Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Керамика. Шаровидные сосуды орнаментированы нарезным и штампованным узором, на донцах - солярные знаки. Погребения



Фатьяновцы хоронили умерших в грунтовых могильниках в скорченном положении в специальных сооружениях (из дерева, берёсты, прутьев), мужчин – на правом боку, головой на запад, женщин – на левом, головой на восток.
Фатьяновцев хоронили на родовых кладбищах, располагавшихся обычно на возвышенностях; при этом могилы старейшин выделяются размерами и богатством инвентаря. Покойника оборачивали шкурой или берестой и клали в прямоугольную яму с погребальным сооружением из деревянных плах, либо досок, луба, бересты, плетенки и т. д. Сверху его покрывали легким настилом; кургана или какого-нибудь другого заметного сооружения сверху не делали. Хоронили всегда в скорченном положении, при этом мужчин как правило на правом боку головой на запад, Ю-З или С-З, а женщин на левом боку головой на восток, Ю-В или С-В. Иногда покойника присыпали красной краской. Остатки кострищ в погребениях и отдельные угли, часто находимые около черепа и ног, возможно указывают на культ огня.

На территории современной Москвы могильники фатьяновской культуры обнаружены у бывших деревень Спас-Тушино и Давыдково; отдельные каменные орудия и оружия найдены в Крылатском, Зюзине, Чертанове и др.
Одной из особенностей фатьяновской культуры называют захоронение животных, особенно медведей. Отсюда можно сделать вывод о наличии медвежьего культа.
В могилу клали весь необходимый для жизни инвентарь: шаровидные сосуды видимо с пищей, рабочие и боевые сверленные каменные топоры (длинной до 13 см., а также топоры из меди и бронзы), кремневые ножи, наконечники стрел, украшения из зубов медведя (а также кабана, волка, рыси и лисицы) и янтаря, наконец куски мяса, на которые указывают находки костей.

Во 2-й половине 2-го тыс. до н.э. на территории современной Воронежской области, Марий Эл, Чувашии и Башкирии (в лесостепном Подонье, Среднем Поволжье и на Южном Урале) распространились племена абашевской культуры, которые, принадлежа к культуре шнуровой керамики и обнаруживая родственные связи со среднеднепровской культурой, следует отнести также к славянам. Фатьяновские племена окончательно поглощены наступавшими абашевскими племенами.
Окончательную точку в истории фатьяновцев ставит дьяковская культура.
Ученые полагают, что в середине II тыс. до н.э. эта культура прекратила свое существование в результате военного поражения фатьяновцев от пришлых, а возможно и местных (волосовских) племен. Часть населения была уничтожена или ассимилирована, а часть переселилась, вероятно, на Среднюю Волгу (территория современной Чувашии), где в течение всего II тыс. до н.э. проживали родственные фатьяновские племена балановской культуры.

Западные популяции фатьяновской культуры породили начало балтским культурам железного века: днепро-двинской и юхновской культурам, а восточные растворились среди местного финно-угорского населения или даже были ими истреблены. Фатья́новская культу́ра — археологическая культура 2 пол. III — сер. II тысячелетия до н. э. (бронзовый век) на территории центральной России. Представляет собой локальный вариант культуры боевых топоров. Культура названа по могильнику, открытому археологом А. С. Уваровым в 1873 году у деревни Фатьяново, вблизи села Толбухино (ныне в Ярославском районе Ярославской области).

нташтинская (квазигородская) культура Южного Заурааья стадиально соответствует начальному этапу эпохи средней бронзы региона и датируется в системе традиционной (или "краткой") хронологии XVIII – XVI вв. до н.э. [Зданович Г.. Зданович Д.. 1995, с. 48-49]. Культура представлена поселенческими комплексами нескольких типов, включая крупные фортифицированные центры, следами разнообразной хозяйственной деятельности (рудники, поля древнего земледелия), грунтовыми и псевдокурганными могильниками, культовыми объектами [Зданович Г.. 1989; Генинг, Зданович, Генинг. 1992: Виноградов, 1995; Зданович Г., Зданович Д., 1995].

