Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Сост. В. Аталиков. 7 страница



Мужчины, хотя им и разрешено по алькорану иметь сразу несколько жен, обычно обходятся одной, чтобы не входить в большие расходы и не возиться со множеством детей. Они считают себя мухаммеданами, хотя на самом деле не более, чем язычники. Они, правда, говорят, что верят в единого бога, но служат вместе с тем и черту, и идолам, уделяя последним больше внимания, чем служению и познанию истинного бога. У них нет ни церквей, ни священников, ни писания, но приносят жертву в установленное время. Между прочим наибольшим предпочтением пользуется Ильин день. Как раз в то время, когда мы пристали к берегу, чтобы купить съестных припасов, я видел все издали, ибо татары запретили мне подойти ближе, но я мог с достоверностью заключить, что это жертвопри­ношение, какое они приносят после смерти благородного человека. Мужчины и женщины сходятся в открытом поле, приводят с собой козла, у которого, чтобы удостовериться в его пригодности, отрезают яички и бросают их о плетень или о стену; если они приклеятся или повиснут там, то козел отменный, а если нет, то нужно привести другого. Затем с него сни­мают шкуру, расправляют ее и вешают на высокий кол, варят и жарят мясо и затем совместно съедают. После этого подходят мужчины один за другим и читают молитвы перед шкурой. Женщины тотчас уходят домой, а мужчины остаются на том же месте, долгое время едят и пьют водку, чем и кончают эту церемонию. Они предают с почетом своих мертвецов земле и оставляют известные памятные знаки. Они оплакивают и печалятся о них долгое время, терзают и царапают свои груди, так что кровь каплями падает на землю.

11 апреля (1671) привезли в Шемаху видного казачьего начальника. Он был отправлен вместе с тремя другими послами к принцу Булату, князю черкесских татар, чтобы склонить его притти с войском на помощь их господину Степану Разину, за что тот не только пощадит его самого и страну, но и вознаградит богатыми подарками. Принц почел себя настолько оскорбленным таким посольством и предложением, что тотчас же обезглавил троих послов и выбросил их тела воронам. Головы их он велел набальзамировать и положить в мешок и принудил оставшегося в живых четвертого положить мешок на коня и отвезти шаху.

11 июля 1671 года в Шемахе был большой невольничий рынок, и на базар вывели более 500 человек мужчин, женщин, детей, христиан и язычников, поляков, русских, грузин и черкесов... Торговля рабами и краденым ведет к тому, что Шемаха и Дербент процветают, развиваются и притягивают к себе множество различных купцов.


ФЕРРАН

ПУТЕШЕСТВИЕ ИЗ КРЫМА В ЧЕРКЕСИЮ ЧЕРЕЗ ЗЕМЛИ НОГАЙСКИХ ТАТАР В 1709 ГОДУ

Француз Ферран личный врач крымского хана; написанные им записки в начале ХVIII века неоднократно издавались во Франции.

Перевел П. Хицунов
----------------------------------

В 1702 году хан Гаджи Селим-Гирей, глава дома ханов, послал калгу воевать в Черкесию против одного из своих сыновей, который ушел туда после трехлетнего господства над татарами, узнав, что вместо него султаном вновь назначен его отец Селим. Хан Селим весьма прославился в последнюю кампанию, разбив поляков, немцев и московитов. Султан калга победил, взял в плен своего брата, и отец радостно принял своего сына. Из любопытства и я сопровождал калгу в этом походе. Мы выступили в составе 40 000 человек и после 20-дневного пути через ногайские страны достигли Черкесии, которую татары называют Адда.

Черкесская земля граничит с севера с ногайцами, с юга с Черным морем, с востока с Грузией, с запада с Киммерийским Босфором и с заливом, отделяющим ее от Крыма. В этом заливе есть пристань Тамань, ведущая значительную торговлю кожами, икрой, медью, воском, медом и прочим. Половина пошлины идет султану, половина хану. Этот город защищен ветхой башней и окружен полуразвалившейся стеной, остатком укреплений генуэзцев, не­когда владевших этим берегом. В 10 лье к северу находится Темрюк, маленький городок, где живут армяне, греки и жиды, платящие хану «харач». Недалеко от Темрюка виден древний замок, называемый по имени страны «Адда», здесь есть 6 артиллерийских орудий. Замок этот построен для предохранения от казачьих набегов и московских вторжений. Через него проходят все невольники, идущие из Черкесии. Здесь живет кади, у которого нужно брать билет, называемый «пендик», в котором записаны возраст и приметы невольников, законно купленных или пленных, для удобной поимки в случае бегства. Без такого пендика владелец невольника может быть во всяком месте признан вором, а при перепродаже невольника пендик передается новому покупателю.

