Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Внутренняя политика Екатерины II и Павла I 2 страница



[5] Этой точки зрения придерживался А.Шахматов, по мнению которого первой прародиной славян, известных под именем венедов, был бассейн Западной Двины и Нижнего Немана в Прибалтике.

[6] Арктическую или полярную теорию выдвинули сегодня В.Демин и Н.Гусева. Они считают, что в далекие времена на Севере России существовала высокоразвитая цивилизация, которая стала прародиной не только ариев, славян, но и всех народов Земли.

[7] Из Скандинавии через Черное море в Византию.

[8] Из Скандинавии к Хазарии и Азовскому морю

[9] Из Скандинавии к Волжской Булгарии и Каспийскому морю.

[10] Вернадский Г. Начертание русской истории. - СПб.: Изд-во «Лань», 2000, с.25.

[11] При этом он ссылался на летописца Нестора, который говорил, что в большинстве своем славяне «живяху звериньским образом».

[12] Платонов С. Лекции по русской истории. В 2-х частях. Часть I. М.: Владос, 1994, с.65.

[13] Древнегерманский писатель Иордан утверждал, что у восточных славян не было в древности городов. В свою очередь скандинавские саги называют Древнюю Русь «Гардарикой», т.е. страной городов. Самыми древними городами считали Киев у полян, Чернигов у северян, Любеч у радимичей, Смоленск, Полоцк, Минск у кривичей, Новгород у ильменских словен. Всего по подсчетам историков в IX в. у восточных славян было не менее 24 крупных городов-крепостей.

[14] Община называлась на юге «вервью», на севере «миром».

[15] По свидетельству ПВЛ племенными центрами были Изборск, Белоозеро, Смоленск, Полоцк, Ладога, Киев, Муром, Ростов.

[16] Заключительным этапом объединительных процессов на Восточно-Европейской равнине стало создание на основе вышеупомянутых союзов единого Древнерусского государства в 822г.

[17] Тотемизм.

[18] Вера в русалок - божество вод, водяных - духов рек, леших - духов лесов, полевиков, вампиров.

[19] Почитание давно умерших предков, покровителей потомства и очага, которых называли чурами, щурами, пращурами, домовыми (духами жилья).

[20] Почитание сверхъестественных различных существ, за каждым из которых «закреплялась» определенная сфера мироздания. Появились божества плодородия Род и Рожаница. Род был верховным богом вселенной.

[21] В VIII - VII вв. до н.э. - скифы, в конце I в. н.э.- сарматы, с середины IV в. н.э. - гунны, с VI в. - авары, с VII в. н.э. - черные болгары, с VIII в. - хазары, с IX - печенеги, со второй половины XII - половцы, в XIII в. - монголо-татары.

[22] На западе - эсты (чудь), водь, ижора, лопари, емь (карелы), финны; на севере - югра, остяки, вогулы; в районе Белоозера - весь; в Волго-Окском бассейне - мещера, мурома, меря, черемисы, мордва; в пермском краю - вотяки, зыряне, пермяки (коми).

[23] Литва, латыши, жмудь, пруссы, ятвяги, корсь и др.

[24] Это были немецкие ученые, работавшие в Российской Академии наук в XVIIIв. во времена Елизаветы Петровны.

[25] Историки по-разному относятся к рассказу летописца о призвании варягов на Русь. С.Юшков вообще отрицал реальность этого факта в нашей истории. Б.Греков, Б.Рыбаков видели в ней некоторые отголоски действительных событий. Современные ученые считают сюжет «о призвании варягов» вполне правдоподобным. Дискуссионным является вопрос о том, кого считать варягами. Одни видят в них скандинавов, другие - германцев, третьи - славян из прибалтийской ветви, родственной новгородским славянам.

[26] К экономическому фактору возникновения государства у восточных славян следует отнести углубляющее разделение труда, развития земледелия, ремесла, торговли рост производительности труда, возникновение имущественного расслоения и социального неравенства. Сторонники марксизма считали экономический фактор основным при формировании государственности у этносов. Современные ученые признают влияние экономики на становление государства, но считают, что оно не было ни прямым, ни определяющим. А. Головатенко, например, считает, что «государство возникло тогда, когда непосредственно связанные с экономикой имущественные различия были не слишком существенны… На первых порах основными функциями государственной власти были суд и война» и только позднее она берет на себя обязательство защиты имущественных интересов привилегированных слоев общества. См.: История России: спорные проблемы, с.13,14.

