Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет № 26. 1) Иосиф и израильтяне в Египте



1) Иосиф и израильтяне в Египте. Широко известна история об Иосифе, которого братья, побуждае­мые завистью, продали купцам — измаильтянам и мадианитянам. Те увели его в Египет и продали там Пентефрию (Потифару), начальнику телохранителей фараона (Быт. 37, 28-36). Далее в книге Бытия рассказывается о том, что Иосиф снискал благосклонность египетского фараона, был наделен огромной властью в Египте, а когда разразился голод, переселил отца со всем семейством в страну Нила. Археологические находки пролили свет и на эти события.

Сегодня нам многое известно в подробностях об истории и культуре древних египтян, об уровне их образования и законах наследования правителей Египта. С достаточной точностью известна и хронология событий древнеегипетской истории. От одних царей дошли до нас исто­рические сведения, от других — только имя, от третьих — мумии, храня­щиеся в Каирском или в каком-либо другом музее мира. Одно из лучше всего сохранившихся захоронений фараонов — гробница Тутанхамона, жившего в близкую ко временам Моисея эпоху и правившего всего три года, было открыто археологом Говардом Картером.

С большой степенью вероятности можно утверждать, что египетский фараон, благоволивший Иосифу, принадлежал к династии гиксосов. Историки насчитывают около тридцати или более династий египетских фараонов, правивших в период с 3000 г. до Р. X. и вплоть до возникновения Римской империи. Весьма вероятно, что во времена пат­риархов в Египте у власти находилась 12-я династия, правление кото­рой завершилось к 1786 г. до Р. X. За ней последовали правители 13-й и 14-й династий, избравшие своей резиденцией Фивы (Нижний Египет). Незадолго до конца правления 13-й династии в Северный Египет вторг­ся народ, который позднейшие историки назвали гиксосами. Гиксосы господствовали в стране Нила около 150 лет (1720-1580/70 гг. или 1750-1600/ 1550 гг. до Р. X.) и основали в Египте 15-ю и 16-ю династии. В это же время в Фивах продолжали оставаться египетские правители, однако они подчинялись власти гиксосов. Столицей гиксосов был город Аварис (позднее названный Пер-Рамсес), расположенный в дельте Ни­ла. В конце концов, египетские правители восстали против господства гиксосов и снова стали хозяевами своей страны. Несмотря на то что нам в подробностях известна история Древнего Египта, тем не менее до­шедшие до нас египетские доку­менты не предоставляют никаких свидетельств о жизни и пребыва­нии Иосифа на территории Егип­та. Египтологи пока не обнаружи­ли ни археологических памятни­ков, ни письменных источников той эпохи. История страны Нила в период с 1750 г. и вплоть до 1550 г. до Р. X. окутана мраком. Что же произошло?

Археологическая наука владе­ет сегодня многочисленными дан­ными, подтверждающими, что около 1700 г. до Р. X. (или не­сколько ранее) Древний Египет за­хлестнула волна нашествий. Часть племен проникла в эти земли мир­ным путем, в то время как другая, напротив, вторглась в Египет на боевых колесницах в период прав­ления бессильной 13-й династии. Вновь пришедшие поселенцы яви­лись из Палестины и поселились здесь, пролив в Египте море крови и произведя невиданные доселе разрушения. Сперва они захвати­ли область дельты Нила, а затем распространили свое господство на всю страну. Непокоренный до того Нильский колосс превратил­ся в их раба! Происхождение этих завоевателей неизвестно, однако мы знаем, что большая часть их принадлежала к семитским племе­нам, населявшим Ханаан и Сирию. Имена, выгравированные на аму­летах в виде священных жуков скарабеев, дошедших от периода правления гиксосов, по большей части являются семитскими.

