Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Методические рекомендации по изучению дисциплины. Курс «история Русской литературы Х1Х века (3/3)» является одной из важнейших дисциплин в подготовке специалиста-филолога



Курс «История русской литературы Х1Х века (3/3)» является одной из важнейших дисциплин в подготовке специалиста-филолога. Все знания, умения и навыки приобретенные студентом на первом и втором курсах, закладывают фундамент для его успешной работы по усвоении материала данного периода историко-литературного процесса – одного из наиболее сложных этапов развития русской литературы. Поэтому изучение материалов курса требует тщательной, систематической и серьезной подготовки к каждому виду работы студента: практическим занятиям, коллоквиумам, контрольным работам, ведению читательского дневника. Особую сложность для студентов представляет объем материала – необходимость изучения большого количества

сложнейших текстов произведений Л.Н. Толстого, Ф.М. Достоевского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, А.П. Чехова. Поэтому студентам рекомендуется заранее, до начала семестра приступить к чтению текстов. При освоении курса студент должен понимать закономерности литературного процесса, художественное значение литературного произведения в связи с художественной ситуацией и культурой эпохи, определять художественное своеобразие произведений и творчества писателя в целом, владеть навыками литературоведческого анализа;

ориентироваться в научной проблематике избранной специальности, знать содержание основной учебно-методической литературы; уметь пользоваться научной, справочной, методической литературой.

В устных ответах на коллоквиумах и практических занятиях, на экзамене студент должен продемонстрировать знание основных теоретических и историко-литературных вопросов, историю развития литературных жанров и направлений, знание оценок классических литературных произведений в оценке критики, знание основных научных исследований по материалам курса.

Представление о динамике историко-литературного процесса предполагает необходимость понимания традиций и новаторства писателя.

Планы практических занятий построены таким образом, чтобы студент при освоении материала мог последовательно переходить от к более сложным вопросам от более простых. Проведение практических занятий предполагает возможность для обучающихся полемического обсуждения рассматриваемых вопросов.

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ:

--------------------------------

Автор –

-----------------------------------------------

1. Реальное лицо, существование которого исторически достоверно, которое является фактическим создателем данного произведения искусства, или которому приписывается их создание; 2) Субъект эстетической деятельности (М. Бахтин) или Автор – творец, единственная форма бытия которого – само художественное произведение как целое, т.е. как выражение единого смысла, единой личной позиции по отношению к миру, к другому человеку.

Аллегория

Иносказание; отдельное высказывание или цельное словесное произведение, буквальный смысл которого указывает на иной, скрытый смысл. Чаще всего в аллегории чувственно-конкретный образ указывает на некое отвлевенное понятие, идею. Скрытый смысл аллегории может подразумеваться самим ее автором, но может и вкладываться толкователем в текст, который изначально такого смысла не имел.

Анализ художественного текста

-------------------------------------------------------

– системное исследование поэтики единичного литературного произведения, создающее научную основу для интерпретации его смысла как художественного целого.

АРХЕТИП – понятие обозначающее универсальный образ или сюжетный элемент, или их устойчивые сочетания разной природы и разного масштаба.

ВНУТРЕННИЙ МОНОЛОГ – особый случай не адресованного (или адресованного самому себе) невербального речевого акта персонажа. В прозаическом художественном произведении- попытка автора воспроизвести бессвязную и непроизвольную смену мыслей и впечатлений в сознании героя.

Внутренняя мера жанра – Основа воспроизведения неканонических жанров, динамическое соотношение полярных свойств в каждом из важнейших параметров художественного целого, таких как «тематическое содержание, стиль и композиционное построение», неразрывно связанных «в целом высказывании» и определяемых «спецификой данной сферы общения».

ГЕРОЙ – такое действующее лицо произведения, которое представляет собой «ценностный центр» «конкретный предмет» авторского эстетического видения, будучи носителем основного события в изображенном мире, а так же – существенной для автора – творца точки зрения на действительность, на самого себя и других персонажей

ДРАМА (жанр) - - тип драматического произведения, стремящийся примирить крайности трагедии и комедии, сосредоточившись на изображении частной жизни т.н. «среднего человека» и, тем самым, воссоздавая мир, исполненный страданий, которые преодолеваются, и проблем, поддающихся разрешению.

ЖАНР – тип словесно- художественного произведения как целого, а именно: 1) реально существующая в истории национальной литературы или ряда литератур и обозначенная тем или иным традиционным термином разновидность произведений; 2) «Идеальный» тип или логически сконструированная модель конкретного литературного произведения, которые могут быть рассмотрены в качестве его инварианта

ЗАВЕРШЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ – созданная автором-творцом смысловая граница между героем и его миром, содной стороны, и действительностью свтора и читателя, с другой. В основе З.Х. – тотальная реакция автора на целое героя, а вместе с тем, адекватная реакция читателя на героя и автора. З.Х. можно понять в качестве формы «последнего целого» произведения, поскольку форма в такой трактовке = эстетически обработанная граница, результат своеобразного сотворчества автора и героя.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ПРОИВЕДЕНИЯ – процедура истолкования текста, акт прояснения его художественного смысла.

ИСПОВЕДЬ – откровенное признание героя-рассказчика в совершении безнравственных поступков, обращение к читателям, рассказ о себе, стремящийся дать слушателю-читателю настолько полное (в этическом смысле) знание чужих поступков и их мотивов, чтобы оно свидетельствовало об ответственности «я» и было поводом для его возможного признания и оправдания другим.

