Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Цель поста



Пост установлен с той целью, чтобы содействовать христианину:

а) распинать плоть со страстями и похотями (Гал 5:24;[1390] ср. Еф 4:22-24[1391]). Пост, укрощая в нас плотские пожелания и влечения, возвышает и укрепляет душу, способствует ей о горнем помышлять, а не о земном (Кол. 3:2[1392]).

“Пост есть пища для души, и как телесная пища утучняет тело, так и пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способною подниматься на высоту и помышлять о горнем и ставит выше удовольствий и приятностей настоящей жизни. Как легкие суда скорее переплывают моря, а обремененные большим грузом тонут, так и пост, делая ум наш более легким, способствует... устремлению к небу и к предметам небесным.[1393] Пост смиряет тело и обуздывает беспорядочные вожделения, душу же просветляет, окрыляет, делает легкою и парящею горе.”[1394]

Ибо плоть желает противного духу, и дух — противного плоти; они друг другу противятся ” (Гал 5:17; ср. Иак. 1:14-15[1395]).

Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу ” (1 Пет 2:11).

“Поелику же они (дух и плоть), — наставляет святой Василий Великий, — друг другу противятся, отнимем у плоти ее дерзновение, приумножим же душевную силу, чтобы, с помощью поста одержав победу над страстями, увенчаться нам венцами воздержания.[1396] Как на весах, когда обременена одна сторона, противоположная ей поднимается вверх; так и в человеке, как всякий может видеть, происходит подобное. С приращением плоти ум делается иногда несколько слабее, и, обратно, при благоустройстве ума нередко утончается плоть.[1397] Или не знаешь, что как в бою споборничество одному производит одоление другого, так предающийся на сторону духа порабощает плоть? Ибо они противоборствуют друг другу. Поэтому, если хочешь сделать крепким ум, обуздай плоть постом. Это и есть то самое, что сказал апостол: в какой мере внешний человек тлеет, в такой внутренний обновляется (2 Кор 4:16[1398]), — и еще: когда я немощен, тогда силен ”[1399] (2 Кор 12:10[1400]).

б) отражать искушения диавола!

Ученики, приступивши к Иисусу наедине, сказали: почему мы не могли изгнать его (беса)? Иисус же сказал им: по неверию вашему... Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мт 17:19-21;[1401] ср. Мр 9:28-29[1402]), которые являются необходимыми последствиями веры. Вера не может существовать как без молитвы, так и без воздержания, самоограничения, поста.

“Ты скажешь: если нужна вера, для чего же еще нужен пост? Для того, — отвечает святой Иоанн Златоуст, — что кроме веры и пост много придает крепости: он научает великому любомудрию, человека делает ангелом и укрепляет против сил бестелесных. Впрочем, не сам по себе, — нужна еще молитва, и она должна предшествовать. И смотри, какие блага происходят от этих двух добродетелей. Тот, кто молится, как должно, и притом постится, немного требует; а кто требует немного, тот не будет сребролюбив; а кто не сребролюбив, тот любит подавать и милостыню. Кто постится, тот становится легким и окрыляется и с бодрым духом молится, угашает злые похоти, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух. Потому-то и апостолы всегда почти постились. Кто молится с постом, тот имеет два крыла легче самого ветра. Таковой не дремлет, не говорит много, не зевает и не расслабевает на молитве, как то со многими бывает, но он быстрее огня и выше земли; потому-то таковой особенно является врагом и ратоборцем против демонов.”[1403]

Сорок дней Он был искушаем от диавола, и ничего не ел в эти дни ” (Лук 4:2). “Отсюда познай, сколь великое благо и сколь сильное оружие против диавола — пост.”[1404]

в) обрести милость у Бога:

Ниневитяне, обратившись от злого пути своего и от насилия рук своих (Ионы 3 гл.), постом умилостивили Бога.

Царь Ахав постом, соединенным с сокрушением, отклонил Божие определение о себе (3 Цар 21:27-29;[1405] ср. Иоил. 2:12,[1406] 15,[1407] 18[1408]).

Святая Анна пророчица “ не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь ” (Лук 2:37).

