Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Опровержение возражений. 1) вторая заповедь Божия (Исх



Сектанты говорят:

1) вторая заповедь Божия (Исх. 20:4-5[558]) запрещает устройство икон и почитание их.[559]

Вторая заповедь запрещает делать какие-либо изображения для обоготворения и поклонения им вместо Единого, Истинного Бога, “ ибо Я Господь, Бог твой, Бог-ревнитель ” (Исх. 20:5), “ не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам ” (Исайи 42:8). Следовательно, только всякое обоготворяемое, идольское, заменяющее Истинного Бога изображение запрещено, а так как святые иконы напоминают и прославляют Его, то устроить их Он повелел (Исх. 25:18[560]). “Какая разность между кумиром и подобием? Кумир,” — отвечает блаженный Феодорит, — “ничего не имеет для себя в основании, а подобие есть представление и изображение чего-либо. Поелику эллины делают изваяния несуществующего: сфинксов, тритонов, кентавров, — а египтяне — кинопросопов и буцефалов, то такие подобия несуществующего называет кумирами; а изображения существующего, как то: солнца, луны, звезд, людей, зверей, пресмыкающихся и подобного тому — подобиями. Повелевает ни поклоняться, ни служить им.”[561]

2) “ Написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи ” (Мт. 4:10; Втор. 6:13[562]), а православные поклоняются и служат иконам.

Православные христиане не воздают иконам Божеского поклонения и не служат им, как Богу, а чествуют их почтительным поклонением (ср. о поклонении пред священными изображениями), что не запрещается приведенным текстом. “Если же некоторые за поклонение святым иконам упрекают нас в идолопоклонстве, то мы такой упрек считаем пустым и нелепым: ибо мы никому другому не служим, а только Единому в Троице Богу... Почитая иконы и поклоняясь им, поклоняемся не краскам или дереву, но тем святым, кои изображены на иконах, чтим поклонением, представляя в своем уме присутствие их так, как бы они были пред нашими глазами. Например, когда поклоняемся Распятому, представляем в мысли нашей Христа, висящего на кресте для нашего спасения, преклоняем пред Ним главу и колена с благодарением; также когда поклоняемся иконе Девы Марии, возводим ум наш ко Пресвятой Богородице, преклоняя пред Нею главу и колена, вместе с архангелом Гавриилом называя ее Блаженною, паче всех мужей и жен. Поклонение святым иконам, совершаемое православною Церковью... не есть тождественно с поклонением, которое воздаем Богу; при этом православные поклоняются не живописи, но лицам тех святых, которые представлены на иконах.”[563] На VII всел. соборе было прочитано из послания святого Анастасия, епископа Феопольского, следующее место: “мы поклоняемся и святым людям, и ангелам, но не служим им, как богам, ибо Моисей говорит: “ Господа, Бога твоего, бойся, (почитай) и Ему одному служи, … и Его именем клянись ” (Втор 6:13). Смотри: при слове: “ служи ” прибавлено: “ одному,” а к слову: “ бойся ” не прибавлено. Значит поклоняться можно и не Богу, потому что поклонение есть обнаружение почтения, служить же нельзя никому, кроме Бога.” Сказанное о почитании ангелов и святых отцами собора приложено и к иконам. Все склонились к мысли, что иконам нужно поклоняться, но, однако же, не служить, как мы должны служить Богу.[564]

3) Изображений Бога не может быть, так как “ Бог есть дух ” (Ин. 4:24), и Его “ никто никогда не видел ” (1 Ин 4:12; 1 Тим 6:16;[565] Исх. 33:20[566]).

Никто из православных христиан не думает изображать невидимое Божеское существо, а на святых иконах пишутся только те образы, в которых Бог открывался людям, чтобы благоволение Божие, выразившееся в этих образах, не осталось в пренебрежении (если явления не будут изображены). “ Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил ” (Ин. 1:18; ср. 14:8-9;[567] 1 Тим 3:16;[568] Лук 3:22[569] и др.).

4) Всякие изображения запрещены (Втор 4:12-19[570]).

