Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Высшего профессионального образования 4 страница



Б). качественные изменения в системе: автор – рассказчик – слушатель – читатель (очарованный странник)

В). Психологическое и социальное наполнение образа рассказчика в сказе.

Г). Роль фабулы и ее особенности в сказовой повести.

7. Сказовая повесть и роман испытания.

8. Художественная структура «Сказа о тульском косом Левше и стальной блохе». Основные типы жанрово-речевых клише в сказе и проблема художественной целостности.

1. Историческая хроника

2. хожение.

3. литературный анекдот

4. авантюрная новелла

5. житие.

9. Стиль лесковской прозы.

ЛИТЕРАТУРА:

-------------------------------------------

Аннинский Л.А. Три еретика. М. Книга. 1988. С.229=351.

В мире Лескова. Сб. ст. М. Сов. писатель. 1983.

Горелов А.А. "Праведники и "праведнический" цикл в творческой эволюции Н.С. Лескова.

Горелов А. А. Лесков и народная культура.

Мущенко. Скобелев. Кройчик. Поэтика сказа. Воронеж. 1978. С. 90-116.

Сб. Лесков и русская литература. М. Наука.1988.

Лихачев Д.С. Особенности поэтики произведений Лескова. С.12-21.

Прокофьев Н. И. Традиции древнерусской литературы в творчестве Н. Лескова. В.

сб. Лесков и русская литература. М. 1988. С118-136.

Столярова И.В. В поисках идеала. Л. 1978. С.78-216.

Хализев В. Майорова О. Лесковская концепция праведничества. Сб. В мире Лескова. М. 1983 С.39-62.

Хализев В.Е. Художественный мир писателя и бытовая культура. В кн. Контекст.1981. С.79-110

Троицкий Ю.В. Лесков-художник.

Шатин Ю.Ц. Жанровый тип и художественная целостность произведения (на материале

"Левши" Н.С. Лескова".. В кн.: Типологические категории в анализе литературного

произведения как целого. Кемерово. 1983. С.14-21-

Практическое занятие № 7

ТВОРЧЕСТВО В.М. ГАРШИНА.

1. Творческая индивидуальность писателя и особенности «переходного времени».

2. Обогащение реализма поэтикой «романтико-героических предчувствий» (Каминский В.И.) и поисков «общего мировоззрения».

3. Соотношение автора и героя («человек гаршинской складки») в повестях Гаршина. Преобладание субъектных форм повествования(дневники, записки, внутренний монолог).

4. Драматизм сюжетной ситуации и трагическое разрешение конфликта в повестях В.М. Гаршина.

5. Закономерность обращения Гаршина к малым жанровым формам. Дидактико-аллегорический и психологический рассказ в творчестве В.М. Гаршина.

6. Эволюция традиций романтизма в «Красном Цветке». В.М. Гаршина.

Тема героического подвига и своеобразие ее решения.

7. Место творчества В.М.Гаршина в историко-литературном процессе. Гаршин и Достоевский.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Аверин Б.В. В. Гаршин. В кн.: История русской литературы в 4-х тт. Л. Наука.Т.1У. 1983. С123-143.

2. Бялый Г.А. Гаршин. Л.1969.

3. Каминский В.И. Пути развития реализма в русской литературе конца Х1Х века. Л. Наука. 1979. С.79-89, 113-126.

4. Короленко В.Г. В.М. Гаршин. В кн.: Короленко В.Г. Собр. соч. Т.8. М.1955.

5. Латынина А. В.Гаршин. Творчество и судьба. М.1986.

6. Порудоминский В.И. Грустный солдат или жизнь В. Гаршина. М. Книга. 1987.

7. Современники о Гаршине. Сб. ст. Изд. Саратовского ун-та. 1977.

8. Тихомиров Б.Н. Гаршин и Достоевский (к вопросу о единстве нравственно-философских исканий в русской

9. литературе второй половины Х1Х века)\ Достоевский и современность. Новгрод.1991Ч.1. С.177-182.

