Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет № 28



1) Фараон книги Исход. Моисей стоял во главе народа Божия в период исхода израильтян из Египта и в продолжение всего странствования по пустыне. Своим име­нем Моисей обязан дочери египетского фараона, которая вынула его из реки (Исх. 2, 5-10). Одни исследователи связывают имя Моисея с древ­неегипетским глаголом mes, что означает «вынимать», другие — со сло­вом mes, которое встречается в именах египетских фараонов (Thot-mes, Ah-mes, Ra-mes, или Rameses, или Рамзес и т. д.). После множества предложенных толкований этого слова общепринятым стало объясне­ние, принадлежащее археологу У. Олбрайту: имя Моисей — чисто еги­петское и происходит от древнеегипетского Mase Один из фактов, имеющих отношение к вопросу о притеснениях Из­раиля в Египте, который некоторые исследователи склонны подвергать сомнению, — использование израильтянами соломы для производства кирпича. В Священном Писании говорится, что фараон, с целью при­теснить израильтян, приказал не снабжать их соломой, как это было прежде, но повелел, чтобы они сами занялись сбором соломы. Таким об­разом, израильтяне были вынуждены обходить египетские поля в поис­ках жнива (которое остается после уборки хлеба) вместо соломы, кото­рую они использовали при производстве кирпича, причем ежедневная норма его выработки осталась прежней (Исх. 5, 7-13).

Некоторые склонны сомневаться в достоверности этого свидетельст­ва, полагая, что в ту эпоху солома крайне редко использовалась для изготовления кирпичей и что нильский ил обладает достаточной вязко­стью и нет необходимости прибегать к использованию каких бы то ни было дополнительных материалов для придания кирпичу прочности. Археологические находки позво­лили прояснить и эту проблему: в одном древнеегипетском тексте — папирусе Анастаси — излагается жалоба некоего сановника, которо­му поручили построить здания в приграничном регионе Египта (ве­роятно, в зоне современного Суэц­кого канала). Египтянин жалуется на то, что не может приступить к работе ввиду, как он выражается, «отсутствия необходимого мате­риала. Нет людей, чтобы изготов­лять кирпичи, и нет соломы в этой провинции». Древний папирус с очевидностью доказывает, что этот управляющий строительством был не в состоянии осуществлять рабо­ты из-за отсутствия необходимой

ДЛЯ изготовления кирпичей СОЛОМЫ Археолог Дж. П. Фри утверждает, что наличие соломы в стенной кирпичной кладке древнеегипетских храмов доказано. То же самое констатирует и египтолог Джон Уилсон из Чикагского университета. Кроме того, американский химик Эдвард Г. Ачесон на основании прове­денных опытов и наблюдений пришел к заключению, что ил перераба­тывается лучше, если в него добавить определенное количество органи­ческих веществ. Поэтому значение того факта, что в Египте были найдены несколько кирпичей, не содержащих соломы, неоправданно преувеличено теми исследователями, которые оспаривают достовер­ность исторических свидетельств Ветхого Завета. Как считает Фри, это говорит лишь о том, что использовалась настолько незначительная часть соломы, что ее невозможно было выявить; либо, продолжает он, при изготовлении этих кирпичей брали воду, настоянную в течение не­скольких часов на соломе, или же для изготовления кирпичей действи­тельно не была использована солома, что, однако, стоило производите­лям этих кирпичей больших затрат труда и времени. Так или иначе, но Священное Писание оказывается точным и в данном случае.

Но кто же из египетских фараонов угнетал израильтян и кто был фараоном времени исхода Израиля из Египта? В тексте Ветхого Завета не упоминаются их имена. По этому поводу существует множество са­мых разных мнений, равным образом как и в связи с вопросом о времени исхода. Если согласиться с датой падения Иерихона около 1400 г. до Р. X., то тогда египетским фараоном-притеснителем следует считать Тутмоса III, который управлял Древним Египтом в течение 54 лет (1501-1447 гг. или 1482-1428 гг. до Р. X.), был одним из самых могуще­ственных правителей (а возможно, и самым могущественным) в истории Древнего Египта и был прозван впоследствии «Наполеоном Древнего Египта». Если же в качестве фараона-угнетателя признать Тутмоса III, то тогда фараоном во времена исхода был Аменофис II (1447-1420 гг. или 1428-1401 гг. до Р. X.). Сторонники другой точки зрения полагают, что фараоном-угнетателем был Рамзес II (1292-1225 гг. до Р. X.), а фа­раоном исхода был его наследник Мернефта (Мернепта, или Мернептах, 1225-1215 гг. или 1234-1225 гг. до Р. X.).

