Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Чудо источения воды. Катакомбы св. Каллиста



Здесь же, в подземельях, при свете факелов художники оформляли погребальные камеры-кубикулы фресковой живописью. Таким образом, в подземном городе-музее сохранилось раннехристианское искусство — от апостольских времен до утверждения христианства как государственной религии.

Большой интерес представляют христианские символы катакомб: в них просматривается связь с древнейшей космологией. Так, известно, что монограмма Христа в форме колеса с шестью или восемью спицами восходит к древнейшим временам. Она составлена из греческих букв либо самих по себе, либо объединенных с крестом. Иногда этот знак вписан в круг. Не вызывает сомнения солярная природа этого круга: на некоторых надписях в катакомбах он испускает лучи, имеющие руки, — элемент, сходный с солярными эмблемами Древнего Египта.

Монограмма Христа часто расположена между буквами «альфа» и «омега», обозначающими начало и конец. Комбинация креста, монограммы и круга символизирует Христа как духовное единство Вселенной. Солнце (круг) — космический образ животворящего Слова. Крест Христов господствует над Космосом. Он — Судия мира, поэтому данная монограмма является также символом победы. Император Константин запечатлел этот знак на своем знамени, возвестив тем самым, что вселенское предназначение римского императора осуществилось во Христе.

Деталь живописного оформления
в кубикуле «Доброго Пастыря»

Один из самых основательных исследователей средневекового искусства, немецкий ученый Макс Дворжак, в статье «Живопись катакомб начала христианского искусства» (1924) убедительно показывает, что эта живопись «не только иконографически, но и по всему своему художественному характеру значительно отличается от современного позднеантичного искусства и притом почти что во всех отношениях».

По мнению Дворжака, изображения в катакомбах находятся в самой тесной связи с заупокойными молитвами. Творческим методом катакомбной живописи является не реалистическое воспроизведение тварного мира, а так называемый «позднеантичный импрессионизм» — передача ощущения, попытка воспроизвести духовную реальность в зримых образах.

Перед нами совершенно новая художественная ориентация. Отсутствует всякий рельеф, телесность сводится до минимума, объемное, пластически трехмерное устраняется почти совсем. Фигуры, подобно теням, возникают из некоего неоформленного, свободного пространства. Катакомбные художники стремятся отобразить идеальный мир, связанный с их религиозными представлениями. Все эти изображения являются символами, освобожденными от времени и земных границ, находящимися в мире бесконечного.

«Таким образом, — говорит Дворжак, — по содержанию катакомбную живопись отличают от современного ей классического искусства две важные особенности: 1) смысл и цель художественного произведения совершенно смещаются ради отвлеченного, мысленного, богословского содержания; 2) для понимания этого содержания в гораздо большей степени, чем когда-либо в античности, необходимы участие, знание и субъективное мышление зрителя».

В живописи появились те новые качества, которые историки искусства позднее назовут «психологизмом», «духовностью», «экспрессивностью». Этот трагизм образов, неведомый до того времени, знаменовал начало христианского искусства. Катакомбное изобразительное искусство, которое зародилось и развивалось в недрах земли, изолированное от «обычного» зрителя и «обычных» эстетических критериев оценки, заговорило новым языком — контрастным, предельно лапидарным и предельно живописным.





Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 329 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...