Нужно отличать священное от не священного, истинное изображение от ложного (Лев. 10:10[571]), святые иконы от идолов. В указанном месте запрещены только идольские изображения (“ дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний, изображений какого-либо кумира ” — стих 16). Истинные изображения имеют некоторые внешние черты сходства с ложными идольскими изображениями. Так по повелению Божию сделаны были и поставлены на крышке ковчега два херувима с крыльями (Исх. 25:20[572]), подобно “ птице крылатой ” (Втор. 4:17); медный змей (Чис. 21:9[573]) был изображением “ гада, ползающего на земле ” (Втор. 4:18); пророку Иезекиилю были показаны Богом для второго храма изображения херувимов с лицами человеческими и львиными (Иез 41:17,[574] 19[575]), т.е. “скотов, которые на земле” (Втор 4:17).

5) Православные, почитая иконы, славу истинного Бога изменили в образ человека (ср. Рим 1:23[576]).

Здесь апостол говорит не о христианах, а о язычниках, которые “изменили” (ήλλαξαν от άλλάσσίω — менять, переменять, променивать), т.е. заменили Бога всесовершенного, вечно живого Духа истуканами (“поклонялись и служили твари вместо Творца” — стих 25; ср Иер. 2:11;[577] Исайи 42:8;[578] Пс. 105:19-21[579]). Чествуя святые иконы, мы славы Божией не умаляем, так как икон не почитаем за Бога; божескую славу воздаем не веществу, а Единому Богу. “Тленный человек” — человек грешник с порочными наклонностями (ср. 2 Пет. 2:19;[580] ср. 10-12;[581] 18[582]). “О Боге надлежало думать,” — замечает святой Иоанн Златоуст, — “что Он Господь всего, что Он сотворил сущее, (в исх. Тексте было сотворил несущее. Почему несущее – сущее ведь сотворил Господь?) что Он обо всем промышляет и печется. В этом состоит слава Божия. К кому же приложили ее язычники? Не к людям, но к образу, подобному тленному человеку. Даже на этом не остановились, но снизошли до животных, а лучше сказать, до изображений их... В язычестве можно было видеть изображения животных и пресмыкающихся, а также Аполлона и Диониса, почитаемых вместе с пресмыкающимися... Слово “предал” здесь означает “попустил...” Бог предложил людям, вместо учения, мир, дал им разум и рассудок, способный понимать то, что должно. Но они ничем из этого не воспользовались для своего спасения и даже извратили то, что получили... Оставалось предоставить их им себе, что Бог и сделал, чтобы люди, посредством личного опыта узнавши все то, к чему они так сильно стремились, сами, наконец, бежали от позора.”[583]

6) Изображать Иисуса Христа на иконах запрещено (2 Кор 5:16[584]).

Здесь нет речи о священных изображениях. Сказав (стих 15[585]), что христиане обязаны жить не для себя, а для Господа по Его святой и праведной воле, апостол Павел продолжает: “ потому отныне мы никого не знаем по плоти,” т.е. после смерти и воскресения Иисуса Христа мы не должны смотреть на людей, что они “по плоти.” Для нас не могут иметь значения ни их происхождение, ни общественное положение, ни богатство, ни ученость... а только та степень нравственного совершенства, какой они достигли, исполняя заповеди Христовы (Гал 3:28;[586] Кол. 3:11;[587] ср. причтение Церковью к лику святых). “Если же и знали Христа по плоти, то ныне уже не знаем,” т.е. когда Господь жил среди людей, современники Его смотрели на Него “по плоти,” ибо видели в Нем простого человека, отрицая божеское естество Его: “ не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и Мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сшел с небес? ” (Ин. 6:42; ср. “судите по плоти,” т.е. несправедливо — 8:15[588]). Знал Иисуса “по плоти” и апостол Павел до своего обращения в христианство, когда гнал христиан за Христа: “ Я Иисус, Которого ты гонишь ” (Деян 9:5). “ Но после воскресения и вознесения Господа, после духовного нашего возрождения силою Духа Святого, мы, говорит апостол, отрешились от плотских взглядов на Иисуса Христа, видим в Нем Богочеловека, нашего Спасителя. ” Приведенными словами (2 Кор 5:16) апостол не выражает той мысли, будто бы Христос теперь, по вознесении на небо, не имеет плоти и что Его нельзя изображать на иконах в видимых образах. Он и ныне пребывает с плотию прославленною (Деян 7:55[589]), и во плоти придет для суда (1:11[590]). Кто отвергает Христа, пришедшего во плоти, тот есть “дух антихриста” (1 Ин 4:3[591]). Имея изображения Иисуса Христа, мы веруем и исповедуем, что Он “ от начала Сущий ” (Ин. 8:25), “ будучи образом Божиим... по виду став, как человек “ (Фил. 2:6-7). “Кто говорит,” учит преподобный Федор Студит († 826 г.), “что Бог неописуем по плоти, подобно нам, тот отвергает, что Бог явился во плоти, противоречит Евангелию Христову... Ибо как останется истинным то, что Он сделался во всем подобным нам, если Он не может изображаться на иконе, подобно нам..? Но “ осуетились в умствованиях своих ” иконоборцы, “ и омрачилось несмысленное их сердце ” (Рим 1:21); отвергая иконы Христа, Богородицы и всех святых, они отвергают спасительное домостроительство и, исповедуя Христа, как бесы, отвергают Его делами. Ибо Христос не есть Христос, если Он не может быть изображен; и не поклоняются Ему, если они не веруют, что следует поклоняться Ему в иконе... Через принятие иконы принимается изображенный на ней, как и наоборот: через отвержение ее он отвергается.[592] Нет ни одной ереси... хуже этой иконоборческой ереси. Она отвергает Христа, ударяет Его в лицо, неистовствуя делом и словом. С одной стороны, она безумно утверждает, что Христос не должен быть изображаем в телесном виде; а это значит отвергать, что Слово стало плотию; ибо если Оно стало плотию, то, конечно, может быть и изображаемо; иначе евангельское сказание есть призрак, как думают манихеи. С другой стороны, она выскабливает, ломает, разрушает, сжигает всякий божественный храм, всякое священное приношение, на котором есть изображение Христа, Богородицы, кого-либо из святых.”[593]