[27] Сегодня историки при решении проблемы о предпосылках объединения восточных славян в государство на первый план ставят именно внешние факторы и особенно отношениям славян с Хазарией.

[28] Ключевым здесь является понятие «наряд», которое по-разному трактуется историками. Одни историки рассматривают его как «порядок» и считают, что варяжские князья нужны были для примирения враждующих славянских племен. Другие понимают это слово, как «ряд», «договор», «распоряжение», утверждая, что цель приглашения - создать в славянских землях надплеменную управленческую структуру. В.Ключевский полагал, что славяне рассматривали варягов как наемную военную силу. Многие историки вообще не признают версию летописца о добровольном призвании и мирном пришествии варягов в земли славян. Они считают, что это было насильственное вторжение, с которым вели борьбу и славянские и финские племена. В результате варяжское нашествие закончилось не завоеванием славянской территории, а растворением варягов среди местного населения.

[29] Рюрик правил с 862 по 879 гг. (в том числе с 864г. после смерти братьев и в их землях).

[30] Приверженцы крайнего антинорманнизма отрицают историчность Рюрика. Другие считают вымышленными фигуры Синеуса и Трувор, утверждают, что выражение «…сине хус трувор» в переводе с древнешведского означает «…с домом и дружиной», а не имена собственные.

[31] Среди ученых нет единства и по вопросу о происхождении названия «Русь», однако уже доказано, что это термин не славянского происхождения. Первоначально «Русь»- это варяжское племя, из которого вышли первые князья. Затем это слово получило сословное значение - высший класс, княжеская дружина из варягов. Позднее «Русь» стала означать географическое название. Впервые выражение «Русская земля» появилось в договоре Игоря с Византией 945г. применительно к Киевской области. В XI - XII вв. «Русью» стали называть всю территорию, подвластную русским князьям со всем христианским славянским населением, т.е. термин приобрел политическое значение.

[32] По одним сведениям Олег был родственником, по другим - соратником Рюрика. После смерти Рюрика при его малолетнем сыне Игоре, Олег несколько лет правил в Новгороде.

[33] В том числе: словен, кривичей, вятичей, северян, древлян, радимичей, полян, хорватов, дулебов, тиверцев и т.д.

[34] Выдав себя за купца, направляющегося в Царьград, Олег пригласил киевских правителей Аскольда и Дира на встречу, на которой их избили дружинники Олега.

[35] Киев имел благоприятный климат, был своеобразными воротами, открывавшими путь из Руси на Византию, являлся удобным форпостом для наблюдения за передвижениями кочевников-азиатов. Все вышеназванное обусловило выбор Олегом Киева в качестве столицы созданного государства.

[36] В литературе нет единого мнения о том, как называть платежи в пользу князя и дружины. И.Я.Фроянов считает, что несвободное население платило принудительную «дань». Свободные люди данью не облагались, а делали добровольные приношения - «полюдье». При этом ученый говорит, что полюдье находилось не в статике, а в динамике, постоянно изменялось. При родоплеменном строе, оно выступало как вознаграждение князю и дружине за исполнение ими общественнополезных (в основном военных) функций, а позднее приобретало значение налога - социальной платы за труд по управлению обществом, обеспечению внутреннего порядка и внешнего мира. Историк Б.Рыбаков отождествлял эти два понятия, считая «полюдье» способом сбора «дани», а данью называл любые платежи с подвластных племен.

[37] По договору 907г. торговля с Византией приобрела постоянный, регулярный характер. При этом русские купцы получали ряд льгот: право беспошлинной торговли; возможность до полугода находится в Византии и торговать, получать помесячное содержание в виде продуктов питания; пользоваться бесплатно византийскими банями и т.д. Договор 911г. состоял из 13 статей и углублял отношения Руси и Византии по экономическим, юридическим и военным вопросам. Договоры позволяют выявить еще ряд важных моментов в развитии Руси того времени. Тот факт, что соглашения составлялись на греческом и древнерусском языках, свидетельствует о существовании письменности на Руси в дохристианский период. Ссылки в договорах на «закон русский» позволяют сделать вывод о том, что в правлении Олега уже действовал свод статьи, которого применялись для составления международных соглашений.