Область Адда простирается до Кара-Кубани, служащей границей; она населена ногайскими татарами, чрезмерно безобразными, которых поэтому ногайцы и называют черными. Можно догадаться, приятны ли такие соседи черкесам.

Сторона Черкесии, которую мы проходили, заключает в себе высокие горы и глубокие доли­ны, осеняемые множеством огромных деревьев. Главное место здесь - округ Кабарда. Отсюда крымский хан приобретает великое количество невольников. Здешние жители необыкновенной красоты. Ни на ком здесь не заметно лица, обезображенного оспой, по причине особой осторожности при воспитании детей. Всей областью управляет бей, зависящий от хана и имеющий под своей властью многих владельцев; они обязаны ежегодно платить хану дань, состоя­щую из 300 невольников, 200 молодых девушек и 100 юношей не старше 20 лет. Часто беи для поощрения отцов и матерей отдают хану своих собственных детей.

Когда между черкесскими беями возникает вражда, они просят хана прислать какого-нибудь агу, а часто и принца, для разби­рательства ссоры. Такие комиссары никогда не возвращаются с пустыми руками, их одаряют всегда лучшими подарками. Вообще в Черкесии торгуют мужчинами и женщинами как обычным товаром.

У черкесских татар пища гораздо лучше, чем у ногайцев. Они всегда едят говядину, баранину, птиц, и почти никогда не упо­требляют конины. Впрочем, хлеб у них не лучше ногайского, он состоит из лепешек пшенной муки, замешанных на воде и полуиспеченных в золе, которые они едят почти горячие.

Черкесская страна прекрасна, изобилует плодоносными деревьями, орошается прекрасными водами, но совсем не возделана, воздух здесь чистый и здоровый. Полагаю, что от этого и происходит цветущая красота черкесов, которой нет у других татар.

Народы черкесские весьма уважают христиан, почитая себя по­томками генуэзцев, и у них еще видно много остатков городов, построенных генуэзцами.

По приказанию хана я всегда носил французское платье и парик. Когда я явился в Кабарде в таком наряде, все сбега­лись посмотреть на меня как на необыкновенного человека. Почтение ко мне усилилось, когда они узнали, что я первый медик при хане. Но чтобы еще более возвыситься перед ними, я назвался природным генуэзцем. Расположение их я старался поддержать важной и суровой осанкой, хотя мне было тогда не более 30 лет. Довольный моим благоразумием и происхождением, черкесский хан предложил мне в супруги свою племянницу, за которой в при­даное давал 30 рабов, только с условием дальше Крыма никуда не уезжать, в чем я должен был поклясться в присутствии хана. Нелегко было мне уклониться от таких настойчивых и усердных предложений.

Бей и семейство его были из лучших людей. Очень мне хотелось окрестить их, но так как нужно было объяснить им догматы веры, а татарского языка я не знал, а через мусульманского переводчика объясняться не хотел, то я отложил свое намерение до другого раза.

Кроме коренных жителей в Черкесии живут еще 4 народа: татары, считающиеся господствующим народом; греки и армяне, заезжающие по торговым делам, и евреи, поселившиеся здесь.


ДМИТРИЙ КАНТЕМИР

ИСТОРИЯ РОСТА И УПАДКА ОТТОМАНСКОЙ ИМПЕРИИ

Дмитрий Константинович Кантемир (1673-1723) известный государственный деятель Молдавии и России, друг и соратник императора Петра I, отец знаменитого поэта Антиоха Кантемира. В 1722 1723 годах в составе армии Петра I во время Персидского похода побывал на Северном Кавказе. Книгу свою написал в 17141716 годы, когда жил в Турции. Очерк о черкесах переведен на немецкий язык и издан Вакербартом в Дрездене в 1798 году под названием «Черкесы».

Перевел с французского В. Аталиков
---------------------------------------------

...Черкесы обладали самыми высокими должностями при Оттоманском дворе, но ни один человек из их нации до сих пор не продвинулся до звания Великого визиря.

