Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Крестное знамение



Православные крестятся только справа налево тремя пальцами. Католики крестятся слева направо. У них нет единого правила, как при творении креста нужно складывать пальцы, поэтому укоренилось несколько вариантов.

Иконы
На иконах православных святые пишутся в двухмерном изображении по традиции обратной перспективы. Таким образом подчёркивается то, что действие происходит в другом измерении – в мире духа. Православные иконы монументальны, строги и символичны. У католиков святые пишутся натуралистично, часто в виде статуй. Католические иконы пишутся в прямой перспективе.

Скульптурные изображения Христа, Богородицы и святых, принятые в католических храмах, восточной церковью не принимаются.

Распятие
Православный крест имеет три перекладины, одна из которых короткая и находится вверху, символизируюя табличку с надписью «Сей есть Иисус, царь Иудейский», которая была прибита над головой распятого Христа. Нижняя перекладина является подножьем и одним своим концом смотрит вверх, указывая на одного из распятых рядом с Христом разбойников, который уверовал и вознесся с ним. Второй конец перекладины указывает вниз, в знак того, что второй разбойник, позволивший себе злословие в адрес Иисуса, попал в ад. На православном кресте каждая нога Христа прибита отдельным гвоздем. В отличие от православного креста, католический крест состоит из двух перекладин. Если на нем изображается Иисус, то обе ноги Иисуса прибиты к основанию креста одним гвоздем. Христос на католических распятиях, как и на иконах, изображается натуралистично – его тело обвисает под тяжестью, во всем образе заметны муки и страдания.

Поминки по усопшему
Православные поминают усопших на 3-й, 9-й и 40-й дни, затем через год. Католики обязательно поминают умерших в День поминовения – 1 ноября. В некоторых европейских странах 1 ноября является официальным выходным. Также усопших поминают на 3-й, 7-й и 30-й дни после смерти, но эта традиция соблюдается не строго.

Несмотря на существующие различия, и католиков, и православных объединяет то, что они исповедуют и проповедуют по всему миру одну веру и одно учение Иисуса Христа.

Выводы:

1. В православии принято считать, что Вселенская Церковь "воплощена" в каждой поместной Церкви, возглавляемой епископом. Католики к этому добавляют, чтобы принадлежать к Вселенской Церкви поместная Церковь должна иметь общение с поместной Римско-католической Церковью.

2. Мировое православие единого руководства не имеет. Оно разделено на несколько независимых церквей. Мировое католичество является единой церковью.

3. Католическая Церковь признает главенство Папы Римского в вопросах веры и дисциплины, морали и управления. Православные церкви главенство Папы не признают.

4. Церкви по-разному видят роль Святого Духа и матери Христа, которую в православии называют Богородицей, а в католицизме Девой Марией. В православии отсутствует понятие чистилища.

5. В Православной и Католической церквях действуют одни и те же таинства, но обряды их проведения отличаются.

6. В отличие от католичества, в православии нет догмата о чистилище.

7. Православные и католики творят крест по-разному.

8. Православие разрешает разводы, а его «белое духовенство» может вступать в брак. В католицизме разводы запрещены, а все монашествующие духовенство дает обет безбрачия.

9. Православная и Католическая церковь признают решения разных Вселенских Соборов.

10. В отличие от православных, у католиков святые на иконах пишутся натуралистично. Также у католиков распространены скульптурные изображения Христа, Богородицы и святых.Подробнее:http://thedb.ru/items/Otlichie_PRAVOSLAVIYA_ot_KATOLICIZMA/

20. Наука и религия: сходство и особенности.

По мнению многих теологов, в методологическом отношении у религии и науки есть немало сходных черт. Как утверждает английский священник Д. Полкингхорн, базисом теологического исследования являются Писание, традиция, разум, и все они находят определенный коррелят в научном познании мира. Например, использование теологами Священного Писания во многом сходно с использованием результатов наблюдения в науке. В частности, как астроном, обнаруживая регулярно вспыхивающий пульсар, находит в этом подтверждение своим идеям о нейтронных звездах, так и в феномене Нового Завета христианин обретает эмпирический фундамент, на котором он основывает свое понимание Бога и мира. Другой элемент - традиция. Традиция в религии - "запись коллективного и персонального религиозного переживания". Она, конечно, чрезвычайно сильна в религиозном сознании и играет в нем одну из важнейших ролей. Но не менее существенно значение традиции и в науке. Ученый никогда не начинает с нуля, а всегда опирается на наследие своих предшественников. В одной из лабораторий Восточной Европы уравнения Максвелла были высечены на каменных пластинах, сознательно имитируя 10 заповедей. Бесспорно, что и догмы, и полученная мудрость являются существенной и необходимой частью всей человеческой деятельности. Третий базис теологического исследования возможности обращения к специфическому виду рационального обсуждения, анализа определенных объектов, как это происходит, например, в квантовой теории, применяющей особую квантовую логику, отличающуюся от аристотелевской или обыденной. Но если есть необходимость приспосабливать наш разум к специфической природе субатомных частиц, то разве не может быть еще более настоятельной потребности в еще более тонком приспособлении для постижения Бога? И религия, и наука, считают теологи, способны развиваться, совершенствоваться. К. Поппер говорил, что "наука - одна из немногих, если не единственная из областей человеческой деятельности, где ошибки систематически критикуются". Но, хотя и в меньшей степени, способна корректироваться и теология, в заявлениях которой нет ничего непреложного. Если мы проследим за ходом развития христианской веры, то увидим, что каждое поколение переживает Бога по-разному и представляет его по-своему. С точки зрения Д. Полкингхорна, "каждый образ Бога - идол, который в итоге должен быть разбит в поисках Реальности". Как считают многие богословы, христианская вера - вера, ищущая понимания, и ее кредо может быть выражено установкой Ансельма Кентерберийского: Верю, чтобы глубже познавать. И. Барбур обращает внимание на то, что до недавнего времени довольно популярным было мнение, что наука "объективна, беспристрастна, кумулятивна, универсальна, прогрессивна", тогда как "религиозные традиции субъективны, пристрастны, ограничены, некритичны, устойчивы к изменениям"