10. Успенский Г.И. Смерть Гаршина. В кн.: Успенский Г.И. Полн. собр.соч. Т.11,1952.С.466-473.

11. Кожуховская Н.В. Военные рассказы В.М. Гаршина. Автореф канд. Дисс. Л.1985.

Практическое занятие № 8.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОЗЫ А.П. ЧЕХОВА.

1. Юмористические новеллы А.П. Чехова 1880-х гг. Критика «отклонения от нормы». Своеобразие юмора А.П. Чехова. Традиции М.Е. Салтыкова – Щедрина. («Смерть чиновника»), «Толстый и тонкий», «Хамелион», «Маска», «Унтер Пришибеев»)

2. Рассказ «открытия». Особенности ситуации прозрения в тврчестве А.П. Чехова. («Огни», «Неприятность», №Припадок», «Тапер», «Знакомый мужчина»).

3. Повесть «Степь» и духовный кризис писателя второй половины 1880-х гг. Повесть «Степь» как «Лирическая эпопея», «повесть о русской земле». Пространственное построение сюжета.

4. Картина «убыточной, обессмысленной, уклонившейся от нормы жизни» («Палата №6», «Скрипка Ротшильда», «Учитель словесности», и др.

5. Поиски «Общей идеи». Чехов и Толстой. «Скучная история».

6. «Дуэль» и традиции русского классического романа.

7. Проза Чехова второй половины 90-х начала 900-х гг. («Дом с мезонином», «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Случай из практики», «Ионыч», «Дама с собачкой», «Невеста» и др.) Ощущение и ожидание близких перемен. Усиление символического анчала в прозе А.П. Чехова.

ЛИТЕРАТУРА:

Балухатый С.Д. Ранний Чехов.\Балухатый С.Д. Вопросы поэтики. Л. 1990. С.84-160.

Бердников Г.П. А.П. Чехов. М.1984

Громов М. Чехов. М.1993.

Ильюхина Т.Ю. Чеховский дебют в "толстом" журнале. Повесть "Степь" \Ars philologiae. СПб.1997. С.246-275.

Ильюхина Т.Ю. Антоша Чехонте, Макар Балдастов и другие. Учебное пособие. Кемерово.2002.

Катаев В.Б. Проза Чехова. М.1979.

Гурвич И. Проза А.П. Чехова. М.1970.

Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова.1982.

Сухих И. Проблемы поэтики Чехова.М.1987

Бялый Га. Чехов и русский реализм. Л.1981

Роскин А. Об Антоше Чехонте и Антоне Чехове. Заметки о реализме Чехова.\Роскин А.А.П. Чехов. М.1959. С.77-87,193-219.

Цилевич Л.М. Сюжет Чеховского рассказа. Рига.1976.

Практическое занятие № 9.

ДРАМАТУРГИЯ А.П. ЧЕХОВА.

---------------------------------------------

1. Природа конфликта в драматургии А.П. Чехова:

2. А). Тип героя в пьесе Чехова, выбор и группировка персонажей.

Б). Стихия повседневного быта, соотношение быта и бытия (по работе А. П. Скафтымова)

2. Организация сценического действия в пьесах Чехова.

Авторские ремарки обозначения действующих лиц, ремарки в тексте пьесы.

Сценическое пространство и время в пьесах Чехова. Декорации и звуковое оформление действия.

Сквозное драматическое действие в композиционный структуре пьесы (деление на четыре акта).

Природа общения персонажей в сценическом действии – диалоги, монологи, «Подводное течение»

Литература:

«Чайка», «Дядя Ваня», «Три сестры», «Вишневый сад»

Алперс Б.В. Чехов и театр. О Чехове./ Алперс Б. Искания новой сцены. М.1955. С.12-31., 159-205.

