Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Традиционные религии и глобализация



В наш век религии вступили с грузом традиций сопротивления новым знаниям и движениям за обновление общества. Господствующие церкви пользовались поддержкой государства и официальным признанием, решительно выступая против демократических движений. Поэтому в широких слоях населения многих стран было распространено убеждение, что религия не помогает угнетенным и эксплуатируемым в борьбе за лучшие условия существования, а часто препятствует их усилиям.

В то время, когда социальные волнения и стремление к демократизации общества охватили весь мир, религия оставалась оплотом тех сил, которые противились любым переменам, стремились сохранить старые порядки. На этом фоне укрепилась критика религии.

Первая мировая война, унесшая 10 млн. жизней, подорвала религиозную веру, доверие к церковным властям, оправдывающим “свои правительства” и их участие в войне.

Однако уже в 20-30-е гг. и, особенно в годы Второй мировой войны, вступили в действие факторы, способствовавшие укреплению позиций религии, росту ее влияния.

Тяготы и лишения войны создавали благоприятную почву для массового распространения таких чувств и переживаний, как страх за себя и своих близких, одиночество, отчаяние. Даже в СССР, где атеизм активно пропаганди­ровался в течение 20 лет, народ потянулся к религии. Трудно оценить позицию церкви в годы войны однозначно. С одной стороны, церковь часто выступала духовной опорой Сопротивления. Трудно обойти вниманием такой факт, что в годы войны римско-католическая церковь стремилась удержать свои позиции и сохранить жизни множества мирных граждан, идя по пути компромиссов с фашистским режимом Муссолини, множество священников погибали, спасая жизни мирного населения во многих странах Европы. Подвиг Максимилиана Кольбе, принявшего смерть вместо приговоренного к газовой камере еврея является высшим проявлением любви к ближнему.

После окончания Второй мировой войны религии более активно, чем когда бы то ни было, вступают в диалог с “миром”. Католическая и православная церкви заняли более гибкую позицию, порвав с традициями холодной войны: церковь должна служить интересам человека, а не той или иной системы. Второй Ватиканский собор отразил тенденцию сближения церкви с “миром”, поставив задачу повернуть церковь лицом к современному миру, его заботам и нуждам. В настоящее время религиозные организации обращаются к вопросам экономической жизни, политики, демографии, но, в первую очередь, к проблемевыживания человечества не столько физически, сколько духовно. Практически все конфессии и церкви высказались сегодня по вопросам губительности войн, необходимости решения экологических проблем, ценности семьи и семейных отношений, безнравственности беспорядочных половых связей (“сексуальной революции”), употребления наркотиков.

40. Христианство в современном мире.

Начало этого века ознаменовалось стремительным религиозным возрождением – неожиданным для экспертов, глобальным и идейно насыщенным. Для христианства особенно показательны ситуации в США с взрывным ростом евангелических направлений протестантизма и в России с беспрецедентным возрождением православия. Отмечают также быстрое увеличение числа христиан в Южном полушарии – Африке, Латинской Америке и Азии. Значимо и то, что широкую поддержку по всему миру получил подъём консервативных, традиционных и ортодоксальных движений, предлагающих христианский ответ «обществу потребления».

Сухая статистика

В исследовании под названием «Ландшафт мировых религий» [1] подчёркивается, что самой распространенной религией является христианство – в Иисуса Христа верит каждый третий житель планеты. Приверженцев христианства более 2,2 млрд человек. Внутри христианства почти каждый второй христианин определяет себя как католик – это около 50%, протестантом – 37%, а православным – 12%. Оставшийся 1% образуют представители малочисленных христианских течений. В плане географии складывается следующая картина: больше всего христиан живет в Европе – 26%, в Латинской Америке, на Карибах и в Субсахарной Африке (южнее Сахары) по 24%. Меньше всего христиан – около 1% – проживает в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Христиане составляют большинство населения в 157 из 232 стран и территорий. Россия занимает четвертое место среди стран с наибольшим христианским населением. В нашей стране проживает 4,8% христиан всей планеты. Больше только в США – 11%, Бразилии – 8% и Мексике – 5%. Христианство – это молодая по возрасту последователей религия. Средний возраст христиан составляет 30 лет. Это немало, если учесть, что средний возраст жителей всей планеты 28 лет.

