![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Из числа новозаветных событий «Поклонение волхвов» встречается в катакомбной живописи до десяти раз, двадцать раз встречается сюжет «Воскрешение Лазаря». В этих композициях Иисус Христос в образе юноши держит в правой руке жезл и касается им спеленутой мумии, стоящей в гробнице.
В катакомбной живописи впервые появляются изображения Спасителя, Богоматери и апостолов. Основоположник отечественной церковной археологии и музейного дела Николай Васильевич Покровский (1848–1917) в своих замечательных «Очерках памятников христианского искусства» отмечает, что «в истории изображений Спасителя следует различать три главнейших момента: символические изображения, изображения прямые в античном типе и изображения византийского типа».
В первоначальную эпоху христианства Иисус изображался в виде Доброго Пастыря, Агнца, Орфея. Здесь Он является, выражаясь словами Покровского, «молодым человеком без бороды, с короткими или длинными волосами, в плаще, с жезлом в правой руке или свитком, как символом учительства, с мягкими и симпатичными чертами лица и стройным телосложением».
Античный тип Иисуса Христа оставался господствующим в христианском искусстве до IV столетия, когда складывается «византийский тип»: лицо спасителя принимает строгий характер, волосы длинные, появляется борода. Крестчатый нимб украшает голову.
В VIII веке появляется «литературный портрет» Спасителя, принадлежащий Иоанну Дамаскину: «Он был высок и строен, имел прекрасные глаза, прямой нос, вьющиеся волосы, черную бороду, голову, склоненную несколько вперед, цвет тела желтоватый, как пшеница, подобно своей матери, сросшиеся брови».
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 404 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!