Мы столь подробно остановились на рассмотрении периода правле­ния гиксосов в связи с тем, что в заключительных главах богодухновенной книги Бытия повествуется о том, что семья патриарха Иакова посе­лилась в Египте с одобрения фараона. И лишь впоследствии, когда в Египте правил другой фараон, который не знал Иосифа (Исх. 1, 8), на­чались страдания израильтян. Египтологи пришли к выводу, что фара­он, сделавший Иосифа вторым после себя человеком в стране, происхо­дил из династии гиксосов, правивших в рассматриваемый нами период. В книге Бытия говорится, что всякий пастух овечьего стада являлся «мерзостью» (то есть считался презренной и отвратительной лично­стью) для египтян (Быт. 43, 32; 46, 34), а между тем Иосиф, его отец и братья, являясь пастухами, были благосклонно приняты египетским фараоном. По мнению египтологов, это обстоятельство служит под­тверждением того, что поселение Иакова в Египте падает на период правления семитов-гиксосов, чье наименование в переводе означает «цари-пастухи», поскольку, как передает Иосиф Флавий, «гик» означа­ет царь, а «сое» — пастух. Для семитов-гиксосов было естественным, отмечают египтологи, оказывать предпочтение соплеменникам при на­значении на высшие должности.

Но, поскольку мы лишены достоверных свидетельств об Иосифе, спрашивается, каким образом археологические данные могут быть со­гласованы с письменными свидетельствами книги Бытия?

Правление династии гиксосов — «чужеземных царей», как их назы­вали сами египтяне, надолго осталось в памяти народа Египта. И не только из-за того, что те прошли с огнем и мечом по Египту, но еще и потому, что семиты-гиксосы возводили чужеземцев (своих соплемен­ников) на высшие должности в управлении Египтом и подвергали гнету коренное население. Память о материальной и культурной катастрофе, постигшей страну Нила, и о притеснениях населявшего ее народа на­долго осталась в сознании египтян, как свидетельствует о том яркое описание тех событий египетским историком Манефоном. По причине того, что этот период в истории страны был тяжелым, едва только егип­тяне освободились от владычества династии гиксосов, они стали систематически уничтожать все следы, указывавшие на пребывание «чуже­земных царей» на их земле. Особые усилия по искоренению следов пребывания гиксосов в Египте приложили фараоны 18-й династии — касалось ли это письменных источников, построек или каких-либо дру­гих памятников культуры. Именно это, по мнению египтологов, и при­вело к отсутствию прямых свидетельств, подтверждающих факт пребы­вания Иосифа и израильтян в Египте.

Однако несмотря на суровое обращение гиксосов с египтянами, они тем не менее привнесли в Египет некоторые полезные новшества. В ка­честве правителей одного из обширнейших государств, которое прости­ралось от границ Северной Сирии до границ Нижнего Египта, гиксосы поддерживали торговые отношения со всеми странами Ближнего Вос­тока. Общепризнанным сегодня стало то, что благодаря гиксосам в Египте появились лошади, боевые колесницы, новые типы сабель и ме­чей, мощные азиатские луки, они познакомили египтян с новыми типа­ми крепостных сооружений; особенно впечатляющими были укрепле­ния, за которыми укрывались боевые колесницы.

Как уже отмечалось, непосредственные свидетельства о появлении и пребывании Иосифа и его семьи в Египте отсутствуют. Но наличие мно­жества косвенных доказательств и веских аргументов все-таки подтвер­ждает историческую достоверность событий, изложенных в 40-50-й главах книги Бытия, а также того обстоятельства, что Иосиф действи­тельно около 1700 г. до Р.Х. пользовался почетом и уважением в Египте.

Мы уже говорили, что гиксосы были семитами. Однако семитами были и дети Иакова, вследствие чего они пользовались благосклоннос­тью со стороны гиксосов в Египте. Особых сомнений не вызывает и то, что малочисленный род Иакова со временем разросся и в период прав­ления династии гиксосов превратился в народ Израиля. К подобному заключению можно прийти и на основании повествования книги Бы­тия. В Ветхом Завете говорится, что израильтяне оставались в Египте на протяжении четырехсот лет. Если согласиться с тем, что исход из­раильтян из Египта произошел немногим позже 1300 г. до Р. X. (под­робнее этот вопрос мы намерены рассмотреть в дальнейшем), и приба­вить к этой дате 400 лет, то получим дату 1700 г. до Р. X., то есть период правления в Египте гиксосов. Появление Иосифа в Египте, а также Иакова и его семьи приходится, таким образом, на период правления в Египте семитов-гиксосов. Иосиф — далеко не единственный азиатский семит, проданный в Египет около 1700 г. до Р. X. (Быт. 37, 36; 39,1). Один из древних папирусов, хранящийся в Бруклинском музее, содержит список 79 рабов не­коего влиятельного египетского вельможи, из которых 40 происходили из Азии и имели семитские имена. Из древнеегипетских документов известно также, что рабов из Сирии египтяне покупали по высоким це­нам. Слово канаму, или хананей, было синонимичным слову раб в древ­неегипетских документах.