К сожалению, наши знания относительно этого вопроса, несмотря на все достижения археологической науки, являются пока недостаточны­ми. Поэтому мы можем пока определить время исхода лишь приблизи­тельно, как, впрочем, и имена фараонов, один из которых притеснял из­раильтян, а другой управлял страной во времена их исхода. В конце 1995 г. появилось сообщение о том, что неподалеку от Луксора был найден ряд захоронений членов семьи Рамзеса II. Это открытие, которое археологи считают одним из самых значительных в XX в., по-новому освещает шестидесятисемилетнее правление (1279-1213/1212 гг. до Р. X.) великого фараона Рамзеса II, умершего в возрас­те девяноста двух лет. Найденная гробница включает 67 помещений, в которых захоронены 50 из 52 сыновей Рамзеса II, и является самой большой гробницей из всех обнаруженных когда-либо на территории Египта. Этот археологический памятник уникален по величине и цен­ности. Хотя это и не царское захоронение, каждое из погребальных по­мещений занимает площадь до 80 кв. м. В прошлом только в гробнице фараона Сети I, отца Рамзеса II, было найдено помещение подобных размеров. Археологи питают надежду, что исследование археологиче­ских находок некрополя поможет ответить на вопрос, кто был фарао­ном во времена исхода. Французский археолог Пьер Кортэжьяни, со­трудник Французского института восточной археологии в Каире, проявляет большую сдержанность в отношении тайн, которые раскры­вает гробница сыновей Рамзеса II. Он заявил: «Вероятность того, что могут быть обнаружены свидетельства о Моисее, существует, посколь­ку никому еще до конца не довелось разгадать всего, что скрывается в египетской пустыне». Итак, нам следует еще подождать.

2) Период Царей (Давид и Соломон). Золотой век. Величайшим и замечательнейшим периодом истории Израиля было время до и после 1000 года до Р.Х. Именно в этот период жили Саул, Давид и Соломон, создавшие израильское государство, ко­торое стремительно обрело немалую силу и значимость.

Существует немало археологических свидетельств, говорящих о принятии «нового курса» и процветании государства в этот период. После падения Силома около 1050 года Израиль оказался в очень бедственном положении, когда гарнизоны филистимлян закрепились в горной части страны (см., к примеру, 1 Цар. 10:5; 13:3), а евреи стали служить в филистимской армии (1 Цар. 14:21). Вели­чайшая заслуга Саула состояла в том, что он смог изгнать филистимлян с гор. Давид же настолько ослабил их позиции и уменьшил их владения, что они уже никогда не рассматривались израильтяна­ми в качестве серьезного врага. Превосходная керамика филистимлян с ее грациозными лебедями и изящными формами уже не изготавливалась. Материальная культура долин стала все больше похо­дить на культуру гор, что указывало на смещение центра политической и экономической жизни.

Мы можем составить определенное представление о жизни израильского земледельца в этот период по небольшой дощечке из мягкого известняка, найденной среди руин Газера в 1908 году. Ве­роятно, она использовалась для упражнений неким школьником, жившим в правление царя Соломона в X веке, — на дощечке видны следы повторявшегося несколько раз соскабливания старых письмен. Последний текст остался цел. В нем ритмически перечисляются сельскохозяйственные сезоны, что, возможно, должно служить целям их запоминания. Согласно древнееврейскому календарю год начи­нался в середине сентября. Первые два месяца (сентябрь—ноябрь) уходили на сбор урожая маслин; следующие два (ноябрь—январь) на посев зерновых; следующие два (январь—март) на посадку поздних культур. Лен собирался в марте—апреле; ячмень — в апреле—мае; пшеница — в мае— июне. Два месяца июнь—август, согласно календарю, были посвящены подрезке виноградников, хотя мы также знаем о том, что в это же время земледельцы занимались молотьбой. В последний месяц (август—сентябрь) земледельцы занимались сбором летних плодов: фиг, винограда и гранатов.

