Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные жанры христианской дидактической словесности: жития, проповеди, примеры, видения



специфический стиль Библии многое определил в христианском сознании и жанрах.

стили двух древнейших произведений противоположны.

Одиссея и Библия.

Эпизод узнавания Одиссея.

Жертвоприношение Авраама.

Для греков непонятна мотивация бога, непонятно отсутствие деталей, отсутствие описания антуража. Нет описания Исаака.

Стилистическая противоположность текстов.

В одном законченный и наглядный облик определенных во времени и пространстве без зияний и пробелов соединенных между собой явлений. Мысли и чувства высказаны. События совершаются неторопливо, размеренно.

В Библии из явлений выхватывается важное для конечных целей действий. Подчеркиваются только решающие, кульминационные моменты действий, все между ними лишено существенности. Время и пространство оставлены без определения и нуждаются в особом истолковании. Мысли и чувства не высказаны. Их подсказывают молчание и отрывочные реплики. Целое пребывает в величайшем напряжении. Все обращено к одной цели. Все гораздо более едино и цело, но остается загадочным и темным задним планом.

Библейский рассказ по своему содержателен нуждается в истолковании, его притязание на господство усиливает это. Он стремится не заставить нас на несколько часов позабыть о нашей действительности, а поработить нас. Мы должны включить в мир сказания нашу действительность.

Одним из самых ранних жанров, возникших в христианстве, является проповедь.

Проповедничество.

Практика толкования писания существовало у евреев. Об этом пишет Гаспаров. Практика толкования текста писания была унаследована христ.рел.бытом из иудейского (правда там толковать могли все члены общины). Иудейское объединение было аналогично объединению античной общины (где обсуждались вопросы политические). На этой почве встретилось в толкованием поэтов.

Проповедники воспитывались на этих двух традициях.

Проповедь становилась устной глассой писания.

«Всякая краткость ведет за собой темноту» Касиодор.

Помимо толкований поэтов, проповедники пользовались навыками риторики.

Пять частей риторики

· Инвенцио — нахождение темы выступления

· Диспозицио — расположение частей.

· Элокуцио — изложение материала. Устное продумывание выступления.

· Мемориа — заучивание наизусть.

· Акцио — момент выступления.

Перед выступлением ритору надо было продумать, как воздействовать на аудиторию с помощью голоса, интонаций и жестов.

К V в. пишется труд Квинтелиана 9 книг о риторике.

Во многом проповедь наследует учение.

Inventio. Кажется, что круг тем сужается (только Священное Писание). Но поскольку туда входят практически все темы, то это не так.

Сначала проповедь ведется исключительно на латинском языке. Позже — на национальных языках. Проповедники отлично понимали, какая логика и язык должен быть для какой аудитории.

Когда наступает зрелое средневековье, продолжаются в монастырской среде проповеди на латинском. Для паствы расцветают проповеди на национальном языке.

Проповедники обретают все большее влияние в обществе. Они одни из немногих путешествующие из города в город. С ним путешествовали люди.

Висент Феррер (каталонец) пользовался огромной популярностью. Проповедовал перед аудиторией около 10 тысяч человек.

За проповедниками записывали репортадорс. Эти записи несовершенны.

Вокруг этого возникают жанры, помогающие проповедникам.

Жанр, возникающий в помощь начинающему проповеднику — экземплум.

Чтобы пояснить ту или иную мысль, проповедники прибегают к историям.

Петр Альфонси — участник Талецкой школы переводчиков. Пишет «Учительная книга клирика». Хочет облегчить задачу проповедника. Там он собирает массу примеров — историй из самых разных источников (включая арабские, античные, иудейские и т.д.)

проповедь была каналом распространения бродячих сюжетов.

Возникает некая иерархия, обязательная для средневековья.

во главе всего стоит Священное писание.

Дальше идут жанры, связанные с толкованием: всевозможные комментарии, научные трактаты и проповеди.

Проповедь — более высокий жанр, т.к.включает в себя другие более низкие жанры.

Ниже нее — экземплум (объединяет все истории)..

В истории могут включаться бытие или видения.

Видение. Жанр связан с древними представлениями о сновидениях как о некоем средстве общения с иным миром. Канал, по которому можно прозреть высшую истину. О том, как распознать, хороший или плохой сон, задумывались очень многие (онирология). Первым, кто писал о снах - Иероним.

III-V вв — эпистолярная эпоха.