[38] Несколько раз от Киева отходили вятичи и древляне. После упорной 3-х летней борьбы Игорем были присоединены, уличи. Сепаратизм племенных союзов сохранялся вплоть до XI в..

[39] В советской литературе восстание древлян 945г. считали первым народным выступлением в Киевской Руси. Но в чистом виде оно народным не было. Его возглавлял древлянский князь Мал и его дружина.

[40] Согласно византийским источникам древляне привязали Игоря к двум склоненным деревьям, которые после того как их отпустили, разорвали князя на части.

[41] По преданию Ольга сначала истребила древлянских послов, часть из которых сожгла в бане, а часть закопала живьем в землю. Затем она предприняла поход на столицу древлян - Искоростень, овладела им, покарала его жителей. Древлянская земля вновь вошла в Киевскую Русь.

[42] Ольга осознавала силу язычества на Руси. Поэтому она по примеру многих европейских правителей (английского, шведского, норвежского) выбрала к христианству осторожный путь, решила сначала креститься сама и этим подать пример другим.

[43] Возможно, что крещение состоялось и раньше, накануне поездки в Византию. По иностранным источникам это произошло в 944г. при императоре Романе I.

[44] Летопись описывает его как храброго и сурового воина, талантливого полководца, который «идя в поход возов за собой не возил, мясо не варил, а пек; шатра не имел, спал на конском потнике, подложив седло под голову». Решив начать войну, он направлял народу послание «Иду на Вы».

[45] Византия, чтобы ослабить и покорить Болгарию, подтолкнула к войнам с ней Святослава в 967 и 970 гг. Когда же Святослав одержал победу над Болгарией и решил там остаться, Византия в 971г. навязала Руси тяжелую войну, вынудила ее пойти на заключение мира.

[46] После смерти Святослава разразилась первая междоусобная война среди его трех сыновей: Ярополка, Олега, Владимира. Сначала победу одержал Ярополк, а потом Владимир.

[47] В 981г. Владимир отнял у Польши Перемышль и Червенские города, возвратил под власть Киева вятичей, в 983г. подчинил литовское племя ятвегов, в 984г. вновь покорил радимичей. Он вел упорную борьбу с печенегами, укрепив южные границы с помощью застав, и укрепленных линий с крепостями на реках Десна, Осетр, Трубеж и др.

[48] Крещение Руси стало переломным рубежом в истории Древнерусского государства, что обусловливает интерес к этой проблеме и дискуссии в научной среде. Полемичным является вопрос о своевременности появления христианства на Руси. С точки зрения И.Фроянова его введение в X в. было забеганием вперед. По мнению историка, в это время христианство не имело в древнерусском обществе твердой социальной опоры, отвечало интересам только верхушки племени полян, консервировало, а не устраняло родоплеменные порядки, вызывало сопротивление населения и стало официальной господствующей религией только в XIV - XV вв. Вместе с тем большинство историков стоят на позициях объективной закономерности возникновения христианской религии на Руси в X в.

[49] По преданию Владимир отверг ислам, т.к. эта религия запрещала употребление вина, иудаизм не имел своего государства, а католицизм был отвергнут еще его бабкой Ольгой. В православии его очаровала красота храмов, церковной службы и сама вера. В действительности ориентация Владимира на византийское православие было обусловлено давними и прочными связями Руси и Византии, наличием столетнего опыта пробивания православием дороги на Русь. Кроме того, в Византии существовала теория единства церковной и светской власти, при подчинении церкви главе государства, что соответствовало восточнославянской традиции, когда великий князь выступал главой религиозного культа.

[50] Так в Новгороде Великом дядя Владимира I Добрыня при обращении горожан в новую религию применил вооруженную силу.

[51] Языческая символика лежала в основе новогодних гаданий, колядования, ритуала поминания усопших и т.д. Поклонение богам соединялось с культами святых (Купала - Иоанн Креститель, Перун - Илья Пророк, культ Богородицы, Масленица) и т.д.

