Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Живопись. В искусстве итальянского Возрождения настенная живопись занимала господствующее место



В искусстве итальянского Возрождения настенная живопись занимала господствующее место. Она выполнялась в технике фрески - красками, приготовленными на воде. Основой под роспись служила сырая или сухая штукатурка стены.
Одним из основоположников Проторенессанса был крупнейший итальянский мастер Ченни ди Пеппо, больше известный как Чимабуэ. Представитель Флорентийской школы позднего дученто. Он создал целый ряд великолепных монументальных произведений, где умело передал драматичность образов. Художник, используя с воём творчестве традиционные образы и сюжеты, нередко отступал от канонов византийской иконописи, внося в них собственное осмысление мира. Самыми известными работами живописца является цикл фресок трансепта церкви Сан-Франческо (Ассизи, 13 в.), “Распятие” в церкви Сан-Доменико (Аренцо, 13 в.), алтарный образ “Мадонна Санта-Тринита” (Флоренция, 13 в.).

Во второй половине 14 века в Италии на первое место вышла живописная школа Сиены. Город Сиена соперничал с Флоренцией во всём, в том числе и в искусстве. Здесь были созданы собственные традиции. Основателем Сиенской школы был Дуччо ди Буонинсенья. В своем творчестве придерживался традиций византийской школы иконописи. Одной из его крупных работ является алтарный образ “Маэста” (“Величие”). В центре композиции - Мадонна с младенцем. Их окружают святые и ангелы. Произведение содержит и сцены из жизни Богоматери и Христа. Оборотная сторона произведения состоит из множества изображений на темы “Страстей Господних” (страдания Христа во время последней недели Великого Поста).

К кругу Дуччо принадлежит Симоне Мартини – крупнейший мастер сиенской живописи 14 века. Ему принадлежит заслуга в раскрепощении сиенской живописи от гнёта византийских традиций и придании ей светского характера, красоты и декоративной выразительности. Симоне Мартини работал в утончённом стиле “интернациональной готики”, названном так потому, что он использовался во многих европейских странах. Живопись Мартини, изысканная и торжественная, с грациозными удлинёнными фигурами, изобилует поэтическими деталями.

Фреска “Маэста” — двухсторонний алтарный образ с изображением Мадонны - покровительницы города Сиены. На лицевой стороне фрески изображены сцены из жизни Марии и Христа. На оборотной стороне фрески мы видим совмещение готического плоскостного декоративного начала с мягкостью, объёмностью и одухотворённостью фигур, присущих искусству Проторенессанса.
По поручению Франческо Петрарки (гуманиста эпохи Возрождения и друга Мартини) художник пишет портрет его возлюбленной Лауры, где передаёт всю прелесть женского образа. Фреска для сиенской ратуши с изображением кондотьера (предводителя наёмных военных отрядов)

Гвидориччо да Фольяно на коне является одной из первых попыток портретного изображения, выражавшего ещё не индивидуальные, а обобщённые черты кондотьера.

“Благовещение” – часть алтаря для одной из капелл сиенского кафедрального собора - сочетает готическую удлинённость фигур на однотонном золотом фоне с ренессансной моделировкой форм светотенью и передачей их определённого психологического состояния. Мы видим тот момент, когда архангел Гавриил сообщает Марии об её особом предназначении. Её первое, инстинктивное желание – немедленно обратиться в бегство.

Симоне Мартини пользовался огромным успехом. Он работал в родной Сиене, в Ассизи, затем стал придворным художником Неаполитанского короля. Последние годы жизни художник провёл при папском дворе в Авиньоне.

Произведения С. Мартини получили широкую известность во многих странах Европы 14 века.

Джотто ди Бондоне - живописец и архитектор, скульптор и поэт. Заложил основу развития реалистического искусства. Ученик Чимабуэ. Джотто был так знаменит, что работал не только в своей родной Флоренции, но и по всей Италии. Работы Джотто находятся сегодня во Флоренции, Риме и Падуе. Наиболее значимыми считаются его фрески в падуанской капелле дель Арена и в церкви Санта-Кроче во Флоренции. Первые представляют собой цикл евангельских сказаний о жизни Христа, вторые посвящены житию ФранцискаАссизского – основателя ордена нищенствующих монахов.

Джотто одним из первых вводит в живопись изображение интерьера, создаёт пластическую округлую человеческую фигуру. Джотто решительно отвергает стилизованную, статичную живопись Византии, которая прежде доминировала в итальянском искусстве.

Центральное место в творчестве художника занимают фрески капеллы дель Арена в Падуе. 38 сцен из жизни Христа и Марии Джотто связал в единое целое, создав величественный цикл, повествующий о человеческих чувствах и переживаниях.
Фресковый цикл состоит из трёх рядов настенной живописи, ниже которой на цоколе размещены 14 фигур пророков и добродетелей. Джотто вводит в традиционную систему росписей новые сюжеты, связанные с жизнью Иоакима и Анны, родителей Марии.

Фрески “Встреча Марии и Елизаветы” и “Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот” повествуют о добросердечии и взаимопонимании. Фрески “Поцелуй Иуды”, “Бичевание Христа” раскрывают коварство и предательство. Драматический смысл происходящего во фреске “Поцелуй Иуды” сконцентрирован во взглядах двух приближённых друг к другу лиц: прекрасного - Христаи полуобезьяннего профиля Иуды. Фреска “Оплакивание Христа” полна скорби, смирения и извечной материнской любви. Иисус только что снят с креста. Богоматерь положила его голову себе на колени. Мария Магдалина держит в своих ладонях его израненные ноги. Все персонажи полностью поглощены собственными чувствами перед лицом смерти Христа. Двое из них даже повёрнуты спиной к зрителю.

В каждой изображённой сцене участвуют несколько действующих лиц, все они одеты в простые одежды, все имеют одинаковый тип лица — продолговатый, с тяжёлым подбородком и близко посаженными глазами. Действия разворачиваются на фоне пейзажа (”Возвращение Иоакима к пастухам”). -
Слава Джотто была велика ещё при жизни, после смерти же его единодушно признали величайшим преобразователем искусства. Творчество мастера, наделённое искренностью и простотой, ясное по мысли, полное веры в человека, положило начало живописи Возрождения. Однако для сиенской школы живописи был свойственен временный возврат к средневековым традициям, что несколько затормозило развитие реализма во второй половине 14 века.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 547 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...