Правление Саула (около 1020-1000 г. до Р.Х.). Единственные прямые археологические свидетельства о времени правления Саула были обнаружены в ходе раскопок его столицы в Гиве (англ. Gibeah или Gibeah of Saul), развалины которой на­ходятся на месте нынешнего холма Тель эль-Фул (Tell el-Ful).

Этот холм располагается на высоте 800 м над уровнем моря и в трех милях к северу от Иерусалима, у главной дороги на север, к Вефилю, Силому и Сихему (что соответствует описанию Гивы в Суд. 19:11-13).

Раскопки здесь производились впервые в 1868 году Ч. Уарреном (C. Warren) по инициативе Палестинского исследовательского фонда (The Palestine Exploration Fund). Самые важные раскопки проводились в 1922-23 и в 1933 годах У. Ф. Олбрайтом (W. F. Albright), представителя Амери­канской школы ближневосточных исследований (The American School of Oriental Research). Были об­наружены 5 период заселения этого места, от XII века до Р. Х. до времен римского владычества.

Маленькое поселение существовало здесь в течение XII века, но было разрушено, вероятно, в результате междоусобицы (ср. Суд. 20). В конце XI века до Р. Х. здесь была построена крепость пря­моугольной формы 35 на 53 м. Крепость была окружена двойной стеной-казематом, сложенной из грубо отесанных камней, пространство между которыми заполнялось мелкими камнями и осколками; по углам стояли 4 мощные башни. Некоторые комнаты в каземате использовались как хранилища. У. Ф. Олбрайт считал, что крепость была построена Саулом, но другие ученые предполагают, что она была построена филистямлянами и потом завоевана Саулом.

Крепость-дворец имела не менее двух этажей. Семья Саула жила на втором этаже. Находки, сделанные в крепости, свидетельствуют о простоте жизни ее обитателей. Здесь были обнаружены два наиболее характерных для того времени вида оружия — бронзовые наконечники стрел и камни для пращи. Были найдены также разнообразные глиняные сосуды, включая кухонную посуду (большое количество грубых закопченных горшков для готовки пищи, небольших мисок и тарелок); интересно, что вся керамика исключительно функциональна и лишена украшений. Самыми изящными изделия­ми были небольшие черные полированные кувшины для благовоний и масла и кувшины розового или желтовато-коричневого цвета, которые в ряде случаев украшались круговыми полосками красно­го или коричневого цвета. Был найден также железный плуг, что говорит об обработке земли в окрестностях крепости.

Несмотря мощь, крепость была уничтожена при жизни Саула — вероятно, перед битвой при Михмасе (1 Цар. 13-14). Вскоре она была восстановлена, хотя стены были уже не так массивны и ак­куратны. После окончательного поражения и смерти Саула (1 Цар. 31) крепость была разрушена вновь. В VIII - VII вв. до Р. Х. здесь был построен небольшой, хорошо укрепленный форт для охраны дороги.

Давид (около 1000-961 гг. до Р.Х.). Царствование Давида ознаменовалось взятием Иерусалима, который, в силу крайне выгодно­го географического расположения, неизбежно должен был стать столицей давидова царства и стал ею. «Контроль над Иерусалимом, — писала К. Кеньон, — означал фактически контроль над всей Па­лестиной, поскольку он расположен на центральной гряде, являющейся единственным путем с севера на юг... Без обладания Иерусалимом единство было невозможно».

К сожалению, находок времен Давида мало даже в Иерусалиме, где имеются какие-то облом­ки, фрагменты, которые с некоторой долей вероятности можно отнести к началу X в. до Р. Х. Вместе с тем немалый интерес представляет Шахта Уоррена (Warren's Shaft), которая, возможно была ис­пользована Давидом для захвата города.

Она была названа так в честь Чарльза Уоррена (C. Warren), открывшего ее в 1867 г., была ча­стью подземной водной системы, питавшей Иерусалим из-за пределов его стен из источника Гихон. Первоначально это был водный источник, появившийся в разломах скал; к 1 000 г. до Р. Х., возмож­но, иевуссеи расширили шахту, чтобы использовать источник; после 1 000 г. до Р. Х. израильтяне еще больше расширили шахту и ее пещеры. В 701 г. до Р. Х. Езекия прорубил новый полукилометро­вый (1750 футов) туннель, чтобы обеспечить Иерусалим водой из источника Гион (Gihon) во время ассирийской осады. Шахта была обнаружена в 1837 г., а в 1867 году ее обследовал Ч. Уоррен. В 1880 году дети обнаружили надписи на стенах туннеля Езекии, в результате чего последовали раскопки Х. Винсента. В новейшее время в шахте и туннеле вел раскопки Й. Шило (в 1978-1982 годах).