Патристика. Отцы церкви писали друг другу письма, в которых рассказывали о собственном духовном опыте. Наставительный жанр.

После видение станет политическим жанром.

Видение даст рождение аллегорической поэме (Роман о Розе).

Уже в видении мы сталкиваемся с таким понятием, как чудо.

Для среднего человека чудо — это некая возможность соединения двух миров или возможность проявления в земном мире божественного.

Бывают чудеса, творимые злыми силами. Эти чудеса теряют полноту понятия. Это только нечто необычное.

Божественное чудо иного порядка. Прежде всего определяется верой.

Житие.

Возникает очень рано, когда возникает движение отшельничества. Это эпоха, когда за веру клали свою жизнь.

Житийный мотив об Алексии возникает в Сирии. В V в.переводится на латинский язык. Повествует об Алексии по восточным канонам. Алексий — особенный человек с самого начала. Его родители благоверные христиане, у которых нет детей. В конце концов они вымаливают ребенка. Он с самого начала отдает все свое время Богу. Наступает момент, когда родители подыскивают ему невесту. Он дожидается свадьбы, женится. В свадебную ночь он раскрывает, что должен уйти из дома. Отказывается от жены в момент наивысшего физического соблазна. Он подвергает себя испытанием и побеждает их.

Подвергается искушению в пустыне.

В Иерусалим.

Потом возвращается домой, но не открывается. Его принимает его мать, потому что думает, что и ее сына кто-нибудь где-нибудь приютит. Каждый день он видит, как страдает его мать. Велик искус открыться. Исполняет заповедь «возлюби меня больше, чем родителей своих».

Происходит чудо. Он умирает и источает не смрад, а благовоние.

18. Светская драматургия средневековья, общая характеристика основных жанров (по статье Косикова и лекции Абрамовой)

Выступления мимов были очень реалистичными (убийства). Этим объясняется активная неприязнь отцами церкви этого театра. Оппозиция театр-церковь очень долговечна.

В ответ мимы начинают пародировать христианский культ. И в представлениях мима, и в христианской евангельской истории есть много похожих моментов.

(Средневековая европейская драма — Андреев)

христос — карнавальный король

пятница — христос подвергается поношениям, предстает перед судом, увенчивается шутовским вецом, делает завещание и предается казни.

Первое свидетельство относится к IX в. В какой-то момент прекращается литургия и начинается представление. Момент смерти и воскресения Христа. Неслучайно вся Христовая литургия связана с умиранием и воскресением.

второй цикл связан с Рождеством.

Жанр пьесы — литургическая драма.

Существовала теория о том, что средневековый театр существует исключительно из литургии. Но он не смог бы возникнуть без соприкосновения с карнавальной традицией.

Мимы – V в. IX в — литургическая драма. Неизвестно точно, когда возникает.

Средневековый театр не имеет представления о вымысле. Все, что происходит на сцене, - истина. Это представление держалось долго. Когда в XIV-XV вв получают распространение мистерии (театрализация всей священной истории). Мужчины играли все роли. Мистерии шли неделю. Актеров брали среди населения.

Ставили кукольные спектакли. Три Марии (отсюда — марионетки).

После литургической драмы, которая не могла долго развиваться. Стали расширять репертуар и изображать иные сцены, чаще всего из Ветхого Завета. Литургическая драма разыгрывалась исключительно в церкви. Полулитургическая же драма может разыгрываться на паперти и начинает писаться на народных языках.

Англия и Франция — первые по пьесам.

