Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Тропы (лексические средства)
Эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчёркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему (поле чистое, море синее, солнце красное)
Сравнение - сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого. Выражается различными способами:
1) формой творительного падежа (Снежная пыль столбом стоит в воздухе);
2) посредством подсобных слов: как, точно, будто, словно, подобно, как будто (Анчар, как грозный часовой, / Стоит один во всей вселенной.);
Метафора - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, вместо другого слова, потому что между обозначенными предметами есть сходство по форме, по цвету, по значению и т.д. (Тихо дремлет река. Облетел головы мой куст)
Метонимия - слово или выражение, употребляемое в переносном значении, на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами и явлениями. Связь эта может быть:
- между содержимым и содержащим (Я три тарелки съел);
- между автором и произведением (Белинского и Гоголя с базара понесут);
- между предметом и материалом из которого он сделал (Не то на серебре – на золоте едал);
- между местом и людьми, находящимися на этом месте (Всё поле охнуло)
Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними:
- единственное число вместо множественного (Там стонет человек от рабства и цепей);
- множественное число вместо единственного (Мы все глядим в Наполеоны);
- часть вместо целого (Нуждаюсь в крыше для моего семейства);
- родовое название вместо видового (Ну что ж, садись, светило (вместо солнца)
- видовое название вместо родового (Пуще всего береги копейку (вместо деньги)
Олицетворение – изображение неживых предметов в виде живых (О чём ты воешь, ветер ночной, о чём так сетуешь безумно)
Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков (царь зверей –лев)
Гипербола – чрезмерное преувеличение (В сто сорок солнц закат пылал)
Литота – чрезмерное преуменьшение (Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка)
Фигуры (синтаксические средства)
Анафора (единоначатие) – повторение отдельных слов или оборотов в начале отрывка
Клянусь я первым днём творенья,
Клянусь его последним днём…
Эпифора (концовка) – повторение слов или выражений в конце смежных отрывков, предложений (Мне хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?)
Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи (Твой умок глубок, что море. Твой дух высок, что горы.)
Антитеза – оборот, в котором резко противопоставляются какие-либо понятия (Я – царь, я – раб, я – червь, я – бог)
Оксюморон (остроумно-глупое) – соединение двух понятий, логически исключающих одно другое (живой труп)
Градация – такое расположение слов, при котором каждое последующее значение усиливает производимое впечатление (Я победил его, разгромил, уничтожил)
Инверсия – необычный порядок слов с целью усилить выразительность речи (растёт дерево, книги три)
Эллипсис – пропуск какого-либо подразумеваемого члена предложения (Мы сёла – в пепел, грады в прах)
Умолчание – оборот речи, заключающийся в том, что автор сознательно не до конца выражает мысль, предоставляя читателю самому догадаться (Нет, я хотел… быть может, вы… я думал)
Парцелляция – стилистический приём расчленения фразы на части и даже на отдельные слова (интонационная экспрессия, отрывистое произношение) (Мы время проведём у печки. В Империи. Зимою. Как в Переделкине, как под Москвою)
Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 826 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!