Берковский Н.Я. Чехов: от рассказов и повестей к драматургии. / Берковский Н.Я. Литература и театр. М. 1969. С.48-182.

Берковский Н.Я. Чехов повествователь и драматург. / Берковский Н.Я. О русской литературе. Л. 1955. С.215-339.

Зингерман Б.И. Очерки истории драмы ХХ века.М.1979

Камянов В. О чеховской драматургии/ Камянов В. Время против безвременьяМ.1989. С.165-187.

Паперный З.Г. "Чайка" А.П. Чехова. М.1980.

Салынский Д. Пространственные образы драматургии А.П. Чехова./ Художник, сцена. М.1978.

Скафтымов А.П. О единстве формы и содержания в "Вишневом саде" А.П. Чехова. К вопросу о построении пьес

А.П. Чехова./ Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей М.1972. или Скафтымов А.П. Статьи о русской

литературе. Саратов. 1958


ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, ПРЕДЛАГАЕМЫХ ПО ВЫБОРУ.

Роман Ф.М. Достоевского «ИДИОТ»,

1. Образ главного героя в романе.

Предыстория героя. Швейцарский период в жизни князя Мышкина. Полемика с Руссо. Семантика имени героя. Литературные прототипы образа героя. Христоцентричность религиозных взглядов писателя. Князь Мышкин как герой –идеолог. (идеолог на практике).

2. «Скрытый миф» в романе Ф.М. Достоевского «Идиот».

Евангельский подтекст романа. Окказиональныйц миф» как сюжетная основа романа – эксперимента. Параллель двух экспериментов в романе. Смысл сопоставления.

Архетипическая основа сюжета романа. Ситуация «въезда в город. Миф б умирающем и воскресающем боге.

3. Система персонажей в романе.

Герои- двойники

Князь Мышкин и Настасья Филипповна. Главная коллизия романа.

Рогожин и Мышкин

Семантика имен героев романа

4. Апокалиптические мотивы в романе.

5. Особенности финала романа и «романтический историзм» (Р.Г. Назиров)

Ф.М. Достоевского.

ЛИТЕРАТУРА:

Кирпотин В.Я. Мир Достоевского. М.1983.

Скафтымов А.П. Тематическая композиция романа «Идиот» // Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.1972. С.23-88.

Чирков Н.М. О стиле Достоевского. М. 1967. С.115-147.

Фридлендер Г.М. Роман Ф.М. Достоевского «Идиот» \\ Творчество Достоевского. М. С.173-215.

Ермилова Г. Христология Ф.М. Достоевского. //Достоевский и мировая культура. М,1998.

Натова Н. Иетафизический символизм Достоевского // Достоевский. Матеиалы и исследования. СПб.1997. Т.14. С.26-45.

Розенблюм Л.М. «Красота спасет мир»// Вопросы литературы 1991. №22. С.142-180.

Роман Ф.М. Достоевского «Бесы».

------------------------------------------------

1. «Бесы как роман-памфлет. Место романа в ряду антинигилистических романов Х1Х века.

2. Философия нигилизма в романе.

3. Тургеневская тема в романе «Бесы». Идеологический смысл возрождения сюжетной схемы тургеневского романа. Нигилизм как духовное наследие западничества.

4. Основной миф в романе «Бесы» (В.Иванов.)

5. Образ Ставрогина. Лермонтовские традиции в построении образа. Ставрогин как «лицо трагическое».Н. Бердяев о Ставрогине. Лики главного героя и композиция романа.

6. Ставрогин как герой-идеолог. Переосмысление дилеммы Раскольникова в романе «Бесы».

7. Система персонажей в романе. Двойники Ставрогина. Шатов и Кирилов. Особенности двойничества в «Бесах». Шатов как герой-идеолог. Философский смысл самоубийства Кирилова.

8. Переосмысление темы «Фауста» в романе. Роль Петра Верховенского.

9. Теория Шигалева. Идеи казарменного социализма.

10. Женские образы в романе. Символика образа хромоножки.

