Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Высшего профессионального образования 3 страница



. Проблема завершения художественного целого.

Смысл эпиграфа. Эпилог романа "Братья Карамазовы".

ЛИТЕРАТУРА:

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.1963.С.433-461.

Ветловская В.Е. Поэтика романа "Братья Карамазовы. Л. 1977.

Розанов В.В. Легенда о Великом инквизиторе. /Розанов В.В. Несовместимые контрасты бытия. М. 1990. С.37=186.

Чирков. Н. М. О стиле Достоевского. 1963. С7-39.

Днепров В.Д. Черты романа. ХХ века. М.-Л. 1965. С.496-560. Кирпотин В.Я. Утопия в романе "Братья Карамазовы.

/Кирпотин В.Я. Мир Достоевского. М.1983. С.317-375.

Егоренкова Г. И. Поэтика сюжетной ауры в романе "Братья Карамазовы". Филологические науки.1971. № 5. С.27-40.

ТЕМА № 9

Роман Ф.М. Достоевского "Идиот"

---------------------------------------------------------

"Скрытый миф " в романе Ф.М. Достоевского "Идиот". Жанровое своеобразие романа (роман испытания)

Параллель двух экспериментов в романе. (Мышкин в Швейцарии и Петербурге. Образ главного героя. Прототипы князя Мышкина. Окказиональный характер интерпретации темы второго пришествия в романе.

Кн. Мышкин как герой-идеолог (идеолог на практике, воплощенный логос) Главная идея героя. Нравственно-этическое воздействие на герое в романа. Система двойников в романе. Семантика и символика имен в романе. Эпилог романа. Решение проблемы идеала.

ЛИТЕРАТУРА:

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. (любое изд).

Захаров В.Н. Система жанров у Достоевского. Л.1985. С113-170.

Скафтымов А.П. Тематическая композиция романа "Идиот" / Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.1972.

Фридлендер Г.М. Роман Ф.М. Достоевского "Идиот" /Творчество Достоевского. М. С,173-215.

Ермилова Г. Христология Достоевского./Достоевский и мировая культура. М.1998.

Наова Н. Метафизический символизм Достоевского./ Достоевский. материалы и исследования. СПб. 1997. Т14. С.26-45.

Розенблюм Л.М. "Красота спасет мир"/ Вопросы литературы. 1991. №22.=12. С.142-180

Кирпотин В.Я. Мир Достоевского. М.1983.

ТЕМА № 10

Образы градоначальников в "Истории одного города." М.Е. Салтыкова-Щедрина.

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Приемы гиперболизации и гротеска в "Истории одного города" М.Е. Салтыкова-Щедрина. Средства сатирической типизации в связи с идейным смыслом произведения. Как переосмыслен летописный стиль в романе? Кого напоминают \приведите исторические параллели Беневоленский, Грустилов, семь градоначальниц, Угрюм-

Бурчеев. Почему идеалом Угрюм-Бурчеева является прямая линия? Символический смысл его тщетного единоборства с рекой. Гротеск и фантастика в изображении градоначальников. Почему народ терпит их власть? Особенности изображения народа в романе.

ЛИТЕРАТУРА:

Статьи "Гипербола", "Гротеск" в Краткой литературной энциклопедии.

Бушмин. Салтыков-Щедрин. Искусство сатиры. М.1976.

Николаев Д. "История одного города" Салтыкова-Щедрина. В кн.: Три шедевра русской классики.

Покусаев Е.И. Революционная сатира М.Е. Салтыкова-Щедрина. М.1954.

Тема № 11

Роман М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы " в истории русского реализма.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

В подавляющем большинстве критических статей "Господа Головлевы" оценивались как несколько устаревшая, хотя и ярко изложенная отходная крепостничеству. Почему автор, творчество которого отличается стремлением немедленного отклика на актуальные проблемы современной жизни, обращается

к теме вырождения дворянского семейства? Салтыков-Щедрин остро чувствовал необходимость пересмотра традиционных взглядов на роман - ведущий жанр Х1Х века. В чем отличие романа "Господа Головлевы от традиционного "семейного" романа? Как отразились в господах Головлевых эстетические воззрения М.Е.

Салтыкова-Щедрина. Почему роман "Господа Головлевы называют общественным романом?