Стара теория, да верится с трудом

Эксперты компании Gallup на основании собственного исследования установили, что россияне показали себя в вопросах веры среднестатистическими землянами: 55% жителей России указали свою принадлежность к какой-либо конфесии, 26% – самоопределились как верующие вне конфессий (как правило, это объясняется тем, что люди считают себя верующими, но не входят в религиозные общины), а 6% – убежденными атеистами [2]. И сделали вывод в русле старой теории секуляризации: бедные страны более религиозны, чем богатые, а «образованные» менее религиозны, чем «необразованные». Но в действительности это не так. Один из основателей теории секуляризации Питер Бергер неоднократно заявляли, что гипотеза о неизбежном упадке религии в условиях модернизации оказалась ложной: да, есть примеры стран, где модернизация имела определенный секулярный эффект; но также немало примеров того, что модернизация общества вызывала мощное религиозное движение [3]. Поэтому нельзя упрощённо трактовать отношения между религией и современностью и тем более утверждать, что религиозное мировоззрение архаично и не может использоваться для решения проблем в жизни общества.

Религия как основа выхода из кризиса

Сегодня всё больше примеров того, когда христианство является основой при решении сложных политических, экономических и межконфессиональных проблем. Особенно остро это проявилось в Сербии и Македонии, где повышение уровня религиозности сохранило само общество в ситуации пограничного сосуществования с агрессивной «враждебной» культурой. Обратим внимание и ещё на один интересный факт – среди наиболее религиозных стран много православных – помимо упомянутых Сербии и Македонии, это Россия, Украина, Белоруссия, Грузия, Румыния и Молдавия. Именно в этих странах религиозность сильно выросла. Ведь кроме экономических и политических факторов имеет значение и культурная традиция – многовековая установка православия на консолидацию общества, поддержку государства в кризисных условиях. А вывод о том, что высокий уровень образования влияет на снижение религиозности, не работает в большинстве стран. В России, например, среди самых религиозных православных (тех, кто часто посещает храм) большинство с высшим образованием. Этот процент выше, чем тех, кто имеет высшее образование среди неверующих. И вот что показательно, Россия – мировой лидер по сокращению доли атеистов среди населения: если в 1998 г. атеистов было 18,5% от населения страны, то в 2008 г. уже 6,8% [4].

Христианские корни «экономических чудес» Здесь речь пойдёт не о США, Германии или Бразилии. Эти «истории успеха» уже хорошо известны. В качестве одного из примеров неразрывной связи христианства со становлением современного, экономически развитого национального государства обратимся к экзотической для нас стране – Южной Корее, где христиане (а это 37%) составляют самую активную, влиятельную и быстро растущую группу. Поэтому «корейское чудо» имеет чётко определённую основу – исторически успех объясняется тем, что христианство стало опорой как для модернизации, так и для корейского национализма. По мнению Андрея Ланькова, «христианство здесь стало не только религией Иисуса Христа, но и религией Ньютона, Коперника и Адама Смита. Оно ассоциировалось не только с верой в слово Божье, но и с верой в прогресс, технологию, рациональное устройство общества, равенство людей перед законом, права человека – в общем, с верой в модернизацию и ее ценности» [5]. В итоге, в корейском обществе сформировалось понимание христианства как религии прогресса – корейцы уверены в том, что только экономический рост и научно-технические достижения не решат проблемы их страны, а потому в нынешней Южной Корее по меркам современного секулярного мира необычно много всерьез верующих людей, и почти все они христиане.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 281 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...