+ михайлова стр 6-8

21. Современный Ватикан. Идеология. Политика.

Трансгуманизм, представляет собой мировоззрение, которое исходит из возможности и желательности фундаментальных изменений вида «человек разумный» с помощью передовых технологий с целью формирования «постчеловека». Впервые это понятие употребил в работе «Религия без откровения» биолог-эволюционист Джулиан Хаксли, которого называют «Мальтусом ХХ века». Трансгуманизм для него стал новой идеологией и даже новой «верой для Человечества». Таковым он является и для современных «пророков», предлагающих методы перестройки человека, превращающие его в управляемого послушного биоробота. Масса таких биороботов и должна заменить современное человечество.
Мы видим, что методы управления элит претерпевают такие изменения, которые позволяют им переходить со скрытого на открытый уровень управления. В этих условиях меняется и значение саммитов, конференций, тайных переговоров. Именно это продемонстрировало последнее заседание Бильдербергской группы, которое можно определить как антиконспирологическое.
Борьба переносится на новый уровень – на уровень информационного и духовного противоборства, ставящего человека перед выбором между антицивилизацией нелюдей и цивилизацией людей, созданных по образу и подобию Божию.

Новый мировой порядок все более обнаруживает свою религиозную сущность.

Это становится очевидно даже тем, кто не мыслит религиозно.

Это сущность очень простая - богоборческая.

Она направлена на разрушение идеи Творца, на разрушение образа божьего в человеке и на утверждение власти человека в лице антихриста (государственный деятель, который должен обладать сверхспособностями).

22. Исторические формы критики религии (антирелигиоз­ное инакомыслие, богоборчество, скептицизм, антиклерикализм, религиозный нигилизм, деизм, пантеизм и др.).

23. Христианские праздники.

24. Сущность индуистского учения о божестве, воздаянии, переселении душ.

Михайлова стр 16-18

25. Адвентисты седьмого дня. Особенности вероучения и культа.

Адвенти́сты седьмо́го дня (сокр. АСД; англ. Seventh Day Adventists, сокр. SDА) — одно из направлений протестантизма, возникшее в XIX веке. Наиболее характерные отличительные черты вероучения — убеждение о необходимости соблюдения всех Десяти заповедей (в том числе буквального соблюдения заповеди о субботе) и вера в близкое Второе пришествие Иисуса Христа.

Доктринальная позиция современных ортодоксальных адвентистов, унаследованная от более раннего протестантизма, состоит в том, что оправдание человека перед Богом даётся только даром — благодатью, и только по вере в Иисуса Христа (в Его заместительную жертву наГолгофском кресте). Дела в вероучении современных адвентистов рассматриваются как плоды веры.

Отличительной особенностью АСД среди протестантских церквей является доктрина о служении Иисуса Христа в небесном святилище.

О названии[править | править исходный текст]

Название «Адвентисты седьмого дня» отражает две основные доктрины АСД:

1. О явном и видимом Втором пришествии Христа во славе, которое ожидается «вскоре».

2. О святости седьмого дня недели: адвентисты настаивают на соблюдении субботы как установленной при сотворении мира задолго до дарования Закона Моисеева (упоминается также и в четвёртой заповеди Десятисловия в Ветхом Завете).

По утверждениям адвентистов седьмого дня, суббота является прежде всего «памятником сотворения мира», «печатью авторитета» Небесного, Божьего правления в отличие от воскресенья, которое трактуется адвентистами как символ католической традиции, свидетельствующий, по их мнению, о присвоении церковью права изменять праздники своим авторитетом и властью своих постановлений.

Слово «адвентист» (англ. adventist) происходит от лат. adventus («появление», «наступление», лат. ad ventus «у порога», в смысле Пришествия), что подразумевает веру в скорое Второе пришествие Иисуса Христа и, по пришествии, воскресение и вознесение праведников на небеса.

История адвентизма[править | править исходный текст]

Адвентистское движение зародилось в начале XIX века среди групп баптистов, методистов и других протестантов.