Тема № 12

Композиция романа "Господа Головлевы" /" История умертвий"/.

При выполнении контрольной работы нужно учитывать, что роман сформировался из цикла очерков. Покажите, как в каждом очерке-главе романа проявляется структура целого? Как соотносится композиция романа с духовным опустошением главного героя Иудушки? Динамика сюжета в романе. Особенности ситуации прозрения в романе. Необходимо рассмотреть

вопрос о специфике художественной целостности произведения.

ТЕМА № 13

Слово героя и формы общения в романе "Господа Головлевы".

-------------------------------------------------------------------------------------------------

Почему автора романа привлекает задача создания образа лгуна и пустослова?

Слово - средство единения людей. Почему в устах Иудушки слово приобретает разъединяющие функции?

Почему в последних главах романа Иудушка начинает говорить все меньше "точно актер, с трудом припоминающий фразы из давних ролей" Какие темы затрагивает Иудушка? В романе "Господа Головлевы"слово не только средство, но и объект изображения. одним изображением такого слова Щедрин уже вывел сюжет своего произведения из "рамок семейственности". Как связана исключительная активность авторской речи с функцией слова героя.? Почему в итоге романа Иудушка обретает возможность заговорить обычным человеческим языком?

ЛИТЕРАТУРА:

Григорьян К.Н. Роман М.Е. Сатыкова -Щедрина "Господа Головлевы. М.1970.

Жук А.А. Русская проза второй половины Х1Х М. Просвещение.1981.С.201-202

История русского романа. В 2 -х тт. Т.2. М.Л. Изд. АН СССР.1964.(глава о романе "Господа Головлевы"

Покусаев Е.И. "Господа Головлевы" М.Е.Салтыкова-Щедрина. М. 1970.

Тамарченко Н.Д. Герой, сюжет и образ мира в "Господах Головлевых" М.Е. Салтыкова-Щедрина./

В кн: Тамарченко Н.Д. Целостность как проблема этики и формы в произведениях русской литературы

Х1Х века". Кемерово.1977, С.60-72

Тема № 14

Очерковая природа романа М.Е. Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы"

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Эстетика жанра романа в творчестве Щедрина в -70-е годы. История создания романа "Господа Головлевы"как история рождения цикла очерков. принципы создания целостного очеркового цикла-романа:

а) тематическое единство; б). система повторяющихся образов и мотивов;

В) единство авторской концепции(проблема исторического, хроникального и сюжетного времени)

г). единая очерковая организация каждой главы.

Проанализировать содержание и раскрыть художественную функцию публицистических авторских отступлений в образной системе романа.

См.: список литературы к теме №13.

ТЕМА № 15

Творчество Н.С. Лескова..Поэтика сказа в творчестве Н.С. Лескова.

(Одно из произведений по выбору)

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Какие периоды выделяются в развитии сказовых форм?.Формообразующяя доминанта в сказе.

Роль фабулы в сказовой повести и ее особенности. Какие элементы языка выдвигаются в сказе

на первый план по сравнению с фабульными жанрами или жанрами описательно-изобразительными?

Психологическая и социальная наполненность образа рассказчика в сказе. Качественные изменения в системе: автор - слушатель-читатель. Жанрообразующая функция автора -повествователя и героя-рассказчика, их соотношение в структуре сказовой повести. Сказовая повесть и роман испытания. Стиль лесковской прозы.

-------------------------------------------

Аннинский Л.А. Три еретика. М. Книга. 1988. С.229=351.

В мире Лескова. Сб. ст. М. Сов. писатель. 1983.

Горелов А.А. "Праведники и "праведнический" цикл в творческой эволюции Н.С. Лескова.

Горелов А. А. Лесков и народная культура.

Мущенко. Скобелев. Кройчик. Поэтика сказа. Воронеж. 1978. С. 90-116.

Сб. Лесков и русская литература. М. Наука.1988.

Лихачев Д.С. Особенности поэтики произведений Лескова. С.12-21.

Прокофьев Н. И. Традиции древнерусской литературы в творчестве Н. Лескова. В.

сб. Лесков и русская литература. М. 1988. С118-136.

Столярова И.В. В поисках идеала. Л. 1978. С.78-216.

Хализев В. Майорова О. Лесковская концепция праведничества. Сб. В мире Лескова. М. 1983 С.39-62.

