Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Каждый человек, включая маленького ребёнка, желает иметь друзей для развлечения и общения, а также для того, чтобы учиться у них, перенимать их опыт в каких-то делах, вместе трудиться и зарабатывать на жизнь дозволенными способами, отдаляясь от запретного, а также для других одобренных Шариатом целей, чтобы дружба эта приносила пользу тем, кого она связывает. Давайте же перечислим нормы, касающиеся дружбы, а также права друзей для пожилых и молодых людей, а также для женщин и девушек, утверждённые исламом:
1. Запрет на совместное пребывание и общение представителей обоих полов. Ислам разрешает совместное пребывание и общение мужчин и женщин только в случае необходимости, когда речь идёт об обучении, свидетельстве, помолвке, лечении или деловой операции, чтобы избежать причинения обиды и вреда, а также совершения непристойных действий или прелюбодеяния.
2. Желательно навещать праведных друзей. Ислам побуждает нас навещать наших братьев по вере, чтобы узнать, как у них дела,
помочь им, если они нуждаются в помощи, и ради поддержания связи дружбы и любви ради Аллаха, существующей между нами. При этом намерение наше должно быть искренним, и мы не должны навещать друзей ради достижения каких-то корыстных, мирских целей. Такова обязанность мусульманина по отношению к своему брату по вере.
Пророк сказал:
«Пять вещей входят в число обязанностей мусульман по отношению друг к другу: отвечать на приветствие, навещать больного, провожать погребальные носилки, принимать приглашение и желать блага чихнувшему».
А в версии Муслима говорится: «Мусульманин имеет шесть прав в отношении другого мусульманина». Люди спросили: «Какие именно,
о Посланник Аллаха?» Он сказал: «Если ты встретишь [мусульманина], то приветствуй его, если он пригласит тебя, прими его приглашение, если он попросит у тебя совета, дай ему совет, если он чихнёт и воздаст хвалу Аллаху, пожелай ему блага, если он
заболеет, навести его, а если он умрёт, то проводи его в последний путь». Ат-Тирмизи и ан-Насаи приводят похожие хадисы.
Навещать брата по вере с искренним намерением ради Аллаха
желательно с точки зрения Шариата. Абу Хурайра передаёт, что Пророк сказал:
«Как-то раз один человек отправился навестить своего брата [по вере], жившего в другом селении, а Всевышний Аллах велел ангелу поджидать его на той дороге, которой он шёл. Когда этот человек подошёл к нему, ангел спросил: "Куда ты идёшь?" Он ответил: "Я хочу навестить своего брата [по вере], живущего в этом селении". Ангел спросил: "Может быть, ты оказал ему какое-нибудь благодеяние, а теперь стремишься получить благодаря этому пользу?" Этот человек ответил: "Нет, поистине, я просто люблю его ради Аллаха Всевышнего". Тогда ангел сказал: "Я же, поистине, послан к тебе Аллахом, чтобы сказать, что Аллах полюбил тебя так же, как ты полюбил этого человека ради Аллаха!"» [Муслим].
А в другом хадисе сказано:
«К тому, кто навещает больного или посещает брата своего, делая это ради Аллаха, обращается глашатай, который говорит: "Да будешь ты доволен, и да будет благословенным твой путь, и да обретёшь ты жилище в Раю!"»
[Ибн Маджа; ат-Тирмизи (приведена его версия; хороший хадис); Ибн Хиббан. Со слов Абу Хурайры].
Когда человек навещает своего брата по вере, это приносит ему довольство Аллаха. Му'аз ибн Джабаль передаёт, что Посланник
Аллаха сказал, передавая от Господа:
«Моя любовь станет обязательной для тех людей, которые любят друг друга ради Меня, собираются вместе ради Меня, навещают друг друга ради Меня и помогают друг другу ради Меня» [Малик. Хадис с хорошим иснадом].
Желательно посещать людей время от времени, а не часто, поскольку Пророк сказал: «Приходи реже, милее будешь»
[Ат-Табарани. Со слов Абдуллаха ибн Амра; аль-Баззар. Со слов Абу Хурайры].
3. Выбор хорошего, праведного товарища. Мусульманин должен
выбирать хорошего, праведного друга, верующего и богобоязненного, и остерегаться дурных товарищей. Ведь хороший товарищ приносит человеку пользу, указывает ему на благое и помогает ему следовать прямым путём, а дурной товарищ приукрашивает ему ослушание Аллаха и порицаемое. Пророк сказал:
«Не бери себе в друзья никого, кроме верующих, и пусть не ест твою еду никто, кроме богобоязненных» [Ахмад; Абу Давуд; ат-Тирмизи; Ибн Хиббан; аль-Хаким. Со слов Абу Са'ида аль-Худри].
Друзья и собеседники оказывают влияние друг на друга, это несомненно, даже если сами они этого не чувствуют — это
происходит помимо их воли. Пророк сказал: «Человек следует путём лучшего друга, пусть же каждый из вас смотрит, кого берёт
в друзья» [Абу Давуд; ат-Тирмизи (хороший хадис). Хадим с
достоверным иснадом].
А в другом хадисе сказано:
«Поистине, праведный товарищ и дурной товарищ подобны продавцу мускуса и человеку, раздувающему кузнечные меха. Что касается продавца мускуса, то он может либо подарить тебе что-нибудь из своего товара, либо ты купишь у него что-то, либо ощутишь исходящий от него аромат. Что же касается раздувающего меха, то он либо прожжёт твою одежду, либо ты ощутишь исходящее от него зловоние» [Аль-Бухари; Муслим].
Сказанное подтверждает и другой хадис:
«Люди бывают разного сорта, подобно золоту и серебру, и те, которые были лучшими во времена невежества, остаются лучшими и в исламе, если только они обрели понимание религии. Душ — великое множество, и те, которые узнают друг друга, соединяются, а те, которые не знают друг друга, остаются разными» [Муслим. Со слов Абу Хурайры].
Результатом благой дружбы, основанной на любви ради Аллаха, ненависти ради Аллаха и совершении всего того, что вызывает довольство Аллаха и отдалении от всего, что вызывает Его недовольство, становится спасение в мире вечном и соседство и дружба в Садах вечности. Всевышний Аллах сказал:
Дата публикования: 2015-01-14; Прочитано: 829 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!