Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Отрывок с особенностями



*ЗАМЕЧАЙТЕ ЭТО:

1. много фраз «он(а) сказал(а)»

2. переходы из внешнего мира во внутренний (обозначу цветом)

3. Вулф не подбирала слова, а давала кучу сразу (курсив)

4. Разные точки зрения (Тут видно сначала со стороны доктора, потом Септимуса)

Вот она подошла. Так и есть: опять он смотрит в небо, бормочет,

всплескивает руками. А доктор Доум говорит: ничего с ним серьезного. Тогда

отчего это все? Отчего он вдруг, почему, когда она села рядом, отчего он

весь дернулся, и покосился так зло, и отпрянул, и показал ей на руку,

схватил ее за руку и в ужасе на эту руку уставился?

Может, из-за того, что она обручальное кольцо сняла? "У меня рука

похудела, - она сказала. - Я его в сумку спрятала", - она ему сказала.

Он отпустил ее руку. Брак их расторгнут, подумал он, с мукой, с

облегчением. Перерезана веревка; он парит; он свободен, как заповедано

было, чтобы он, Септимус, Господь людям, был свободен; один (раз его жена

выбросила обручальное кольцо, раз она предала его) он, Септимус, один

призван, избран услышать истину, познать смысл, ибо после всех трудов

цивилизации (греки, римляне, Шекспир, Дарвин и наконец-то он сам) настала

пора открыть этот смысл непосредственно... "Кому?" - спросил он вслух.

"Премьер-министру", - прошелестели голоса над его головой.

Рубеж ХХ века. Кризис представлений о литературе и искусствах, проявлявшийся в сомнениях человека о ценности культуры и возможности влияния ею на жизнь людей. Причины кризиса в смене мироощущения и мировосприятия. Все началось еще в XIX веке: романтики воспринимали культуру как возможность преобразовать человека с помощью искусств, однако постепенно становиться ясно, что искусство не соответствует приписываемой ему роли. Литературе неуютно, она пытается найти новые цели и задачи, роется сама в себе, пишет о себе самой (Пиранделло «Шесть персонажей в поисках автора»), пытается выполнить старые задачи, но новыми средствами (Брехт) Итак литература ищет новые направления, но как? Помните пример грудой осколков? Что Вы сделаете с этими осколками? Можно попробовать восстановить то, что было, можно от этих осколков избавиться, можно воспринимать эти осколки такими, какие они есть, то есть по отдельности, а можно сотворить из них что-то новое, чего раньше и не было. Вот они три варианта. По сути, в начале ХХ века человек и стоит перед такой грудой осколков, перед рассыпавшейся картиной мира и пытается ее, как-то собрать, изменить, обновить.

Томас Манн (1875-1955 гг) – немецкий писатель, эссеист, мастер эпического романа, лауреат Нобелевской премии по литературе (1929). Родился в г. Любек (богатейший город, в нем даже вводят нормы для потребления марципана, так как обожравшиеся были граждане, город торговый, ну ооочень богатый!) Соответственно семья у них была далеко не бедной (отец даже занимал пост городского сенатора). После смерти отца фирму семейную, а также фамильные дома пришлось продать, мать с детьми переехала в Мюнхен. В Мюнхене Манн учился, а учился он очень плохо, его трижды оставляли на второй год. В Мюнхене Томас начинает писать, его писательская деятельность начинается во второй половине 90-х годов XIX в. Тогда он пишет сборник новелл «Маленький господин Фридеман» (1898 г).

Чтобы понять философию Манна, необходимо знать, что он находился под влиянием философии Шопенгауэра и Фридриха Ницше. В наследии Ницше Томасу Манну было интересно его крайняя категоричность в отношении христианской доктрины: «Бог умер!», - говорил Ницше. Также в философии Ницше Манну была интересна идея антиномии – противопоставления здоровой жизни больному искусству. Здоровая жизнь в идее антиномии – это настоящая жизнь, с ее законами, выживанием, бытовухой, это враждебная среда изначально враждебная искусству. А искусство – оно больное, отделенное и отъединенное от этой жизни, искусство балансирует на границе со смертью (здесь можно вспомнить о кризисе искусства, его жизнеспособности и силе изменить жизнь, именно поэтому искусство больное). Именно через эту призму можно трактовать первый роман «Будденброки», «Волшебную гору», многие новеллы автора «Тонио Крёгер», «Тристан», «Смерть в Венеции».

Также на мировоззрение автора повлияла Первая Мировая Война. Мнения автора по поводу войны менялось: с попытки оправдать имперскую Германию («Записки аполитичного») до защиты Веймарской Республики, т.е. до защиты новой демократии (Манн вступил в Немецкую демократическую партию — партию либерально-демократического толка).