7) Иконы херувимов были в Ветхом Завете, а теперь запрещено не только иметь их, но даже и говорить о них (Евр 9:5[594]).

Слова “о чем” относятся не только к херувимам, но и к скинии и к другим священным предметам: светильникам, кадильнице, ковчегу завета и проч. (стих 4[595]). [596] Апостол этим выражением не отрицает священных изображений и не запрещает говорить о них, а только находит ненужным излагать подробно устройство скинии, так как читателям послания (христианам из евреев) все это было известно, и об этом подробно уже написано в кн. Исход (гл. 25-40); описание апостолом этих предметов было бы излишним повторением. Апостол, говоря кратко о скинии, назвал херувимов (иконы их) высоким именем: “херувимами славы.” Святому Иоанну Богослову был показан “ ковчег завета Его в храме Его ” (Откров. 11:19), а на ковчеге были “херувимы славы” (Исх. 25:18;[597] 37:6-7[598]).

8) К православным относятся слова апостола (Деян 17:29[599]).

Апостол Павел, увидев в Афинах множество идолов (стих 16[600]), говорит язычникам, что мы (все человечество), будучи родом Божиим, не должны думать, будто искусные изображения (языческие) вымышленных существ есть боги (ибо Бог не подобен золоту). Речь идет об идольских изображениях, а не о святых иконах, на которых с искусством (ср. Исх. 26:1;[601] 31[602]) изображаются действительные святые лица и священные события.[603] Мы веруем, что Бог есть дух (Ин. 4:24[604]). Святая икона не есть Бог, а изображение Его, как Он явил Себя людям. Идолопоклонники идола почитали за бога (Исайи 44:17;[605] Иер 2:27;[606] Прем. Сол. 13:10[607] и др.), в обличение их и направлена речь апостола Павла. “Назвал нас,” — говорит блаженный Феофилакт, — “родом Божиим, т.е. самыми близкими родственниками; так как от нашего рода Бог благоволил на земле родиться.”[608] — “Если мы,” — замечает святой Иоанн Златоуст, — “по душе не подобны этим вещам (золоту и проч.), то тем более Бог. Таким образом апостол отклоняет их (афинян) от этой мысли. И не только Божество не подобно искусственному изображению, но не подобно и другому какому либо вымыслу человеческому.”[609]

9) Христиане должны обходиться в своей жизни без икон, так как сказано: “ блаженны не видевшие и уверовавшие ” (Ин. 20:29; ср. 1 Пет. 1:8;[610] 2 Кор 5:7[611]).

В указанных местах нет речи о святых иконах. Господь и апостол Петр (1 Пет. 1:8) ублажают тех христиан, которые, не видев непосредственно Господа телесными очами, веруют в Него. Апостол Павел (2 Кор 5:7) свидетельствует, что, живя на земле, “мы устранены от Господа” (т.е. имеем познание о Нем, но не столь ясное, а точно как бы сквозь тусклое стекло — 1 Кор 13:12[612]) и довольствуемся верою. Иконные изображения не устраняют веры и не уменьшают достоинства ее: так, напр., на святых иконах видим образ Иисуса Христа, а не самого Христа, и в бытие Его веруем (“ходим верою” περιπατоυμεν от περιπατέω — ходить кругом, прохаживаться, жить, — т.е. “живем верою”).

