается в “Руководстве” Зута.

ЗИГМУНД ХЕРМИН. Современный композитор и гитарист. По данным Зута у него в лейпцигском издательстве Штайнграбера в 1923 году вышло большое число песен с гитарным аккомпанементом. Зигмунд также автор 10 сочинений для сольной гитары.

ЗИРИАБ АЛИ БЕН. Знаменитый лютнист и певец, персидского происхождения, родился в конце XVII века. Был музыкантом в Ираке при Багдадском дворе, затем с двором по призыву эмира Абдеррамана II (790–852 гг.), который любил и отличал его, переехал в город Кордову.

“Музыка в мусульманской Андалузии была чисто народным искусством, она была отрадой измученной душе. Народ настолько ею опьянялся, что пение и музыка “приговаривались многими суровыми мусульманами на основе некоторых изречений из Корана...”, но врожденная страсть арабов к тому и другому скоро победили эти рассуждения, и музыка достигла небывалой высоты. В последствии песни, лютня и кифара зазвучали во дворцах халифов” (Барон де Шлак: “Поэзия и искусство арабов в Испании и на Сицилии”. Перевод Валери). “В этих народных песнях мусульманской Андалузии и в более поздних “хондах” имеется близкое родство, что можно заметить, сравнивая хакарас, пало, каньяс, плайерас и другие арабские песни, которые сегодня поют в Испании, с другими арабскими и еврейскими песнями” (Сориано Фуэртес “История испанской музыки от прихода финикийцев до 1850 г.). Но эта музыка и это народное пение скоро нашли исполнителя, которым в глазах современников, стал гениальным создателем “канте хондо”. Им стал самый оригинальный и самый образованный артист тех времен, приезд которого в Испанию с Востока послужил началом целой эпохи. Его можно считать основателем национальной школы по его преподаванию и песням. Это был Зириаб (Хуан Рибера “Обучение при арабах–мусульманах”), великий лирический импровизатор, обладавший интуицией, одинокий и сентиментальный, самый богатый предшественник Сильверио и Хуана Бреал. Зириаб (что означает “черная птица с мелодичным пением”), по данным Маккари (“Рассказы по истории и литературе испанских арабов” Аль–Маккари. Опубликованы М. М. R. и Дози), посреди ночи неожиданно просыпался, звал своих рабынь Чартан и Хонайдак, они брали лютни и играли. Потом он писал и снова засыпал.”

Унамуно видит в слове “Guitarra“ искажение “Citara“. Вообще, гитаре приписывается восточное происхождение, но точных данных об этом нет. Гитара, которой широко пользовались уже андалузские арабы, назвавшие ее “алькитара” (“Alquitara“) (это производное от “quitar“, в свою очередь производное от греческого слова kithara, откуда происходит также kuitra), все еще используется арабами Алжира и Туниса; другая разновидность, виуэла, непосредственная предшественница гитары, но не сама гитара, т.к. Коваррубиас пишет в “Сокровище языка”: “На виуэле перестали играть, так как стали предпочитать гитару. Уд–Лауд, который в Андалузии ввел Зириаб, имел 12 ладов или “voab“ египетского происхождения и 24 классических. Египетские соответствовали знакам Зодиака, но четвертый лад соответствовал Испакану, древней столице Персии. Поэтому, с учетом указанных предположений (на которые указал Зириаб), гитара имеет персидских предков, и, очевидно, из Персии перешла в Египет. Не боясь оказаться неточными, можно сказать, что один из вкладов арабов в андалузскую лирику – гитара. И поскольку она происходит из Персии, ей можно приписать еще более древнее родство с утанами. (См. Рикардо Агирре “Сведения по истории гитары”, Сальвадор Даниэль “Арабская музыка, ее связь с греческой музыкой и григорианским пением”. М. Сориано Фуэртес “Арабско–испанская музыка” и Хил. Бенумейя названное произведение).

Арабская лютня, наследница греческой кифары и прародительница испанской гитары, по данным Ховельяноса (“Воспоминания об общественных развлечениях”, прочитаны в Академии истории в 1796 году), имела 4 струны, которые представляли четыре темперамента (по мнению арабских врачей); Зириаб добавил пятую струну, представляющую собой душу (Аль–Макарри, то же сочинение).