Философский роман «Волшебная гора » 1924 г. отражает нерешительность и растерянность человека перед лицом которого разворачивается весь спектр возможных представлений о реальность, а за ним и спектр идей о том, как можно было бы эту реальность трансформировать и что могло бы из этого получиться. По сути, человек находиться перед выбором, тяжелым выбором, так как такой выбор в истории случается впервые (империи и монархии – воплощение традиции – существовали давно).

В романе речь идет не о людях, речь идет об идеях и концепциях. Люди – воплощение идей, также как и ландшафты, города, обстановки и т.д. В романе речь идет о взаимоотношениях концепций и представлений о реальности. Далее в истории литературы появляются и другие романы в таком стиле, стиле философского, интеллектуального романа: Г.Гессе «Игра в бисер», австрийский писатель Роберт Музель «Человек без свойств» и т.п.

«Волшебная гора» - произведение двухслойное: там есть узнаваемая реальность и персонажи, ландшафты и здания, но с другой стороны, вся эта социальная реальность несет за собой нечто большее, а именно идеи. Манн: «Персонажи в этом романе – это гонцы и посланцы, представляющие духовные сферы, идеи и миры».

Начнем с заглавия «Волшебная гора» - существует древнегерманская легенда о рыцаре Гейзере, он попадает в грот к Богине и попадает под влияние искушения, а что такое искушение и соблазн? Это того, что ты хочешь, но на что есть некий запрет.

Пространство в романе разделено как бы на два мира: долина и гора, которые существуют как будто без отчетливой связи друг с другом. Мир долины – мир жизни, мир борьбы и неизбежной смерти. На горе же стоит санаторий для туберкулезно больных, которые много беседуют друг с другом, испытывают сложные чувства, переживания, мир горы – это мир идей и сложных чувств. В мир горы мы попадаем из мира долины, а попадаем мы в этот грот к Богине с помощью главного героя, который приходит из мира долины, вскарабкивается к горе. Главного героя зовут Ганс (если бы произведение было бы русское, то главного героя звали бы Иван) – имя усредненное, распространенное, самое обычное для Германии. И Ганс действительно простак, он простой до невозможности, инженер, самый обыкновенный. В санаторий он приезжает навестить своего двоюродного брата, но остается там на 7 долгих лет. Именно в санатории Ганс знакомиться со всеми персонажами, представляющими сферы духовного, он знакомиться с концепциями, типами отношения к жизни. А зачем действие происходит в высокогорье в санатории, для возвышения над миром долины, т.е. над обыденной жизни. А туберкулезники – это то самое Больное искусство, обреченное на смерть (тогда туберкулез не лечился и к тому же был заразен). Ганс находиться в поиске, он смотрит на концепции и постоянно выбирает.

Манн сам говорил, что стилистика текста имеет ироническую сторону повествования, так как серьезно рассуждать на различные темы, обсуждать концепции, попросту невозможно.

У Ганса есть «воспитатели», среди которых можно выделить двоих основных: Лодовико Сеттембринии иезуит Лео Нафта. Первый представляет идеологию либерализма, он – итальянский гуманист, литератор, все время ратует за прогресс и просвещение. Второй – латинист, мистически настроен, он отстаивает незыблемость традиций (представляет консерватизм). Сеттембрини обращается к греческой традиции, традиции эпохи Возрождения и Просвещения (недаром он итальянец), он опирается на идеи гуманизма. Нафта же – некий представитель Древнего Рима, но не республиканского, а тиранического, плюс в нем можно найти идеи средневекового исторического наследия.На первый взгляд, Сеттембрини обладает ясным и критичным умом, он энциклопедически образован и обладает всеми ценностями классической культуры, и все бы было хорошо, но при всем этом, он обладает наивнейшими взглядами на жизнь, это внушает нам недоверие (например, он демонстрирует некий просветительский оптимизм, т.е. вера в то, что образование делает человека лучше, либо он еще верит в силу масонских лож). Сеттембрини толкует об утопии… К тому же Сеттембрини – литератор, соответственно здесь возникает вопрос саморефлексии литературы, и здесь Сеттембрини опять жутко наивен, он говорит о возможности преодоления всех страстей с помощью литературы, говорит, что литератор – святой, все представления о литературе в его речи гиперболизированы до смеха.

