Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Опровержение возражений. 1) Господь запрещает почитать мощи (Иер 8:1-2[870])



Сектанты говорят:

1) Господь запрещает почитать мощи (Иер 8:1-2[870]).

В приведенном месте нет речи о святых мощах. Господь через пророка предсказывает, что вавилоняне при своем нашествии в Иудею не только жителей убьют (Иер 7:30-34[871]), но выбросят из гробниц кости царей, князей, священников, пророков (ложных) и всех, кто оскорблял Бога идолопоклонством. Неприятели оставят кости их брошенными на открытой поверхности земли под солнцем, луной и др. светилами небесными, как пред взором тех богов, коим служили эти умершие, так и для того, чтобы все видели ничтожество и позор идолопоклонников и совершенное бессилие и беспомощность их богов. “Предсказывает, что вавилоняне в нашествие свое не только живых предадут закланию,” — замечает блаженный Феодорит, — “но поругаются над давно умершими священниками и царями, раскопав гробы, оставят кости непогребенными и будут они лежать против солнца, луны и звезд. Кому служение возлюбили они, от тех не получат помощи.”[872]

2) Нетленных останков не может быть, так как Бог сказал Адаму: “ прах ты и в прах возвратишься ” (Быт. 3:19[873]); праведный Давид, подобно другим людям, увидел тление (Деян 13:36[874]).

Праведный Енох не видел смерти (и тления), “ потому что Бог переселил его ” (Евр 11:5;[875] ср. Быт. 5:24[876]); пророк Илия “не возвратился в прах,” так как был взят живым на небо (4 Цар 2:11[877]). Бог по Своему изволению для блага живущих сохранял и сохраняет останки некоторых праведников (ср. Мт 27:52;[878] 4 Цар 13:21[879]), ибо Ему “все возможно” (Мт 19:26[880]). Почему Он останки не всех праведников хранит в нетлении? Но “ кто познал ум Господень? ” (Рим 11:34). Сектанты, отрицая нетление святых мощей, произносят хулу на Святого Духа (Мт 12:32[881]).

3) Богу не угодно почитание святых мощей, посему Он скрыл тело Моисея и самое место погребения (Втор 34:5-б[882]).

Не потому Бог скрыл место погребения Моисея, что почитание святых мощей Ему не угодно, а потому, что народ еврейский был склонен к идолопоклонству и мог останки Моисея обоготворить. Чудеса, проистекающие от святых мощей, чествуемых православною Церковью, ясно свидетельствуют о богоугодности почитания останков святых угодников. Над сектантами сбывается слово Божие: “ слухом услышите и не уразумеете; и глазами смотреть будете, и не увидите: ибо огрубело сердце людей сих ” (Мт 13:13-14; Исайи 6:9-10[883]). “Без сомнения сему великому пророку (Моисею),” — говорит блаженный Феодорит, — “не дозволил Владыка ввести народ в обетованную землю, чтобы Израильтяне не стали поклоняться ему, как Богу; потому что обоготворявшие неодушевленные вещи и изображение тельца наименовавшие богом, очевидно, тем более воздали бы, как Богу, поклонение тому, кто был для них служителем многих благ. Посему то премудро правящий нами Бог и гроб Моисеев соделал неизвестным.”[884]

4) Хотя и было чудо от костей пророка Елисея, но не видно из Писания, чтобы их почитали евреи, как теперь православные почитают святые мощи.

В ветхозаветное время, когда мир не был еще искуплен (Гал 4:4-5;[885] Рим 3:24-25[886]), праведники не сподобились прославления (Евр 11:39-40[887]), почему не могло быть религиозного чествования останков их, какое установлено православною Церковью. Как свидетельствует Священное Писание, евреи почитали останки праведников хранением их и сооружением над ними памятников и гробниц (ср. Быт. 35:20;[888] Исх. 13:19;[889] 4 Цар 23:17-18;[890] Мт 23:29[891]).

5) Устройство и украшение гробниц для святых мощей Господь осудил (Μф. 23:29).

Господь осудил книжников и фарисеев не за устройство и украшение гробниц пророков и праведников, а за то, что они делали это из тщеславия и лицемерно, осуждая своих отцов за убийство (стих 30[892]), в то время как сами превосходили их в беззакониях (ст. 34[893]). “Господь возвещает им горе не за то,” — объясняет блаженный Феофилакт, — “что они созидают гробы для пророков (это дело богоугодное), но за то, что, делая это лицемерно и осуждая отцов своих, они поступали хуже их, превосходили их нечестием и, очевидно, лгали, когда говорили: если бы мы жили во дни отцов наших, то не убили бы пророков; ибо они хотели убить Самого Господа пророков.”[894]

6) Прикосновение к умершим есть осквернение (Лев. 21:11;[895] Чис 19:11[896]).