Зириабу приписывают персидское происхождение. Однако сведения о нем есть только с того времени, когда он был певцом при багдадском дворе и клиентом халифов–аббасидов. Его замечательный лирический темперамент можно назвать настоящим темпераментом хондо. Он дает свой тон, свое эстетическое и эмоциональное чувство песням в форме романса с бедной мелодической линией, без оттенков и изгибов старого Востока. Зириаб прибыл в Кордову в эпоху Абдеррамана II, который находил удовольствие в его исторических, научных беседах и беседах об искусстве, т.к. этот необыкновенный музыкант обладал обширными и разнообразными познаниями; кроме того, он был превосходным поэтом и знал на память слова десяти тысяч песен” (Дози, “История мусульман в Испании”). Таким образом, Зириаб обладал возвышенным и изысканным темпераментом, каким должны обладать те, кто хочет быть истинным исполнителем хондо. В этом человеке было что–то необычное, кроме анатомического совершенства голосовых связок, придававших приятное звучание голосу, что Абдеррман II (скорее андалуссиец, чем араб) увидел, как чувство его народа эстетически обретает силу в каденциях экзотического артиста”. (Из книги “Андалузия, ее коммунный уклад и канте хондо”, Карлоса и Педро Каба).

ЗОММЕР ГЕРМАН. Историк–музыковед. Родился в Вюрцбурге 13 августа 1876 года. Автор книги “Лютня и гитара”, опубликованной в 1922 году штутгардским издательством Д. Энгельхорнса. В этом сочинении, имеющем 96 страниц текста, даны художественные изображения знаменитых артистов и фотографии инструментов разных размеров, указывающих на их принадлежность к разным эпохам: это лютни, тьорбы, гитары и т.д. В тексте пространно объясняются различные аспекты лютни и гитары. Удивительно, что в этом сочинении автор после того, как речь идет о Леньяни, Джулиани, Мерце, Соре и других, не отдает должное гитаре как концертному инструменту, а считает ее инструментом для исполнения в узком кругу. Точно также Зоммер не верит в то, что есть много гитаристов, прекрасно умеющих взволновать своим исполнением залы. Сеговию он считает нетипичным случаем в истории гитары, хотя мы считаем, что он должен был знать о таких гитаристах, как Кальеха, Льобет, Родес, Альфонсо и др., которые были в Германии с концертами. Этот просвещенный автор не знает о том, что в городе Буэнос–Айрес, который идет в авангарде цивилизации и где замечательная обстановка для гитары, не было бы чудом за 24 часа организовать концерт из тысячи исполнителей, не считая многочисленных и очень хороших солистов, исполняющих посреди Майской площади “Арабское каприччо”. Зоммер написал в других музыкальных жанрах заслуживающие внимания сочинения.

ЗОНТАГ Г. Композитор–гитарист первой половины XIX века. Известно, что в лейпцигском издательстве Фризе опубликовано 10 его галопов и этюдов для гитары. Упоминается в “Учебнике” Уистлинга, вышедшем в 1844 году.

ЗОПП ФРАНСИСКО ХАВЬЕР. Композитор–гитарист начала XIX века. В мюнхенском издательстве Фальтера и Эстбла выпустил “Развлечение”, 12 легких вильянет и “Вариации” для сольной гитары, которые вышли по данным Д. Зута в 1830 году.

ЗУММЕР ХОСЕ. Гитарист и певец. Уроженец Австрии. Родился 10 февраля 1891 года. Зуммер был одним из самых популярных артистов в своем жанре и пользовался славой прекрасного аккомпаниатора своему пению. Много песен опубликовано в издательстве Циммермана и др.

ЗУППУС С. Композитор начала XIX века. По данным Х. Зута, издательством Циммермана из Майнца и боннским издательством Зимрока опубликованы его “Серенада” для двух гитар, опус 10 и 11; опус 8 и 9 “Серенады”; опус 14 “Попурри” для гитары, скрипки и виолы; “Квартет” для гитары, флейты, скрипки и альта, которые вышли около 1830 года.

ЗУССМАНН ФЕЛИПЕ. Гитарист, у которого в издательстве Андре из Оффенбаха в прошлом веке было выпущено четыре Мелодии и 28 “Попурри” из опер. Все это – для сольной гитары.