Нафта – противоположность Сеттембрини, он улавливает слабые позиции Сеттембрини, говорит, что весь его пафос приводит к оскоплению и обескровливанию жизни. Нафта критикует позиции классического гуманизма с позиции наследия Ницше, но понятого утилитарно и примитивно (концепция сверхчеловека нацистами). Нафта говорит приходе эпохи скепсиса и повального хаоса, из всего этого рождается тот «священный террор», который необходим нашему времени». И тут мы договорись совсем до ужаса, то тоталитаризма.

Есть еще одна немаловажная фигура в романе – Пепперкорн, барон, крутит роман с русской пациенткой, мадам Шоша, которая воплощает для пациентов любовное влечение. Пепперкорн – воплощение гедонизма. Восхваляет удовольствие, жизнь прекрасна во всех своих проявлениях. Все бы хорошо, но все это он толкует в санатории для туберкулезно больных, о каких жизненных удовольствиях и радостях вообще может идти речь?!

Ма дам Шоша – это странная фигура, русская, воплощение «загадочной русской души».

Ключевые главы:

1) «Снег» - символический сон героя. Гансу сниться волшебный парк у моря, прекрасная местность, в этом парке какие-то пр екрасные, благородные люд и, беседующие друг с другом, рядом расположен мрачный храм, в глубинах которого страшные старухи рвут на куски и пожирают младенца. Проснувшись Ганс задается вопросом, знают ли прекрасные люди о совершающемся страшном действе и если знают? Автор намекает на то, что знают, но чтобы самим выжить, благородные жертвуют младенцем, чтобы сохранить себя, сохранить свой оазис (идея трагического гуманизма, которая, видимому очень беспокоила автора).

2) «Удар грома» - в мире долине происходит война, в которой гибнут люди. «А из этого всемирного пира смерти, из грозного пожарища войны, родиться ли из них когда-нибудь любовь?» - спрашивает главный герой.

У романа открытый финал означает, что у человечества нет единой концепции, на которую можно опереться и которую можно принять.

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Действие разворачивается в начале XX столетия (в годы, непосредственно предшествовавшие началу первой мировой войны) в Швейцарии, в расположенном близ Давоса туберкулёзном санатории. Название романа вызывает ассоциации с горой Герзельберг (Греховная, или Волшебная, гора), где, согласно легенде, миннезингер Тангейзер провёл семь лет в плену у богини Венеры.

Герой романа, молодой немец по имени Ганс Касторп, приезжает из Гамбурга в санаторий «Берггоф» навестить своего двоюродного брата Иоахима Цимсена, проходящего там курс лечения. Ганс Касторп намерен провести в санатории не более трёх недель, но к концу намеченного срока чувствует недомогание, сопровождающееся повышением температуры. В результате врачебного осмотра у него обнаруживаются признаки туберкулёза, и по настоянию главного врача Беренса Ганс Касторп остаётся в санатории на более долгий срок. С самого момента приезда Ганс Касторп обнаруживает, что время в горах течёт совсем не так, как на равнине, а потому практически невозможно определить, сколько дней, недель, месяцев, лет прошло между теми или иными описываемыми событиями и какой срок охватывает действие всего романа. В самом конце романа, правда, говорится, что Ганс Касторп провёл в санатории в общей сложности семь лет, но даже эту цифру можно рассматривать как определённую художественную условность.

Собственно говоря, сюжет и события, случающиеся в романе, совершенно не важны для понимания его смысла. Они лишь повод для того, чтобы противопоставить различные жизненные позиции персонажей и дать автору возможность высказаться их устами по многим волнующим его проблемам: жизнь, смерть и любовь, болезнь и здоровье, прогресс и консерватизм, судьба человеческой цивилизации на пороге XX столетия. В романе чередой проходят несколько десятков персонажей — в основном пациенты, врачи и обслуживающий персонал санатория: кто-то выздоравливает и покидает «Берггоф», кто-то умирает, но на их место постоянно поступают новые.

Среди тех, с кем Ганс Касторп знакомится уже в первые дни своего пребывания в санатории, особое место занимает господин Лодовико Сеттембрини — потомок карбонариев, масон, гуманист, убеждённый сторонник прогресса. При этом, как истинный итальянец, он страстно ненавидит Австро-Венгрию. Его необычные, подчас парадоксальные идеи, высказанные к тому же в яркой, часто язвительной форме, оказывают огромное влияние на сознание молодого человека, который начинает почитать господина Сетгембрини как своего наставника.

Важную роль в истории жизни Ганса Касторпа сыграла и его любовь к русской пациентке санатория мадам Клавдии Шоша — любовь, которой он в силу полученного им строгого воспитания в кальвинистской семье поначалу противится всеми силами. Проходит много месяцев, прежде чем Ганс Касторп заговаривает со своей возлюбленной — это происходит во время карнавала накануне великого поста и отъезда Клавдии из санатория.

