Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Также и самоубийц?



V. 1. Одно только заслуживает замечания, а именно - то, что из правила о погребении мертвых у самих евреев существо дало изъятие для покончивших жизнь самоубийством, как сообщает Иосиф Флавий ("Иудейская война", кн. III. гл. 25, Хегезипп, кн. III, гл. 17). И это не удивительно, так как другого наказания не заслуживает тот, кто не считает смерть наказанием. Так, милетские девушки отвращались от добровольной смерти страхом (Авл Геллий, кн. XV, гл. 10, Плутарх, "О добродетели женщин"), а также некогда римская чернь19, хотя это и вызвало неодобрение Плиния (Плиний, кн. XXXVI, гл. 15). Так, и тело Клеомена, покончившего жизнь самоубийством. Птоломей повелел повесить. И, по словам Аристотеля ("Этика Никомаха", V, 15), повсеместно принято20, чтобы покончившим жизнь самоубийством оказывалось то или иное бесчестие: оттого Андроник Родосский, излагая ("Речи", LXIV) это место, говорит, что тела самоубийц лишены погребения. Предписание подобного рода Дион Хризостом восхваляет среди других мудрых постановлений кипрской царицы Демонассы (см. Стобей. разд. 126). Этому обычаю не противоречат утверждения Гомера, Эсхила, Софокла ("Аякс"), Мосхиона и прочих о том, что мертвые бесчувственны и потому не испытывают ни ущерба, ни стыда. Достаточно того, чтобы участь мертвых внушала страх живым, потому что таким образом они воздерживаются от греха.

2. Отлично ведь против стоиков и тех, кто оправдывает добровольную смерть во избежание рабства и болезни, а также в надежде на славу, возражают платоники, а именно - что необходимо хранить жизнь, оберегая тела. и что не надлежит лишаться жизни вопреки тому. кем она нам дана; многое по этому предмету можно найти у Плотина, Олимпиодора, а также у Макробия в толковании "На сон Сципиона".

Следуя этому мнению, Врут, хотя и повторил впоследствии поступок Катона, но первое время его осудил21, "полагая, что не бесчестно и не недостойно подчиняться судьбе и не уклоняться от угрожающих бедствий, которые должно мужественно переносить". А Мегасфен сообщает, что индийские мудрецы осуждали поступок Калана и своими суждениями не одобряли подобного исхода жизни нетерпеливых людей (Страбон, кн. XV)22. Не иного взгляда, как кажется, придерживаются персы, чей царь Дарий у Квинта Курция (кн. V) сказал: "Предпочитаю умереть от чужой преступной руки, чем от своей".

3. В связи с этим евреи называли смерть "освобождением", то есть "отпущением", как видно не только из евангелия от Луки (II, 29), но и из греческого текста в книгах Бытия (XV, 2) и Чисел (XX, в конце).

Такая форма выражений характерна также для греков. Фемистий в своем труде "О душе" пишет: "Умерших называют отошедшими, и смерть называют отходом". У Плутарха в "Утешении" читаем в том же смысле: "... пока сам бог не отпустит нас".

4. Тем не менее некоторые из евреев23 делают одно изъятие из закона о воспрещении самоубийства, считая его "похвальной смертью" в том случае, если кто предвидит дальнейшее существование как поношение самому богу. Так как они предоставляют право на нашу жизнь не нам, но богу (как правильно поучает своих соотечественников Иосиф Флавий), то и считают, что только предполагаемая воля бога отпускает преднамеренное самоубийство. Здесь они приводят пример Самсона, который видел осмеяние истинной религии в его лице, а также пример Саула, который бросается на меч, чтобы не стать посмешищем врагов бога и своих (I Самуил, XXXI, 4). Ибо они полагают, что Саул пришел к соответствующему решению после того, как тень Самуила предсказала ему смерть; и несмотря на заведомо грозящую ему в сражении гибель, он не уклонился от битвы в защиту родины и закона божия, заслужив тем вечную славу, по свидетельству псалмопевца Давида; вследствие чего и те, кто предал Саула погребению с почестями, заслужили похвалу как поступившие правильно. Третий пример Рацы, сановника иерусалимского, приводится в истории маккавеев (кн. II. XIV, 37). Но и в священной новозаветной истории мы находим подобные же примеры тех, кто причинил себе смерть, чтобы вследствие мучений не отречься от веры христовой24; и примеры девиц, которые бросались в реку, чтобы не лишиться невинности25. и были церковью приобщены к лику мучениц. Однако заслуживает внимание то, что полагает Августин26 о таких случаях ("О граде божием", кн. I, гл. 26; "Послания", LXI, "К Дульцицию" и "Против Гауденция", II, 23).

5. Другое изъятие из права погребения мы, повидимому, находим у греков; его привели локрийцы фокейцам: "Общий обычай у всех греков - лишать святотатцев погребения" (Диодор Сицилийский, кн. XVI). И Дион Прусийокий в "Родосской речи" говорит, что "нечестивцы" лишаются погребения. То же было установлено у афинян для изменников27, по рассказу Плутарха в жизнеописании Антифонта.

Но если обратиться к установлению древних, то, по общему согласному мнению, за отказ в погребении считали справедливым начинать войну, что явствует из истории Тесея, которую трактуют Еврипид в уже упомянутой трагедии "Молящие", а также Исократ в приведенном выше месте.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 302 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...