Полулитургическая драма - «Действо об Адаме». Французский язык. Разыгрывалась на паперти. Эпизод, когда Ева поддалась на искушение. Вместе с языком меняется регистр диалога. Пьеса превращается в классический треугольник. Адам — муж, Ева — жена, змей — искуситель. Лексика куртуазной поэзии. Ева изображена как любопытный человек. Персонаж, который называется Фигура (Бог). Огромную роль в средневековой культуре играла драматургия, ибо она обращалась ко всем сословиям без исключения, выражала представления всего общества, не требовала “образовательного ценза” и, поскольку представления разыгрывались на площадях, была общедоступна. Особая популярность театра была связана также и с тем, что он представлял собой драматизацию различных повествовательных жанров, сюжеты которых обычно были хорошо известны публике; изображая эти сюжеты, он добивался эффекта особой наглядности и непосредственности воздействия на зрителя. Первые образцы средневековой драмы зафиксированы еще в конце XII и в XIIIвв. К ним относятся: миракль “Игра о святом Николае” Жана Боделя, “Миракль о Теофиле” Рютбёфа, анонимный “Фарс о мальчике и слепом”, а также две “комедии” Адама де Ла Аль - “Игра в беседке” и “Игра о Робене и Марион”. Расцвет средневекового театра приходится на XV в. В жанровом отношении театр этот представляет значительное разнообразие. Миракль (“чудо”) был религиозно-дидактической драмой, а ее сюжет - драматизированным изложением легенды или жития святого, совершившего какой-либо тяжкий проступок и спасенного заступничеством Богоматери. Наибольшее распространение миракли получили в XIV в. Мистерии (от лат. ministerium - служба), постановка которых находилась в ведении городских цехов и муниципалитетов, разыгрывали в основном библейские сюжеты - как ветхозаветные, так и новозаветные. Известны “Искупление” Эсташа Меркаде (конец XIV в.), “Мистерия Ветхого завета” (50-е годы XV в.), “Мистерия Страстей Господних” Арнуля Гребана (50-е годы XV в.) [84-85] и др. Эти произведения обычно достигали огромных размеров. Так, “Мистерия Ветхого завета”, излагавшая все основные события от сотворения мира до рождества Христова, включала в себя около 40 пьес, насчитывала 50 000 стихов и исполнялась 250 актерами. Такие представления разыгрывались в течение нескольких дней, а бывало, и недель, деловая жизнь повсюду замирала, и зачарованные горожане наблюдали, как прямо перед ними разворачивается вся “Священная история”. В мистериях с особым размахом проявилась одна из основных черт средневекового мировоззрения и поэтики - соединение иносказательного толкования изображаемого с его подчеркнуто чувственной остротой: мистерии как бы погружали патетический смысл “Священной истории” в стихию плотской натуральности. И это понятно, поскольку страдания библейских мучеников, и прежде всего самого Христа, воспринимались как самая настоящая реальность, имевшая искупительное значение. На подмостках праведников клали на горячие жаровни, бросали в яму к диким зверям, распинали на кресте, обезглавливали и т. п. Чем более кричащими красками рисовались подобные сцены, чем более жестокими они были, тем большей оказывалась сила чувственно-мистического внушения. С другой стороны, религиозная патетика тесно соседствовала с бытовым и комическим элементом, когда, например. Ной представал бывалым моряком, а его жена - сварливой бабенкой. В целом мистерии были пышными, красочными зрелищами, поставленными с большим размахом с применением всех возможных средств театральной машинерии: зрители видели море с плывущими по нему кораблями, адское пламя, вырывающееся из специальных устройств, кровь казненных, хлеставшую из бычьих пузырей, и т. п. Постановка мистерий, требовавшая большой организации, приводила к возникновению различных “братств”, в которые объединялись актеры- любители из горожан (“Братство Страстей Господних”, “Братство Двенадцати Апостолов” и др.). Светский театр был представлен моралите - нравоучительно-аллегорическими представлениями, получившими особое распространение в середине XV в. Так, в моралите “О Разумном и Неразумном” один герой, одержимый Безумием, Распутством и т. п., в конце концов попадает в ад, тогда как другой, слушающийся Разума и Веры, завершает свою жизнь в раю. Чрезвычайной популярностью пользовались также комические представления. Соти были чрезвычайно близки к “вывороченной”, шутовской поэзии средневековья, на что указывает само их название (“дурачества”). Актеры, объединенные в два “братства” - “Базошь” и “Беззаботные ребята”, избирали из своей среды главу - Принца дураков и Дурацкую мать, носили “дурацкую” одежду (шутовские колпаки, погремушки и т. п.). Сети прибегали к аллегории и нередко представляли собой срамословие и глумление над наиболее высокими “персонажами” средневекового общества, не исключая королей, пап и кардиналов. Особенно процветал жанр на рубеже XV - XVI вв., в частности, в творчестве Пьера Гренгора (ок. 1475-1538), автора “Игры о Принце дураков и Дурацкой матери” (1512) и других соти.

Фарсы воплощали иную, сатирическую по преимуществу сторону средневекового комизма, были весьма близки к фаблио с их сословными образами-масками и народной мудростью. Наиболее известны фарсы об адвокате Патлене (70-е годы XV в.). Возникает в недрах других жанров — поэтому фарш — вставлен, как начинка. Фарс (фр. Farce) — комедия лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 1046 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...