Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Средневековье как культурно-историческая эпоха, хронологические границы и этапы развития



историк связывает новый период Средние века (название придумали гуманисты) со сменой способа производства (рабовлад.Рим сменяется феодальной Европой. Процесс постепенного освобождения рабов. Возникает система колоннатов. Владелец дает рабам некоторый участок и требует отдачи части дохода. Система феодов, доменов, владений. Система сюзеренов, их вассалов, которые раздробляют участки и отдают их крестьянам. Заключается пакт между крестьянами и военными сословиями. Возникает три сословия.)

Конец II-III в. издание закона, по которому этнически чуждые Риму элементы имеют право на присвоение себе звания римского гражданина.

Конец IV-н.V века падение Римской империи. Передел мира.

Верхняя граница — XVII в. буржуазная революция во Франции и Нидерландах. 1789 г.(Фр.).

Средневековье как культурная эпоха. Ощутимой вехой для всех обитателей Римской империи в смысле развития новой идеологии было начало IV в. правление Константина, принимающего христианство в качестве официальной религии. Начало бурного формирования бурного нового сознания. Начало длинного переходного периода, в котором с одной стороны угасает античная картина мира и ант.памятники предаются все большему забвению, с другой стороны все больше вливаются варварские обычаи. Постепенная кристаллизация нового видения мира. Христианство все больше упрочивает свои позиции. Все больше варварских государств принимает христианства. Самыми упорными племенами были саксы, которые в конце VIII — начале IX в. были язычниками.

Невозможно было найти чисто христианскую или чисто языческую концепцию мира в литературе или сознании людей. Все время происходит взаимопроникновение языческого и христианского самосознания.

Рыбаков: «двоеверие — компромиссное равновесие яз.и христианских элементов в культуре народа».

Успенский: «двоеверие -функциональное объединение христ.и языч.начала».

Это не механическое сочетание черт разных видений мира, а некий синтез, некая уравновешенная работающая структура.

Гуревич говорит, что это ядро средневекового мировоззрения. Именно когда в сознании две культуры соединились, возникло средневековое мировоззрение.

Успенский говорит о том, что двоеверие связано с процессом бессознательного усвоения язычниками христианской идеологии. Были церковники, которые сознательно для привлечения большего количества паствы объединяли некие элементы христ. И варварских культов. Этот процесс сознательного внедрения христ.в яз.умы — воцерковление. В центре — античные празднества, которые подверстываются под христианские или наоборот.

Переходный период в средневековье продолжается до конца IX – начала X вв.

Только к X в. выкристаллизовывается система феодальных отношений, мировоззрение.

X-XI в. - раннее Средневековье. От этого времени осталось очень мало памятников.

XII-XIII в — зрелая средневековая культура. Эпоха, в которой связывается философия, система жанров. В этот период поднимаются города, начинают производить собственную культуру, выдавать собственные памятники.

XIV-XV вв. - позднее Средневековье. Колоссальный итог предшествующего развития. Эпоха, подгатавливающая Ренессанс. В Италии XIV в — уже эпоха Возрождения.

С.С.Аверинцев предлагает другую периодизацию. Он предлагает пренебречь знакомой периодизацией на античность, средневековье, возрождение и т.д. И посмотреть на другие важнейшие составляющие культуры, определяющие разные типы состояния культур. Он выделяет три качественных состояния в истории литературы и культуры европейского круга.

· Дорефлективно-традиционалистский. Преодолен греками в V-IV в. до н.э. Словесность начинает осознавать себя как реальность особого рода за счет того, что противопоставляет скбя реальности быта и реальности культа. Рождается поэтика, риторика — надлитературные реальности, осмысляющие что есть литература. Перерождаются жанры. Появляется авторство. Но доминирующая роль принадлежит жанрам. Автор не конкретного произведения, а жанра. Поэтому следует говорить об авторитете. Литература продолжает быть в сущности традиционалистской.

· Рефлективно-традиционалистский. Состояние было оспорено к концу XVIII в.

· Конец традиционалистсткой установки.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 2069 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...