В 30-х гг. XIX века в США проповедник одной из баптистских церквей Уильям Миллер (1782—1849) заявил, что ему удалось, изучая Библию, вычислить точную дату пришествия Христа — 21 марта 1843 года, и выпустил книгу «Доказательства Писания и истории о втором пришествии Христа в 1843 г, изложенные в обзоре докладов». Всего Уильям Миллер выдвинул 15 доказательств того, что Христос придёт именно в этот год. Вместе они были собраны только в небольшом трактате, выпущенном Миллером в январе 1843 г. в качестве ответа его критикам. Затем эта дата переносилась им с 21 марта на 22 октября 1844 г. — по разным календарям и летоисчислениям, однако видимого Второго пришествия Христа так и не произошло. Дальнейшие попытки реформирования как самого нового религиозного движения, так и его организационных структур последователями Миллера положили начало целому ряду расколов. Впоследствии сам У. Миллер признал доктринальную ошибку, которая привела его к неверному толкованию Библии.

После «Великого разочарования» (термин самих адвентистов), вызванного тем, что ожидаемое событие не произошло, ученики и последователи Миллера старались не называть точных сроков возвращения Иисуса Христа на Землю.

В 40-х гг. XIX века появились первые группы адвентистов, соблюдавшие субботу. В 1863 г. они объединились в единую централизованную организацию под новым названием «адвентисты седьмого дня» (АСД).

.

Первые общины АСД в России возникли среди немецких колонистов в 1886 году в Крыму, в пос. Бердыбулате и в Поволжье. В 1890 г. в Ставрополе образовалась первая русская община АСД. Вначале адвентисты подвергались преследованию со стороны властей и православной церкви, однако подчеркнутая позиция невмешательства в политику облегчила их легализацию в 1906 г. и уравнение в правах с баптистами. Ко времени революции 1917 года их было уже около 7 тыс.

В 20-х годах география распространения и число последователей АСД заметно увеличились, создавались новые общины, множились издания. В 20-х годах российские адвентисты пережили раскол на почве отношения к советской власти, к государству вообще и к проблеме службы в армии. Отделившаяся часть — адвентисты-реформисты — образовала «Всесоюзную церковь верных и свободных адвентистов седьмого дня». Наряду с другими религиозными конфессиями в 30-х годах объединения адвентистов подверглись разгрому и репрессиям, их руководители и члены приговаривались к тюремному заключению, ссылке и другим видам произвола, насилия и дискриминации.[3].

Лишь в 1945—1946 гг. было вновь зарегистрировано несколько десятков общин, образовавших Всесоюзный совет АСД, который, однако, в 1960 г., в период Хрущёвской антирелигиозной кампании, был вновь ликвидирован властями. В 1977—1979 гг. началось новое возрождение организационных структур конфессии, и в 1981 г. произошло объединение общин на территории России. В 1990 г. состоялся съезд церквей АСД России, который принял устав Российского униона (Союза).

Вероучение и образ жизни[править | править исходный текст]

Зал собраний в молитвенном домеадвентистов седьмого дня

Адвентисты седьмого дня провозглашают основой вероучения исключительно Священное Писание (принцип «Sola Scriptura»). Церковь АСД также признает в качестве вероучительного авторитета труды одной из основательниц своей конфессии Елены Уайт, которую почитают как Божьего пророка («вестницу Божию»). Вероучение адвентистов седьмого дня («Основание Веры») в доктрине № 18 утверждает следующее:

Дар пророчества. Пророчество — один из даров Святого Духа. Этот дар является отличительным признаком Церкви Остатка. Он проявился в служении Елены Г. Уайт, вестницы Господа. Ее труды остаются авторитетным свидетельством истины, служа к утешению, руководству, наставлению и исправлению. Эти труды со всей определенностью утверждают, что Библия есть единственное мерило, которым следует проверять каждое учение и каждый опыт.[4]

Оригинальный текст (англ.) [показать]

Таким образом, адвентисты верят, что письменные труды Елены Уайт являются авторитетным источником истины. Они также подчеркивают, что эти труды, по их убеждению, ведут к Библии и возвеличивают Библию.

Сама Елена Уайт писала о своем служении и своих трудах так:

Мое служение предполагает нечто значительно большее, чем деятельность пророка. Я считаю себя вестницей, которой Господь доверил передавать вести для Его народа

— Письмо 55, 1905 г.

Бог дал тебе [то есть, самой Уайт] Свидетельства, чтобы таким путем помочь отступнику и грешнику понять его истинное положение и большую потерю, если он будет продолжать жизнь во грехе. Бог утвердил в тебе это поручение через многие видения, как никому из ныне живущих, и, согласно данному тебе свету, Он делает тебя ответственной за него

— Свидетельства для церкви. Т. 2 с. 604—608, 1871 г.

Отличительные черты вероучения и образа жизни[править | править исходный текст]

Главными отличительными чертами своей церкви адвентисты седьмого дня считают соблюдение всех заповедей Десятисловия (в том числе заповеди о субботе) и наличие «духа пророчества» — дара откровений свыше. По их учению, именно это является основными признаками истинной Церкви последних дней перед Вторым Пришествием Христа (на основании Откр.12:17 и Откр.19:10). Для вероучения АСД характерна также вера в служение Иисуса Христа в небесном храме (святилище), а также вера в Святую Троицу (Триединство Бога — Отца, Сына и Святого Духа), учение о полном правопреемстве новозаветной Церкви от ветхозаветного Израиля («народа Божьего»).