ЗУТ ХОСЕ. Гитарист и музыковед. Родился в Фишерне, Карсбад, Богемия 24 ноября 1879 года. Зут – маэстро и очень скромный гитарист. Большую часть времени он посвятил изучению жизни и творчества гитаристов первой половины XIX века. Он также знаток предыдущей и последующих эпох. Занимал важные посты. Был директором школы гитары при Венском университете “Урания”. С успехом прочел множество лекций. Очень известно его исследование “Симон Молитор и венская гитаристка (около 1800 года)”, исследование “Граф Лоджи” (1643–1721 гг.). К этим ценным исследованиям следует добавить шесть тетрадей “Ди гитаре” и другие работы, которые возвышают личность Зута. Он был первым преподавателем известной австрийской концертной исполнительницы – гитаристки Луизы Уолкер (Валькер). В последствие Х. Зут стал известен как автор “Руководство по игре на лютне и гитаре”. Умер в ноябре 1932 году.

ЗЮРФЛЮ ОГЮСТ. Французский гитарист, преподаватель и композитор. В последнее десятилетие прошлого века и первом десятилетии нынешнего жил в Париже. Гитарный мир хорошо его знал и высоко ценил. Из сочинений его известна “Школа (гитары) Руководство и серия этюдов (Огюста Зюрфлю (формата 32ґ24 1/2) на 23 стр., выпущенная Жаком, Пиза, Рю Пигаль, 8”. Автор излагает постепенное обучение по позициям, как раньше частично это делали Каркасси, Карулли, Кастельянчи и т.д. и эти иллюстрации идут до стр. 10. Он вставляет 3 пьесы, затем на трех страницах идут упражнения на интервалы, терции, сексты, октавы и децимы; три страницы с упражнениями на портаменто, легато и трели; на стр. 17 есть еще одно упражнение для правой руки. Автор помещает также небольшую таблицу гармоник и продолжает издание тремя произведениями для двух гитар, завершая “Таблицей аккордов” на двух страницах. Несмотря на то, что в сочинении нет текста и мало иллюстраций, произведение Зюрфлю предлагает вниманию профессионала примеры для обучения, потому что мы всегда верили в эклетическое руководство. В том же издательстве у этого автора вышло шесть салонных пьес, пять пьес разных жанров и 20 переложений; другие оригинальные сочинения для двух гитар, гитары и голоса и для гитары с другими инструментами. Сочинения его правильной структуры, поэтому ими пользовались, как мы упоминали, заслуженной популярностью. Пьесам предшествует посвящения: известным людям и ученикам: опус 103 посвящен его ученику–гитаристу Люсьену Хеласу.

И

ИАКОБС Вальтер. В издательстве Стюарт и Бауэр в Филадельфии вышла его «Практическая аппликатура для гитары». Мы должным образом заказали это сочинение, но так его и не получили – нас заинтересовали подобные публикации в стране доллара.

ИБАРГАЙЕН /.../. Современный гитарист. Живет в Буэнос–Айресе, где выпустил несколько переложений.

ИБАРГАЙЕН Акилес. Современный уругвайский гитарист и композитор. Это известный человек в научном мире своей страны, так как является одним из лучших врачей нового поколения. Поклонник гитары, он научился играть на ней у преподавателя из своей деревни Сан Хосе. Позже он начал сочинять для гитары. В бразильском журнале «О виолао» в сентябрьском номере за 1929 г. было опубликовано сочинение доктора Ибаргайена, посвященное аргентинскому гитаристу Хуану Анхелю Родригесу под названием «Креольские мелодии» /тристе/ опус 20, пользовавшихся большим успехом в Бразилии. Это заслуживающее внимание произведение, где видно выдающееся дарование его автора. Другое значительное сочинение называется «Креольская песня» и было также напечатано в «О виолао» в декабре 1929 г.

ИВАНОВ Михаил Федорович. Славянский гитарист и композитор. Родился 5 января 1889 года. Музыкой занимался в Москве, а гитарой у Пелецкого и Соловьева. Написал 80 произведений для русской 7–струнной гитары. В настоящее время проживает в Балашихе под Москвой. Упоминается в Немецком Словаре.

ИММИНС Джон. Английский музыкант и адвокат. В 1741 г. основал общество «Мадригал», а в 1752 г. был лютнистом Королевской капеллы и как лютнист, был замечательным исполнителем. Также он играл на гамбе, цимбалах, скрипке и флейте. Имминс был умным собирателем старинной музыки и его архив – настоящее ее сокровище. Умер в Коулд Вас Филдс 15 апреля 1764 г.