В синодальном переводе в 2 Цар. 5:6-8 читаем о событии взятия Иерусалима Давидом: «И пошел царь и люди его на Иерусалим против Иевусеев, жителей той страны; но они говорили Давиду: «ты не войдешь сюда; тебя отгонят слепые и хромые», — это значило: «не войдет сюда Давид». Но Давид взял крепость Сион: это — город Давидов. И сказал Давид в тот день: всякий, убивая Иевусе­ев, пусть поражает копьем и хромых и слепых, ненавидящих душу Давида» (2 Цар. 5:6-8). Однако еврейский текст начала 8-го стиха имеет несколько другой смысл: «и сказал Давид в тот день: вся­кий, чтобы поразить иевуссеев, "has? uri [вейигга бациннор], здесь иг [йигга] — форма глагола газ, означающего либо «прикасаться, поражать», либо «приближаться, проходить», а "has [циннор] бук­вально означает «труба, трубопровод, акведук». Значит, «сказал Давид в тот день: всякий, чтобы поразить иевуссеев, поднимайся по шахте, чтобы поразить хромых и слепых, ненавидящих душу Дави­да». Шахтой и была, видимо, шахта Уоррена. Это соответствие настолько очевидно, что указанный мной перевод уже вошел в переводы на английском языке начиная с середины XX века (Revised Standart Version, 1952; New Revised Standart Version, 1989 и др.).

Время Соломона (961-922 гг. до Р.Х.). Начинается эра строительства многоэтажного городского общества, восприимчивого к внеш­ним контактам во многих областях жизни — культурной, архитектурной, политической, экономиче­ской, религиозной и т.п.: "Впервые после среднего бронзового века можно говорить об ощутимом числе подлинных городов".

В Библии говорится, что Соломон построил "храм Господень и дом свой, и Милло, и стену Иерусалимскую, Гацор, и Мегиддо, и Гезер" (3 Цар. 9, 15; ср. 3 Цар. 9, 24; 11, 27). Однако "эти крат­кие утверждения не дают точного представления о сути и размерах перечисленных объектов", да и археологические свидетельства "далеко не полны". И все же археология располагает материалом, не­сравненно большим по сравнению с временами правления предшественников Соломона.

Храм Соломона. В Ветхом Завете говорится о том, что Соломон, которому предстоя­ло построить храм Божий, был очень богат. Его несметные сокровища объясняются тем, что он получал огромную дань. Так, одного только зо­лота, поступавшего в его казну, было 666 талантов (20 000-30 000 кг, что приблизительно равняется 87 812 000 французских франков или двадцати миллионам долларов). И это без учета того, что он получал с подвластных ему лиц, т.е. купцов, подчиненных ему царей (за предела­ми его государства) и наместников разных областей (3 Цар. 10, 14-15). Файфер подсчитал, что Соломон получал только золота более чем на 25 миллионов долларов. Нас не должно удивлять столь большое коли­чество золота. Тогда его было намного легче найти, чем в наше время. Вавилонский царь писал египетскому фараону Аменхотепу III (ок. 1375 г. до Р. X.): «Брат, золото в твоей стране словно пыль». Гроб фарао­на Тутанхамона был целиком изготовлен из чистого золота. Кроме того, ассирийские цари говорят о том, что они полностью покрывали стены храмов золотом и серебром.

Соломон построил на горе Мориа (или Амориа) в Иерусалиме вели­чественный храм и свой дворец. Сооружение храма, размеры которого были 27,4 х 9,1 х 13,72 м, заняло семь лет, между тем как на строительст­во дворца размером 45,72 х 22,86 х 13,72 м было затрачено тринадцать лет. На горе Сион не было обнаружено следов храма Соломона. Случилось так, что развалины храма и построенного рядом с ним дворца были, по-видимому, погребены и сокрыты под мечетью Харам-эш-Шериф (мечеть Омара), сооруженной в 691 г. по Р. X. Она является мусульманской святыней и поэтому недоступна для исследований археологов. Таким образом, мы не располагаем данными, полученны­ми в результате раскопок самого храма. Единственно, что от него оста­лось, — это священный камень, фундамент, на котором располагался жертвенник для всесожжении, а по мнению некоторых ученых, и само святое святых. Сегодня священный камень — это своего рода сердце мусульманского храма, он скрыт под так называемым Куполом Скалы (Куббатас - Сахра).