Хализев В.Е. Художественный мир писателя и бытовая культура. В кн. Контекст.1981. С.79-110

Троицкий Ю.В. Лесков-художник.

Шатин Ю.Ц. Жанровый тип и художественная целостность произведения (на материале

"Левши" Н.С. Лескова".. В кн.: Типологические категории в анализе литературного

произведения как целого. Кемерово. 1983. С.14-21-

ТЕМА № 16

МАЛЫЕ ЖАНРЫ В ТВОРЧЕСТВЕ В, ГАРШИНА.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Творческая индивидуальность писателя и особенности переходного времени. Обогащение реализма

поэтикой романтико-героических предчувствий и поисков "общего мировоззрения" (см. монографию

В.И. Каминского.) Соотношение автора и героя (человек "гаршинской складки") в повестях Гаршина.

Преобладание субъектных форм повествования (записки, дневники, внутренний монолог) Драматизм

сюжетной ситуации и трагическое разрешение конфликта в повестях Гаршина ("Происшествие", "Ночь").

Закономерность обращения В.Гаршина к малым жанровым формам (аллегорический и психологический рассказ). Место В.М. Гаршина в историко- литературном процессе. Гаршин и Достоевский. Тема

искусства в творчестве Гаршина. "Художники", "Надежда Николаевна"

---------------------------------------

Аверин Б.В. В. Гаршин. В кн.: История русской литературы в 4-х тт. Л. Наука.Т.1У. 1983. С123-143.

Бялый Г.А. Гаршин. Л.1969.

Каминский В.И. Пути развития реализма в русской литературе конца Х1Х века. Л. Наука. 1979. С.79-89, 113-126.

Короленко В.Г. В.М. Гаршин. В кн.: Короленко В.Г. Собр. соч. Т.8. М.1955.

Латынина А. В.Гаршин. Творчество и судьба. М.1986.

Порудоминский В.И. Грустный солдат или жизнь В. Гаршина. М. Книга. 1987.

Современники о Гаршине. Сб. ст. Изд. Саратовского ун-та. 1977.

Тихомиров Б.Н. Гаршин и Достоевский (к вопросу о единстве нравственно-философских исканий в русской

литературе второй половины Х1Х века)\ Достоевский и современность. Новгрод.1991Ч.1. С.177-182.

Успенский Г.И. Смерть Гаршина. В кн.: Успенский Г.И. Полн. собр.соч. Т.11,1952.С.466-473.

ТЕМА № 17

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ПРОЗЫ А, П., ЧЕХОВА.

-----------------------------------------------------------------------------

Список контрольных работ по прозе А.П. Чехова пронумерован отдельно. Студенты могут выбрать одну из предложенных тем.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

1. Юмористические новеллы А.П, Чехова 1880-х гг. Критика "отклонения от нормы". Своеобразие юмора

А.П. Чехова. Традиции Салтыкова-Щедрина ("Смерть чиновника", "Толстый и тонкий". "Хамелион",

"Маска". "Унтер Пришибеев». Парадоксальность как основа построения чеховских сюжетов. Особенности пуанта в чеховской новелле.

2. Рассказ "открытия". Особенности ситуации прозрения в творчестве А.П.Чехова. Своеобразие открытых

финалов. ("Огни", "Неприятность", "Припадок", "Тапер", "Знакомый мужчина"). Переосмысление темы «маленького человека».

3. Повесть "Степь" и духовный кризис писателя второй половины 1880-х гг.. Повесть "Степь" как "лирическая эпопея.", "повесть о русской земле". Традиции Н.В. Гоголя. Поэтика пространства и времени. Пространственное построение

сюжета.

4. Картина "Убыточной, обессмысленной, уклонившейся от нормы жизни"("Палата №6", "Скрипка Ротшильда",

"Учитель словесности", и др.)

5. Поиски "общей идеи". "Скучная история". Чехов и Толстой. Проблема поиска общей идеи в «Скучной истории» и в повести Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Особенности формы повествования. Анализ подзаголовка (Из записок пожилого человека).

6. Повесть А.П. Чехова "Дуэль" и традиции русского классического романа. Переосмысление темы «лишнего человека» в «Дуэли». Традиции Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Достоевского. Новаторство А.П. Чехова.

