Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Практикум. · Прочитайте фрагмент статьи и определите, что позволяет рассматривать данного автора в семиологической перспективе



· Прочитайте фрагмент статьи и определите, что позволяет рассматривать данного автора в семиологической перспективе.

«…Если свести все образы многочисленных военных конфликтов в один цельный обобщенный образ, то этот сверхобраз будет иметь сложную многоуровневую структуру. На наш взгляд, в этой структуре для удобства рассмотрения целесообразно выделить три основных уровня:

1) мега-, 2) макро- и 3) микро-. Первый уровень - мегаобразный - имеет нарративный характер. Природа соответствующих образов мифологична и наиболее сходна со структурой сказок, выявленной в структурно-семиотических анализах. Назовем эти нарративы легендами и выделим в них два основных вида: "обыкновенная война" и "странная война". Легенда обыкновенной войны может быть представлена в двух основных вариантах - как "праведная" и как "неправедная" война. Легенда о праведной войне является базовой, ее классическая структура раскрывается на уровне макрообразов - это борьба добра со злом. Зло начинает (или провоцирует) войну, но после всех перипетий добро победит. "Добро" на макроуровне представлено образом героя", а "зло", соответственно, -"образом врага", или в более обобщенном виде "антигероя". Вся война - это борьба "героя" с "антигероем". "Антигерой" - инициатор войны, и вся ответственность за нее лежит на нем. Он сам "плохой" и все, что он делает - "плохо". Другое дело "герой". По законам легенды, он завершит войну победой над "антигероем". В отношении войн прошедших (например, Великой Отечественной войны) эта схема наполняется конкретным содержанием. Что касается войн идущих или будущих, то в этом случае "легенда" выступает в качестве "сценария" дальнейшего хода событий. Здесь главное- распределить роли "героев" и "антигероев". По сути, утверждением в информационном пространстве нужных сценариев и занимается пропаганда в ходе военных конфликтов. Сторона "героя", в свою очередь, представлена целой когортой субобразов. Среди них можно выделить "образ солдата", "офицера", "военачальника", "труженика тыла" и т.д. Кроме того, "герой" может быть расширен до "образа армии", "высшего военного и/или политического руководства", отдельных социальных групп или "воинских частей". Рядом с "героем" стоит и "образ союзника". Заданное в нарративе отношение к "союзнику" можно охарактеризовать как слегка ироническое. Это не он "герой", поэтому он не может сравниваться с главным действующим лицом в доблести. В противном случае он может стать "согероем" и разделить лавры окончательной победы над "врагом". По своей роли "союзник" неловок, порой хитроват, часто же он просто мешается под ногами, нарывается на неприятности, и "главному герою" приходится его выручать. В лучшем случае "союзник" получает статус "хорошего помощника". Союзником считается и перебежчик со стороны "врага", его статус завышается очень высоко. Легкость присвоения "перебежчику" статуса "согероя", а порой и "сверхгероя" не случайна. Из-за своего двусмысленного положения он не может играть самостоятельную роль, он может быть только "плюсом" к "герою". "Перебежчик" не мыслится без "героя" и не может быть равен ему еще и потому, что самим фактом своего действия, своей роли, он изначально признает первенство "героя". Кроме того, как модель поведения, представленная в СМИ, роль "перебежчика" должна привлекать всех, кто примет ее, своим высоким статусом и подчеркнуто почетным отношением, а не отпугивать моральным ущербом и клеймом "предателя". Аналогичной системой образов представлена и категория "антигероя". Главное место в этой системе занимает "образ врага", именно он выступает основным противником "героя". По "легенде", "враг" - само олицетворение зла, поэтому часто изображается в виде образов архетипического характера "дьявола", "зверя", "дракона" и прочих мифологических чудовищ...» (Бурганова, Л.А. Реконструирование образа военного конфликта (по материалам СМИ) /Л.А.Бурганова, П.А.Корнилов // Социс. - 2003. - № 6. - С.56-63.).

· Проанализируйте телевизионный рекламный ролик с точки зрения семиотики и дискурсивного анализа. Для этого сделайте транскрибирование текста, записав в два столбца «синхронно» видео- и аудио-образы. Затем попытайтесь выявить систему означающее-означаемое, бинарные оппозиции, денотации и коннотации и т.п.

Формы контроля: семинар, практикум.

Основная литература

Аберкромби, Н. Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер. – Казань: КГУ, 1997. – 407 с. (Смотри статьи: Денотация, Дискурс, Миф, Семиотика)

Бурганова, Л.А. Постмодернистская социология: учебное пособие / Л.А. Бурганова. - Казань: КГТУ, 2004. – 118 с.

Мечковская, Н.Б. Социальная лингвистика /Н.Б. Мечковская. - М.: Аспект Пресс, 1994. – 207 с.

Соколов, А.В. Общая теория социальной коммуникации / А.В.Соколов. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2002. – 461 с.

Тузиков, А.Р. Западная теория идеологии: от критики «ложного сознания» к анализу дискурса масс медиа /А.Р.Тузиков. - М.: Соц.-гуманит. знания, 2002. – 290 с.

Дополнительная литература

Басин, Е.Я. Искусство и коммуникация (очерки из истории философско-эстетической мысли) / Е.Я. Басин. - М.: Московский общественный научный фонд; ООО «Издательский центр научных и учебных программ», 1999. - 240 с.

Барт, Р. Избранные работы / Р. Барт; сост., общ. ред. и вступ. ст. Г. К. Косикова. - М.: Прогресс, 1989 - 616 с.

Бергер, А. Нарративы в массовой культуре, средствах массовой информации и повседневной жизни / А. Бергер // Контексты современности 2: хрестоматия. - Казань: АБАК, 1998. – C.13-24.

Конецкая, В.П. Социология коммуникаций // В.П. Конецкая. - М.: Международный университет бизнеса и управления, 1997. – 304 с.

Коновалова, Ж.Ф. Смыслы мифа: мифология в истории и культуре / Ж.Ф.Коновалова. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского философского общества, 2001. – 300 с.

Корнилов, П.А. Конструирование образа военного конфликта средствами массовой информации: социологический анализ: дис. … канд. соц. н-к / П.А. Корнилов. - Казань: КГТУ, 2002. - 208 с.

Майнхоф, У. Дискурс / У. Майнхоф // Контексты современности 2: хрестоматия. – Казань: АБАК, 1998. – C.11-13.

Назаров, М.М. Массовая коммуникация и общество / М.М. Назаров. - М.: «Аванти плюс», 2003. – 428 с.

Рекламный текст: семиотика и лингвистика / под. ред. Ю.К.Пироговой, П.А.Паршина. - М.: Академический проект, 2000.

Семиотика: антология / под ред. Ю.С. Степанова. - М.: Академический проект, 1998 (См. статьи следующих авторов: В.Пропп, К.Бремон, Ч.С.Пирс, Ж.Пиаже, Р.Барт, К.Леви-Строс и др.).

Семинар 7. Управление массовой коммуникацией: журналистские принципы отбора новостей

(организационный подход)

Вопросы и темы для дискуссионного обсуждения

Какое влияние на организационный подход оказал символический интеракционизм?

В чем значение социологии организаций для рассматриваемого подхода к коммуникации?

Какое влияние оказывают повседневные журналистские практики на содержание массовой коммуникации?

Почему новости, согласно авторам подхода, «делаются»?





Дата публикования: 2015-01-13; Прочитано: 296 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...