За время, проведённое в санатории, Ганс Касторп серьёзно увлёкся множеством философских и естественнонаучных идей. Он посещает лекции по психоанализу, серьёзно штудирует медицинскую литературу, его занимают вопросы жизни и смерти, он изучает современную музыку, используя для своих целей новейшее достижение техники — грамзапись и т. д. По сути дела, он уже не мыслит своей жизни на равнине, забывает о том, что там его ждёт работа, практически порывает связи со своими немногочисленными родственниками и начинает рассматривать жизнь в санатории как единственно возможную форму существования.

С его двоюродным братом Иоахимом дело обстоит как раз наоборот. Он давно и упорно готовил себя к карьере военного, и потому рассматривает каждый лишний месяц, проведённый в горах, как досадное препятствие на пути осуществления жизненной мечты. В какой-то момент он не выдерживает и, не обращая внимания на предостережения врачей, покидает санаторий, поступает на воинскую службу и получает офицерский чин. Однако проходит совсем немного времени, и его болезнь обостряется, так что он вынужден вернуться в горы, но на этот раз лечение ему не помогает, и он вскоре умирает.

Незадолго до этого в круг знакомых Ганса Касторпа попадает новый персонаж — иезуит Нафта, вечный и неизменный оппонент господина Сеттембрини. Нафта идеализирует средневековое прошлое Европы, осуждает само понятие прогресса и всю воплощающуюся в этом понятии современную буржуазную цивилизацию. Ганс Касторп оказывается в некотором смятении — слушая долгие споры Сеттембрини и Нафты, он соглашается то с одним, то с другим, потом находит противоречия и у того, и у другого, так что уже не знает, на чьей стороне правда. Впрочем, влияние Сеттембрини на Ганса Касторпа столь велико, а врождённое недоверие к иезуитам столь высоко, что он всецело стоит на стороне первого.

Меж тем в санаторий на некоторое время возвращается мадам Шоша, но не одна, а в сопровождении своего нового знакомого — богатого голландца Пеперкорна. Почти все обитатели санатория «Берггоф» попадают под магнетическое влияние этой безусловно сильной, загадочной, хотя и несколько косноязычной, личности, а Ганс Касторп чувствует с ним некоторое родство, ведь их объединяет любовь к одной и той же женщине. И эта жизнь обрывается трагически. Однажды неизлечимо больной Пеперкорн устраивает прогулку к водопаду, всячески развлекает своих спутников, вечером они с Гансом Касторпом пьют на брудершафт и переходят на «ты», несмотря на разницу в возрасте, а ночью Пеперкорн принимает яд и умирает, Вскоре мадам Шоша покидает санаторий — на этот раз, видимо, навсегда.

С определённого момента в душах обитателей санатория «Берггоф» начинает ощущаться какое-то беспокойство. Это совпадает с приездом новой пациентки — датчанки Элли Бранд, обладающей некоторыми сверхъестественными способностями, в частности умеющей читать мысли на расстоянии и вызывать духов. Пациенты увлекаются спиритизмом, устраивают сеансы, в которые вовлекается и Ганс Касторп, несмотря на язвительные насмешки и предостережения со стороны своего наставника Сеттембрини. Именно после таких сеансов, а может быть, и в результате их былой размеренный ход времени в санатории оказывается нарушенным. Пациенты ссорятся, то и дело возникают конфликты по самому ничтожному поводу.

Во время одного из споров с Нафтой Сеттембрини заявляет, что тот своими идеями развращает юношество. Словесная перепалка приводит к взаимным оскорблениям, а потом и к дуэли. Сеттембрини отказывается стрелять, и тогда Нафта пускает пулю себе в голову.

И тут грянул гром мировой войны. Обитатели санатория начинают разъезжаться по домам. Ганс Касторп также уезжает на равнину, напутствуемый господином Сеттембрини сражаться там, где близкие ему по крови, хотя сам господин Сеттембрини, похоже, в этой войне поддерживает совсем другую сторону.

В заключительной сцене Ганс Касторп изображён бегущим, ползущим, падающим вместе с такими же, как он, молодыми людьми в солдатских шинелях, попавшими в мясорубку мировой войны. Автор сознательно ничего не говорит об окончательной судьбе своего героя — повесть о нем закончена, а его жизнь интересовала автора не сама по себе, а лишь как фон для повествования. Впрочем, как отмечается в последнем абзаце, надежды выжить у Ганса Касторпа небольшие.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 686 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...