7. Проза А.П. Чехова второй половины -90-х начала 900-х гг. ("Дом с мезонином", "Человек в футляре",

"Крыжовник", "О любви", "Случай из практики", "Ионыч", "Дама с собачкой", "Невеста"). Ощущение и

ожидание близких перемен. Усиление символического начала в прозе А.П. Чехова.

Литература:

-----------------------------

Балухатый С.Д. Ранний Чехов.\Балухатый С.Д. Вопросы поэтики. Л. 1990. С.84-160.

Бердников Г.П. А.П. Чехов. М.1984

Громов М. Чехов. М.1993.

Ильюхина Т.Ю. Чеховский дебют в "толстом" журнале. Повесть "Степь" \Ars philologiae. СПб.1997. С.246-275.

Ильюхина Т.Ю. Антоша Чехонте, Макар Балдастов и другие. Учебное пособие. Кемерово.2002.

Катаев В.Б. Проза Чехова. М.1979.

Гурвич И. Проза А.П. Чехова. М.1970.

Линков В.Я. Художественный мир прозы А.П. Чехова.1982.

Сухих И. Проблемы поэтики Чехова.М.1987

Бялый Га. Чехов и русский реализм. Л.1981

Роскин А. Об Антоше Чехонте и Антоне Чехове. Заметки о реализме Чехова.\Роскин А.А.П. Чехов. М.1959. С.77-87,193-219.

Цилевич Л.М. Сюжет Чеховского рассказа. Рига.1976.

Тема № 18

Драматургия А.П. Чехова.

-----------------------------------------------------

(Анализ одной из пьес А. П. Чехова по выбору. "Чайка", "Дядя Ваня",

"Три сестры", "Вишневый сад")

Природа конфликта В драматургии А.П. Чехова. Тип героя, выбор и группировка персонажей.

Стихия повседневного быта, соотношение быта и бытия (по А.П. Скафтымову)

Организация сценического действия в пьесах А.П. Чехова.

1. Авторские ремарки-обозначения действующих лиц, ремарки в тексте пьесы.

2. Сценическое пространство и время в пьесах А.П. Чехова. Декорации и звуковое оформление действия.

3. Сквозное драматическое действие в композиционной структуре пьесы. (деление на 4 акта)

4. Природа общения персонажей в сценическом действии - диалоги, монологи, "подводное течение"

Литература:

-------------------------

Алперс Б.В. Чехов и театр. О Чехове./ Алперс Б. Искания новой сцены. М.1955. С.12-31., 159-205.

Берковский Н.Я. Чехов: от рассказов и повестей к драматургии. / Берковский Н.Я. Литература и театр. М. 1969. С.48-182.

Берковский Н.Я. Чехов повествователь и драматург. / Берковский Н.Я. О русской литературе. Л. 1955. С.215-339.

Зингерман Б.И. Очерки истории драмы ХХ века.М.1979

Камянов В. О чеховской драматургии/ Камянов В. Время против безвременьяМ.1989. С.165-187.

Паперный З.Г. "Чайка" А.П. Чехова. М.1980.

Салынский Д. Пространственные образы драматургии А.П. Чехова./ Художник, сцена. М.1978.

Скафтымов А.П. О единстве формы и содержания в "Вишневом саде" А.П. Чехова. К вопросу о построении пьес

А.П. Чехова./ Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей М.1972. или Скафтымов А.П. Статьи о русской

литературе. Саратов. 1958

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

.

Практическое занятие № 1.

ТЕМА: ПРОБЛЕМА ЖАНРА «ВОЙНЫ И МИРА» Л.Н. ТОЛСТОГО В СОВРЕМЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ.

1. Авторское определение жанра «Войны и мира».

2. Бахтин М.М. о специфике жанра романа. Отличие жанра романа от эпопеи.

3. А.А. Сабуров о жанре «Войны и мира».

А.) определение жанра произведения в работе А.А. Сабурова.

Б.) «Война и мир» как роман.

В.) Эпическая основа «Войны и мира».

Г.) «Война и мир» как синтез жанров на основе идейно-тематического смысла произведения.

4. А.В. Чичерин о жанре «Войны и мира». Новаторство Л.Н. Толстого.

5. «Роман – история». Е.Н. Купреянова о жанре «Войны и мира».