...Абазы живут на побережье Черного моря, по языку и обычаям не отличаются от черкесов.

Солдаты в египетскую армию набирались со всего света; особенно много в ней было черкесов, нации очень воинственной...

Черкесы.

Это самые благородные из скифских народов, проживающих в горах и холмистых местностях между Каспийским и Черным морями. Русские называют их черкесы-пятигоричи и этим отличают от черкесов-казаков. Все украинские казаки по-русски называются черка­сами, но главным образом те, которые населяют берега реки Донец и живут в слободах и колониях. Но у тех черкасов, которые разделены на колонии, имеются пять провинций, главными городами в которых являются Изюм, Харковия, Охтырка, Рыбинск и Сумы. К ним следует добавить самый древний русский город Чугуев, бывший некогда крепостью русской империи против татар, когда империя была заключена в более узкие границы. Он расположен на реке Донец.

Пятигорские черкесы не имеют ни бога, ни богослужения, ни религии. У них есть густая роща, расположенная в долине, опоясанной высокими горами. Она хорошо орошается водой и имеет большой ров, окружающий ее. Вся нация собирается здесь в конце августа и осуществляет торговлю посредством обмена товаров.

Собравшись, согласно традиции, происхождение которой неизвестно даже им самим, они освящают и вешают на некоторые деревья в этой роще самое лучшее свое оружие. Здесь они очищаются до своего возвращения сюда в следующем году, и, поцеловав оружие, кладут его на прежнее место. Это оружие остается здесь без всякой охраны до тех пор, пока оно не будет уничтожено ржавчиной или временем. Многие историки, писавшие об этом народе, оставили сведения, что они были обращены в христианство генуэзцами, затем правителями Каффы, но после захвата Крыма турками были лишены своих священников и вернулись к прежнему невежеству, презрев просвещение, В доказательство этой точки зрения ссылаются на то, что до того, как кабардинцы были заражены мусульманством, имя некоего Петра было высоко почитаемо среди них, и что им разрешалось есть свинину, от употребления которой многие в наши дни воздерживаются. Они не повинуются никакому закону и не имеют судей, убежденные, что угрызения совести провинившегося есть полное и достойное наказание. Прежде они не имели никакой грамоты, но с тех недавних пор, как они приняли ислам, они начали знакомиться с арабской литерату­рой. Остальные придерживаются своего древнего язычества, сохраняя до наших дней свои первобытные манеры.

Вся область разделена на три княжества, главным из которых является Кабарда. Они ежегодно отсылают крымскому хану 200 девушек и 100 юношей в качестве дани. Невольники от­бираются не по желанию, а по жребию.

Даже те из них, которые родились среди татар, не имеют ни облика, ни характера этого народа, и, если бы кто-либо назвал их прекраснейшим из всех восточных народов, он не слишком отклонился бы от истины. Они всегда изобретают что-нибудь новое в своих манерах или оружии, в которых татары подража­ют им так пылко, что черкесы могут быть названы французами в отношении татар.

Их страна является школой для татар, из которых каждый мужчина, который не обучался военному делу или хорошим манерам в этой школе, считается «тентеком», то есть нестоя­щим, ничтожным человеком.

Сыновья крымских ханов в тот момент, когда они увидели свет, отсылаются к черкесам на воспитание и обучение. Когда ребенок доставлен в Черкесию, тот, кто находит ему кормили­цу, называется ата, или воспитатель султана, и он надолго со всем своим народом освобождается от податей, потому что он как бы состоит в родстве с султаном. В этом заключается причина того, что все черкесы серьезно относятся к этому делу, зная, что если жена или сестра хотя бы раз дадут грудь ханскому сыну, то они получат таким образом освобождение от уплаты подати.

В подобных случаях нередко применяется насилие. Более сильный мужчина тайно или силой врывается в дом, где нянчат молодого султана, и, схватив его, немедленно относит к своей сестре или жене, чтобы они дали ему грудь. Два года вскармливания ребенка дают не намного больше привилегий, чем одноразовое кормление. Когда принц подрастет, его заботливо обучают езде верхом, стрельбе из лука, ношению оружия, военной науке, и затем отправляют его домой.