В книге Бытия приводятся различные должности и титулы, широ­ко распространенные в Древнем Египте. Например, звания главный ви­ночерпий и главный хлебодар действительно встречались, согласно данным археологии, среди египетских царедворцев. Должность, кото­рую Пентефрий предоставил Иосифу, — он поставил его над домом сво­им, и все, что имел, отдал на руки его (Быт. 39, 4) - существовала в дей­ствительности и имела место в хозяйствах египетских вельмож во времена Иосифа.

Некоторые из исследователей оспаривают то обстоятельство, что у жены Пентефрия была возможность довольно часто общаться с Иоси­фом и провоцировать его на близость ежедневно (Быт. 39,10), посколь­ку помещения, занимаемые Иосифом в качестве главного управляющее то и смотрителя Пентефрия, располагались якобы на значительном отдалении от покоев самого Пентефрия и его жены. Однако археологи­ческие раскопки в Телль-эль-Амарне (Центральный Египет) явили све­ту многочисленные руины жилых построек, планировка которых ука­зывает на то, что хозяйственные помещения находились в задней части дома и, следовательно, чтобы пройти в них, надо было сначала миновать главную часть дома. Так было и в доме Пентефрия. Таким образом, Иосиф, исполняющий обязанности главного управляющего и смотри­теля, ежедневно проходил через весь дом, чтобы попасть в хозяйствен­ные помещения своего господина. Поэтому вполне естественным пред­ставляется то, что он ежедневно мог беседовать с женой Пентефрия, терпя ее настойчивые домогательства.

После известной истории, когда жена Пентефрия оклеветала Иосифа, он был заключен в темницу, как об этом говорится в книге Бы­тия (Быт. 39, 17). Многочисленные археологические исследования го­ворят о том, что в период пребывания Иосифа в Египте уже существо­вали большие тюрьмы. В какую из таких темниц был помещен Иосиф? Немецкий египтолог Эберс отождествляет место заточения Иосифа с крепостью в городе Мемфисе, носившей название «Белая Стена». В ев­рейском тексте Библии темница Иосифа обозначается словом sohar, что переводится буквально как «круглый дом». Вероятно, здесь имеется в виду круглая башня, которая использовалась в качестве государственной темницы. Тюремное помещение в Фивах (Нижний Египет), куда по приказу египетского фараона Тутмоса III (1501 — 1447 гг. или 1482— 1428 гг. до Р. X.) были помещены сирийские пленники, называлось suhan. Найт отмечает, что семитское sohar соответствует в египетском языке лексеме suhan. А. Яхуда приводит египетское слово, похожее на sohar и нередко встречающееся в многочисленных надписях. Этим сло­вом обозначалась крепость-тюрьма, расположенная неподалеку от гра­ницы с Палестиной. В ней содержались важные преступники, а также высокопоставленные лица, обвиненные в различных злоупотреблениях, взяточничестве и т.п. Яхуда допускает, что именно в этой крепости ско­рее всего и содержался Иосиф.

Не вызывает сомнения и существование должностей главного виночерпия и главного хлебодара, о которых говорится в Священном Писании, что они были заключены в тюрьму вместе с Иосифом (Быт. 40, 1-3). Древнеегипетские документы предоставляют богатый фактический материал, свидетельствующий о наличии в общественно-экономической жизни Древнего Египта должностей экономов (управ­ляющих домашним хозяйством), надсмотрщиков, пекарей. Все стадии приготовления хлеба, начиная с замешивания теста и т.д., отражены в сюжетах настенной живописи египетских гробниц. На этих настенных росписях изображены экономы и другие слуги, несущие на головах корзины с хлебом и другими мучными изделиями. Это такой способ переноски хлеба, описание которого дал Иосифу главный хлебодар (Быт. 40,16-17).

Некоторые исследователи вы­сказывают сомнения по поводу воз­можности назначения Иосифа на столь высокую должность, какую, согласно Священному Писанию, предоставил ему фараон. Однако и этот вопрос освещен археологиче­ской наукой.