10) Православные уподобляются самарянам, которые “ чтили Господа, но и истуканам своим служили ” (4 Цар 17:41).

Православные, веруя в Бога и почитая священные изображения Его и святых Его, служат только единому Богу, а не “служат истуканам,” изображениям ложных богов, подобно самарянам. Самаряне не знали, чему кланялись, а мы знаем. Уподоблялся самарянам царь Соломон, сперва устроивший святой храм Господень с изображениями херувимов, Богом освященный, а затем ставший служить Астарте, Милхому и Хамосу, мерзостям языческим (3 Цар 11:5-10[613]).

11) Об иконах читай Исайи 2:18-20;[614] 17:7-8.[615]

В этих местах говорится об идолах, которые “исчезают,” когда язычники принимают христианство. Так произошло на Руси после крещения киевлян. Истребление идольских изображений, а не истинных, священных изображений, есть дело богоугодное (1Цар. 5:1-7[616]).

12) Икон нельзя вносить в дом (Втор 7:26[617]).

Под “мерзостью” разумеются “кумиры” (стих 25[618]), запрещенные Богом (Исх. 20:4;[619] Лев. 19:4;[620] Втор 27:15[621]), а не святые иконы. Внесен был ковчег откровения в дом Аведдара, и “ Господь благословил дом Аведдара и все, что было у него, ради ковчега Божия ” (2 Цар. 6:12).

13) Мы не почитаем икон, потому что не желаем возвращаться к немощным и бедным вещественным началам (Гал 4:9[622]).

“Немощными и бедными вещественными началами” (στоιχεία)[623] апостол называет не святые иконы (как из вещества устрояемые), а несовершенные, элементарные начала религиозной жизни, которыми руководилось иудейство и которые имели лишь подготовительное, воспитательное значение (Гал 3:22-24[624]). Галатийские христиане возлагали надежду на спасительность исполнения предписаний обрядового Моисеева закона (стих 10 Гал 4[625]), становились опять рабами его (стих 7[626]) и, следов., не верили в спасительную заслугу Христа, искупившего подзаконных (стих б[627]) и даровавшего им усыновление. Это заблуждение галатийских христиан было поводом к написанию апостолом приведенного места. Святой Иоанн Златоуст, объясняя (Гал 4:9-10), говорит: “не своими усилиями вы обрели Бога, но проводили жизнь в заблуждении, а Он сам привлек вас к Себе. Стихии же называет он немощными и бедными потому, что они не имеют никакой силы к доставлению обетованных благ. “Наблюдаете дни, месяцы, времена и годы.” Из этих слов видно, что (иудействующие) проповедовали галатам не только обрезание, но и необходимость соблюдения иудейских праздников и новомесячий.”[628]

14) Иконы нужно истребить, как истребил Езекия медного змея (4 Цар 18:4[629]), потому что и теперь бывают случаи названия иконы Богом.

Царь истребил змея, потому что “на Господа уповал” (стих 5[630]), а сыны Израилевы кадили змею и называли его “Нехуштан,” т.е. чародейный змей, обоготворяли его. Для исправления человеческих недостатков в Новом Завете — иной порядок, чем в Ветхом. Так по закону Моисееву, женщину, взятую в прелюбодеянии, предписывалось побить камнями (Втор 22:22[631]), но Господь простил такую женщину, только под условием, чтобы она впредь не грешила (Ин. 8:3-11[632]). Сектанты извращают Священное Писание; неужели следует отсюда истребить его? Люди злоупотребляют языком: “ им благословляют Бога и им проклинают человека ” (Иак. 3:9); неужели нужно язык уничтожить?

Простолюдины, правда, иногда называют икону Богом, но это сокращенная форма словоупотребления вместо полной: изображение Бога. Например, “ сделай из золота двух херувимов ” (Исх. 25:18), ср. “ сделал резные изображения херувимов ” (3 Цар 6:29). Моисей называл ковчег “Господом” (Чис 10:35-36[633]), очевидно, не в буквальном смысле. Мы портрет царя называем царем, тогда как нужно сказать изображение царя. Если же кто из христиан называет по неведению икону Богом, то должно не икону истребить, как хотят сектанты, а разъяснить немощному брату разницу между иконой и Богом. “ Любовь,” — говорит апостол, — “ не радуется неправде, а сорадуется истине ” (1 Кор 13:6).

