Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Когда родился Иисус Христос?
На первый взгляд, очень простой вопрос. Однако ответить на него не так уж и просто, поскольку ни 25 декабря, ни 7 января не являются историческими датами рождения Иисуса Христа.
Почему же Рождество празднуется именно в эти дни? Для получения ответа нужно углубиться в историю христианства.
В первые три столетия его существования не было празднования рождения Христа. Был общий праздник Теофании, или Богоявления, который праздновался 6 января и как рождение Христа и Его крещение, и воспоминание о чуде в Канне Галилейской, воскресение Лазаря и др. события, свидетельствующие о пребывании Иисуса на земле. Однако конкретная дата рождения Христа никого не интересовала.
Что же заставило христиан установить точную дату? Как это не удивительно - ереси. Среди них арианство, которое утверждало, что Иисус не был Богом, а всего лишь талантливым человеком. И за помощь, оказанную Им Богу-Отцу в деле искупления человечества, благодарный мир наделил Христа титулом Божьего Сына.
Арианство было осуждено первым Никейским Вселенским собором в 325 году. Но одно дело осудить, а другое остановить распространение ереси. Выход из этой сложной ситуации нашёл папа римский Юлий I, установив праздник рождения Иисуса Христа. Но нужно было ещё установить конкретный день. Идеальным для этого показался праздник "непобедимого солнца", который "привёз" в Рим в III столетии император Аврелий, провозгласив солнце главным покровителем Римской империи.
Праздник быстро прижился и стал популярным в народе. В то время, в результате отсутствия элементарных знаний, уменьшение протяжённости светового дня всегда вызывало тревогу. А победит ли солнце темноту и холод? 25 декабря давало утвердительный ответ. Солнце побеждает всегда. С другой стороны, в Библии было много сравнений Иисуса Христа со светом. Таким образом, языческий праздник "непобедимого солнца" органично перевоплотился в праздник рождения Непобедимого Сына Божьего.
СIV столетия празднование Рождества Христова начинают отмечать и в Риме.
Остальные христианские церкви не сразу приняли нововведение. Далее оно распространяется на севере Африки (360 г.), Испании (380 г.), а также в Константинополе, Иерусалиме и других провинциях Римской империи. А в 535 году император Юстиниан выдал декрет, в котором провозгласил этот праздник государственным в Римской империи.
Рождественские праздники органично слились так же и с украинскими дохристианскими зимними праздниками, которые начинались накануне Рождества Христова. "Святий веч1р" - это семейный праздник, своеобразный спектакль, актёрами которого были все члены семьи, как живые, так и мёртвые. Готовились 12 постных блюд, которые в каждой отдельной местности могли быть разными, но обязательным и главным блюдом должна была быть кутя.
После "святково! вечер1" старшие дети разносили кутю близким родственникам. На следующий день заканчивался пост и начинался праздник Рождества Хрис-тового. На Рождество начинали колядовать. Украинские колядки очень часто и по сей день носят ярко выраженный дохристианский характер. Есть очень много народных примет, связанных с рождественскими праздниками. Например: если в первые три дня праздника иней держится на деревьях - это к богатому урожаю хлеба; если в эти дни тепло - к холодной весне; если ночью много звёзд - к урожаю ягод и т.д.
Без сомнения, празднование Рождества Христова есть символичная дата, которая удачно наложилась на языческие праздники "рождения" солнца и поэтому не может считаться чисто христианским праздником.
(В статье использованы материалы Громадсько-пол1тичного тижневика "Рщне м1сто мое", 8-12 с1чня 2002 р., м. Кшв).
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 264 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!