Достоинство, которое здесь ценят в женщинах, заключается в изящных пальцах и коротких ступнях. Корпулентная девушка с большими ногами или пальцами, будь она самого блиста­
тельного происхождения, рискует навсегда остаться в девах, если ей не улыбнется фортуна. По этой самой причине девочку 7 лет заковывают в стальную обойму шириной в 4 5 пальцев; ее пальцы стискиваются деревянной обувью, которую она обречена носить до тех пор, пока не станет взрослой. Таким образом, то, чего добиваются француженки с помощью китового уса и других хитростей без малейшей боли, здесь приобретается без малейшего волнения о нежном возрасте, и затем спокойно наслаждаются достигнутым всю свою жизнь.

Ни мальчики, ни девочки никогда не лежат в кровати, но всегда на досках или на полу, покрытом сеном или соломой, чтобы предохранить себя от ожирения или изнеженности, которая, как они ошибочно полагают, ведет к слабости и малодушию.

Эти люди настолько храбрые, что, по уверению самих татар, насколько 10 крымцев сильнее 15 буджакан, настолько 5 черкесов сильнее 10 крымцев.

Я предлагаю моему читателю только один пример, свидетельствующий об их храбрости, который случился около 6 лет назад, и не так невероятен, насколько невероятны подвиги, прославленные древними греками.

Когда Селим-Гирею (впоследствии крымскому хану, личности большой мудрости и доблести, старому солдату) не была уплачена ежегодная дань, он послал в следующем году своего сына Шахбаз-Гирей-Султана, чтобы он потребовал невольников за два года. Последний был при­нят с почетом, поскольку пришел без грозной свиты, и князья, как положено, немедленно выдали ему положенную дань.

Но случайно он увидел прекрасную дочь одного черкеса, которая не была внесена в список невольников, и тем не менее, она была насильно захвачена, против обычая, и вынесена из дома. Ее братья, двое храбрых юношей, сначала притворились, что не огорчены происшед­шим, успокоили отца и смягчили его горе, приукрасив ее будущее тем, что она будет иметь честь взойти на ложе султана. Выждав же благоприятный момент, они неожиданно напали на принца, когда он спокойно пребывал наедине с похищенной девушкой, а стража была отпущена и уже успела напиться, ранили его и сестру и перебили охрану этого человека.

Отец султана, услышав о случившемся, сдерживает свое негодование и объявляет, что чер­кесы поступили справедливо, наказав человека, который таким образом пытался обесчестить девушку, похищенную против правил.

Когда султан умер, ему наследовал его старший сын Девлет-Гирей, немного позже свергнутый с трона Великим синьором и отправленный в ссылку. Но Каплан-Гирей, его младший брат и преемник, с разрешения турецкого правительства отправился против черкесов во главе 80 000 татар, угрожая им разрушительным вторжением. Когда он переправился через Танаис, к нему присоединились 15 000 кубанцев.
Князь Кабарда, получив эту новость от своей разведки, с 7000 пеших солдат и 300 лошадей ушел к вершине высокой горы, украшенной руинами большого старого города, и укрепил расселины и стены деревьями и земляными валами. Каплан-Гирей, предвидя трудность штурма этой горы, к которой не было никаких подступов, отправляет к князю доверенного посла, чтобы тот сказал, что султан предпринял поход против узбеков и приглашает с со­бой 3000 черкесов. Кроме того, он желает лично встретиться с князем, поэтому просит его спуститься с горы.

Кабарда, разгадав ложь врага, отвечает послу, что сейчас он не имеет возможности спуститься, так как скован сильным приступом подагры, но через три дня посетит султана, спустившись на лошади или на носилках.

Когда посол ушел, Кабарда созвал черкесов и обратился к ним со следующими словами: «Каково ваше мнение, друзья и соотечественники, о нынешнем состоянии наших дел? Что, по вашему мнению, лучше для нас: заковать самих себя в цепи султана, быть перерезанными им и допустить, чтобы наши жены и дети были уведены в вечное рабство, или как мы, побе­дили или погибли? Если погибнем, то мы избегнем отвратительного зрелища издевательства тирана над нами; если победим, одним ударом освободимся от нестерпимой жестокости татар». Ответ был единодушный, что лучше умереть, чем предать себя в руки врага. Тогда он требует, чтобы они, согласно обычаю, принесли клятву мечами и оружием.