В настоящее время материалы синташтинской культуры вызывают большой интерес у специалистов – археологов и историков и широко привлекаются при археологическом моделировании исторического процесса в евразийской степи-лесостепи в бронзовом веке и в этнокультурных реконструкциях. В данной работе предметом специального исследования впервые является общество синташтинской культуры.

Социальным реконструкциям традиционно отводится заметное место в археологии. Вместе с тем пока еще недостаточно разработаны методология и методики таких реконструкций, а их источниковедческая база кажется искусственно ограниченной. Социальные артефакты совсем не являются редкостью в археологии, однако создание хорошей базы источников для социальных реконструкций сегодня прямо связано с совершенствованием методик полевых и лабораторных изысканий, системным использованием естественнонаучных методов, повышением общего уровня культуры археологических исследований.

В данной работе задачи автора ограничены прежде всего описанием синташтинского общества. Проблемы его формирования и развития в основном выходят за рамки нашего исследования.

Археолог, разумеется, не может наблюдать древние социальные структуры в их действии. Поэтому понятия из сферы социальной антропологии отождествляются им с определенными категориями "физической очевидности" (артефактами) и в большинстве случаев имеют статус метафор [Wenke. 1980. р. 345]. Это сказывается на стиле изложения материала. Другое следствие тех же условий наблюдения – выбор "культуры" (а не "общества") в качестве исходного понятия. Культура оценивается как система, состоящая из нескольких взаимодействующих субсистем, одна из которых – социальная. На операционном уровне культура характеризуется как устойчиво повторяющийся комплекс артефактов [Renfrew. 1972: 1984].

В качестве социальных артефактов синташтинской культуры могут быть рассмотрены поселенческие структуры и материалы могильников. Большая часть данных о поселениях и системах расселения носителей синташтинской культуры еще не введена в научный оборот, и социальная интерпретация поселенческих структур, представленная в данной работе, преследует цель сформулировать общие принципы подхода к этим материалам в перспективе. Более определенные заключения допускают данные по исследованным могильникам. Однако и здесь источники не столь значительны в количественном плане. Кроме того, синташтинский погребальный обряд, как и весь облик синташтинской культуры, достаточно вариативен и должен моделироваться прежде всего по принципу дополнительности и мозаики. Всякий новый крупный некрополь может существенно повлиять на общие статистические выкладки и концепты, которые опираются на статистику. Поэтому приведенные ниже обобщения по погребальному обряду следует рассматривать как один из этапов исследования, но не как окончательный итог.

В теме "синташтинское общество" есть лакуны, скудно освещенные источниками, но также есть уже свои штампы и мифы. Очевидной представляется необходимость повышения общего уровня "синташтиноведения" и расширения того вопросника, с которым уместно подходить к синташтинскому археологическому материалу. Поэтому обсуждение социальных аспектов синташтинской культуры, хотя бы в порядке дискуссии, считаем актуальным. Вместе с тем автор вполне сознает, что не все из предлагаемых им концептов достаточно фундированы, и это – задача дальнейших исследований.

Синташтинская культура: история открытия и изучения

Долгое время изучение синташтинских памятников было уделом узкой группы специалистов. Однако события конца 1980-хгодов сделали один из памятников — укрепленное поселение Арка-им — общественным событием. Кратко напомним, как это проис-ходило

. Еще до открытия Синташтинского комплекса в ЮжномЗауралье были известны отдельные находки материалов соответс-твующего облика, но, имея фрагментарный характер и происходяв основном из могильников, они слабо выделялись из числа другихдревностей бронзового века

Синташта — комплекс археологических памятников эпохи бронзы в Брединском районе Челябинской области. Находится на правом берегу реки Синташты (левый приток реки Тобол) между посёлками Рымникский и Мирный. Включает укреплённое поселение Синташта (памятник СП), Большой синташтинский курган (СБ), Синташтинскиймогильник (СМ), Синташтинский III курган (CIII) и Малый (грунтовый) синташтинский могильник. Обнаружен в 1968 году экспедицией Уральского государственного университета. Исследования и раскопки велись Урало-Казахстанской археологической экспедицией под руководством В. Ф. Генинга и Г. Б. Здановича до 1986 годавключительно. В работах по изучению Синташтинского комплекса принимали участие такие уральские археологи, как Л. Н. Корякова, В. И. Стефанов, Н. Б. Виноградов и др.