Отношение адвентистов седьмого дня к субботе[править | править исходный текст]

Адвентисты седьмого дня утверждают, что празднуя благословенный Богом седьмой день, они тем самым признают Бога своим Творцом, (Быт 2:1-3; Исх 20:8-11) и следуют поданному самим Иисусом и апостолами примеру (Лук 4:16).

Отрицание бессмертия души[править | править исходный текст]

Адвентисты седьмого дня отрицают учение о бессмертии души и вечных муках для неверующих. Адвентисты седьмого дня верят, что при втором пришествии Иисуса Христа произойдёт первое воскрешение умерших (см. 1Фес 4:13-18) для жизни вечной, остальные же, отвергшие благодать Божию, будут воскрешены после Тысячелетнего царства (см. Откр 20:4-6) для осуждения и понесут возмездие за грех — смерть (ср. Рим 6:23), будут полностью уничтожены посредством огня.

Учение о Следственном суде[править | править исходный текст]

Стих, на котором адвентисты основывают это учение, — Дан. 8:14: «И сказал мне: на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится». Многие адвентисты связывают слова из этого стиха «и тогда святилище очистится» с главой 16 книги Левит. В ней описывается очищение святилища иудейским первосвященником в день очищения. Адвентисты также связывают слова Даниила с главой 9 послания Евреям, где речь идет об Иисусе как о бо́льшем Первосвященнике на небе. Один из богословов АСД говорит, что основой их рассуждений являются «слова́ Священного Писания, приводимые в доказательство». Суть метода такова: если в Библии описаны определённые события с использованием тех же слов, например, «очищение святилища» в Дан. 8:14, то же слово/событие — в Лев. 16, то же слово — в Евр. 7, 8, 9 то проводится аналогия между данными текстами (так называемая «библейскаяаллюзия»)[ источник не указан 566 дней ].

Адвентисты рассуждают: древние иудейские священники исполняли в святилище храма ежедневное служение, которое вело к прощению грехов. Ежегодно в день очищения первосвященник совершал в Святом Святых (в самом внутреннем отделении храма) служение, которое приводило к очищению грехов. Адвентисты заключают, что служение Христа на небе в качестве Первосвященника состоит из двух этапов. Первый начался с его вознесения в I веке н. э. и закончился в 1844 году прощением грехов. Второй этап, «судебный», начался 22 октября 1844 года, продолжается до сих пор. Как раз этот пункт, полагают адвентисты, не был до конца понят в свое время У. Миллером.

По учению адвентистов, с 1844 года Бог занялся расследованием того, как провели или проводят свою жизнь все называющие себя верующими (во-первых, умершие, а во-вторых, живущие), чтобы определить, заслуживают ли они вечной жизни. Это расследование и есть «следственный суд». После такого суда грехи людей, прошедших испытание, стираются из соответствующих книг. Но, как объяснила Елена Уайт, имена тех, кто не прошёл испытания, ‘будут стерты из книги жизни’ (о чем свидетельствует прежде всего повествование Дан. 7 и 8 глав). Поэтому «для каждого будет определена своя участь: жизнь или смерть». Так что небесное святилище очистилось, и стих Дан. 8:14 исполнился. Но в своей публикации адвентисты говорят: «В Библии не встречается выражение „следственный суд“»[ источник не указан 1628 дней ].

Крещение[править | править исходный текст]

Прежде всего адвентисты седьмого дня знакомят человека со смыслом веры; он осознаёт, что ему нужен Иисус Христос и обращается к Иисусу, который производит перемену в его жизни. Наконец, человек избирает Его своим Господом, засвидетельствовав о том актом крещения. Крещению придаётся глубокое значение: подобно тому, как крестился Иисус Христос, адвентисты седьмого дня совершают крещение полным погружением в воду.

Здоровье, медицина, питание[править | править исходный текст]

После реформ Е. Уайт церковь адвентистов седьмого дня известна своим «санитарным служением»: во многих странах адвентисты содержат медицинские центры и занимаются пропагандой здорового образа жизни. Так, известен медицинский центр Университета Лома Линда. В 1990 году при центре открылся первый в мире клинический центр протонной терапии. Вплоть до 2003 года Центр протонной терапии (ЦПТ) МЦУЛЛ оставался единственным в США. С момента открытия в центре прошли лечение более 12 000 пациентов (по данным на начало 2008 года) при общем количестве лечебных процедур превышающим 350 000[ источник не указан 522 дня ]. В Центре протонной терапии МЦУЛЛ ежегодно лечение проходят больше пациентов, чем в любом другом центре протонной терапии в мире[ источник не указан 522 дня ]. Центр специализируется на лечении рака простаты, головного мозга, а также злокачественных опухолей глаза и легкого. В центре на постоянной основе проводятся клинические исследования с целью применения протонной терапии для лечения более широкого спектра онкологических заболеваний (например, ведутся работы по созданию лечебного протокола для лечения некоторых видов рака молочной железы[ источник не указан 522 дня ]. Среди адвентистов седьмого дня много доноров крови[ источник не указан 522 дня ], в некоторых странах проходят организованные акции по сдаче крови. Церковь участвует в первой национальной донорской программе в Колумбии. В России и других странах сообщается о работе по профилактике алкогольной и табачной зависимости (особенно в молодёжной среде), а также о работе по воспитанию межличностных добрачных отношений молодёжи. Члены церкви являются противниками абортов и разводов.