[52] С введением христианства прекратились убийства жен, рабынь и слуг на похоронах мужей и господ. Известно, что на первых порах киевский князь отказался от применения уголовных наказаний, прощал разбойникам, организовывал регулярные трапезы на княжеском дворе с приглашением голодных людей, раздавал пропитание неимущим.

[53] После смерти Владимира I развернулась вторая междоусобная война среди его 8 (12) сыновей, победу в которой одержал Ярослав.

[54] «Слово…» прославляло вхождение Руси в семью христианских народов.

[55] Храм был возведен в 1036г. в честь победы над печенегами. Он стал Кафедральным Собором, где размещалась резиденция митрополита, хранились государственные документы, рукописные книги, работала школа. В ней был погребен Ярослав Мудрый.

[56] Приемники Ярослава Мудрого продолжили эту работу, дополняя и корректируя «Русскую правду». Во второй половине появилась «Правда Ярославичей» (1072г.), составленная сыновьями Ярослава. После изменений этих двух сводов законов Владимиром Мономахом появилась пространная редакция «Русской правды» (1113г.).

[57] Сам Ярослав был женат на дочери шведского короля; три его дочери вышли замуж за королей Франции, Венгрии и Норвегии, а внучка была женой германского императора Генриха IV.

[58] Термин «феодализм» использовался в марксистской науке для обозначения длительного периода отечественной истории с возникновения у восточных славян государства и до XIX в. Чтобы объяснить многообразные различия и противоречия в общественных порядках на разных этапах истории России сторонники феодальной концепции ввели термины «раннефеодальное государство», «период феодальной раздробленности», «зрелый феодализм», «поздний феодализм».

[59] До этого земля принадлежала всему народу, объединенному в общины. «Окняжение» означает переход ее к великому князю - главе государства, т.е. земли становятся государственными, а общинники за пользованием ею платят налоги.

[60] Княжеские и церковные земельные владения появляются в конце X в.

[61] Холопы прежде были заняты лишь домашним хозяйством господина. С XI в. бояре стали давать им участки земли для того, чтобы они могли обеспечивать за счет своего хозяйства себя и, одновременно, работать во владениях хозяина.

[62] В том числе «закупов» (не выплативших ссуду-казну феодалу), «рядовичей» (служивших по ряду-договору), «изгоев» (людей, покинувших общину) и др.

[63] При раннефеодальной монархии наряду с княжеской властью сохраняются элементы родоплеменной власти.

[64] По преданию Владимир I говорил, что «богатство, которое лежит мертво (т.е.земля) ничто по сравнению с храброй и сильной дружиной. С нею можно доискаться и больше этого».

[65] В том числе: село Берестово князя Владимира I и Ольжичи княгини Ольги.

[66] Кони нужны были князьям и дружине для военных походов.

[67] О развитии рабства, по мнению этих ученых, свидетельствуют многочисленные статьи о рабах в «Русской правде». Рабство на Руси существовало до XV в. и исчезло после распада Золотой Орды.

[68] Ведущую роль в войнах играл вооруженный народ, организованный по десятичной системе в сотни и тысячи, в народное ополчение. Дружина воспринималась как военный «штаб», влияние которой было существенным, но не решающим.

[69] Некоторые историки называют Киевскую Русь конфедерацией. Историк С.Платонов считает, что она представляла из себя совокупность различных княжений, объединенных династией Рюриковичей, единством религии, языка, самосознания.

[70] Выборы князей, власть аристократии, вечевые собрания, и т.д.

[71] Половцы, вытеснив из южных степей печенегов, в 1061г. подошли к границам Киевской Руси и в течение многих десятилетий вели войны с русскими князьями. В 1220 годах они были завоеваны монголо-татарами

[72] Среди наследников Ярослава Мудрого самыми выдающимися были его внук Владимир Мономах (1113 - 1125) и сын Мономаха Мстислав Великий (1125 - 1132 гг.). При них прекратились междоусобные войны, шла успешная борьба с половцами (только Мономах совершил против них 13 победных походов), началось освоение Северо-Восточной Руси. «Поучение детям» Владимира Мономаха стало кодексом морали для людей этого времени. При этих киевских князьях существовали равноправные отношения с Польшей, Венгрией, Чехией, Византией, Швецией (Мстислав был женат на шведской принцессе). После смерти Мстислава Великого в 1132г. разгорелась очередная смута между князьями и Киевская Русь распалась.