г) приближаться к Богу: “Моисей не осмелился бы приступить к дымящейся вершине, не дерзнул бы взойти во мрак, если бы не вооружил себя постом. Во время поста принял он заповедь, перстом Божиим начертанную на скрижалях (Исх. 34:28[1409]). Пост соделал Илию зрителем великого видения (3 Цар 19:8-12[1410]). Павла, между прочим, и пост, о котором он также упоминает, хвалясь своими скорбями (2 Кор 6:5;[1411] 11:27[1412]), возвел на третье небо” (12:2).[1413]

В ветхозаветное время постились:

Пророк Моисей (Исх 34:28), царь и пророк Давид (Пс 34:13;[1414] 108:24[1415]), пророк Даниил (Дан. 10:2-3[1416]), Неемия (Неем. 1:4[1417]), народ еврейский (Суд. 20:26;[1418] 1 Цар. 7:6;[1419] 2 Цар. 1:12;[1420] 2 Парал. 20:3;[1421] 2 Езд 8:49-50;[1422] Иер 36:9[1423] и др.).

Α все, что писано было прежде, написано нам в наставление ” (Рим 15:4; ср. 1 Кор 10:11[1424]).

В новозаветное время постились:

Господь Иисус Христос постился сорок дней и сорок ночей пред выступлением на общественное Свое служение (ср. Мт 4:2[1425]). Этим примером Он освятил и установил пост для Своих последователей.

“Познай и научись, — говорит святой Иоанн Златоуст, — что, омывшись водами крещения, не должно предаваться удовольствиям, пьянству и обильным яствам, но наблюдать пост. Потому то и Сам Христос постился, — не потому, что Ему нужен был пост, но для нашего научения.”[1426]

Святой Иоанн Предтеча был строгим постником: пищею его были акриды и дикий мед (Мт 3:4[1427]). Пророки и учителя Антиохийской церкви постились (Деян 13:2[1428]). Апостолы Павел и Варнава помолились с постом (Деян 14:23[1429]). Апостол Павел пишет о себе: “ усмиряю и порабощаю тело мое ” (1 Кор 9:27[1430]).

“Здесь он показывает, — объясняет святой Иоанн Златоуст, — что они и преданы чревоугодию, и не обуздывают этой страсти, и под предлогом совершенства удовлетворяют ей, о чем он и выше (1 Кор 6:13) с сожалением говорил: “ пища — для чрева, и чрево — для пищи... Дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным. ” Если же Павел, учитель столь многих, опасался этого даже после того, как распространил проповедь, сделался благовестником и получил господство над вселенной, то что должны сказать мы? Не думайте, говорит, будто для вашего спасения достаточно того, что вы уверовали; если мне, который проповедал, учил, обратил тысячи людей, недостаточно этого для спасения, когда сам себя не буду вести безукоризненно, то тем более вам.”[1431]

Во всем являем себя, как служители Божии, в великом терпении... в бдениях, в постах ” (2 Кор 6:4-5); “ много раз был... в труде и в изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте ” (11:26-27).

В апостольское время христиане постились: “ не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на время, для упражнения в посте и молитве ” (1 Кор 7:5; Деян 27:9[1432]).

Христианину необходим пост:

Те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями ” (Гал 5:24).

Попечения о плоти не превращайте в похоти ” (Рим 13:14).

Многими, скорбями надлежит нам войти в царство Божие ” (Деян 14:22; Мт 7:14;[1433] Лук 13:24[1434]).

Слово Божие осуждает нарушителей поста:

Ел Иаков, и утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил от Бога, создавшего его ” (Втор 32:15).

Вот в чем было беззаконие Содомы, сестры твоей и дочери ее: в гордости, пресыщении и праздности ” (Иез 16:49).

Горе вам, пресыщенные ныне ” (Лук 6:25)!

Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объедением и пьянством ” (Лук 21:34; ср. 16:19, 23[1435]).

Их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме: они мыслят о земном ” (Фил. 3:19).

В дни поста мяса не вкушали:

Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои ” (Дан. 10:3). “ Пищею его (Иоанна Предтечи) были акриды и дикий мед ” (Мт 3:4).





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 311 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...