![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Данные русско-санскритских лексических соответствий позволяют значительно уточнить функции и семантику имен русских языческих богов и низших божеств. Сопоставляя две ведические культуры, мы можем расширить представление о русском ведизме, опираясь на индийский материал. Значительные исследования в этой области были проведены Н. Р. Гусевой и Д. П. Шастри. Её материалы приводятся в этой работе, но, по нашему мнению, не отражают ряд значимых соответствий в русском и индийском пантеонах. Результаты исследований Н. Р. Гусевой9 представлены в сводной таблице 1.
Таблица 1.
Восточнославянские названия | Санскрит |
Берегиня – добрый дух, охранитель | бхри – оберегать, заботиться |
ведун – знахарь, колдун | вид/вед – знать, ведать |
Велес, Волос – «скотий бог»; возможно, его культ возник из культа медведя, «хозяина» шерстистых зверей | вала/бала – волос, шерсть валин/балин – волосатый, шерстяной |
вила – точное определение невосстановимо, их считают то добрыми, то (чаще) злыми | вил – скрываться, разрушать вайла (от корня вил-) – живущий в ямах |
волот – былинный богатырь, силач | валата/балата – носитель силы |
дивья – богиня | дивья – прекрасная женщина, богиня |
диво – чудо | диво – чудесно происшедший |
Жива – богиня, мать жизни | джива – жизнь; джив – жить |
Живот – божество жизни, жизнь | дживату – жизнь |
идол – изображение объекта почитания, бога | ид – принесение жертвы, молитва; идас – объект поклонения |
Корна – птица, плачущая о горе | карунья – сострадание горю |
кикимора, ишимора – злой дух, беспокоит ночами детей, убивает их | шишумара – злой дух, убивающий ночами детей; смерть детей |
кудесник/чудесник – владеющий заговорами, предсказатель. В. Даль: кудесы, чудесы – колдовство | куд – говорить обиняком чуд – помогать в достижении желаемого |
Купала, Купала – божество солнца, огня. День Купалы – праздник солнца, огня, костров | куп – светить, сиять, быть ярым (Возможно, от «ку» – земля, «пала» – охранитель, то есть «охранитель земли» – солнце?) |
Лада, Ладо, Лото – богиня любви, брака | Лата – прекрасная небесная женщина лад – желать, играть |
Лель, Леля. Лета – сын Лады, бог весны, молодости, любви. Игры и хороводы в день его весеннего праздника. Он же – Ляля, Лют. | Лила – а) хороводные игры девушек, посвященные богу – пастуху Кришне; б) народные спектакли о героях Кришне и Раме; лал – играть, танцевать ладана – любимый, радостный |
мава, мавка – недобрый дух лесов и полей. Мава «заводит» людей | мав – связывать, запутывать |
Макать, Мокош, Мокаша – функции неясны, упоминается и в женском, и в мужском роде. Древние представления, богиня урожая; ночная пряха, рвущая нить; покровительница мелкого скота, дающего шерсть для пряжи | мокша – освобождение души от тела, смерть; мокшака – разрывающий связи (пряха, рвущая нить жизни) макха (в Ригведе) – мифическое существо; жертвоприношение |
Мора, Мора – богиня смерти | мора, мритью – смерть, морана – умирание |
Ний, Ния, Ниям – судья в аду, воэдатель за грехи | ниям – следить за нарушениями запретов (религии), запрещать |
Сварог – бог небесного света, отец Даждьбога | сварга – небо, небесное сияние (от корня свар – сверкать) |
Хорс – бог солнца; его имя производят от «хоро» – круг и «коло» – кольцо, колесо. Отсюда слово «хоровод», болгарский круговой танец «Хоро», а также «коловрат» – восьмиконечная свастика, славянский знак вращения солнца | кхала – солнце, гол – солнечный шар, гола – круг, сфера. (Все три значения сближаются с «коло», возможно, более древним словом, чем «хоро».) |
Чур – охранитель собственности, пограничный столб (чурбан) | чур – воровать, брать себе, присваивать |
Яга – ведьма, жаждущая жертвы. Ездит в ступе | Яга, яджна – жертва (Ригведа) ступа – погребальное сооружение; реликварий |
Круг приведённых выше соответствий может быть расширен. Начать целесообразно с дополнения списка соответствий в семантике имён богов. Агни – на санскрите имя бога огня10. В русском языке сохранилось чередование «о – а» в соотношении слов «огонь – агнец» (т. е. животное для огненного жертвоприношения). Ваю (или Вата) – на санскрите имя бога ветра11. В русском языке легко прослеживается и первый вариант имени – в словах «веять», «повевать» и второй – в словах «ветер», «ветреный». Сканда – на санскрите имя бога войны12. Слово пришло в русский через западные языки из греческого и латинского13. В рамках лексической базы индоевропейского единства хотелось бы указать на связи в семантике слов «война» и «скандал» на уровне общего элемента их значений – «столкновение, раздор». Антака – на санскрите имя бога смерти Ямы, либо его посланников. Из европейских языков (из французского или немецкого) в русский проникли слова «атака», «атаковать»14. Военные действия неразрывно связаны с гибелью воинов, особенно атакующей стороны. Здесь можно видеть наличие параллелей и соответствий в значениях слов разных групп индоевропейской язычной семьи. Стрибог – в русском языческом пантеоне бог воздушных просторов15. В «Слове о полку Игореве» ветры называются «Стрибожьими внуками»16. Примечательно, что на санскрите «стри» означает «простираться»17. Сурья – на санскрите имя бога солнца18. Родственное значение слова «сурья» мы находим в «Повести временных лет». Так, Сирия на древнерусском языке называется в ней Сурьей, т. е. солнечной страной19. Имеет аналоги в семантике санскритских слов и такое славянское божество как Род – покровитель семьи и племени20. «Родхати» на санскрите обозначает «растёт»21, то есть увеличивает численность (например, племени) приростом. Подробно генезис образа божества Рода в язычестве будет рассмотрен ниже. Майя – на санскрите имя богини материальной иллюзии и заблуждений22. В русском языке глагол маяться имеет значение «страдать в этом мире». Диалектный глагол «маять» значит обманывать. В болгарском языке глаголы «замая», «омая» значат «чарую, одурманиваю»23.
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 351 | Нарушение авторского права страницы