Прежде всего необходимо отме­тить, что упомянутые в Священном Писании высокие титулы, которые даны были Иосифу, исключитель­но египетского происхождения. Обращает на себя внимание следующая фраза фараона: «Ты будешь госпо­дином над домом моим, и твоего слова держаться будет весь народ мой» (Быт. 41,40). Иосиф стал отцом фараону и господином во всем доме его, и владыкою во всей земле Египетской (Быт. 45, 8). Иосиф занимал пост на­подобие премьер-министра Древнего Египта, хотя в действительности его должность была более высокой, — он занимал второе после фараона место в государственной иерархии. Между прочим, профессор египто­логии из Ливерпуля Т. Эрик Пит и Г. А. Бартон подтверждают истори­ческую достоверность существования в этот период в Египте таких имен, как Асенеф, бывшего у супруги Иосифа, женившегося, когда он стал царедворцем, и Пентефрий — имя ее отца (Быт. 41,45)2.

Перейдем теперь к рассмотрению вопроса о том, возможно ли, чтобы хананейский раб вроде Иосифа был удостоен столь высоких должно­стей. Вне всякого сомнения, Бог покровительствовал Иосифу; вместе с тем и археологическая наука подтверждает, что это не было чем-то не­возможным. Данные археологических раскопок в Египте свидетельст­вуют, что чужеземцы, среди которых были и хананеи, на протяжении всего исторического периода существования Древнего Египта неодно­кратно выдвигались на высшие должности. А. Эрман утверждает, что «среди придворных чинов нередко встречались чужеземцы, которые, возможно, были рабами». Один из таких хананеев был «главным глаша­таем Его Величества» и при дворе носил египетское имя «Рамзес храма Ре». Это свидетельство перекликается с тем, что сказано в книге Бы­тия, а именно, что фараон дал Иосифу египетское имя Цафнаф-паниах (Быт. 41, 45), что означает «дающий пищу народу», или «спаситель на­рода», или «основоположник жизни», или «владеющий тайным знани­ем и открывающий сокровенное». Другой хананей, по имени Дуду, так­же достиг высокого положения при дворе египетского фараона, о чем свидетельствует дошедшее до нас благодаря археологии послание, кото­рое направил ему какой-то аморей. Еще один хананей — Мери-Ра — стал адъютантом фараона. Должности, схожей с Иосифовой, удалось добиться хананею Янгхаму. Он был уполномоченным фараона в одной из египетских провинций, которая была житницей Древнего Египта. Кроме того, археолог Уильям Ф. Олбрайт в результате проведенных раскопок обнаружил свидетельства, указывающие на то, что Иосиф был не единственным семитом, назначенным фараоном премьер-минист­ром: некий семит, носящий явно древнееврейское имя Хур, занимал в XVII в. до Р.Х. то же место, что и Иосиф. Таким образом, археологиче­ская наука предоставляет целый ряд доказательств, подтверждающих, что назначение Иосифа на столь высокий и ответственный пост в Егип­те было вполне возможным.

Другим доводом в пользу исторической достоверности Священ­ного Писания стало содержащееся в нем подробное описание церемони­ального этикета, где говорится о поставлении Иосифа вторым после фа­раона. Вот как пишет об этом боговидец Моисей: «Фараон, сняв со своей руки перстень с личной печатью, надел его на руку Иосифа. Затем одел Иосифа в виссонные одежды и возложил на его шею золотую цепь. Вслед за этим фараон поставил его на вторую из своих колесниц, перед которой шел глашатай, трубивший и призывавший народ преклонять колени пред Иосифом, а также назначил Иосифа князем всей Еги­петской земли» (Быт. 41, 42-43). Эта церемония нашла отражение в настенной росписи и рельефах Древнего Египта. Дошедшая до нас заме­чательная табличка изображает, как египетский фараон подобным об­разом воздает почести некоему мужу; она датируется временем правле­ния фараона Сети I (1308-1209 гг. до Р. X.). Кроме того, упоминание о том, что Иосиф вступил на вторую колесницу, то есть занял наиболее почетное, второе после фараона, место в иерархии власти, указывает, по мнению археологов, на то обстоятельство, что это происходило в период правления гиксосов. Ведь именно с приходом гиксосов в Египте появились быстроходные боевые колесницы, так что до нашествия гиксосов подобного обычая в придворных церемониях не существовало.