6. Л.Д. Опульская о жанре романа.

7. Единство авторского замысла в «Войне и мире». В. Камянов о жанре «Войны и

мира».

8. Конструктивно-сущностное в жанре романа. Роман «Война и мир» как роман-поток в

работе Н.К. Гея.

Философия истории в романе.

ЗАДАНИЕ:

-------------------------

Продумать ответ на вопрос: В чем причина не ослабевающего интереса к вопросу о жанре «Войны и мира»?

Выписать из Краткой литературной энциклопедии определения романа и эпопеи.

Подготовить конспект работы С.Г. Бочарова «Война и мир» Л.Н. Толстого.

ЛИТЕРАТУРА:

------------------------------------------------------------------------------------------

Толстой Л.Н. «Война и мир».

Асмус В.Ф. Философия истории в романе «Война и мир» / Яснополянский сборник. Тула.1986.

Бахтин М.М. Эпос и роман. \\ Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М. 1. 1975.

Бочаров С.Г. «Война и мир Л.Н.Толстого.// Три шедевра русской классики. М.1971.

Камянов В. Поэтический мир эпоса. М.1978.

Гей Н.К. О поэтике романа («Война и мир». «анна Каренина», «Воскресение» Л.Н. Толстого)\\ Известия АН СССР. Сер. «Литература и язык».1978. Т.3 7, №2. С121-132.

Громов П.П. О стиле Льва Толстого: «Диалектика души» в «Войне и мире»

Купреянова Е.Н. «Война и мир» и «Анна Каренина» Льва Толстого. // История русского романа. Т.2.Л., 1964. С. 270-350.

Лурье Я.С. Об исторической концепции Льва Толстого// русская литература.1989. № 1 С.26-43.

Одиноков В. Поэтика романов Л. Толстого. Новосибирск.1978.

Опульская Л.Д. Роман – эпопея Л.Н. Толстого «Война и мир». М.1987.

Сабуров А.А. «Война и мир» Л.Н. Толстого. Проблематика и поэтика. М.1959.

Скафтымов А.П. Образ Кутузова и философия истории в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»\\ Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писатеоей.

Хализев В.Е. КормиловС.Е. Роман Л.Н. Толстого «Война и мир». М.1983.

Чичерин А.В. Возникновения романа- эпопеи. М.1975.

Чичерин А. Стилистическое единство «Войны и мира» // Чичерин А. Ритм образа. М.1973. М. С.60-73.

Шульц С.А. Миф и ритуал в творческом сознании Л. Толстого // Русская литература. 1998 №3.С.33-42.

ТЕМА № 2

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------Художественные и этико-религиозные искания Л.Толстого в кризисный период

творчества.

1. Религиозно- философские взгляды Л. Толстого в 1880-х гг.

2. Концепция личности и проблема характера в религиозно-философском трактате Л. Толстого. («О Жизни», «Исповедь»).

3. Новые взгляды писателя на задачи художественного творчества. Необходимость перехода от публицистики к художественному творчеству.

трактаты «О Шекспире и о драме», «Что такое искусство».

4. Формирование нового типа авторской позиции в «Исповеди» Л. Толстого..»Кризис повествовательного эпического слова» (Бахтин М.М.)

5. «Народные рассказы «как цикл. «Смерть автора с залогом возрождения в народности» (Толстой). Причины обращения к примитивизму.

6. Иллюстративность и проповеднический пафос повестей 1880-90 гг. Особенности сюжета"прозрения" в повестях 1880-90-х гг. Два типа сюжета прозрения: прозрение как акт и прозрение как процесс.Время абсолютное и время историческое в соотнесенности с идеей постижения общей истины отдельным человеком.

7. Притчевый характер повестей.

ЛИТЕРАТУРА:

Андрева Е.П. Толстой -художник в последний период деятельности. Воронеж. 1980

Асмус В.Ф. Мировоззрение Л.Н. Толстого. В кн. Литературное наследство. М. АН СССр, 1969, Т. 69, кн.1.С35-102.

Виноградов И. Критический анализ религиозно- философских взглядов Л.Н.Толстого. М.1981.

Галаган Г.Я. Л.Н.Толстой. Художественно-этические искания. Л. 1981

Гей Н.К. "Крейцерова соната" Л.Толстого как художественная многомерность\ Страницы истории литературы. М.1971

Купреянова Е.Н. Эстетика Л.Н. Толстого М.-Л. 1966.