Верующие АСД придерживаются ветхозаветных установлений о запрещенных видах продуктов питания. Так, нельзя употреблять в каком-либо виде свинину (к которой нельзя даже прикасаться, так как она «нечистая», потому отсюда следует рекомендация не работать там, где надо с ней контактировать), крольчатину, также некоторые виды рыб, например сома, существует полный запрет на употребление в пищу крови любых животных. Не рекомендуется производить запрещенные продукты питания или участвовать в их продаже. Помимо этих гласных и полных запретов, за нарушение которых исключают из членов церкви, есть свод рекомендаций по здоровому питанию, составленных Е. Уайт еще в XIX веке. Она не рекомендует есть яйца, твердый сыр, пить кофе и чай (в том числе и зеленый), советует ограничить употребление специй и пряностей (так как наряду с кофе и чаем они действуют возбуждающе).[ источник не указан 544 дня ] В адвентизме ведется серьезная пропаганда вегетарианства, замены животных белковых продуктов растительными, в том числе соевыми. Многие адвентисты верят, что перед Вторым пришествием Христа употребление любых животных продуктов будет невозможным из-за массовых заболеваний, поэтому от мяса нужно отвыкать уже сейчас.[ источник не указан 544 дня ]

Дисциплина в церкви[править | править исходный текст]

Стиль этой статьи неэнциклопедичен или нарушает нормы русского языка. Статью следует исправить согласно стилистическим правилам Википедии.  

В случае если тот или иной член церкви систематически нарушает нравственный закон Божий, церковный или общественный порядок, церковь вправе применить к согрешающему следующие дисциплинарные меры: 1. Объявление публичного порицания. 2. Исключение из членов церкви.
Объявление публичного порицания

Согрешившему члену церкви может быть объявлено публичное порицание по решению общины, принятом голосованием на ее любом специально созванном собрании. Публичное осуждение на определённый срок: от одного месяца до года. При этом он автоматически снимается со всех должностей, которые прежде занимал, и лишается права быть избранным служителем в течение того времени, пока на него наложено взыскание. Член церкви, которому объявлено публичное осуждение, не имеет права голоса и не может принимать участия в общих занятиях, таких, например, как проведение уроков в классе Субботней школы и т. д. В течение данного периода он также не может перевести свое членство в другую общину. Однако это не лишает его других преимуществ: разделять благословения Субботней школы, церковного богослужения и обрядов дома Господня. Объявление публичного осуждения не предусматривает лишения данного лица церковного членства в случае невыполнения поставленных условий. По истечении срока публичного осуждения, поведение члена церкви, которому объявлено публично порицание вновь рассматривается советом церкви и членским собранием. В случае позитивных изменений поведения члена церкви, его статус и репутация восстанавливается. В случае, если член церкви не исправил своего поведения, он может быть исключён из церкви.
Исключение из членов церкви

Исключение из общины положено за серьезные правонарушения члена церкви, религиозного или нравственного плана (ересь, недостойное поведение, необоснованный развод, несоблюдение субботы и т. д.) Исключение из списков общины предусмотрено также для давно не посещавших (обычно более двух лет) богослужебные собрания общины или перешедших в другие вероучения. Это решение принимается голосованием на заседании общего собрания членов церкви. Исключение из церкви не лишает исключённого возможности посещать богослужения церкви, участвовать в служении Субботней школы. Исключение из общины также не означает предание человека анафеме, что отличает АСД от ряда других конфессий, где практикуется не исключение, а «отлучение». Подробнее об этом можно прочесть в «Церковном руководстве» АСД[8].

Богослужение и священнослужители[править | править исходный текст]

Как и в других протестантских вероисповеданиях, в вероучении адвентистов отсутствует догмат о непогрешимости церкви и её предстоятелей, а признаётся священство всех верующих. Кроме признания всеобщего священства всех членов общин у адвентистов имеются рукоположённые священнослужители; высший сан при рукоположении — проповедник; служитель в этом звании может занимать сколь угодно высокую или, наоборот, рядовую должность в церковной иерархии.

У адвентистов принято крещение людей сознательного возраста полным погружением в воду (как у баптистов). Обряду предшествует изучение Библии с наставником, подписание, а затем и публичное исповедание веры.

Численность и распространение[править | править исходный текст]

Адвентистов в мире насчитывается 18 миллионов человек[ источник не указан 483 дня ], из них в странах бывшего Советского Союза 150 тысяч, Российской Федерации около 40 тысяч[ источник не указан 483 дня ]. Наибольшее количество адвентистов на территории бывшего Советского пространства находится на Украине — 60 % из общего количества адвентистов на территории бывшего СССР.

Адвентизм в России[править | править исходный текст]

Молитвенный дом адвентистов в городе Орле

В настоящее время в России действуют два союза объединений церквей АСД: Западно-Российский союз церкви адвентистов седьмого дня, охватывающий объединения поместных церквей на территории от Калининграда до Урала, с духовным центром в г. Климовске Московской области, и Восточно-Российский союз церкви АСД, охватывающий территорию от Урала до Сахалина, с духовным центром в Новосибирске.[ источник не указан 544 дня ][ уточнить ]

Внутри союзов существуют объединения поместных церквей — региональные союзы (местные конференции), в которые входят на добровольных началах несколько десятков общин (поместных церквей). Первичной организацией АСД является поместная церковь (община верующих). Её деятельностью руководит совет церкви, председателем которого является пастор или пресвитер. Высший орган поместной церкви — членское собрание общины.