В Ветхом Завете говорится о том, что, прежде чем представить Иосифа фараону, его побрили (Быт. 41, 14) [2]. Эта подробность явля­ется историческим свидетельством, проистекающим из египетского ис­точника, и заслуживает особого внимания, потому что у древних евреев было принято носить бороды, а у египтян, напротив, бриться.

Сохранилось множество письменных свидетельств о периодах голода в Древнем Египте. Особенно интересна надпись с острова Элефантина, расположенного неподалеку от Асуана, в которой говорится о семилетнем периоде засухи, поскольку Нил за все это время ни разу не разливался. Это случилось около 2700 г. до Р. X., во время правления знаменитого фараона Джосера. Джосер отправил на Элефантину посла­ние вместе с правителем области Нильских порогов, в котором говори­лось следующее: «Я очень беспокоюсь о тех, кто находится во дворце. Сердце мое сжимается от горя, потому что вот уже семь лет Нил не вы­ходит из берегов. Фруктов очень мало, овощей нет, не хватает всякого рода съестных припасов. Каждый крадет у соседа, дети плачут, юноши бездельничают. Сердца стариков опечалены, члены их расслаблены, они сидят на земле. Придворные пребывают в растерянности. Закрома открыты, но то, что там находилось, оскудело». В результате археоло­гических раскопок на территории Египта были найдены многочислен­ные остатки хранилищ зерна, подобных упомянутым выше. Таким об­разом, свидетельства Священного Писания о приказах по сбору зерна (Быт. 41, 33-36 и 47-49) в полной мере соответствуют тому, что в по­добных случаях происходило в Египте.

Схожие свидетельства предоставляет и барельеф, датируемый при­близительно 2400 г. до Р. X., с изображением обессилевшего от голода бедуина с выступающими ребрами. Другая характерная надпись отно­сится к сановнику Беби, жившему несколько позже Иосифа. Текст над­писи гласит: «Когда много лет был голод, то каждый голодный год я по­ставлял зерно в свой город». Чиновники Иосифа делали, несомненно, то же самое, чтобы во всех городах Египта накормить народ.

Другим подтверждением точности и исторической достовернос­ти Священного Писания относительно пребывания Иосифа и Иакова в Египте является тот факт, что люди, жившие за пределами Египта, во времена голода направлялись в плодородную страну Нила с целью закупить там зерно. Так, например, один из папирусов, обнаруженных в результате археологических раскопок, содержит донесение египетского офицера, пограничного стража времени правления фараона Сети II (около 1210 г. до Р. X.), о некоем эдомитянине, то есть жителе области Эдом, по имени Бэду, которому в период голода было дано разрешение перейти границу. Донесение гласит: «Мы позволили перейти кочевникам-эдомитянам через караульную заставу Менефта (...) в Феку до болот Пифом Менефты (...), чтобы они и их стада находились во владе­ниях фараона...». Египтологи отмечают, что подобные инциденты про­исходили и раньше, и, таким образом, то, что говорится в отношении Иакова и Иосифа в 42-44-й главах книги Бытия, было довольно обыч­ным явлением на протяжении веков.

В Священном Писании нередко упоминается о египетских магах (волхвах) и о их волхвованиях (Быт. 41,8. Исх. 8, 7; 9,11 и т.д.). В самом деле, археологические находки подтверждают, что занятие магией дей­ствительно было весьма распространенным в Древнем Египте.

Еще один факт — древнеегипетская практика мумифицирования (бальзамирования) тел умерших знатных лиц. В книге Бытия говорит­ся о бальзамировании «врачами» (слав. — «погребателями») Иакова, а затем и Иосифа (Быт. 50, 2-3, 26). Основываясь на свидетельстве древ­негреческого историка Геродота, который побывал в Египте, мы можем подтвердить, что описанный в книге Бытия обычай мумификации явля­ется чисто египетским. В Ханаане, Месопотамии и среди родственников Иакова этот обычай был совершенно неизвестен.

Другой довод — использование государством рабского труда на тяжелых принудительных работах, таких, как, например, изготовление кирпичей, а также ежедневные притеснения, о которых говорится в книге Исход (1, 14). Все это подлинные черты повседневной жизни Египта. Кроме того, знаменитые десять казней имеют специфические египетские черты

То обстоятельство, что купившие Иосифа купцы-измаильтяне везли на продажу в Египет стираксу, бальзам и ладан (Быт. 37, 25), яв­ляется другим важным свидетельством исторической достоверности Священного Писания, поскольку в Древнем Египте существовал боль­шой спрос на товары подобного рода. Их использовали в церемониях поклонения языческим богам, «когда душистые травы возжигали в храмах в качестве фимиама»; их применяли также для лечения больных и при бальзамировании покойников.