ИНТЕРЛАНДИ Вито. Итальянский гитарист, концертный исполнитель 19 в. В издательстве Джио Рикорди и К°, базирующемся во Флоренции и в Милане, вышло несколько его сочинений для гитары и голоса из опер, которые в свое время пользовались шумным успехом. Одно из этих сочинений, выпущенных этим издательством, мы встретили в многочисленной коллекции сочинений для гитары, принадлежавшей аргентинскому гитаристу–любителю доктору Фернандо Крусу Кордеро. Интерланди очень дружил с Ф. Карулли, с которым они вместе выступали в Неаполе в самом начале 19 в.

ИПАРРАГИРРЕ Веларди Хосе Мария. Испанский гитарист, музыкант и поэт. Родился в Вильяреале–де–Урречуа, Гинускоа, 13 августа 1820 г. Фигура выдающаяся и незабвенная, одной из тех областей, которые сами по себе, или слитые с народом; по своему типу, обычаям и языку образуют государство, которое невозможно спутать ни с каким другим. В журнале «Музыкальная Испания», выходившем еженедельно в Барселоне, в номере за 8 июля 1875 г. известный писатель Оскар Кампс–и–Солер опубликовал краткие и любопытные заметки об авторе «Дерева из Герники». Сальдони в IV т. также приводит краткие сведения и утверждает, что он родился в Идиасабале /?/. Из многих других комментариев можно получить скудные сведения, всегда окрашенные фантазией. Недавно мы прочли в газете «Ла насьон» за 6.09. 1931 г. и в «Карас и каретас» № 1724 /обе выходят в Буэнос–Айресе/ две «литературные» статьи образованного писателя Хосе М. Салаверрия об Ипаррагирре; в мадридском журнале «Эстампы» в номере за 22.08. 1931 г. появилась документальная статья, подписанная М.Луисом Алонсо Абайтуа, откуда мы хотели бы привести некоторые отрывки:

«Когда нашему Хосе Марии исполнилось 5 лет, родители отправили его в Сераны, где его дядя был учителем в школе. Через несколько лет он переезжает в Витурио, чтобы изучать латинскую культуру, затем он едет с родителями в Мадрид и поступает учиться в колледж Святого Исидро. Гражданская война, которая велась с именем Бога на устах, заставляет его, почти ребенком, оставить колледж и идти убивать братьев. Когда война закончилась, он в 19 лет обосновывается в Париже, чтобы изучать музыку. Однажды по рекомендации маркиза ля Рокрежаклина он посещает Каролину Дюпра, великую певицу–сопрано, которая позже пользовалась на сцене Опера Комик. Стоило только мадемуазель Дюпра попросить, и он поет свою «Гитара зарчо бам». Певица восторгается вокальными способностями баска и обещает помочь ему, давая бесплатные уроки пения. Приверженность к искусству Дюпре и Ипаррагирре превращают восхищение друг другом в самую чистую и нежную любовь».

Алонсо Абайтуа считает, что эта любовь была через несколько лет после приезда Ипаррагирре в Париж, так как он знает, что Дюпре родилась в 1832 г. во Флоренции /умерла в Пау 17.04. 1875 г./ и, когда Хосе Мария приехал в столицу Франции, ей было всего 7 лет. Ипаррагирре постоянно ездил во Францию, Германию, Англию со своей неизменной гитарой. Из Лондона он возвращается на родину, в Мадриде он обнимает свою престарелую мать и в окружении земляков–патриотов задумывает нечто, что прославляет его в веках. Здесь возникает «Марсельеза» бакского народа «Герникако арбола»; поэт, музыкант и певец впервые исполнил в кафе Святого Лусиса в Мадриде свое сочинение, мощный гимн народа – образец энергии и упорства. Это произошло в 1853 г., когда автор был «молодым, сердечным, горячим со знаком прекрасного телесного воплощения красивой нации, со свободой обращения, присущей солдату; с мужественностью, подчеркнутой всеми ветрами и солнцем; тип байронического героя, но без его горечи и цинизма». Через некоторое время после создания гимна он подвергается преследованию властей и с гитарой отправляется в Буэнос–Айрес, где женится на красивой гипускоанке в 1859 г. Затем он переезжает в Уругвай и возвращается на родину 20 октября 1877 г., (дата, когда он сходит с борта корабля в столице Бискайи). В журнале «Эстампы» номер 189, помещены две любопытные фотографии Ипаррагирре в его последние годы с его любимой гитарой и написанный пером портрет Франсиско де Брингаса, также с гитарой, которая сейчас хранится в муниципалитете Герники.