[73] Она простиралась от Балтики до Уральских гор, от Белого моря и Ледовитого океана до междуречья Волги и Оки.

[74] См.: Г.В.Вернадский. Начертание Русской истории - СПб.: Лань, 2000, с.84.

[75] Ключевский В.О. Курс русской истории. В 9 т., т.2, с.55.

[76] Располагаясь на торговом пути «из варяг в греки» Новгород устанавливал экономические связи со Швецией, Норвегией, Волжской Булгарией, Хазарией, странами Востока, Византией и т.д. После упадка пути «из варяг в греки» Новгород стал главным центром торговли с Западом. Впоследствии новгородцы торговали и с Золотой Ордой.

[77] Во дворах бояр и крестьян основывались ремесленные мастерские, продукция которых реализовывалась на рынке. Бояре занимались также ростовщичеством. Они использовали свои владения для добычи и поставки на внешние рынки леса, смолы, кож, меда, воска, китового и моржового сала.

[78] Илья Муромец, Алеша Попович, Добрыня Никитич.

[79] Некоторые историки ограничивают число участников собраний 300-400 человек. Другие считают, что самые влиятельные и знатные горожане собирались в центре Новгорода на Ярославском дворе, а остальные на вече концов и улиц. Принцип выборности существовал не только в центре, но и на местах. Территория Новгородской земли делилась на области - пятины, пятины - на волости, волости на погосты. Во всех этих административных единицах действовало вечевое самоуправление.

[80] С 1165 - архиепископ. При этом он был не только главой церкви, но и хранителем государственной казны, городского архива, эталонов веса и длины. Епископ также руководил летописанием, подписывал торговые договоры, замирял вечевые страсти, имел свой полк.

[81] У князя также были представительские функции в отношениях с другими землями.

[82] Это пожизненный орган власти из 300 человек, включавший в себя прежних и действующих высших должностных лиц и готовивший вопросы на вечевые собрания.

[83] Первая берестяная грамота была обнаружена археологами в середине 1950 годов. Сегодня их найдено более 1000.

[84] Среди известных храмов: Георгиевский Собор Юрьева монастыря, церкви Св.Георгия на берегу Волхова и Спаса на Нередице.

[85] В 1240г. в битве на Неве были разбиты шведы, в 1242г. на Чудском озере - немецкие рыцари (Ледовое побоище).

[86] В 1239г. Батый не дойдя 100 верст до Новгорода, развернулся и ушел в свои степи.

[87] В 1252г. Александр Невский был поставлен Золотой Ордой Великим Владимирским князем, помогал хану в переписи русского населения (1257-1259 гг.), сдерживал антиордынские народные выступления на Руси.

[88] Реки Днестр, Прут, Буг, Припять, Сан связывали Юго-Западную Русь с Черным и Балтийским морями и находящимися на них странами. По Дунаю шел торговый путь на Восток.

[89] С Востока Галицко-Волынское княжество граничило с Киевским, заслонявшем его от агрессивных вторжений и принимавшие удары на себя.

[90] Объединитель Галицкого и Волынского княжеств Роман Мстиславович, имея в виду борьбу с боярами, заявлял: «не передавивши пчел, меду не есть».

[91] Речь идет о Венгрии и Польше с аристократией которых, русские бояре постоянно общались.

[92] Великое княжество Литовское возникло в середине XIII в. из северо-западных русских земель. Его основателем был князь Миндовг (к. 1230 - 1263 гг.), объединивший племена ауктоитов, ятвегов, курши и часть Черной Руси. С самого начала Литва складывалась как балто-славянское государство. Она избежала ордынского завоевания и гнета, включила в свой состав ослабевшие русские земли и уже к концу правления Миндовга представляла из себя значительное по размерам государственное образование. Подлинный расцвет государства наступил при Гедемине (1316 -1341 гг.), его сыновьях Ольгерде (1345 - 1377 гг.), Кейстуте (1345 - 1382 гг.), когда к Литве были присоединены Полоцк, Витебск, Минск, Брест, Гродно, Брянск, Киев в 1362г. после битвы при Синей воде), Переяслав, Смоленщина, Галицко-Волынские земли и т.д.