Другое свидетельство — празднование дня рождения фараона (Быт. 40, 20) и наличие большого числа виночерпиев и пекарей, из которых назначались главный виночерпий и главный хлебодар (Быт. 40,1,2).

Наконец, отметим то обстоятельство, что древнеегипетские сло­ва и имена (такие, как Пентефрий, Асенеф), упоминаемые в этих главах Священного Писания и отсутствующие в других его книгах, свидетель­ствуют о том, что тот, кто записал эти имена и исторические события, жил в Древнем Египте и хорошо его знал. Никакой книжник времен Ездры, живший в Вавилоне или Иудее, не был в состоянии описать все это с такой точностью и настолько подробно. Подобные обычаи и историче­ские факты присущи только для Египта, они имели место в то время, когда здесь жили израильтяне. А записал эти исторические события в книгах Бытие и Исход боговидец Моисей.

Подводя черту под этими аргументами, подтверждающими истори­ческую достоверность свидетельств Ветхого Завета о пребывании Иосифа и израильтян в Египте, приведем слова археолога Уильяма Ф. Олбрайта: «Факт пребывания Израиля в Египте имеет жизненно важное значение для древнего исторического предания Израиля и не может быть отвергнут, поскольку это оставит в нем необъяснимый про­бел. Напротив, судя по египетским именам Моисея и некоторых из потомков Аарона, мы видим, что часть израильского народа довольно долгое время оставалась в Египте. Кроме того, существует множество подтвержденных наукой географических и археологических подробно­стей, которые были бы необъяснимы, если бы эти места Библии были сочинением более позднего времени. Особое впечатление производит очевидная связь пребывания в Египте Иосифа, а затем и Израиля с на­шествием гиксосов. По всей видимости, другой царь Египта, который не знал Иосифа (Исх. 1, 8) и угнетал израильтян, был одним из фараонов эпохи Нового царства, наступившей после изгнания из Египта нена­вистных азиатов (то есть гиксосов)».

2) Разделение Царства (Иудея). Царство Иудейское, бывшее преемником духовных традиций державы Давида и Соломона, как государство было значительно слабее, чем царство Израильское. Не­большое по территории и населению, оно, однако, было сильнее своим внутренним единством, обусловленным не только преемственностью власти потомков Давида, но и тем, что только колено Иудино, как свидетельствуют археологические раскопки, выполнило в свое время пове­ление об изгнании и уничтожении всего языческого на­селения. Это обусловило и приверженность вере отцов, и куда более примитивный характер Иудеи как государ­ственного образования. Иной в Иудее была и степень иму­щественного и социального расслоения: в городах Изра­ильского царства, так же как в городах Финикии, среди многочисленных жилых зданий, состоявших из одного помещения и внутреннего дворика, выделялись отдель­ные двухэтажные дома с четырьмя — десятью помеще­ниями вокруг двора; в городах же царства Иудейского преобладали небольшие однотипные дома.

Одно из первых событий в истории Иудеи — нашествие фараона Шешонка I. Иудейский царь Аса, внук Ровоама, пострадавшего от нашествия Шешонка, предпринял серьезные шаги для укрепления своего государства: им был заключен союз с Венададом I, царем Сирии, против Израиля (см.: 3 Цар. 15, 18-20). Как известно, следствием этого союза было поражение Ваасы, царя израильского, и построение Асой пограничных крепостей.

Деятельность иудейского ца­ря Иоаса, восстановившего Храм в Иерусалиме (см.: 4 Цар. 12), также была недавно подтверж­дена археологически. Это — две надписи; первая: на остраконе с упоминанием трех сиклей се­ребра фарсисского (ср.: 2 Пар. 9, 21; Иер. 10, 9; Иез. 27, 12), поданного неким Захарией в Храм Господень (см. цв. вклейку, илл. 12),— а вторая: большая надпись самого Иоаса, в которой он подробно сообщает о пожертвовани­ях серебра на Храм (см. рис. 79). Интересно, что в патине, покрывающей Камень Иоаса, присутствуют мельчайшие (ок. 1 микрона) вкрапления золота. Ученые это объяс­няют тем, что Храм Соломонов был обильно украшен зо­лотом, и при пожаре, учиненном вавилонянами, части­цы драгоценного металла были абсорбированы Камнем Иоаса, находившимся тогда в Храме.