Церковь АСД имеет в России высшее учебное заведение — Заокский адвентистский университет в пос. Заокском Тульской области. В каждой общине организованы субботние школы по доктринальному религиозному обучению детей и взрослых, издаются ежеквартальные издания с материалами субботней школы, в бытовом лексиконе называемые «урочниками». Отдельно издаются брошюры для слушателей субботней школы и отдельно — для преподавателей (пособия для преподавателей отличаются от таковых для слушателей лишь наличием в конце каждого урока материалов для дополнительного изучения). Обычно в каждой общине также проводятся уроки детской субботней школы (в некоторых общинах ещё и молодёжной), материалы для которой издаются отдельно.

Адвентистское издательство «Источник жизни», расположенное также в пос. Заокском, выпускает различную религиозную литературу, издаёт журналы «Благая весть», «Адвентистский вестник» (ежеквартально), «Альфа и омега» (журнал для пасторов Церкви), «Образ и подобие» (молодёжный журнал), газету «Слово примирения». Работает радиотелецентр «Голос надежды[11]» (г. Тула), передачи которого транслируются по Центральному радио и телевидению, и телецентр в г. Рязани.[ источник не указан 162 дня ]

Поместная церковь АСД «Ожидающая» г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл является учредителем детского журнала «Чудесные странички» и миссионерской газеты «Сокрытое Сокровище», тираж которой с мая 2000 г. по август 2010 г. вырос с 1000 экз. до 1 500 000 экз. Газета печатается в различных городах России (с июня 2010 г. — в 22 городах) на пожертвования членов поместных церквей и распространяется бесплатно. Ежемесячно выходит один основной номер газеты духовного содержания и один тематический выпуск «Ключи к здоровью».

Адвентисты осуществляют обширную благотворительную программу при поддержке Всемирного центра АСД. Проводятся семинары по здоровому образу жизни при технической, информационной и материальной поддержке медицинского центра Университета Лома Линда (Калифорния, США). В Рязани открыт свой центр здоровья, — реабилитационная клиника для детей, больныхцеребральным параличом.

26. Коран - священная книга мусульман.

Коран (от араб. — «чтение вслух, речитатив, декламация») — главная священная книга мусульман. Согласно исламской традиции Коран представляет собой копию первокниги, хранимой на небесах. Текст Корана был поведан Мухаммеду самим Аллахом при посредстве архангела Джебраила (Гавриила). При жизни Мухаммеда делались только отдельные записи проповедей. После смерти пророка и тех его последователей, которые помнили наизусть его проповеди, встала задача оформления разрозненных текстов в единую книгу. Ближайшие сподвижники Мухаммеда Абу-Бекр и Омар поручили бывшему секретарю пророка Зайду собрать все записи и сделать общий свод Корана. Этот свод предназначался только для личного пользования Омара и Абу-Бекра. Халиф Осман решил создать новый официальный документ вероучения. Это вновь было поручено сделать Зейду, в помощь которому было выделено несколько писцов. При содействии властей были собраны все сохранившиеся фрагменты и рукописи. После того как канонический текст был составлен, все использованные источники были уничтожены. Новый свод Корана был составлен в 651 г. и переписан в четырех экземплярах, из которых один остался в Медине, а остальные были отправлены в крупные центры — Куфу, Басру и Дамаск. Коран написан на арабском языке; мусульмане считают, что сам арабский язык появился по воле Аллаха, а Коран — книга несотворенная, существующая предвечно, как сам Аллах.

Текст Корана состоит из 114 фрагментов (сур). Первая сура «Фа- тиха» (открывающая), представляющая собой небольшую молитву, часто повторяемую правоверными, состоит из 7 стихов. Остальные 113 сур расположены в порядке убывающего объема, так что последние — наименьшие — состоят всего из нескольких строк, тогда как первые — это целые трактаты, разделенные на сотни небольших стихов -аятов. Вторая сура «Корова» состоит их 286 аятов.

В Коране отсутствует композиционное единство. Исследователи выделяют в нем два периода — мекканский и мединский. К первому относятся 90 сур, они, в свою очередь, делятся на три периода. Первый — поэтический, второй — рахманский или милосердный, третий — пророческий. В мекканский период пророческий путь Мухаммеда только начинается. Далеко не все его признают. Мединский период — это проповеди уже всеми признанного вождя, устами которого говорит сам Аллах. Здесь пророк формулирует четкие, точные правила поведения, даст оценку текущим историческим событиям.

Суры Корана весьма разнообразны по своему содержанию. Они включают в себя переложение библейских текстов, описание исторических событий, относящихся к периоду противостояния Мекки и Медины, мифологические сюжеты, размышления об устройстве мира и об отношении человека к нему, рассуждения о мусульманском праве.

27. Тенденции эволюции религии в современную эпоху.