Тамарченко Н.Д. Об авторской позиции в повестях "позднего" Толстого ("Крейцерова соната" и "Дьвол")\

Русская словесность.1999.№ 4.С.17-24

Шифман А.И. Художественные элементы в публицистике Л.Н. Толстого.

8. Роман Л.Н. Толстого "Воскресение"

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Роль художественных произведений в контексте публицистического и трактатного наследия писателя.

Новые взгляды писателя на задачи художественного творчества и их отражение в тексте романа.

Особенности сюжетной ситуации в романе. Сюжет романа как развернутая ситуация прозрения.

Сюжет путешествия в Сибирь. Необходимость обращения к типу "кающегося дворянина" в условиях "переходной эпохи". Влияние публицистики на форму романа (роман-трактат, роман-эксперимент, социально-идеологический роман). Идея "духовной революции", "революции сознания" в романе.

Функции эпиграфов.

Литература:

------------------------

Бабаев Э Заметки о поэтической структуре "Воскресения" / В мире Толстого. М.1978. С.21274.

Жданов В.А. Последние книги Л.Н. Толстого. М.1971.
Жданов В.А. От "Анны Карениной к "Воскресению"

Журина О.Б. Тема поиска выхода и мотив пути в романе Л.Н. Толстог "Воскресение/ Проблемы

поэтики, языка и литературы. петрозаводск.1996.С.121-123

Кедров К. "Уход" и "воскресение" героев Толстого. / В мире Толстого. М. 1978. С.248 -274

Краснов Г.В. Воскрешение в "Воскресении" Л.Н. Толстого. /Русская словесность. 1998 № 6. С.2-6.

Купреянова Е.Н. Л.Н. Толстой. "Воскресение"/История русского романа. М.Л. Наука. Т.2. С.526-550

Мамин Е.А. Лев Толстой. Путь писателя. М.1978.С.132-180.

Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. Новосибирск. 1978.

Тамарченко Н.Д. Целостность как проблема этики и формы в произведениях русской литературы Х1Х века

. Кемерово.1974. С.72-91.

Практическое занятие № 3.

Повесть Ф.М. Достоевского «Двойник».

1. Особенности раннего творчества Ф.М. Достоевского. Повесть «Двойник» в творческой эволюции Ф.М. Достоевского. Причина неуспеха произведения при опубликовании.

2. Традиции «Петербургских повестей» Пушкина и Гоголя: Тема иррационального социального уклада, особая природа фантастического, мотив двойничества.

3. «Нос» Гоголя и «Двойник» Достоевского (сочетание доромантической и романтической трактовки двойничества, связь гоголевского мотива двойничества с поэтикой гротеска, мотив безумия, абсурда).

4. Особенности повествования и проблема фантастического в «Двойнике».

5. Противоречивость, раздвоение, кризис сознания Голядкина- старшего. Особенности слова героя.

6. Функции двойничества в повести.

7. «Бунт» Голядкина против объективной действительности. Голядкин- старший как первый подпольный герой Достоевского.

8. Голядкин – младший и «мир Берендеевых». Персонификация закона иерархического мира в «Двойнике».

9. Фольклорно- мифологические способы воплощения философской идеи в «Двойнике».

Задание: Проанализировать подзаголовки повести: «Приключения господина Голядкина» (редакция 1846 г). «Петербургская поэма» (1866)

ЛИТЕРАТУРА:

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М.1972. С.362-391.

2. Ветловская В. Ф.М. Достоевский. // Русская литература и фольклор. Вторая половина Х1Х века. Л. 1982. С17-75.

3. Захаров В. Система жанров у Достоевского. Л.1985.

4. Захаров В. Библейский архетип «Двойника» Достоевскогго. \\ Проблемы исторической поэтики Исследования и материалы. Петрозаводск.1990.

5. Захаров В.Н. Проблемы изучения Достоевского. Петрозаводск. 1979.

6. Мелетинский Е. О литературных архетипах. М.1994.

7. Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М.1995. С.240-243.

8. Тамарченко Н.Д. БелянцеваА.А. Лучников М.Ю. Фуксон Л.Ю. Литературное произведение: проблемы теории и анализа. Вып. 2. Кемерово.2003.С.6-61.