В 1879 г. он окончательно прекращает путешествовать и выбирает для жительства поместье Сособарро неподалеку от своей родной деревни. Умер от двухстороннего воспаления легких 6 апреля 1881 г. На доме, где он родился, есть мемориальная доска, а улица, на которой он расположен, носит имя поэта. 28.10. 1890 г. в торжественной обстановке был открыт памятник Ипаррагирре на центральной площади его родной деревни работы скульптора Фонта.

ИПАРРАГИРРЕ Педро Антонио. Аргентинский гитарист, педагог и композитор. Родился в Барракасе–аль–Сауд, в настоящее время Авельянеда, в провинции Буэнос–Айрес 17 января 1879 г. Наряду с фундаментальными занятиями музыкой, он изучал скрипку, инструмент, который позже оставил, чтобы полностью посвятить себя гитаре. Игре на гитаре учил его профессор Луис Такино, а гармонии и композиции маэстро Чиккала. Ипаррагирре хорошо известен в Буэнос–Айресе, где он живет. Мы не могли и представить себе тот огромный вклад, который внес в литературу для гитары этот автор, когда он опубликовал свое эстило «Житель пампы» № 2, посвященное креольскому центру «Житель пампы» в Авельянеде.

Согласно каталогу, этот автор побил рекорд по количеству написанных для гитары сочинений: оно составляет 313 произведений, в большинстве своем переложений. Ясно, что это богатое собрание, опубликованное менее, чем за два десятилетия, не могло быть за такой короткий срок оценено среди гитаристов. В этом собрании выделяются произведения аргентинского фольклора, в основном «Вариации» на тему видалиты, красноречивый образец его оригинальности, где видны композитор и знаток гитары.

Из дидактических его сочинений известны: «Гаммы, арпеджио и приемы техники», «10 ежедневных этюдов для развития техники», которые мы порекомендовали бы для этой цели.

Ипаррагирре преподает в Академии Сора, директором которой он является. Время от времени он организует концерты, где выступают сам и его ученики. Седьмой его концерт состоялся 30 июля 1931 г. в зале «Аугустео», где мы по достоинству могли оценить преподавательский труд /1931 г./

ИРИАРТЕ Рафаэль. Современный аргентинский композитор и гитарист. Живет в Буэнос–Айресе. Автор приятного танго «Горький глоток», которое очень хорошо было принято публикой. Это сочинение – одно из последних, и в нем видны успехи автора в трудном искусстве композиции.

ИСАКОВ Петр Иванович. Русский преподаватель и композитор, сочинявший для гитары. Родился в 1886 году. В 1922 году преподавал в одной академии Ленинграда. Были опубликованы некоторые его оригинальные произведения, а также переложения для 6 и 7–струнной гитары. Упоминается в Немецком словаре.

ИСЕЛИН Людвиг. Лютнист и композитор. Автор сочинения в табулатуре, написанных в 1575 г. Упоминается Г. Риманом, немецкими и французскими словарями.

ИСЕРН Карлос. Слепой испанский гитарист. Родился 2 октября 1843 г. в провинции Барселона, в Каталонии, в крупном промышленном городе Матаро, родине Бласа Парера, автора национального гимна Аргентины. Отцом Карлоса был Хайме Исерн, очень умный и богатый человек, опубликовавший в Барселоне в 1837 г. «Описание некоторых инструментов для преподавания слепым первых букв и записи в музыкальных нотах Хайме Исерна, слепого от рождения, с биографической справкой об авторе, написанной доктором Доном Франсиско Кампадера–и–Камином, с вкладными листками». 36 стр. Формата 26 х 36. Мы называем это замечательное произведение, так как оно послужило основой для обучения музыке того, о ком мы пишем. «Исполнительский талант Исерна граничил с чудом, так как он играл на 20 инструментах, хотя его любимым инструментом, игрой на которых он прославился, были фисгармония, фортепиано, виолончель и гитара». Это пишет А. Фаргас–и–Солер в «Биографии самых известных музыкантов всех стран», т. III, стр. 163, и среди прочих похвал, добавляет: «Не только в музыке показал Карлос Исерн свой редкий ум и талант; как и отец, он посещал кафедры и прошел несколько академических курсов. Под руководством ученого дона Висенте Кабаньилеса Карлос изучал греческий, латинский, еврейский, французский, итальянский, немецкий и английский языки».

