Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Творчество Рафаэля Санти (1483 – 1520 гг.)



С творчеством Рафаэля в истории мирового искусст­ва связывается представление о воз­вышенной красоте и гармонии. Принято считать, что в созвездии гениальных мастеров Высокого Воз­рождения, в котором Леонардо оли­цетворял интеллект, а Микеланджело — мощь, именно Рафаэль был главным носителем гармонии. Ко­нечно, в той или иной степени ка­ждый из них обладал всеми этими качествами. Несомненно, однако, что неустанное стремление к свет­лому совершенному началу прони­зывает всё творчество Рафаэля, со­ставляет его внутренний смысл.

Рафаэль первоначально учился в Урбино у своего отца, затем у мест­ного живописца Тимотео Вите. В 1500 г. он

переехал в столицу Умбрии Перуджу, чтобы продолжить образование в мастерской известно­го живописца, главы умбрийской школы Пьетро Перуджино. Молодой мастер быстро превзошёл своего учителя. В юношеском возрасте создаёт произведения “Сон рыцаря”, “Три грации”.

Рафаэля называют Мастером Ма­донн.

Настроение душевной чисто­ты, ещё несколько наивное в одной из его первых небольших картин — “Мадонна Конестабиле”. Композиция полна света и лиризма. Зритель чувствует тонкие душевные переживания Девы Марии.

Лучшее произведе­ние раннего периода Рафаэля — “Обручение Марии”. Про­исходящая на фоне чудесной архи­тектуры сцена обручения Марии и Иосифа представляет собой образ высокой красоты. Эта небольшая картина уже целиком принадлежит искусству Высокого Возрождения. Главные действующие лица, группы девушек и юношей покоряют своим естественным изяществом. Вырази­тельны, певучи, метки и пластичны их движения, позы и жесты: напри­мер, сближающиеся руки Марии и Иосифа, надевающего ей на палец кольцо. В картине нет ничего лишнего, второстепенного.

Золотистые, красные и тёмно-зелёные тона, созвучные с мягкой голубизной неба, создают праздничное настроение.

В 1504 г. Рафаэль переезжает во Флоренцию. Здесь его творчество обретает зрелость и спокойное вели­чие. В цикле Мадонн он изображает молодую мать с Младенцем Христом и маленьким Иоанном Крестителем на фоне пей­зажа. Особенно хороша “Мадонна в зелени”. В картине исполь­зована пирамидальная композиция Леонардо, а колориту присуща тонкая гармония красок. Успехи Рафаэля были настолько значительны, что в 1508 г. его при­гласили к папскому двору в Рим. Ху­дожник получает заказ на роспись парадных апартаментов Папы, так называемых станц (комнат) в Ватиканском дворце.

В этих помещениях Рафаэль и его ученики украсили потолки позо­лоченным стуком и росписями, пол выложили

узорчатым мрамором, а каждую стену до декоративной пане­ли покрыли многофигурными фрес­ками. Росписи ватиканских станц (1509—1517 гг.) принесли Рафаэлю славу, выдвинули его в ведущие мас­тера не только Рима, но и Италии.

Первое помещение называется Станца дела Сеньятура. В этой станце находятся самые знаменитые росписи Рафаэля: фреска “Диспута”, посвящённая богословию, “Афинская школа” – философии, “Парнас” – поэзии, “Мудрость, Умеренность и Сила” – правосудию.

Станца д’Элиодоро получила название от главной фрески “Изгнание Илиодора”. Над этой фреской Рафаэль работал вместе с помощниками. Фрески “Месса в Больсене” и “Чудесное освобождение апостола Петра из темницы” принадлежат целиком его кисти.

Третья, Станца дель Инчендио, в росписях которой Рафаэль прямого участия не принимал, сильно уступает предшествующим.

Как и прежде, Рафаэль вновь об­ращается к излюбленному образу Ма­донны с Младенцем. Мастер гото­вится к созданию своего великого шедевра — “Сикстинской Мадон­ны” для церкви Свя­того Сикста в Пьяченце.

В истории искусства “Сикстинская Мадонна” — образ совершенной красоты. Эта большая алтарная картина изобра­жает не просто Божественную Мать с Божественным Младенцем, а чудо явления Небесной Царицы, несу­щей людям своего Сына как искупительную жертву. В обрамлении зелё­ных занавесей на светлых облаках стоит Мария с Младенцем на руках. Взгляд её тёмных без блеска глаз устремлён мимо и как бы сквозь зрителя. Этому взору доступно то, что скрыто от других. В образе Христа, крупного красивого ребёнка, угадывается что-то не по-детски напряжённое и провидческое. Слева от Мадонны папа Сикст IV в молитвенном умилении созерцает чудо. Благоговейно потупившая взор Святая Варвара, принадлежащая, как и Мария, небесам, легко парит в облаках. Два ангелочка, облокотившиеся на парапет, смотрят вверх и возвращают внимание зрителя к центральному образу.

Впервые в творчестве Рафаэля рели­гиозный образ устанавливает пол­ный контакт со зрителем. Это и оп­ределяет высокую и волнующую человечность картины.

В последние годы жизни Рафаэль создаёт росписи римской виллы Фарнезина. В её главном зале находится фреска “Триумф Галатеи”. Морская нимфа Галатея плывёт по морю на раковине, которую влекут дельфины. Окружающие её фанта­стические существа и летящие маленькие амуры образуют проникнутую ликующей радостью композицию.

Под руководством Рафаэля в 1519 году была завершена роспись так называемых Лоджий – построенной Браманте большой арочной галереи на втором этаже Ватиканского дворца. Многочисленные декоративные фрески были исполнены учениками Рафаэля по его рисункам.

Рафаэль был замечательным мастером рисунка. Значительный вклад он внёс и в архитектуру. Вошёл в историю живописи как первый современный портретист (“Донна Велата”, “Немая”, “Портрет Юлия II”, автопортреты).

Рафаэль умер в возрасте 37 лет и был погребён в римском Пантеоне, где его прах покоится и поныне.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 495 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...