Укреплённое поселение Синташта в значительной степени разрушено изменившимся руслом реки. В древности имелось кольцо оборонительных сооружений, которые окружали сплошные кварталы крупных жилых построек. Площадь поселения 14,5-15 тыс. м². Основу фортификационных сооружений составляли стена, сложенная из грунта и дерева, и ров. Сохранились два въезда в поселение: южный, обращённый к реке, северный — к храмово-погребальному комплексу и могильнику.

В большом могильнике — 40 могил, в малом — 9. Мужские захоронения сопровождались погребением лошадей: положение их ног имитирует бег[1]. На глиняной керамике встречается орнамент в виде свастики. На одной из стоянок (Кривое озеро) обнаружена боевая колесница, датированная по костям лошади 2026 годом до н. э. Таким образом, носители синташтинской культуры использовали первые сохранившиеся колесницы в истории (изображения боевых колесниц на шумерском артефакте, известном как Урский Штандарт, датируются серединой 3-го тысячелетия до н. э.[2]).

От истока реки Синташты до истока реки Большой Караганки, на которой стоит Аркаим, напрямую километров шесть — через водораздел. А до самого Аркаима — около тридцати километров.

Ближайшее соответствие Синташте — Аркаим[3], который также датируется XXII—XVII вв. до н. э. и близок к Синташте по форме и размерам, однако сохранился в более удовлетворительном состоянии. Как и в случае с Аркаимом, атрибуция представляет известные сложности. Наиболее общепринято мнение, что поселение принадлежало раннему иранскому (или даже индо-иранскому) этносу[4].

Андро́новская культу́ра (культу́рно-истори́ческая о́бщность) — общее название группы близких археологических культур бронзового века, охватывавших в XVII—IX веках до н. э. Западную Сибирь, западную часть Средней Азии, Южный Урал.

История открытия[править | править исходный текст]

Название происходит от деревни Андроново около города Ачинска, где в 1914 году А. Я. Тугариновым были обнаружены первые захоронения.

Андроновская культура была выделена советским археологом С. А. Теплоуховым в 1927 году. Исследования также проводились археологом К. В. Сальниковым, который в 1948 году предложил первую классификацию памятников андроновской культуры. Он выделял три хронологических этапа: фёдоровский, алакульский и замараевский.

В настоящее время в составе андроновской культуры выделяется по меньшей мере 4 родственных культуры:

· Синташта-Петровка-Аркаим (Южный Урал, северный Казахстан, 2200—1600 до н. э.,

·Укрепление Синташта в Челябинской области, датируемое 1800 до н. э.;

·Поселение Аркаим, также в Челябинской области, датируемое 1700 до н. э.;

· Алакуль (2100—1400 до н. э.), в районе между реками Амударья и Сырдарья, пустыня Кызылкум;

· Алексеевка (1300—1100 до н. э.) в восточном Казахстане, влияние Намазга-Тепе VI в Туркмении

· Ингальская долина на юге Тюменской области, в которой последовательно сменяют друг друга памятники алакульской, фёдоровской и саргатской культур[1][2]

· Фёдорово (1500—1300 до н. э.) в Южной Сибири (впервые встречается кремация и культ огня);

· Бешкентский район — Вахш (Таджикистан), 1000—800 до н. э.

