Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Долг погребения также врагов



III. 1. Поэтому все согласны, что даже публичным врагам подобает погребение11. Аппиан называет это "общим правом войн". Филон - "общей договоренностью в войне". Тацит говорит: "Пусть враги не отказывают в погребении". По словам Диона Хризостома, это право соблюдается "среди врагов", и "даже если взаимная ненависть достигает крайнего предела".

Говоря о том же, Лукан указывает, что законы и обычаи гуманности должны соблюдаться по отношению к врагу. Сопатр, цитируемый выше, спрашивает: "Какая война лишила род человеческий этой последней почести; какая враждебность простерла злопамятство до того, что осмелилась нарушить этот закон?". Упомянутый только что Дион Хризостом в речи "О законе" заявляет: "По этой причине мертвых врагов никто не судит и не простирает гнев и досаду на их тела".

2. Примеры имеются всюду12. Так, Геркулес предал погребению тела своих врагов, Александр - побежденных при Иссе. Ганнибал предпринял поиски тел для погребения убитых римлян: К. Фламиния, П. Эмилия, Тиберия Гракха, Марцелла13 (Элиан, "Разные истории", кн. XII). "Можно подумать, - говорит Силий Италик, - что убит военачальник карфагенян". То же было сделано римлянами в отношении Ганнона, Помпеем - в отношении Митридата, Дмитрием - в отношении многих, Антонием - в отношении царя Архелая (Диодор Сицилийский, кн. XVII). В клятве греков, сражавшихся против персов, имелись следующие слова: "Всех союзников буду погребать, как победитель, даже варваров".

И всюду в книгах по истории мы читаем, как добиваются "возможности погребать мертвых"14. У Павсания в "Аттике" имеется пример: "Афиняне уверяют, что ими погребены мидяне, потому что надлежит предавать земле каких бы то ни было мертвых".

3. Поэтому, по толкованию древних евреев, первосвященнику, которому было воспрещено вмешиваться в какие-либо похоронные дела, было повелено, однако же, в случае обнаружения непогребенного человека предавать его также погребению15. Христиане же чтили погребения столь высоко, что считали дозволенным расплавлять или продавать освященную церковную утварь для этой цели, как и на пропитание бедных или на выкуп пленных (Амвросий, "Об обязанностях", кн. II, гл.28). 4. Имеются примеры также и противоположного, но они осуждены всеобщим мнением. У Виргилия сказано:

Я молю, отврати это неистовство16.

А у Клавдиана:

Человека забрызганный кровью

Образ совлек и лишил горсти песка убиенных.

Диодор Сицилийский говорит: "Является зверским обычаем вести войну с мертвыми той же породы".





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 194 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...