После падения Самарии Иудейское царство просуще­ствовало еще 135 лет, причем большую часть этого сро­ка оно находилось в зависимости от Ассирии. Одним из проявлений вассальных отношений была отдача дочерей иудейских царей Озии и Иофама — Ябаа и Аталии — в гарем Саргона Второго. Их останки были найдены ирак­скими археологами в 1988 г. при раскопках в Нимруде. Впрочем, ассирийцы в целом не вмешивались во внутренние дела государства, довольствуясь данью, о которой Тиглатпаласар III говорит так: «Дань от Ахаза Иудеянина я получил: золото, серебро, олово, железо и ткани. Да­маск я разрушил, Рецина покорил. Его начальников я посадил на кол. Я искоренил его сады и не оставил ни од­ного дерева» (ср. с текстом Писания: 4 Цар. 16; Ис. 7).

Однако, после гибели в бою ассирийского царя Сарго­на II (705 до Р.Х.), царь Езекия, сын Ахаза, решил, что настало время освободить Иудею из-под власти Ассирии. Синаххериб, новый царь Ассирии (см. рис. 80), разгромив вавилонян и других мятежников, повернул на юго-запад.

Он опустошил Иудею и пытался принудить Езекию к капитуляции. Иерусалим уцелел во многом благодаря системе водо­снабжения, усовершенствованной Езекией.

Для библейской археологии важен следующий мо­мент: сын Синаххериба, Асархаддон, назначенный на­местником Вавилонии, уже стал отстраивать город, ког­да в 681 г. Синаххериб был убит, по Библии, своими сы­новьями Адрамелехом и Шарецером во время молитвы в доме своего бога Нисроха (ср.: 4 Цар. 19, 37). По дан­ным клинописи, убийцей был действительно сын, по-ви­димому старший, обиженный предпочтением, оказанным его брату Асархаддону. Убийцы царя бежали в Ванское царство, где нашли поддержку, и с войском появи­лись в Мелитене. Здесь их и разбил Асархаддон. Это со­общение полностью подтверждает библейское повествование (см.: 4 Цар. 19, 36-37), в истинности которого было ранее высказано множество сомнений.

В историческом плане падение Иудеи было связано с падением Ассирии и возвышением Вавилонии.

Будучи в Сирии, Навуходоносор в августе 605 г. до Р.Х. получил известие о смерти своего отца в Вавилоне и через месяц стал царем. Иудеей в то время правил Иоаким (Елиаким), упоминаемый на оттисках печати на двух ручках кувшина, обнаруженного в 1928 г. в Кириаф-Сефере М. Кейлем и В. Олбрайтом. Вскоре Иоаким, побуждаемый уговорами египетского фараона Нехо, отпал от Вави­лонии (см.: 4 Цар. 24, 1). Навуходоносор осадил Иеруса­лим и 16 марта 597 г. до Р.Х. взял его. Более 10000 иуде­ев во главе с новым царем Иехонией (сыном Иоакима) было уведено в плен в Вавилонию, а царем Навуходоносор назначил Седекию (см.: 4 Цар. 24, 17). В 1939 г. Э. Вайднер опубликовал некоторые из 300 табличек, которые бы­ли найдены в Вавилоне. В них сообщается о расходах на пленных в 595-570 гг. до Р.Х. Среди получающих доволь­ствие есть «царь иудейский». Там же упомянуты пять сы­новей царя и еще «восемь лиц из страны Иудейской» (ср. с текстом Писания: 4 Цар. 25, 28-29). Возможно, Иехонию содержали в качестве заложника благонамереннос­ти иудеев, и он считался истинным царем, а Седекия — ре­гентом, потому-то в тексте Писания (см.: Мф. 1,11-12) родословие идет не через Седекию, а через Иехонию.

Война с фораоном Априй (библ. Выфрий), взятие Иерусалима в 587 г. до Р.Х.