Практическое занятие № 4

РОМАН Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «ПРЕСТУПЛЕНИЕ ИНАКАЗАНИЕ»

1. Преступление как сюжетная основа романа. Принципиальное отличие «Преступления и наказания» от традиционного авантюрно-детективного романа.

2. «Множественность самостоятельных и неслиянных голосов».(М.М. Бахтин)

- основная особенность романа Достоевского.

3. Раскольников как герой-идеолог. Позиция автора по отношению к герою.

А) Теория Раскольникова. Ее социальное и нравственно- философское содержание.

Особенности жизни идеи на страницах романа.

Поэтика пространства и времени.

Образ Петербурга.

Функции снов.

Система персонажей в романе.

Б).Поединок Раскольникова и Порфирия Петровича. Роль их диалогов в раскрытии идеи Раскольникова.

В). Система «двойников» в романе. Раскольников. Лужин. Свидригайлов.

Г). Раскольников и Соня. Идейно – композиционная роль их диалогов в романе.

Легенда о воскресении Лазаря. Особенности архетипической проекции в мире полифонического романа.

3. Эпилог в романе. Последний сон Раскольникова и новелла В.Ф Одоевского «Город без имени».

ЛИТРЕРАТУРА:

Бахтин М.М. Проблемы поэтики Ф.М. Достоевского.

Белов С.В. Роман Достоевского «Преступление и наказание» Комментарий. Л.1979.

Касаткина Т. Воскрешение Лазаря: опыт экзегетического прочтения романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» //«Вопросы литературы» 2003 №1. С. 176-208.

Кожинов В.В. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского. \\ Три шедевра русской классики. М.1971.

Печерская Т.И. Мотив смерти-воскресения в поэтике сна Ф.М. Достоевского \\ От сюжета к мотиву. Новосибирск.1996. С.140-147.

Фридлендер Г.М. «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского.// История русского романа в 2-х тт. Т.2. М.-Л., 1964. Или Реализм Достоевского. М.-Л., 1964.

Практическое занятие № 5

ТЕМА: РОМАН М,Е, САЛТЫКОВА - ЩЕДРИНА «ГОСПОДА ГОЛОВЛЕВЫ»

1. «Господа Головлевы» в истории русского романа.

2. Композиция романа. «История умертвий».

3. Поэтика пространства и времени.

4. Сюжет, герой и «образ мира» в романе «Господа Головлевы».

5. Слово героя и формы общения в романе.

6. Притча о блудном сыне и ее значение в романе.

7. Особенности ситуации прозрения в романе.

ЛИТЕРАТУРА:

8. Тамарченко Н. Д. Герой, сюжет и «образ мира» в «Господах Головлевых» М.Е. Салтыкова –Щедрина. \\ Тамарченко Н.Д. Целостность как проблема этики и формы в произведениях русской литературы Х1Х века. Кемерово. 1977. С. 60-72.

9. Покусаев Е.И. «Господа Головлевы» М.Е. Салтыкова – Щедрина. М. Просвещение. 1970.

10.. Григорьян К.Н. Роман М.Е. Салтыкова Щедрина «Господа Головлевы» М. Худож. Лит. 1970.

11. История русского романа. В 2-х тт. М.-Л., Издательство АН СССР. 1964. Т 2 (Глава о романа «Господа Головлевы».

ТЕМА № 6

Творчество Н.С. Лескова. Поэтика сказа в творчестве Н.С. Лескова.

1. Творческий путь Н.С. Лескова.

2. Принципы постижения народной жизни. («Леди Макбет Мценского уезда»).

3. Лесковская концепция праведничества.

4. Традиции древнерусской литературы (жития) в творчестве Н.С. Лескова.

(«Запечатленный ангел»), («Житие одной бабы»).

5. Предметный мир в творчестве Н.С. Лескова.

6. Поэтика сказовой повести:

А). сказовая повесть как новый этап развития повествовательной формы. В какие периоды историко-литературного процесса наблюдается развитие сказовых форм и почему? Что является формообразующей доминантой в сказе? Какие элементы языка выдвигаются в сказе на первый план по сравнению с фабульными жанрами или жанрами описательно- изобразительными?





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 470 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.039 с)...