После того, как дело было решено таким образом, Кабарда послал вечером одного человека сказать хану, что его подагра полегчала и что он мог бы прийти к нему в качестве просителя вместе с командирами своей армии. Это известие привело Каплан-Гирея в восторг; он при­казал отправить своих лошадей на пастбище и принял решение посвятить всю ночь отдыху. Черкесы, узнав об этом, проникли в татарские орды, связали древесную кору в небольшие хорошо просмоленные связки и, привязав их к хвостам нескольких лошадей, погнали их (лошадей) вниз в величайшем молчании к кошу или палаткам татар, и там подожгли связки. Лошади, испуганные сразу и пламенем, и болью, помчались со всей возможной скоростью и в темноте ночи бросились, как молния, в гущу татарских лошадей, которые также пере­пугались, оборвали путы и с неистовым шумом понеслись в разные стороны.

Татары проснулись от этого шума, но не слыша и не видя ничего кроме пламени, носящегося по долине (в темноте страх возрастал от того, что лошадей не было видно), и, думая, что огонь ниспослан с небес, они обезумели и побежали в беспорядке. Увидев это, черкесы бросили
все свое оружие, кроме мечей, и стали убивать каждого, кто попадался им, и только к утру обнаружилось, что это была скорее бойня, чем бой. Когда наступил день, черкесы собрали почти 10 000 лошадей противника, потеряв едва 5 человек, и вернулись назад с триумфом.
Кубанские татары напали на разбежавшихся татар и предавали их мечу в течение двух по­следующих дней. (Они жили с черкесами в тесной дружбе до той поры, пока не стали на сторону султана по его принуждению.) Каплан-Гирей убежал с горстью своих людей в Крым, бросив позади себя 40 000 убитыми и остальных рассеянными. Обвиненный правительством Константинополя в опрометчивости и неблагоразумии, он был лишен своего звания и отправ­лен в ссылку в Янополис, город в Мизии. Ему наследовал Девлет-Гирей, который находился до этого времени в ссылке на Хиосе; он командовал в последнем сражении с московитами.

Турки более всего ценят в черкесах красоту; невольники из этой нации ценятся дороже всех других. Их девушки прекраснее всех прочих и сложены очень пропорционально; они обладают наивысшими духовными качествами, будучи умеренными в потребностях и способ­ными к просвещению; эти юные существа имеют репутацию очень живых духом и никому не уступают в сноровке и искусстве рукоделия.

В Египте черкесы и абазы стоят в два раза дороже, так как только они имеют привилегию наследовать права и имущество своих господ, которые получают по их смерти, имея пред­почтение перед законными детьми. Этот обычай противоречит заветам Корана и в то же время он разрешен, вследствие одного странного мнения, точнее сказать, пережитка: Иосиф, находившийся некоторое время в рабстве в Египте, просил бога позволить, чтобы эта нация никогда не покорялась рабам, и эта просьба претворена в действительность по тайному определению Бога.


АНОНИМ

НРАВЫ И ОБЫЧАИ КАБАРДИНЦЕВ, ИЛИ ЧЕРКЕСОВ

Данное сочинение на французском языке выявлено В. Аталиковым в библиотечных фондах Института этнографии АН СССР

Перевел В. Аталиков
----------------------------------

Кавказ, известный в мифологии муками Прометея, это гора, которую древние считали самой высокой горой в мире. Эта цепь гор, которая всегда была известна под названием Кавказ и тянется от Каспийского до Черного моря, находясь между Персией и Россией и являя собой крайне плодородную землю, является также театром внезапных решительных общественных перемен. Сегодня здесь господствуют татары, смешавшиеся с покоренными ими народами. Это различие народов, укрывшихся от произвола и насилия в этой стране, а именно греки и генуэзцы, моравские братья и персы, делает Кавказ подобием Вавилонского столпотворения, где царит чрезвычайное смешение языков, а также гражданских и религиозных обычаев, разных по происхождению народов, едва понимающих друг друга и в то же время живущих рядом друг с другом. Со време

нем установилось господство татар над духом этих народов, за исключением жителей Грузии и обеих Кабард.