28. Евангельские христиане-баптисты. Особенности веро­учения и культа.

Ева́нгельские христиа́не-бапти́сты — основная деноминация, придерживающаяся баптистского вероучения на территорииРоссии, Украины, Белоруссии, иных стран постсоветского пространства.

Православные, вступающие в члены баптистской общины, должна были предоставить подобное удостоверение для исключения их из православных метрических списков

Наименование «евангельские христиане-баптисты» исторически сложилось из названий двух родственных христианских направлений: баптистов, общины которых возникли в 60-х годах XIX века на юге России, и евангельских христиан, образовавшегося в 70-е годы XIX века на севере страны. Объединение данных течений состоялось в октябре 1944 года, когда в Москве был образован Всесоюзный совет евангельских христиан и баптистов (с 1945года — Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов).

История образования[править | править исходный текст]

Вильгельм Андреевич Фетлер (1883—1957). Основатель «Дома Евангелия» — самого большого молитвенного дома в России. Основатель журналов «Вера», «Гость». Организатор воскресных школ. Изгнан из России в 1915 году.

Василий Гурьевич Павлов (1854—1924). Председатель Союза баптистов с 1909 года. Редактор журнала «Баптист».

Основное развитие в Российской империиобщины евангельских христиан и баптистов получили во второй половине XIX века наКавказе, на востоке и юге Украины(Таврическая губерния) и в Петербурге.

На Украине средой для возникновения баптистских общин стало движение штундистов. Среди наиболее видных проповедников-штундистов, внёсших большой вклад в развитие баптизма, стали крестьяне Херсонской губернии Ф. Онищенко и И. Рябошапка.

В Закавказье зарождение баптистских церквей произошло в среде молоканства. Здесь первым активным проповедником нового учения стал житель г. Тифлиса молоканский пресвитерНикита Воронин. Также среди молокан и при непосредственном участии миссионеров с Кавказа были основаны первые баптистские общины в Таврической губернии[1].

Одна из жертв «борьбы с религией». Мария Яковлевна Янц (1895 г.р.). Арестована 23.06.1935 г. Осуждена на 3 года ссылки. 11.07.1938 г. тройкой НКВД приговорена к расстрелу. Круглыми сиротами остались четверо детей.

Николай Васильевич Одинцов (1870—1939). С 1925 г. — редактор журнала «Баптист». С 1926 г. — председатель Союза баптистов. В 1933 г. арестован. Умер в заключении.

Если на Украине и в Закавказье первые общины формировались из крестьян, ремесленников,купцов, то в «Северной столице» инициатором движения евангельских христиан стала высшая петербургская знать. Отставной гвардейский полковник, аристократ В. А. Пашков, графы М. М. Корф. А. П. Бобринский, княгини Е. И. Черткова, Н. Ф. Ливен, В. Ф. Гагаринаустраивали публичные духовные собрания спроповедью Евангелия в столичных особняках и в своих родовых имениях. Впоследствии последователи основанного ими направления получили наименование пашковцев.

30 апреля — 1 мая 1884 года в с. Нововасильевка Таврической губернии на съезде баптистов 12 южных губерний основано первое объединение баптистов России — Союз русских баптистов Южной России и Кавказа, председателем которого стал выходец из меннонитов И. Вилер. Через два года его преемником на этом посту стал бывший молоканин Д. Мазаев[2].

Деятельность петербургского центра евангельского движения тесно связана с именем Ивана Степановича Проханова — выходца из молоканской семьи, в 1888 году присоединившегося к пашковцам. В 1908 году он возглавил Союз евангельских христиан России, объединивший христианские общины, исповедовавшие баптистское вероучение, но не входившие в Союз баптистов (преимущественно, в северных губерниях страны)[3].

Активная миссионерская деятельность, а также политика царского правительства по высылке сторонников баптизма, привела к быстрому распространению баптистских общин за пределы центров зарождения движения. Так, в 1896 году переселенцами с Кавказа основана первая община баптистов в Западной Сибири, а уже в 1907 году образуется Сибирский отдел Всероссийского союза баптистов с центром в Омске.[4]

В 1905—1906 годы в России были приняты законодательные акты, провозглашавшие веротерпимость, что смягчило положение баптистов и евангельских христиан, однако в годы Первой мировой войны преследования со стороны государственной власти возобновились и прекратились только с победой Февральской революции 1917 года.

Если на первоначальном этапе существования советской власти евангельские и баптистские общины пользовались относительной свободой деятельности, в частности, имели возможность проведения богослужебных собраний, издания и даже приобретения за рубежом духовной литературы и т. п., то уже ко второй половине 1920-х годов положение указанных деноминаций начало осложняться.

Официально поворот в политике был закреплён постановлением ВЦИК, СНК СССР от 8 апреля 1929 г. «О религиозных объединениях», давшим правовое основание для резкого ограничения прав верующих на исповедание религии. В последовавшим за этим периодом репрессий уголовному преследованию подверглись практически все значимые фигуры объединений евангельских христиан и баптистов, а также значительное число служителей отдельных общин и просто активных верующих. По имеющимся подсчётам, около 22 тысяч осуждённых членов обоих движений из лагерей не вернулись. Практически все здания молитвенных домов, за исключением одного в Москве и одного в Новосибирске, были закрыты, что вынуждало верующих организовывать богослужебные собрания нелегально и давало властям новые поводы к репрессиям[5].