[93] Литовской письменности поначалу не существовало.

[94] Сами Гедеминовичи обрусевали, принимали православие в русском варианте.

[95] С.Платонов отмечал, что литовские князья «собрали под своей властью» всю южную и западную Русь, освободив ее от владычества татар (на сто лет раньше, чем в Северо-Восточной Руси - Н.С.) и дав ей единую сильную власть.

[96] С учетом вышесказанного представляется неверной точка зрения тех, кто сводит политику литовских князей до уровня вражеской экспансии.

[97] Ягайло правил Литвой с 1377 по 1392 гг.

[98] В 1386г. Ягайло женился на наследнице польского престола Ядвиге. Цель брака - объединить военные силы Литвы и Польши с тем, чтобы избавиться от угрозы завоевания со стороны немецких Тевтонского и Ливонского орденов. Ягайло под именем Владислава II правил Польшей до 1434г. Власть в Литве перешла к его двоюродному брату Витову I (1392 - 1430). В 1386, 1413 и 1447 гг. создавались временные объединения Литвы и Польши, что привело к разгрому Тевтонского ордена после битвы при Грюльваде в 1510г. Люблинская уния 1569г. закрепила создание уже постоянного государства.

[99] Московские правители в свою очередь считали своим долгом присоединить «исконно русские» земли и начали войны за них с Литвой. Самые крупные завоевания осуществил Иван III, отняв у Литвы в ходе войн 1492 и 1500 гг. 19 городов и 70 волостей. Последние белорусские и украинские территории отвоевала в ходе трех разделов Польши Екатерина II.

[100] Первоначально до середины XII в. - Ростово-Суздальская земля. Его коренными жителями было балто-язычное и финно-угорское население, с VIII в. началась славянская колонизация, а в XII в. в регион хлынул поток переселенцев с юга под ударами половецких кочевых народов.

[101] Оно появилось только в конце XI - XII вв.

[102] Первыми городами, основанные русскими поселенцами, были Ростов Великий и Суздаль. При Владимире Святославовиче на р. Клязьме был основан город Владимир, при Ярославе Мудром - Ярославль-на-Волге.

[103] Прозвище получил по названию своей резиденции Боголюбово, расположенной рядом с Владимиром.

[104] С этого времени Северо-Восточная Русь стала называться Владимиро-Суздальское княжество.

[105] Выбор Владимира в качестве столицы был обусловлен и тем, что еще при отце до 30 лет Андрей Юрьевич княжил в этом уделе, привык и любил его.

[106] Так, князь отнял у боярина Кучки замок, а затем и казнил его. Это переполнило чашу терпения бояр. Родственники Кучки стали во главе заговора. В него были вовлечены даже жена и слуги князя.

[107] Авторы «Слова о полку Игореве» говорил о могуществе Всеволода: «Волгу может веслами расплескать, а Дон шеломами вычерпать».

[108] Так называли совет бояр. Термин «Боярская дума» впервые был введен В.О.Ключевским.

[109] Монголо-татары - это кочевники-скотоводы, обитавшие в степях Центральной Азии южнее Байкала. В конце XII в. монгольские племена были объединены в сильное военизированное государство во главе с Темучином (Чингисханом), начавшим походы на Запад. Первое столкновение русских и монголо-татар произошло в 1223г. в половецких степях на р.Калке и было проиграно объединенными русско-половецкими дружинами. В конце 1230-х годов внук Чингисхана Батый совершил два похода в собственно русские земли. Первый поход 1237-1238 гг. в Владимиро-Суздальскую Русь, где сначала пала Рязань, а затем и другие города, включая Владимир после битвы на р.Сити. Несмотря на героическое сопротивление народа (примером является 49-дневная оборона Кезельска, прозванного Батыем «злой город»), регион остался лежать в руинах. Второй поход был совершен в 1239г. - 1240 гг. на Южную и Юго-Западную Русь, которую постигла та же участь, что и Северо-Восточную (в 1240г. взят Киев).