В спокойной обстановке на домашних вечерах мы не раз присутствовали, среди других воспоминаний рассказывали случаи из жизни семьи Исернов. Рассказывают о том, что однажды Карлос пригласил своего друга и гитариста–любителя Николаса Гуаньебенса /см./ сыграть на двух гитарах. Они начали в 9 часов вечера, когда стало неудобно оставаться дальше, другие приглашенные стали расходиться, обещая себе придти на следующий день, чтобы узнать, до которого часа беседовали со своими гитарами два музыканта. Больше всего эти любопытные удивились, застав их в той же комнате на тех же местах; они продолжали сердечную борьбу, начатую накануне.

В том же городе «Лас сантас» в 18–летнем возрасте Карлос умер 3 июля 1862 г.

ИТАЛО Гойече. Известный аргентинский певец и искусный гитарист, один из членов знаменитого дуэта Пелайа–Итало, очень популярного в Аргентине, Уругвае и соседних странах. Он много выступает в театрах и по радио; вышло много грампластинок с его игрой и пением.

ИХОСА Хименес Хосе. Испанский гитарист фольклорного андалузского жанра. Родился в Мадриде 20 сентября 1886 г. Ихоса Хименес с ранних юношеских лет специализируется в разновидности испанского фольклора под названием «тока фламенко» /"удар фламенко"/.

Его учителями были все его знаменитые современники, а это значит, что он, по его собственному заявлению, самоучка. К ним он пришел через магическое очарование искусства Пако Лусены, вместе с которым он жил и смог многому у последнего научиться. Хименес живет и работает в Мадриде, где ему аплодировали в салонах и театрах «Варьете», «Граф Осуна», «Донья Уррака», «Олимпия», «Империаль», «Гойя», «Ла Латина» и др. С неизменным успехом выступал в коротких турне по столицам и крупным городам бывшего испанского королевства /1931г./.

Й

ЙАНЕС Октавиано. Мексиканский гитарист, который в начале века жил в штате Гуанахуато, где усовершенствовал способности гитариста у превосходного мексиканского фольклориста Хосе Мунрьоса (см.). Йанес пользовался большой популярностью в своей стране; его по праву сравнивают с его бывшим учеником Эрменехильдо Агирре (см.). Он много выступает на сцене, в концертных залах, по радио и в записях на грампластинки.

ЙЕРБА Санчес Хосе Феликс. Известный испанский гитарист и преподаватель. Родился в Витории (Алава) 19 февраля 1902 года. В раннем детстве семья его переехала в Аргентину, поселившись в городе Санта Фе. Сольфеджио и гармонией занимался в Буэнос–Айресской консерватории Уильямса под руководством маэстро Эмилио Пизелли. Он прошел несколько курсов фортепиано, а затем гитары у профессора Клариндо Лопеса. В 1927 году он поступил в класс усовершенствования «Академии гитары Прата», получив диплом преподавателя в 1931 году. Высокую оценку заслужили его выступления по буэнос–айресскому радио и несколько концертов для публики.

О концерте 18 апреля 1933 года в Буэнос–Айресском зале «Вагнер» столичная газета «Критика» писала:

В зале «Вагнер» вчера состоялся концерт гитары сеньора Хосе Йерба, который в обширной программе продемонстрировал тонкий музыкальный темперамент, прекрасный звук и замечательную технику владения инструментом.

В концерте были исполнены произведения Тарреги, Сора, Косте, Алардо, Агуадо, Прата, Лабарра, Торробы, Риччи, Рубинштейна, Альбениса и Вилья–Лобоса.

За исключением «Астурии» Альбениса и «Шороса» великого бразильского композитора Вилья–Лобоса, пьесы замечательной как воспоминание, остальные отрывки, очень рекомендуемые с точки зрения гитары, мы совершенно не рекомендуем с точки зрения музыки. Но это не помешало успеху концерта и не уменьшило заслуженных аплодисментов исполнителю» (19.04.1933 г.).

18 июня 1933 года гитарист дал концерт в муниципальном театре города Санта Фе, столицы провинции с таким же названием. На следующий день газета «Эль литораль» («Побережье») этого города писала: «Многочисленная публика слушала вчера в Муниципальном театре гитариста из Санта Фе Хосе Йербу. Ему много аплодировали, особенно исполнению Хосе Йербой произведений испанских маэстро. Можно с уверенностью сказать, что лучше всего артист чувствовал себя в третьей части музыкальной программы, которую он лучше прочувствовал и передал. Йерба оставил хорошее впечатление у публики. Мы желаем ему успеха».





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 239 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...