Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Материалы, гипотеза и методы исследования



Методы и данные современного языкознания широко используются в исторических исследованиях при определении ареалов распространения и особенностей взаимодействия этносов. Так, прародина индоевропейцев может быть определена на основе лингвистических изысканий2. «В научном поиске древнейших судеб славянства первое место принадлежит лингвистике» – отмечал Б.А. Рыбаков3.

Начиная с 90-х годов XX века, ряд исследователей (Н.Р. Гусева, А.И. Асов, В.В. Данилов, П.С. Дёмин и др.) подняли вопрос о значительно большем, чем предполагалось ранее, взаимовлиянии и родстве языков индоиранской (арийской) группы, прежде всего ведийского и санскрита, и славянской группы языков (см. Приложения 1, 3). Итоги проведённых ими историко-лингвистических и сопоставительно-этнографических изысканий можно обобщить в виде следующих тезисов:

1. Санскрит и ведический язык не являются обособленными языками индоевропейской семьи, но выступают в качестве организующей коммуникативной базы славянских языков при этнических контактах на всей территории расселения индоевропейцев.

2. На раннем этапе расселения индоевропейцев индоарийские (главным образом санскритские) и позже иранские языковые влияния выступают как формообразующие при возникновении и обособлении славянских языков.

3. Культура и религиозно-мифологические представления славян дохристианского периода опираются и органически связаны с ведическим языком и культурой, сохранившимися на территории Индии.

4. Язычество древних славян представляет собой ответвление ведизма, сформировавшееся при миграциях индоевропейских племён. Это ответвление, имея в основе ведические религиозно-мировоззренческие представления, воспроизводит их не в полном объёме и никоим образом не соответствует современному индуизму.

Об употреблении терминов «Веды»,
«ведический»

Термины «Ведическая культура», «ведическая литература», «Веды» нуждаются в пояснении ввиду множественности вариантов их истолкования. Под «Ведами» в узком смысле слова понимаются четыре сборника заклинаний, молитв и гимнов богам, отражающих, по мнению ряда исследователей, наиболее ранний пласт обрядности и религиозных представлений постиндоевропейской Индии. Названия четырех основных Вед таковы: Ригведа, Яджурведа, Самаведа и Атхарваведа. Все четыре вышеупомянутых сборника включены в состав священных писаний индуизма. В широком смысле ведической литературой именуется совокупность индуистских текстов, объединенных единым корпусом отражаемых ими религиозных, мифологических, социальных и исторических реалий и представлений. Список источников, содержащих ведическую концепцию, представлен в следующем санскритском стихе (шлоке) Бхавишья пураны:

риг-йаджух-самархарваш ча

бхаратам панчаратракам

мула-рамайана чаива

веда ити эва шабдитах

«Ригведа, Йаджурведа, Самаведа, Махабхарата (содержащая Бхагавад-гиту), Панчаратра и первоначальная версия Рамаяны – всё это считается ведической литературой»4. Эпическая поэма Махабхарата и истоарико-мифологические тексты Пуран содержат значительный объем индоевропейских обрядов и форм богопочитания, имеющих соответствия в язычестве древних славян. Эти факты, а также сопоставление русского языка и санскрита свидетельствуют о необходимости тщательного изучения в контексте славянского язычества не только четырех Вед, но, в значительной степени, и Махабхараты, Пуран.

Основываясь на обозначенном методологическом подходе, целесообразно употребление терминов «ведические тексты», «ведическая литература» и т. п., как обозначающих совокупность перечисленных в приведенном выше стихе концептуально родственных текстов. Термин «Веды» в данном исследовании указывает на ведическую литературу в целом. Как ведические, характеризуются также произведения религиозно-философского характера, отображающие и раскрывающие суть древнего ведического комплекса идей.

Об употреблении термина «арии»

В современной науке термин «арии» применяется для обозначения индоиранских племен индоевропейцев5. Исследователи отмечают, что предки индоязычных и ираноязычных народов жили в глубокой древности вместе, на общей территории, говорили на близкородственных друг другу арийских диалектах6. В трудах ученых XIX – XX веков термины «арии, арьяны, арийцы» употреблялись как для обозначения индоиранцев, так и индоевропейцев в целом (арийской расы)7. В современной науке употребление термина «арии», применительно к индоевропейским племенам в целом не принято.

Как следует из приведенных утверждений, «общая территория проникновения» и «близкородственные диалекты» выступают в качестве критерия для выделения индоиранской (арийской) общности. В рамках этой концепции закономерна постановка вопроса о взаимодействии индоарийцев с прочими индоевропейскими этносами. По нашему мнению, ряд предпосылок позволяет говорить о возможности включения в рамки индийского единства славянских племен на определенном этапе исторического развития.

Наиболее архаичные пласты соответствия культуры славян и ариев обнаруживаются при сопоставлении индоарийской ведической культуры и язычества древних славян. Н.Р. Гусева отмечает сходство «ряда языческих культов славян с религией индусов»8.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 186 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...