[110] Это было крупное средневековое государство со столицей в г.Сарой, где проживали половцы, грузины, черкесы, мордва, башкиры, русские, татары, а по вероисповеданию язычники, православные, мусульмане. Здесь были развиты различные отрасли хозяйства, чеканилась своя монета, основано более 100 городов, устанавливались связи с другими странами. Расцвета государство достигло при хане Узбеке (1313 - 1342 гг.).

[111] Историки Г.Губайдуллина и Х.Юнусова отрицают какое-либо влияние Золотой Орды на Русь, считая, что это были два независимых друг от друга государства.

[112] Термин «иго» введен митрополитом Кириллом в 1275г.

[113] В ходе Батыева нашествия только в Северо-Восточной Руси было разорено 18 из 28 городов, множество сел, погибло 2/3 старшей дружины, значительная часть людей была угнана в рабский плен. В огне сражений были разрушены многие храмы, монастыри, замки, а, также сгорели летописи, литературные произведения, иконы. На долгие годы прекратилось каменное строительство, забыто умение изготовлять оконное стекло, посуду из стекла, многоцветную керамику, украшения ювелирных изделий зернью и сканью и т.д. Золотой Орды поставила под контроль русскую экономику. После переписи русского населения с него стали систематически выколачивать значительные материальные средства в виде «ордынского выхода» (15 тыс.серебром в год), поставок зерна (по 2 тонны зерна с деревни ежегодно), шкур ценных зверей (соболя, бобра, черной лисицы, медведя по одной на каждого жителя), меда, воска. Взимались, кроме того, дополнительные поборы («запросы») и подарки ханам и его родственникам «поминки». Население обязано было содержать послов, баскаков, татарских воинов. Были прерваны экономические связи с Европой, что также отрицательно сказалось на развитии экономики Руси.

[114] Политическая зависимость проявилась в назначениях по своему усмотрению правителей русских княжеств, в выдаче ханами князьям ярлыка (грамоты, т.е. права) на княжение, в контроле наместниками Золотой Орды - баскаками деятельности князей, в перекраивании границ русских княжеств, в запрете вечевых собраний и т.д.

[115] Создание объединенных монголо-русских дружин, организация совместных военных походов, помощь ханам в борьбе за власть, династические браки и т.д.

[116] В частности, денежный счет (слово «деньги» - татарского происхождения), «тамгу» (пошлины с товаров), организацию почтой службы («ямы», «ямщики»).

[117] Известны антиордынские восстания 1262, 1289 и 1320 г. в Ростове, 1327г. - в Твери, 1257г. - в Новгороде.

[118] Участие в военной организации и военных акциях Золотой Орды обусловливалось не добровольным согласием русских и их союзническими отношениями с монголо-татарами, а выполнением воинской повинности, которая была возложена ханами на Русь.

[119] Российское государство сформировалось под эгидой Северо-Восточной Руси, которая больше всего пострадала от монголо-татар и дольше других русских земель находилась под влиянием Золотой Орды.

[120] Эту тенденцию олицетворяли Англия, Франция, Швеция.

[121] То есть производители работают не на рынок, а на хана, князя, боярина, выплачивая им большие подати.

[122] Становление централизованных государств в Западной Европе завершилось в конце XV в, в России - в XVIв.

[123] Чтобы выполнить военные задачи объединения, надо было иметь большое централизованное войско. Старый тип войска при котором удельные князья и бояре имели право отказа от участия в военном походе и даже перехода на сторону противника не годился. Поэтому стала формироваться новая армия из числа слуг князя, посадских людей, крестьян и т.д. на условиях полного подчинения. Их военная служба оплачивалась землей с крестьянами, т.е. феодальными владениями - поместьями. Военнослужащие этого войска находились при дворе князя и получили название служилых дворян. К середине XVI в поместные владения составляли половину феодальных владений, а в конце - большинство.

[124] Формированию такого типа русского государства способствовали, как уже отмечалось выше традиции Северо-Восточной Руси и восточный тип философии и политики, заимствованный русскими у Золотой Орды.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 270 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...