Кабардинцы более известны европейцам под названием «черкесы». Они занимают северные склоны Кавказа и распространяются до реки Кубань. В ХVI веке русский царь подчинил их свое­му скипетру под предлогом обращения в христианство, но через некоторое время крымский хан подчинил их себе и наложил на них дань, состоявшую из 1 лошади, 1 панциря, 1 девушки по выбору посланника, которого посылал хан туда один раз в год. Посланник злоупотребил своей властью в Кабарде в такой степени, что возмутил весь народ, и был убит в 1708 году. Это стало причиной вооруженного нападения татар на кабардинцев, но кабардинцы добились покровительства Оттоманской Порты, оставаясь независимыми от нее.

Черкешенки ведут самую благополучную жизнь по сравнению с женщинами других областей Кавказа. С ними обращаются очень бережно, и возможно, этому они обязаны своей красотой и умеренным нравом. Их естественная красота и грация сопровождаются их утонченностью, что принесло им заслуженную славу. Гаремы восточных поклонников женской красоты не могут обойтись без них; их покупают, несмотря на разорительные цены. Их волосы всегда окрашены не так, как у других. Неблондинки прилагают большие усилия, чтобы устранить этот недостаток; они мажут свое лицо помадой и посыпают красным порошком. Кабардинки не только красавицы: одаренные природой, они обычно прилагают все свое искусство, чтобы усовершенствовать свою красоту. Живость, мягкость и легкость характеризуют их походку. Все их существование посвящено тому, чтобы произвести впечатление, и применяют тысячи способов, чтобы понравиться, следуя при этом мягкости природы, и побуждаются темпера­ментом следовать во всем природе.

Из всех жителей Кавказа только кабардинцы имеют самые лучшие жилища, самые изящные и самые опрятные. Это прочные и удобные жилища, поддерживаемые в хорошем состоянии постоянным уходом. В деревнях насчитывается от 20 до 50 жилищ, в центре который воз­вышается башня для укрытия женщин и детей в случае нападения на них. Дома знати по
большей части построены из дерева, так же, как и хижины простых жителей, но больше размерами и прочнее.

У них менее беспокойный характер, чем у окружающих их со­седей, и более склонны к мирной жизни. Мало привязанные к своим господам или покровителям, они свободно переходят под власть более сильного. Это, возможно, более разумное решение, поскольку более искреннее. Десятая часть доходов в натуральной форме есть единственный налог, который они уплачивают своему господину, который иногда бывает недо­волен этим и требует четверти доходов.

Правосудие у них отправляется по суду, как у турков, и рас­следование преступления не всегда предшествует наказа­нию, чаще всего произвольному. Чрезвычайная быстрота в проведении судебного процесса всегда более губительна, чем чрезвычайная медлительность.

Они обычно занимаются сельским хозяйством и уходом за ста­дами скота. Они также выращивают лошадей, которые стоят не дешевле арабских, и столь послушны, что становятся на колени, когда всадник хочет сесть на нее или спешиться.

Торговлю они ведут меновую, и состоит она в произведениях их земли. Они изготавливают кинжалы, известные своей за­калкой и угловатой формой, которую они считают наиболее смертоносной; они отливают мышьяковистую сталь, рана от которой смертельна.

У них есть общественный рынок, где юные черкешенки вы­ставляются на продажу в наиболее привлекательном для по­купателей виде, и здесь они переходят из рук родителей в руки армян, которые перепродают их в серали. Юная и красивая черкешенка, особенно рыжая, приносит своему продавцу до 7000 пиастров в турецкой монете (около 17 000 франков). Ро­дительская любовь не может устоять против названной суммы, особенно в стране, где существует обычай покупать тех, кого выдают замуж. Считается справедливым, когда муж платит за свою жену большую цену, возмещая издержки продажей за еще большую сумму ее детей. Сообщения путешественников в этом отношении подтверждаются наблюдениями философов в этих краях.

Кабардинцы - многоженцы. Однако они делают различия между первой женой и другими, последующими, которые должны рассматриваться только как сожительницы, чтобы уго­дить их меркантильным взглядам. Как и в других краях, мужья называют приданым сумму, которую они уплачивают при помолвке. Торг длится долго; оговоренная сумма фиксируется с величайшей точностью и уточняется время ее уплаты. Это настоящий банк, и восточные люди такие же биржевые игроки, как и западные. Но бывает и так, что бедные кабардинцы и грузины возмещают себе убытки, проявляя свою ловкость в похищении силой или хи­тростью добычи, которую они не могут купить. Похищение скота и молоденьких девушек наиболее распространено в этих странах; неумелость в этом деле влечет за собой бесчестие. Похититель в случае успеха приобретает великую славу, но он всегда должен быть готов подвергнуться возмездию.