Годолий - правитель Иудеи – печать, найденная в Лахисе с надписью: «Собственность Годолии, поставленного над Иудеей». В 1932 г. в руинах Мицпы/Масси­фы, где правил Годолия (см.: Иер. 40,7), археологи нашли агатовую печать: «Принадлежит Иезании, слуге царя» (Иезания (Иезония) — военачальник Годолии.

О последнем периоде существования Иудеи свидетель­ствуют раскопки Иерусалима, производившиеся Й. Шило,— он раскопал остатки нескольких домов, стоявших на террасах или у их подножия. Им было найдено много предметов обихода и прекрасных керамических изделий; в одном доме Шило нашел пятьдесят булл — привесных печатей, со 132 древнееврейскими именами. В 1979 г. при рас­копках долины сыновей Енномовых в Иерусалиме были найдены две небольшие серебряные пластинки VII-VI вв. до Р.Х., содержавшие текст священнического благосло­вения (см.: Чис. 6, 24-26), написанного палеоеврейским (финикийским) письмом, что, в частности, подтвержда­ет раннюю фиксацию Закона, а, следовательно, распространенность в Иудее допленного времени фиксирован­ного Священного Писания.

Кроме этого неканонического святилища и множества высот, в Иудее и в Иерусалиме в конце допленного перио­да стали появляться и настоящие языческие капища. Так, при раскопках Э. Штерна в Иерусалиме (1993) было исследовано святилище Тел Дор (VIII-VI до Р.Х.). Найденное в нем изображение финикийского корабля говорит о языческом, ханаанейском характере совершав­шегося в нем культа. О языческих симпатиях царя Озии, желавшего самому приносить жертвы в Храме Соломоно­вом (см.: 2 Пар. 26,16-20), говорят раскопки его загород­ного дворца, в котором он жил, будучи поражен проказой: во дворе этого массивного сооружения были в большом ко­личестве найдены изображения Астарты. Такие же изобра­жения, а также зооморфные статуэтки и антропоморф­ные сосуды, характерные для ханаанейских культов, бы­ли найдены Й. Шило при раскопках города Давида как раз в слоях, относящихся к VII в. до Р.Х., т.е. ко време­ни Разделенных царств.

Свидетельство Священного Писания о том, что во вре­мена Царей был обожествлен медный змий, сделанный Моисеем (см.: 4 Цар. 18, 4), подтверждается тем, что на жертвеннике одного из неканонических святилищ того времени был также изображен змей. Нашло археологи­ческое объяснение и сообщение о конях, которых стави­ли цари Иудейские солнцу пред входом в дом Господень (4 Цар. 23,11): именно такие изображения коней с солнеч­ным диском во лбу были найдены в сирийских храмах бога Солнца. Примечательно, что устанавливались они обычно на таком возвышенном месте, чтобы на них падали пер­вые лучи восходящего солнца: для Иерусалима это была Храмовая гора. Так как вход в Ветхозаветный Храм был с восточной стороны, то ранее, при благочестивых царях, свет восходящего солнца падал на порог притвора и шел далее ко Святому святых, при нечестивых же царях с рас­света освещались лишь поставленные у входа кони. По­этому язычествовавшие цари иудейские именно здесь и поставили изображение посвященных солнцу коней,— изображение, сожженное впоследствии царем Иосией (см.: 4 Цар. 23, 11). По мнению некоторых исследовате­лей, реформы царя Иосии были связаны с ослаблением Ассирии и с возникшей таким образом надеждой на воссоздание прежних порядков, существовавших в держа­ве Давида и Соломона.

Раскопки Иерусалима дали очень интересное археологическое подтверждение уничтожения языческих культов царем Иосией.

О духовной жизни того времени говорят и другие на­ходки: по многим высотам сохранялись рогатые жерт­венники, а в Араде находился даже особый храм, подобный Иерусалимскому.

Кроме служения Богу Израилеву не в Храме Соломо­новом, а на высотах (см.: 3 Цар. 3, 3), в быту появилось и настоящее язычество: в домах того времени находят изоб­ражения Астарты и других женских богинь (например, на глиняных пластинках из Телль Бейт-Мирсима). Кроме того, в городе Соломона масса рогатых алтарей, подставок для курильниц, жаровен и чаш, найденных на месте ма­лых святилищ, что подтверждает справедливость слов Пророка, обличавшего жителей Иерусалима в том, что жертвенников у них столько же, сколько и улиц (см.: Иер. 11,13).





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 209 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...