Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Возвращениек целостному восприятию художественного образа



Термины «искусствоведение» и «искусствознание» в словарях и энциклопедиях обычно рассматриваются как синонимы, хотя каждый имеет особый оттенок смысла.

Ведение... «вести»...ведуны и ведьмы...

Знание... знак... сознание. Впрочем, еще «знаток» и «знахарь».

Но вес же... Не зря девушек с искусствоведческого факультета в шутку называют «искусствоведьмами», а вполне серьезные ученые не могут разрешить спор: является искусствоведение (не эстетика!) нау­кой или оно сродни самому искусству.

В чем разница между наукой и искусством? В начале главы мы уже говорили об этом, напомним еще раз.

Наука прежде всего анализирует - разымает на части, разделяет на группы явления действительности, а затем воссоздаст некую цело­стность, подчиняясь собственным законам развития, в которых законы формальной логики занимают не последнее место. Ее основные орудия - категориально-понятийный аппарат, позволяющий по­строить умозаключение, а затем - путем создания логической це­почки - гипотезу. Гипотеза проверяется в эксперименте, и повто­ряемость результата экспериментов - критерий истинности гипоте­зы и ее способности перерасти в теорию. При помощи теории позна­ются все новые явления действительности - до той поры, пока не появляются факты, не укладывающиеся в положения теории, взла­мывающие изнутри и «отменяющие» ее. И тогда наука создает новую теорию.

Процесс этот бесконечен. В его основе - поиски общего, повто­ряемость, ясность, логичность, непротиворечивость знаний, беско­нечная смена одних теорий другими. Меняются и сами основопола­гающие представления о мире, лежащие в фундаменте целостных на­учных систем, - парадигмы.

Искусство осваивает мир, стремясь к сохранению целостности яв­ления в художественно-образной модели, неповторимой, уникальной, обладающей способностью вызвать ответную реакцию - эмоцио­нальный отзыв в воспринимающей/туше; модели, заключающей сущ­ность, которая может быть познана путем отождествления восприни­мающего с воспринимаемым, уподобляющей его себе, пригодной для познания мира как аналогия множества сходных явлений.

Искусство неисчерпаемо, как сама действительность, и для своего освоения, перешагивающего границы логического знания, оно требует эмпатии и сопереживания, заставляет искусствоведа отождествлять себя то с героями произведения, то с его автором, широко использовать ассоциации, создавать вербальные аналоги аудиальных и визуальных образов, мучительно отыскивая единственно нужное слово.

Беда тому, кто, увлекаясь анализом или собиранием фактов, на том и остановится, не пытаясь сохранить способность целостно вос­принимать, полноценно чувствовать искусство; кто видит в произве­дении лишь модели некоей реальности, кто создает композиционные схемы, раскладки цвета, анализирует образ как знаковую систему, если при этом он забывает, что образ живой, что, ограничившись ана­лизом или остановившись на нем, мы безнадежно утратим не только 86 аромат художественного творения, но и значительную долю столь це­нимого аналитиками смысла.

Потому в музее, в классе, концертном зале, после всех аналитиче­ских операций необходимо вернуться к целостному восприятию: еще раз прослушать музыкальное произведение, прочесть стихи, взгля­нуть свежим взглядом на картину или статую. И главное - навстречу им раскрыть сердце.

Приемов возвращения множество. Каждый вырабатывает свои способы эмпатии, отождествления, вхождения в образ. Во всяком случае, педагог должен иметь целый арсенал таких приемов. Как по­казывает опыт, переключение внимания аудитории с аналитической работы на душевное восприятие - необходимая часть работы.

Можно достичь нужного эффекта, использовав в качестве «пере­ключателя» эмоционально мощный сигнал: интонацию, музыкальный фрагмент, поэтический текст — своеобразный мостик, аналогичный тому, который использовался в прелюдии к восприятию произведе­ния. Но есть и прямолинейный метод, который работает в аудитории: просто предложить прислушаться к тому, что будет снова происходить в сердце. И этого может оказаться вполне достаточно.

Заключение

Подведем итоги этой главы, напомнив, что далее речь пойдет о конкретных искусствах, о языках, на которых говорят создаваемые ими художественные образы. Итак, самые общие советы в самом об­щем виде.

СОВЕТ ПЕРВЫЙ. Не забывайте, что художественное произведение - единственная и важнейшая реалия искусства, что художест­венный образ - живое, развивающееся целое и что одна из фаз его развития - тот неповторимый индивидуальный образ, который фор­мируется в процессе активного - сотворческого общения с произве­дением искусства. Потому во всем процессе художественного и куль­турологического образования нет ничего более важного, нежели спо­собность к сотворчеству. Научившись полноценно, сотворчески вос­принимать конкретные произведения искусства, вы закладываете основы культуры личности, ибо получаете в свое распоряжение ключ от дверей, ведущих в сокровищницу мирового искусства - сердца и движителя культуры и цивилизации.

СОВЕТ ВТОРОЙ. Помните: в общении с искусством наиболее важны два момента: изначальный безмолвный контакт в непосредст­венном восприятии, когда никто не пристает к вам с разговорами и комментариями, и вторичный, когда после аналитических и исследо­вательских операций вы возвращаетесь к непосредственному воспри­ятию. Без соблюдения этих двух условий все ваше общение с искусст­вом будет подменено пустыми и холодными умствованиями по поводу искусства.