Как видим, это не патриархальные нравы, которые некогда процветали в прекрасных странах Азии. Деспотизм все развратил.

С того момента, когда удачливые разбойники получат всю плату, их невольники, чтобы выжить, должны все продать. Все зависит от цены. Наиболее редкие по природе дары отделяются от обычных в презренной торговле; богатый человек не рассматривается как бедняк, и первому предлагают пищу по более высокой цене.

Религия кабардинцев не состоит в педантично точной практике; она представляет собой смесь язычества, ислама и христианства. Они называют бога именем Даила, так же, как татары называют бога именем Алла[х]. Среди них живет чистый муж, нечто вроде отшельника, ко­торый живет в каменной башне. Он пребывает в безбрачии, пользуется большим уважением в народе и не показывается никому. (Все эти сведения о религии относятся к ингушам).

Кабардинец хорошо одет, носит тонкое белье, широкое сверху донизу; сафьяновые сапоги; длинную верхнюю одежду, перехваченную в поясе кушаком и изготовленную из шелковой ткани; длинную нижнюю одежду из шелка или тонкого сукна, с рукавами, открытыми и завернутыми на спине. Они отращивают большие усы и бреют голову, которую покрывают богато отделанной шапкой.

Кабардинец редко выходит из дома без оружия; он носит саблю и кинжал на поясе. Когда он при оружии, он носит кольчугу, лук, алебарду, ружье.

Костюм черкешенки немного отличается от европейского; он состоит из сорочки, коротких штанов, платья, плаща с рукавами или без рукавов. Зимой кабардинцы укрывают себя шубой, которая опускается до ступней. Они носят сережки в ушах и колье, но особенно татарскую вуаль, которая опускается на лицо, когда они выходят на публику. В остальном в Черкесии, как и в других местах, первенство в жизни делает много различий и в одежде. Но любовь к дамским украшениям существует во всех странах.

ОБРИ ДЕ ЛА МОТРЭ

ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЕВРОПЕ, АЗИИ И АФРИКЕ

Французский дворянин, путешественник и дипломат Обри де ла Мотрэ (1674–1743) состоял на дипломатической службе в Швеции, Голландии, Англии. На Северном Кавказе побывал в 1711 году. В 1724 году издал свою книгу на английском языке, в 1727 году - на французском языке.

Перевел с французского Е. С. Зевакин
----------------------------------------------

Так как я на следующий день с удивлением заметил мирзе*, что он, имея столько слуг и ра­бов, давал своему сыну такие же распоряжения, как и им, то это не особенно понравилось ему; он мне ответил: надо, чтобы молодые люди, какого бы происхождения они ни были, привыкали ко всякого рода черным и трудным работам, как будто бы они сами должны в один прекрасный день сделаться слугами или рабами; ведь это может случиться с ними или вследствие нищеты, или в результате неудачного набега; сам султан Галга привыкал к этому и в походе жил не лучше последнего татарина. Говоривший мне это был сам сын мирзы; его отец не оставил ему и всем его братьям столько имущества, чтобы хотя бы один из них мог жить в почете; все, что у него было, он добыл своей саблей и стрелами во время набегов, точно так же поступили его другие братья; у него два сына, которые должны сделать то же самое, старший из них скоро должен отправиться в Черкесию, с которой велась война, с тех пор, как она отказалась от ежегодной дани рабами и лошадьми, которую прежде давали хану, чтобы поддерживать мирные отношения с татарами и обеспечить себя от их набегов; последний татарский хан, брат царствующего, был низложен и изгнан около десяти лет тому назад за то, что он имел несчастье потерять свыше 40 000 татар, которые были раз­биты вследствие военной хитрости черкесов. Он добавил, что с тех пор черкесские рабы и лошади были в дорогой цене и он собирался отправить в Черкесию одного из своих воль­ноотпущенников той же национальности для их покупки. Я спросил у него, сможет ли он сделать это без риска, он мне ответил, что сможет, и указал, что торговля рабами и лошадьми совершается там так же безопасно, как и во время глубочайшего мира; эта народность осо­бенно уважает купцов; его черкес сойдет за такового; он честный человек; кроме того, он живет в довольстве, имеет дом, жену и детей
----------------------





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 256 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...