11. Исповедь Ставрогина. Глава «У Тихона»

12. Мистерия в романе. Особенности финала. Смысл эпиграфов.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Сараскина Л. «Бесы» - роман-предупреждение. М.1990.

2. Бердяев Н. Ставрогин.// Наше наследие.1991. № 6. С.76-79

3. Бердяев Н. Философия творчества, культуры и искусства. М.1994. Т.1. С.177 -186.

4. Буданова Н.Ф. О некоторых источниках нравственно-философской проблематики романа»»Бесы»\\ Достоевский. Материалы и исследования. СПб. 1997. Т. 14. С.93-16.

5. Булгаков С. Русская трагедия\\ Достоевский «Бесы». «Бесы»: Антология русской критики. М.1996. С. 489-508. Или \\ О Достоевском. Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 гг.М. 1990. С. 193-214.

6. Вяч. Иванов Основной миф в романе «Бесы» \\ Достоевский Ф.М, «Бесы». «Бесы»: Антология русской критики. М. 1996. С.306 -311. Или Иванов Вяч. Родное и вселенское. М.1994.С.306 -311.

7. Касаткина Т.А. Ободном свойстве эпилогов пяти великих романао Достоевского.\\ Достоевский в конце ХХ века. М.1996. С 82-93.

8. Михнюкевич В.А. Русский фольклор в художественной системе Ф.М Достоевского. Челябинск. 1994. С.136-178.

9.Пигин А.В. Роман Ф.М. Достоевского «Бесы» и видение ада\\ Современные проблемы метода, жанра и поэтики русской литературы. Петрозаводск.1991. С136-139.

10. Померанц Г. Открытость бездне: Встречи с Достоевским. М.1990.

11. Сальвестрони С. Новый завет в романе Ф.М. Достоевского «Бесы»\\ Христианство и русская литература.М. 2002. С.336-362.

12. Кантор В.К. Карнавал и бесовщина\\ Вопросы философии.1997.№5. С44-57.

ТЕМЫ КУРСА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ.

ПЛАНЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ИНДИВИДУАЛЬНЫМ КОНСУЛЬТАЦИЯМ.

Роман Ф.М. Достоевского «Подросток».

1. Роман «Подросток в ряду романов воспитания. Полемика Ф.М. Достоевского с Л.Н. Толстым.(«Трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Подросток».

2. «Ротшильдовская идея» в романе. Содержание идеи. Сюжет испытания в «Подростке». Особенности жизни идеи в романе испытания.

3. Двунаправленность «Ротшильдовской идеи» Коллизия «жизни» и «книги» в романе. Кульминационный эпизод в 1 части романа. Самоубийство Оли и судьба Аркадия.

4. «Документ» как «материальный эквивалент» идеи героя

5. Проблема «отцов и детей» в романе.

Ф.М. Достоевский: «Идея – «Отцы-дети» - дети и отцы. Ибо сын, намеревающийся быть Ротшильдом – в сущности - идеалист, т.е. новое явление как неожиданное следствие нигилизма».

А). Образ Версилова – образ «русского скитальца». Судьбы русской интеллигенции в романе.

Б). Идея «благообразия». «Наивный пантеизм» Макара Долгорукого.

6. Эпилог романа. Суд героя над обществом и его итоги. Крах «ротшильдовской» идеи подростка.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кирпотин В.Я. Мир Достоевского. М. Сов. Писатель. 1983. О романе «Подросток» см.: С.236-317.

2. Долинин А.С. В творческой лаборатории Достоевского: История создания романа «Подросток»

3. Савченко Н.К. Сюжетосложение романов Ф.М. Достоевского. М.

Худож. лит..1982.

4. Семенов Е.И. Роман Ф.М. Достоевского «Подросток»: Проблематика и жанр. Л. Наука. 1979

ТВОРЧЕСТВО Г.И. УСПЕНСКОГО,

---------------------------------------------------

1. Творческий путь Г.И. Успенского.