15) О ковчеге читай: Иер. 3:16.[634]

Пророчество Иеремии исполнилось, так как ковчега завета, устроенного Моисеем, нет у евреев (ср. 2 Мак. 2:4-7[635]), и потому они “не приходят к нему.” Эти пророческие слова касаются евреев, а не христиан, у которых будет восстановленная скиния Давидова (Амос. 9:11;[636] Деян 15:16[637]) и исправленная (Евр 9:10[638]). Так исправление ветхозаветных священных изображений в Новом Завете состоит в том, что Бог изображается в человеческом виде, тогда как евреям, склонным к идолопоклонству, образ Божий не был показан (Втор 4:15-16[639]), почему и ковчег для них заменял изображение Бога. Если же мы говорим о ковчеге, то подражаем Господу, Который говорил о медном змее, уничтоженном царем Езекиею (Ин. 3:14;[640] 4 Цар 18:4[641]).

16) Об иконах читай: Иер 2:26,[642] 28;[643] Иез 6:4-5;[644] 8:10-11;[645] Посл. Иер. 1:4.[646]

Во всех указанных местах говорится об идолах, которым евреи поклонялись и служили, вместо истинного Бога. Сектанты не хотят видеть, что никто из пророков не обличал евреев за священные изображения, бывшие в храме, а только за идольские, следовательно, только последние есть “мерзость,” так как для идолопоклонников заменяли Бога, а первые напоминали о Боге, почему они и богоугодны.

17) Зачем иконы украшаются, если должно поклоняться не иконе, а лицу, изображенному на ней?

Иконы украшаются по любви и усердию ко святому лицу, на них изображенному, за что нельзя осуждать украшающих (ср. Агг. 1:4,[647] 8,[648] 9[649]). Господь не отверг выражения любви к Нему грешницы (Лук 7:44-47[650]). Не украшают ли сектанты Библии? Так они поступают, очевидно, потому, что почитают не бумагу и чернила, а премудрость Божию, изложенную в Библии. Иконы — те же книги, написанные вместо букв образами. Кто искренно почитает и любит лицо, изображенное на иконе, тот дорожит и его образом.

18) Почему не всякая икона чудотворна?

Через всякую икону Бог может проявить Свою силу, была бы только в сердце молящегося истинная и живая “вера, действующая любовью” (Гал 5:6[651]). “ Господь не мог совершить там (в Назарете) никакого чуда. ” Почему? “ По неверию их ” (Мр 6:5-8). Кроме того, “ все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно ” (1 Кор 12:11).

19) Иконы от времени истлевают и разрушаются.

Вещество, из которого устрояются иконы, не вечно (Евр 1:10-12;[652] Пс 101:26-28[653]), почему разрушение их от времени есть закон естественный. Страдания и смерть не унижают святых праведников и святых мучеников, “ которых весь мир не был достоин ” (Евр 11:36-38[654]), так и разрушение икон не унижает последних и не лишает их высокого достоинства и значения.

20) Если иконы святыня, то почему их безнаказанно рубят и жгут?

Господь без особой нужды не творит чудес (ср. Мт 12:38;[655] Мр 8:12[656]). Так Он не исполнил желания сатаны (Мт 4:3-7[657]), фарисеев и саддукеев (Мт 16:1[658]), распинателей (Мр 15:29-32[659]). Если Господь не наказывает ругателей святых икон сейчас же по совершении или во время совершения ими злодеяния, то потому, что “ долго терпит, не желая, чтобы кто погиб ” (2 Пет. 3:8;[660] ср. 2:9[661]).

21) К почитающим иконы относятся стих 17-19-й 13 гл. Прем. Солом.[662]

В указанном месте обличается идолопоклонник, обоготворяющий “бездушное” (стих 17), “немощное” и “мертвое” (стих 18, ср. стих 6[663] — “это кумир”), так как не имел “ведения о Боге” (стих 1[664]). Мы просим о здоровье, о помощи и прочем не икону, а то святое живое лицо, которое изображено на иконе. Мы говорим: “святый угодниче! моли Бога о нас...” а не “святая икона, моли Бога о нас”!

22) Подножие ног Его — земля, а не ковчег (ср. Мт 5:35;[665] Исайи 66:1[666]).