Следствием проведения указанной политики стал формальный роспуск в 1935 году Союза баптистов и фактическое прекращение существования в тот же период Союза евангельских христиан.

Вновь изменился подход советского государства к отношениям с религиозными объединениями в годы Великой Отечественной войны, когда интенсивность репрессивной политики по отношению к церковным служителям снизилась, и ряд руководителей союзов евангельских христиан и баптистов был освобождён из мест заключения.

В октябре 1944 года на совещании представителей обеих деноминаций было принято решение об объединении, урегулировании спорных вопросов и формировании Всесоюзного совета евангельских христиан и баптистов (с 1945 года — Всесоюзный совет евангельских христиан-баптистов), который получил официально признание со стороны Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР.

Позднее к ВСЕХБ присоединилась часть общин других действовавших в СССР христианских конфессий, включая пятидесятников ибратских меннонитов.

Развитие движения в послевоенный период[править | править исходный текст]

Богослужение Владивостокской церкви евангельских христиан-баптистов на развалинах Дома молитвы, снесенного городскими властями в 1959 году.

После Великой Отечественной войны в СССР имелось около 5 тысяч общин, как евангельских христиан, так и баптистских. Из них в 1945—1948 гг. официальную регистрацию получили лишь 1696, что ставило прочие церкви в положение действующих нелегально[6]. Ещё более осложнилось положение церквей евангельских христиан-баптистов в период Хрущёвской антирелигиозной кампании. В общинах росло недовольство позицией ВСЕХБ, который, согласно мнению ряда служителей и активных верующих, пренебрегал своей обязанностью по защите права евангельских христиан-баптистов на свободу вероисповедания, проявляя чрезмерный конформизм в отношениях с государством.

В ноябре 1965 года группой пресвитеров, выразивших недоверие ВСЕХБ в связи с принятием последним решений, существенно ограничивавших миссионерскую активность церковных общин и расширявших возможности для государственного вмешательства во внутренние дела церквей, был создан независимый координирующий орган Совет церквей евангельских христиан-баптистов, ставший центром второго по величине баптистского объединения в стране. Данная структура не была признана государством, её деятельность рассматривалась советскими органами власти, как незаконная[2].

В последующий период баптисты продолжали подвергаться репрессиям, причём наиболее жёсткие меры применялись к сторонникамСЦ ЕХБ. Многие лидеры и церковные активисты были приговорены к наказаниям в виде лишения свободы[7]. Практиковались и такие формы давления, как принудительное помещение в психиатрические стационары, а также незаконное лишение родительских прав[8].

Тем не менее, несмотря на противодействие миссионерской деятельности и религиозному воспитанию, движение продолжало пополнять свою численность, как за счёт новообращённых, так и за счёт детей верующих родителей (в баптистских семьях широко распространена многодетность). Согласно данным Всемирного баптистского альянса, в 1975 г. в СССР насчитывалось 535 тысяч баптистов (включая посещающих богослужения детей)[9].

Некоторые семьи евангельских христиан-баптистов, спасаясь от религиозных преследований при Советской власти, были вынуждены эмигрировать, преимущественно в США и Канаду, где ими основаны объединения церквей в эмиграции (Тихоокеанское объединение евангельских христиан-баптистов США и др.), богослужение в которых проводится на русском языке. Часть таких общин входит в МСЦ ЕХБ.

Современность[править | править исходный текст]

После распада Союза ССР, ВСЕХБ прекратил свое существование, во вновь созданных независимых государствах были образованы собственные евангельско-баптистские союзы. В качестве органа, координирующего деятельность объединений ЕХБ стран СНГ, с 1992 года действует Евро-Азиатская федерация союзов евангельских христиан-баптистов (ЕАФ ЕХБ) [10].

Евангельские христиане-баптисты (ЕХБ) — вторая по численности после православия христианская конфессия в России[11]. Крупнейшее религиозное объединение евангельских христиан-баптистов России — Российский союз евангельских христиан-баптистов. Наряду с ним продолжают действовать общины Международного союза церквей евангельских христиан-баптистов(бывший СЦЕХБ), ряд небольших объединений и автономных церквей, не входящих в какие-либо сообщества. Сотрудничество между РСЕХБ и другими действующими в стране христианскими объединениями, придерживающимися баптистского вероучения, осуществляется через Общественный совет евангельских христиан-баптистов.

Статистика[править | править исходный текст]

В ходе 52-го съезда была обнародована статистика численности входящих в ЕАФ ЕХБ национальных союзов церквей[12].

государство церквей + групп человек
Украина 2 876 134 757
Россия 1 810 75 160
Молдавия   22 000
Белоруссия 259 + 53 13 093
Казахстан 279 + 263 10 053
Киргизия   3 000
Узбекистан 29 + 31 2 735
Туркмения    
Таджикистан    
Грузия   5 085
Армения   4 180
Азербайджан   3 000

В указанную статистику не входят данные по численному составу МСЦ ЕХБ, автономных церквей и объединений церквей ЕХБ в эмиграции.





Дата публикования: 2015-01-15; Прочитано: 549 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.027 с)...