СОВЕТ ТРЕТИЙ - для учителей и студентов, которым предсто­ит выступать на музейных занятиях в качестве посредников: все-таки наиболее методически выверенная модель такой работы включает следующие этапы: настраивающая и информативная прелюдии безмолвное созерцание (слушание) - саморефлексия (словесное выражение полученного впечатления) - рассматривание и описание материального носителя художественного образа-холста, доски, кам­ня и пр.- анализ - переключение, настраивающее на вторичное целостное восприятие - возвращение к целостному восприятию во вторичном безмолвном восприятии.

СОВЕТ ЧЕТВЕРТЫЙ. Основа любого искусствоведческого исследования - работа с произведением искусства. Чтобы глубже по­нять его, следует для себя реконструировать первую фазу бытия худо­жественного образа. Для этого необходимо рассмотреть его:

1) в контексте творчества мастера, изучив не только историю соз­дания этого конкретного произведения, но и творческий и жизненный путь его автора, пытаясь понять, как все эти обстоятельства отобра­зились в изучаемом произведении;

2) в художественном контексте - в сопоставлении с одновремен­но созданными, предшествующими и последующими произведениями, в контексте жанровой системы, в сопоставлении с произведениями иных видов искусства;

3) в контексте культуры материальной и духовной, в связи с фило­софскими, эстетическими, нравственными идеями своего времени;

4) в связи с социально-исторической ситуацией, в которой возник­ло произведение искусства и которая, несомненно, во многом опреде­лила характер художественного образа;

5) в природной среде, что особенно значимо для наиболее ранних этапов развития культуры и искусства, когда связи человека с приро­дой были еще очень прочными.

СОВЕТ ПЯТЫЙ. Изучая произведение искусства, не забудьте уделить серьезное внимание третьей фазе бытия художественного об­раза - его исторической динамике в коллективном и индивидуаль­ном восприятии после того момента, когда произведение было завер­шено и начало собственную, независимую от автора жизнь. Для того чтобы ее реконструировать, необходимо: 1) по возможности более полно изучить эпистолярное наследие автора, его дневники, записные книжки и мемуары, воспоминания его друзей и вообще знавших его людей с целью отыскания его собствен­ных высказываний о произведении. В этой работе незаменимую по­мощь вам на первых порах окажут издания серии «Мир художника», сборники писем, мемуары и т. д., но для углубленного исследования нужно пойти в музей (практически в каждом художественном музее есть отдел письменных источников);

2) выяснить, как восприняли произведение современники автора. Здесь материалом, кроме перечисленных выше источников, послужат периодические издания того периода, когда произведение было опуб­ликовано;

3) проследить изменения в восприятии произведения - от поко­ления к поколению, от эпохи к эпохе - можно на базе все тех же ма­териалов, но основой здесь станут искусствоведческие работы: ста­тьи, книги по искусству, из которых следует выписать то, что непо­средственно касается изучаемого вами произведения.

А теперь - в путь. Переходите к главам, каждая из которых посвящена одному конкретному виду искусства.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1. Тождественны ли понятия «произведение искусства» и «художественный образ»? Аргументируйте свою точку зрения.

2. Каковы основные фазы бытия художественного образа как процесса? Охарактеризуйте каждую фазу, используя конкретный пример. Насколько правомерно утверждение, что развитие художественного образа бесконечно?

3. Какие обстоятельства возникновения и развития художественного произведения обусловливают возможности его сотворческого восприятия?

4. В каких областях деятельности возможно художественное сотворчество? Охарактеризуйте особенности сотворческой деятельности в области различных видов искусства.

5. Какую роль в искусстве играет материал, из которого создано произведение? Как определяются виды искусства в зависимости от материала?

6. Рядоположны ли перечисленные далее явления? Если нет, разделите их на группы по смыслу и мотивируйте ваши действия:

звук, бумага, воздух, ноты, цвет, холст, перспектива, партитура, свет, мрамор, композиция, сюжет, кроки, фабула, слово, кирпич, пластика, пространство, камень, бросок, объем, время, энкаустика, мозаика, акварель, колорит, светотень, бронза, левкас, подмалевок, пигменты, чернила, эскиз, этюд.

7. Почему так важен момент бессловесного непосредственного контакта в процессе восприятия произведения искусства?

8. Какое место занимает анализ в работе с художественным произведением? Есть ли различие в смысле понятий «анализ» и «истолкование»? Можно ли проникнуть в глубины художественного образа только при помощи анализа? Мотивируйте свою точ­ку зрения.

9. Как можно определить понятие «контекст» по отношению к художественному образу произведения искусства? Постройте графическую модель контекста и на приме­рах поясните: как составляющие контекст элементы определяют особенности художе­ственного образа.

10.Как, в зависимости от каких факторов развивается художественный образ в индивидуальном восприятии? Вспомните свои первые и последующие впечатления от одного из любимых произведений искусства.

11.Почему и как от поколения к поколению меняется восприятие произведений искусства? Покажите на примере.

12.Каковы (в сравнении) возможности науки и искусства, познавательный смысл научной и художественной картин мира, их взаимоотношения?





Дата публикования: 2015-01-10; Прочитано: 893 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...