В указанных местах земля называется подножием Божиим, а в других местах подножием Его — ковчег откровения (ср. Пс 79:2;[667] 98:5;[668] 131:7;[669] 1 Парал. 28:2;[670] 2 Цар. 6:2;[671] 4 Цар 19:15[672]), которому поклоняться велит слово Божие (Пс 98:5; 131:7). Земле не поклоняются (ср. Быт. 3:17[673]).

23) В Ветхом Завете было повеление об устройстве херувимов, но в Новом Завете такого повеления нет.

Зачем давать новое повеление, когда существует ветхозаветное? Неужели и заповеди десятисловия нужно вновь давать? Непонятно желание сектантов. Важно, что повеление об устройстве икон херувимов Господь Иисус Христос не отменил (ср. Мр 11:11,[674] 17[675]).

24) Изображения херувимов на ковчеге были простым украшением.

Изображения херувимов имели религиозное значение, почему и были только в скинии и храме, а во дворце царском их не было (2 Парал. 9:15-20;[676] 3 Цар 7:1-11;[677] 10:16-21). Изображения херувимов, а не изображения цветов (3 Цар 6:18[678]), гранатовых яблок (7:18;[679] ср. Исх. 25:31[680]), львов и волов (3 Цар 7:25,[681] 29[682]), бывшие простыми украшениями, — являются местом особого присутствия Божия: “ Я буду открываться тебе... посреди двух херувимов ” (Исх. 25:22). “ Когда Моисей входил в скинию... слышал голос… между двух херувимов ” (Чис 7:89). “Назначение изображений херувимов,” — замечает еп. Сильвестр, — “состояло не в чем ином, как в том, чтобы от наглядно представляемых ими известных евреям и чтимых ими существ высшего духовного мира, как блаженных слуг и посредников Божиих (Быт. 3:24;[683] 24:7;[684] 28:12-13;[685] Иис. Нав. 5:13-15[686] и др.), их благоговейные мысли и чувства беспрепятственнее и удобнее могли восходить к Самому Богу, видимым представителем Которого в скинии был ковчег завета.”[687]

25) Ни строки в Новом Завете нет об иконопочитании.

О всем в слове Божием написано кратко (1 Пет. 5:12;[688] Еф 3:3;[689] ср. Ин. 21:25[690]). Для нас довольно кратких указаний (Мр 11:11,[691] 17,[692] ср. Иез 41:17-20;[693] 25;[694] Деян 5:15;[695] 22:17;[696] 24:11[697]). По примеру Иисуса Христа мы делаем вывод из вышеуказанных мест о том, что святые иконы и почитание их в Новом Завете не отменены. Так Он саддукеям говорил: “ заблуждаетесь, не зная писаний... Α о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом: Я — Бог Авраама и Бог Исаака и Бог Иакова? ” (Мт 22:29-32). Господь приводит слова, сказанные Богом “из среды куста” Моисею (Исх. 3:6[698]). Ни строки в книге Исход не написано о воскресении мертвых, а Иисус Христос указывает, что именно в приведенном Им тексте говорится о воскресении мертвых, т.е. нужно было саддукеям сделать вывод из слов: “Я Бог Авраама..,” что “Бог не есть Бог мертвых, а живых.” Где написано, спросим мы сектантов, вешать в домах (с искусством устроенные) таблицы с текстами Священного Писания?

26) Иконы иногда пишут люди дурной жизни.

Α Библию не печатают ли такие же люди? Однако же сектанты не отвергают ее. Иконы освящаются “ словом Божиим и молитвою ” (1 Тим 4:5). Скиния со всеми принадлежностями была освящена по повелению Божию. В храме Соломоновом иконы херувимов и все золотые, серебрянные, медные и деревянные предметы, сделанные язычником Хирамом — Авиею (2 Парал. 4:16[699]), были освящены, и “ слава Господня наполнила храм ” (3 Цар 8:10-11,[700] ср. 63[701]).

27) Зачем на иконах лики святых пишутся с сиянием и венцами?

Венец — символ награды за добрую христианскую жизнь (2 Тим 4:8;[702] 1 Кор 9:25;[703] Откр. 4:4[704]). Сияние — символ блаженства и близости святых угодников к Богу, обитающему во свете (Мт 13:43;[705] 1 Тим 6:16;[706] Исх. 34:29;[707] 2 Кор 3:7-8[708]).





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 317 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...