КОЛЛИЗИЯ – понятие, объединяющее внеэстетическую и эстетическую реальности в представлении о жизненном противоречии, служащем источником развертывания сюжета.

КОМПОЗИЦИЯ – система фрагментов текста произведения, соотнесенных с точками зрения субъектов речи и изображения; будучи «совокупностью факторов художественного впечатления», она направляет сотворческую деятельность читателя на воспроизведение эстетического объекта произведения.

МОНОЛОГИЧЕСКИЙ РОМАН- тип субъектной структуры романа, который характеризуется включенностью сознаний всех персонажей, каков бы ни был их кругозор и уровень самосознания, в объемлющую перспективу авторского видения: в кругозор повествователя входит соотнесенность любой другой точки зрения с ее предметом и, тем самым, неполнота и неадекватность ее, целое героя и мира строится в прямой перспективе и по принципу классического образа, тождественного себе и имеющего четкие границы.

НЕЗАВЕРШЕННОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕНАЯ –особый вариант архитектонической формы целого, или формы эстетического объекта, в отличие от незаконченности текста, относящейся к уровню формы композиционной.

НОВЕЛЛА – жанр повествовательной прозы, отличающийся динамикой в развертывании сюжета, строго выверенной композицией с отчетливо выделяемым пуантом и акцентированием коммуникативного момента в повествовании.

ПОВЕСТВОВАТЕЛЬ – основной и относительно наиболее близкий автору субъект речи носитель точки зрения в литературном произведении: тот, кто сообщает читателю о событиях и поступках персонажей, фиксирует ход времени, изображает облик действующих лиц и обстановку действия, анализирует внутреннее состояние героя и мотивы его поведения, характеризует его человеческий тип, не будучи при этом объектом изображения для кого-либо из персонажей.

ПОВЕСТЬ – одна из жанровых разновидностей средней эпической формы, которую отличает следующая система константных структурных признаков: 1. Область события, о котором рассказывается. Доминирование циклической сюжетной схемы, ситуация испытания героя и поступок как результат этического выбора, принцип обратной симметрии в расположении важнейших событий.

ПОЛИФОНИЧЕСКИЙ РОМАН – роман – субъектная структура которого организована по принципам обратной перспективы, диалогического контакта с чужим сознанием и создания «последнего целого на переходе границ между миром героев и действительностью читателя.

ПОЛИФОНИЯ – структурный принцип, использованный М.М. Бахтиным для характеристики типа художественного целого в романах Ф.М. Достоевского: «сочетание множественности равноправных сознаний героев» вместе с их мирами, в единстве некоторого события.

ПРИТЧА – один из малых эпических жанров, переходный от фольклора к литературе, иносказательная история о случае, представляющем собой не странный казус, а наглядный пример всеобщей закономерности, которой необходимо следовать.(отсюда ее назидательность).

РАССКАЗ – малая эпическая форма в ряду роман – повесть – рассказ; неканонический жанр в относительно позднего происхождения, явившийся одним из порождений романизации литературы.

РАССКАЗЧИК – основной субъект речи и носитель точки зрения в литературном произведении, но –в отличие от повествователя – объективированный от автора (также пространственно) и стилистически, связанный с с определенной социально-культурной и языковой средой, с позиций которых он и изображает других персонажей.

РОМАН – жанр, принадлежащий наряду с эпопеей к большой эпической форме и, в противоположность ей не имеющей канона. Внутренняя мера романа определяется следующими тремя структурными особенностями: его речевой структуре присуща стилистическая трехмерность, мир персонажей и сюжетное событие отнесены «к настоящему» в его незавершенной современности», а зона построения образа героя – это зона максимально близкого контакта с незавершенной современностью.

СЮЖЕТНАЯ СИТУАЦИЯ – 1) временное равновесие противоположных сил, действующих как в изображенном мире, так и в в герое и определяющих развитие сюжета.2) положение героя в тот момент, когда он не проявляет инициативы или обстоятельства не вынуждают его к немедленной реакции.

СКАЗ – речь рассказчика, которую характеризует комплекс особенностей, выражающий е е нелитературную и вообще письменную природу. Авторский выбор этой формы повествования принято объяснять 1) установкой на устную речь, которая выражается в соответствующих особенностях интонации. СИНТАКСИСА, ЛЕКСИКИ… 2)УСТАНОВКОЙ НА ЧУЖУЮ РЕЧЬ, И КАК СЛЕДСТВИЕ НА УСТНУЮ РЕЧЬ.,,

СЮЖЕТ – художественно целенаправленный ряд событий, ситуаций и коллизий в мире персонажей; в их последовательности иногда различают аспекты фабулы и собственно С., но чаще повторяющиеся традиционные элементы, т,е, мотивы, и устойчивые комплексы мотивов(сюжетные схемы),

Сюжетная схема – ИСТОРИЧЕСКИ устойчивая структурная модель, инвариантный каркас определенного множества реальных сюжетов; комплекс взаимосвязанных мотивов, последовательность всегда одинакова, а семантика закреплена традицией,

ЦИКЛ – группа произведений, составленная и объединенная самим автором по тем или иным принципам или критериям(жанры, тематика, сюжеты, персонажи, хронотоп) и представляющее собой своеобразное художественное единство, к числу обязательных признаков цикла относят заглавие, данное автором и устойчивость текста в нескольких изданиях.

ЭПИЛОГ – 1. Заключение или финальная часть недраматического литературного произведения, которая обычно служит его обрамлением или завершением и разъясняет его идею. Повествование о том, как сложились судьбы героев после рассказанных в основной части произведения событий





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 435 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...