2. Народническая платформа творческой деятельности Г.Успенского и ее противоречия.

3. «Нравы Растеряевой улицы» - первый цикл в творчестве Г. Успенского.

Традиции «натуральной школы» в цикле.

4. Роль очерковых циклов в творческой эволюции Г.Успенского. Художественные открытия в жанре очерка.

Ранние циклы Успенского «Власть земли», «Крестьянин и крестьянский труд». Изображение крестьянской общины.. РомантиЧЕСКАЯ ИДЕАЛИЗАЦИЯ И ОБЪЕКТИВНОСТЬ РЕАЛИСТИЧЕСКОГО ИЗОБРАЖЕНИЯ,

5. «Живые цифры» как цикл последнего этапа творчества. Проблема народа интеллигенции.

6. Очерк «Выпрямила – манифест демократической эстетики писателя. Полемика с представителями «чистого искусства».

ЗАДАНИЕ: Подготовить конспекты статей: «Цикл» (Краткая литературная энциклопедия.М. 1975. Т.8; «Очерк» КЛЭ М. Т.5.

ЛИТЕРАТУРА:

Бялый Г.А. О некоторых особенностях реализма Г. Успенского. ЛГУ, 1957, №299, сер. Фил. Науки, вып. 3. С.180-201.

Бельчиков Ю.А. Г.Успенский. М. Мысль. 1979.

Лисин Л.И. Г. Успенский. М. 1967.

Каминский В.И. Развитие реализма в русской литературе конца Х1Х в. Л.Наука. 1980.

Плеханов Г.В. Г. Успенский\\ Плеханов Г.В. Литература и эстетика. В 2-х тт. М.1958. Т.2.С.220-275.

Пруцков Н. И. Глеб Успенский. Л. 1971.

Пруцков Н.И. Творческий путь Г. Успенского. М.-Л. 1958

Развитие реализма в русской литературе. М.Наука. Т.2. Кн.1. Гл.5. 1975.

Смирнов В.Б. Успенский и Салтыков-Щедрин. Саратов. 1964.

Соколов Н. И. Г.И.Успенский Жизнь и творчество.

Творчество В.Г. Короленко.

Своеобразие художественных исканий.

Литературная и общественная деятельность.

Формирование художественного метода. Перераспределение эстетических акцентов в гносеологической структуре реалистического метода.

Гуманистические тенденции. Проблема народного характера. «Сон Макара», «Чудная», «Река играет»,. Проблематика и художественное своеобразие. Реализм и романтизм в творчестве писателя. «Слепой музыкант»

Аллегория, символика, очерковая композиция. Романтические тенденции исторически обусловленная стилевая форма проявления общих тенденций развития историко-литературного процесса.

ЛИТЕРАТУРА:

---------------------------

Аверин В.Б. Владимир Короленко.\\ История русской литературы В 4-х тт. Т. 4. Л. Наука. 1983

Бялый Г.А. В.Г. Короленко. Л. 1983.

Бялый Г.А. Русский реализм. От Тургенева к Чехову. Л.1990. С.593-631.

Горький М. В.Г. Короленко// Горький М. Собр. Соч.:В 30-т. М., 1951. Т.15. С.212-221.

Каминский В.И. Пути развития реализма в русской литературе конца Х1Х века. Л.1979

Логинов. В.М. Короленко о литературе. М.1994.

Негретов П.И. В.Г. Короленко. Летопись жизни и творчества.. 1917-1921. М.1990.

Соколова М. Романтические тенденции критического реализма 80-90-х гг.(Гаршин, Короленко)\\ Развитие реализма в русской литературе. В 3-х т. М. 1974. Т. 3.С48-76.

Якунина А.Э. Творчество В.Г. Короленко и традиции Ф.М. Достоевского// Проблемы типологии

и литературного процесса. Пермь.1981.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 220 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...