Андроновская культура развивается на базе ямной. Распространение андроновской культуры происходило неравномерно[3]. На западе она доходила до района Урала и Волги, где контактировала со срубной культурой. На востоке андроновская культура распространилась до Минусинской котловины, частично включив в себя территорию ранней афанасьевской культуры[4]. На юге отдельные материальные памятники обнаружены в районе горных системКопетдага (Туркмения), Памира (Таджикистан) и Тянь-Шань (Киргизия) — в область расселения дравидоязычныхплемен[5][6][7][8][9][10][11]. Северная граница распространения андроновской культуры совпадает с границей тайги. В бассейне Волги ощущается заметное влияние срубной культуры. Керамика типа Фёдорово обнаружена в районеВолгограда.

В сибирских степях сложился единый для всех андроновцев хозяйственно-культурный тип пастухов-скотоводов и земледельцев, Андроновцы жили оседло в долговременных полуземлянках. Их поселки располагались в долинах рек, богатых пастбищами и плодородными землями, пригодными для земледелия. В стаде преобладали крупный рогатый скот, овцы, лошади. Андроновцы стали первыми в азиатских степях наездниками. Скот большую часть года содержался на пастбищах под наблюдением пастухов, а зимой — в специальных загонах. Злаки возделывались на легких для обработки пойменных землях. Почва обрабатывалась вручную каменными и бронзовыми мотыгами. Охота и рыболовство большого значения в хозяйственной жизни не имели.

Андроновцы были племенами металлургов. Они обладали медными и оловянными рудниками и поставляли металл далеко на запад. Их литейщики обеспечивали широкое производство орудий труда (серпов, топоров, кельтов) и оружия (кинжалов, втульчатых наконечников, копий с листовидным пером), в том числе и за пределы андроновского ареала. Разрабатывались месторождения медной руды в Алтайских горах, а также в Казахстане.

Освоив степь и лесостепь, андроновцы в поисках новых полей и пастбищ по долинам рек проникали в таёжную зону, где смешивались с аборигенным населением. В результате на юге западносибирской тайги сложились андроноидные культуры (черкаскульская, сузгунская, еловская), сочетавшие местные и пришлые традиции. Под влиянием андроновской культуры у носителей этих культур сложились собственные бронзолитейные центры, сыгравшие большую роль в распространении металла в таежной зоне.

Жилища представляли собой полуземлянки и наземные бревенчатые хижины. Некоторые поселения (например, поселения в районе Петровки и Боголюбово) окружались рвами и валами, земля для которых бралась при отрывке рва. По верху валов сооружался деревянный частокол. Для проезда внутрь были оставлены перемычки во рву, а в валу устроены ворота для проездаколесниц.

Погребения производились в ямах с каменными насыпями, иногда окружались оградами из каменных плит. Встречаются захоронения с использованием деревянной облицовки. Умерших укладывали в скорченном положении, кисти рук укладывались перед лицом. В погребениях находят кремнёвые наконечники стрел, бронзовые орудия и оружие, украшения, керамику.

археологическая культура эпохи бронзы. Выделена в 20-х гг. 20 в. С. А. Теплоуховым. Названа по деревне Андроново близ Ачинска. А. к. рассматривается как условное название для общности культур, частично родственных, распространённых на территории Казахстана, Зап. Сибири, юж. Приуралья. На З. она контактирует со срубной культурой. О границах территории, основных чертах входящих в эту общность локальных культур среди исследователей общего мнения нет. Нет единства и в вопросе о точном времени её существования. Ориентировочно датируется серединой и 2-й половиной 2-го тыс. до н. э. Памятники культур андроновской общности представлены различного типа поселениями (с остатками полуземляночных и наземных жилищ) и могильниками (с трупоположениями, реже — с трупосожжениями), часто отмеченными круглыми низкими насыпями и иногда оградками из камней. В погребениях находят: кремнёвые наконечники стрел, бронзовые орудия и оружие, медные и пастовые бусы, золотые и медные серьги с раструбом. Керамика, как правило, плоскодонна — орнаментированные горшки, банки и прямоугольные «блюда».





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 546 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...