Таково было ветхозаветное установление. В новозаветное время тело человека, облагодатствованное в таинствах, сподобляется быть храмом Святого Духа (1 Кор 3:16;[897] 6:19[898]). Останкам святых человеков присуща благодать Божия. Почитание святых мощей и есть почитание присущей и действующей через них силы Божией. О каком осквернении здесь может быть речь? “ Что Бог очистил, того ты не почитай нечистым ” (Деян 10:15).

7) Нетленных останков не может быть: “ тление не наследует нетления ” (1 Кор 15:50[899]).

Апостол не о мощах говорит, а об изменении при воскресении мертвых силою Божией тел земных, тленных, смертных на тела нетленные, бессмертные (стих 52-54[900]). “Тление (тело смертное, тленное) не наследует нетления,” а должно измениться. Святые мощи прежде общего воскресения процветают начатками нетления, но и они при “последней трубе” изменятся в тела духовные, бессмертные. “В будущем веке,” — говорит блаженный Феофилакт, — “будет наслаждаться Царством не нынешнее тело, состоящее из плоти и крови. Ибо там нет пищи и питья, которыми питается нынешнее тело… Посему необходимо нашему телу сделаться духовным и нетленным.”[901] — “Плотью и кровью называет,” — объясняет блаженный Феодорит, — “природу смертную. Α ей, будучи еще смертною, невозможно улучить Небесного Царства. Сие то и присовокупил апостол: и тление не наследует нетления. Но ясно, что, сделавшись нетленною, насладится обетованных благ.”[902]

8) Чудес от мощей не может быть: “ разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? ” (Пс 87:11-13[903]).

Из приведенного текста только сектанты способны делать такой вывод. О всемогуществе Божием псалмопевец ясно учит: “ Бог наш — на небесах и на земле; творит все, что хочет ” (113:11). “ Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах... ” (134:6-10). “ Кто Бог так великий, как Бог наш! Ты — Бог, творящий чудеса ” (Пс 76:14-15 и др.).

Какой же истинный смысл разбираемого места? “ Разве над мертвыми Ты сотворишь чудо? ” Т.е. если я умру, то Ты не сотворишь надо мной чуда, не воскресишь меня. “ Разве мертвые встанут и будут славить Тебя? ” — нет! Так и я, если умру, то не восстану, чтобы славить Тебя. “ Или во гробе будет возвещаема милость Твоя, и истина Твоя — в месте тления? ” Если я сойду во гроб — в место тления, то уже не буду возвещать о милости Твоей и истине Твоей. “ Разве во мраке познают чудеса Твои, и в земле забвения — правду Твою? ” Во мраке могилы не знают о чудесах Твоих и находящиеся в стране мертвых, преданных забвению, не познают оправдания Твоего, они уже от руки Твоей отринуты (стих 6).[904] “Пока еще я жив, говорит пророк, покажи чудо Твое,” — объясняет блаженный Феодорит, — “потому что, когда умру, не увижу его... Мертвецам, разрешившимся в прах, пребывающим во гробе смерти и преданным забвению, возможно ли ощущать Твое человеколюбие и быть зрителями чудес Твоих.”[905] Неужели сектанты не знают о чуде воскрешения мертвого через прикосновение к костям пророка Елисея? (4 Цар 13:21).

9) Почитать мощи запрещает слово Божие: “ спрашивают ли мертвых о живых? ” (Исайи 8:19[906]).

Пророк Исаия, упомянув (стих 18[907]), что Бог дал уже народу иудейскому “ указания и предзнаменования ” будущих событий, говорит (стих 19): не к чему поэтому обращаться к разного рода гадателям (“ вызывателям умерших и к чародеям, к шептунам и чревовещателям ”) за предсказаниями о будущем. Где же здесь запрещение почитать останки святых угодников?

10) Останки мученика Стефана погребли, а не выставляли для почитания (Деян 8:2[908]).

Так в православной Церкви и поступают предавая земле всякого умершего, как бы он ни был праведен. Мощи износятся для поклонения впоследствии, если Господу угодно бывает прославить их чудесами, как это и было со святыми мощами Стефана, обретенными в 415 г.





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 289 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...