Сведения об этом величественном храме мы черпаем только из Вет­хого Завета. Имеются также косвенные данные, засвидетельствованные археологическими находками. Так, сведения, содержащиеся в 3-й книге Царств (гл. 6) и 2-й книге Паралипоменон (гл. 2) (автор 6-й гл. Третьей книги Царств отличается большей точностью, т.к. жил ближе к рассмат­риваемым событиям), и исследование современных храму Соломона восточных языческих храмов (как, например, храмы в Телль-Тайнате на сирийском побережье, в Самале в северо-западной Сирии и в Хамафе (Хамате) в центральной Сирии) дают нам достаточное представление о храме Соломона. Храм в Тайнате особенно схож с намного превосхо­дившим его по размерам храмом Иерусалима.

Перед нами не стоит задача дать детальное описание храма. Да это и невозможно, так как у нас нет археологических данных и мы распола­гаем только свидетельствами, предоставляемыми Ветхим Заветом. Мы лишь учитываем некоторые характерные археологические находки, ука­зывающие на истинность написанного в богодухновенном тексте. Наи­более важным обстоятельством является то, что находки подтверждают факт использования Соломоном финикийских мастеров и проектиров­щиков из Тира и Библа, о чем свидетельствует и Ветхий Завет. При по­стройке храма Соломон пользовался услугами архитектора Хирама (тезки тирского царя Хирама). Его отец был финикийцем из Тира, а мать — еврейкой из колена Данова (2 Пар. 2, 13-14). Многие архитек­турные и декоративные элементы храма Соломона соответствуют де­талям сходных сооружений в Сирии и Финикии. В частности, планы храмов в Тайнате (IX в. до Р. X.) и в Асоре (конец медного века) совпа­дают с планом храма Соломона. Рельефы в виде херувимов и пальмовыхдеревьев, выполненные из слоно­вой кости финикийскими масте­рами, встречаются на всем Ближ­нем Востоке.

Кроме того, в шестой главе Третьей книги Царств особо гово­рится о древесине, используемой при строительстве. Это был, глав­ным образом, кедр, его прислал Соломону тирский царь Хирам (3 Цар. 5, 10). Эта древесина при­менялась прежде всего при по­стройке храма Божия (3 Цар. 6,9-10). Его стены были облицованы кедром, а пол покрыт кипарисо­вым деревом. Узоры на стенах и т.д. были выполнены в виде золо­тых декоративных рельефов. То же самое финикийское влияние имело место при изготовлении медной утвари, так что и столярные работы, и работы по обработке металлов проводились в храме под влиянием об­разцов финикийского искусства. Таким образом, подтверждается написанное в Ветхом Завете, а именно то, что Соломон в самом деле пользо­вался услугами финикийцев.

Что касается архитектуры храма, археология освещает этот вопрос достаточно подробно. Две части храма, святое и святое святых, постро­енные по аналогии со скинией свидения, которая сопровождала изра­ильтян в пустыне, можно сопоставить некоторым образом с другими священными сооружениями Ближнего Востока. Центром и основой су­ществования храма являлся давир, т.е. святилище. Оно было темным и недоступным для простых смертных. В давире языческих храмов нахо­дилось изображение бога или богини. В давире, или святом святых хра­ма Соломона, располагался ковчег завета.

Кроме того, две высокие не несущие колонны Иахин и Воаз (3 Цар. 7, 21), произведения литейного искусства, увенчанные капителями с изображениями плодов граната (элемент, имеющий символическое зна­чение) и находившиеся справа и слева от входа в преддверие храма, имеют аналоги в восточных храмах, упоминаемых еще Геродотом (Ге-род. II, 44). Таким образом, Соломон твердо придерживался образца скинии свидения, но в некоторых деталях, придававших храму боль­шую завершенность, он достаточно свободно следовал образцам совре­менных ему восточных храмов.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 138 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...