Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Нашествие гиксосов
Манефон, Египетская история, фр. 42 - Иосиф Флавий, Против Апиона, I, 14. Помещаемый отрывок - один из немногих источников, повествующий о смутном времени владычества гиксосов и об их изгнании из Египта.
Манефон же был по происхождению муж-египтянин, причастный эллинскому воспитанию, что совершенно ясно; ибо он написал, пользуясь эллинской речью, отеческую историю, переложив ее, как он говорит сам, из священных письмен, и во многом упрекает Геродота, как ошибающегося в своей «Египетской истории» по незнанию. Сам же Манефон, таким образом, во второй книге «Египетской истории» пишет относительно нас следующее (прилагаю слова его, как бы самого его приводя свидетелем):
«Был царь у нас по имени Тимай; при нем, не знаю почему, бог разгневался, и неожиданно люди из частей, расположенных к востоку, неизвестные по происхождению, расхрабрившись, вторглись в страну, и легко без боя захватили всю ее силой. И подчинив правивших в ней, они в остальном жестоко пожгли города и разрушили святилища богов; по отношению же ко всем туземцам они вели себя враждебнейшим образом, убивая одних, у других же и детей и жен уводя в рабство. Наконец же и царем сделали одного из своей среды, которому имя было Салатис. И он находился в Мемфисе, собирая дань и с верхней и с нижней страны и оставив охрану в наиболее подходящих местах. Более же всего он укрепил части, расположенные к востоку, предвидя, что у ассирийцев, тогда более, чем другие, сильных, будет желание вторгнуться в это царство. Найдя же в Сетроитском номе город, наиболее подходящий для него, лежащий к востоку от реки Бубастита, названный же от древней религиозной традиции Аварисом, заселил его и укрепил при помощи стен, поселив в него и множество тяжело вооруженных до 240 000 мужей для охраны. Туда он приходил летом, отчасти для выдачи хлеба и выплаты жалования, отчасти, чтобы заботливо упражнять вооруженных к опасности извне. Процарствовав же девятнадцать лет, он окончил жизнь. После него же второй царствовал сорок четыре года, которого звали Бнон. После этого — Апахнас — тридцать шесть лет и семь месяцев. Потом Апофис — шестьдесят один год, и Ианнас — пятьдесят лет и шесть месяцев. После же всех — Ассес — сорок девять лет и два месяца. Эти шесть среди них были первыми правителями, постоянно воевавшими и желавшими более всего истребить корень Египта. «Назывался же весь народ их «гиксосы», то есть цари-пастухи; ибо «гик» на священном языке означает царя, «сос» — «пастухи» на общем диалекте, и, таким образом, вместе получается «гиксосы». Некоторые же говорят, что они арабы. В другом же списке не цари обозначаются через прозвище «гик», но, напротив, оно обозначает пленников — пастухов; ибо «гик» опять-таки на египетском языке, «гик» с густым придыханием означает именно пленников. И это мне представляется более убедительным и соответствующим древней истории». Эти же вышепоименованные цари так называемых пастухов и произошедшие от них властвовали над Египтом, говорит Манефон, пятьсот одиннадцать лет. После же этого, говорит он, произошло восстание царей из Фиваиды и остального Египта против пастухов, и возгорелась война с ними, великая и продолжительная. При царе же, которому имя Мисфрагмутосис, пастухи, говорит он, побежденные им, были изгнаны из всего Египта и заключены в месте, имевшем периметр в десять тысяч арур. Аварис — имя месту его, говорит Манефон, целиком великой и крепкой стеной окружили пастухи, чтобы иметь все имущество в укрепленном месте, а также свою добычу. Сын же Мисфрагмутосиса Тутмосис сделал де попытку взять их при помощи осады силой, обложив стены с четырьмястами восемьюдесятью тысячами; когда же он разочаровался в осаде, то заключил соглашение, чтобы они, покинув Египет, все отошли без всякого вреда для себя, куда хотят. Они же на основании договоров отправились со всеми семействами и с имуществом, будучи числом не меньше двухсот сорока тысяч, из Египта через пустыню в Сирию. Опасаясь же могущества ассирийцев, ибо последние властвовали тогда над Азией, и основав в стране, ныне называемой Иудеей, город, достаточный для стольких десятков тысяч людей, назвали его Иерусалимом.
Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 488 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!