Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
26.07.1855 г. в семье зажиточного фермера и торговца.
Вместе с Зиммелем и Вебером – основатель немецкого социологического общества.
Внёс вклад в дело институциализации социологии в Германии.
1930-е гг. – Тённис: «никогда присоединяться в политике», но вступил в СДПГ
Опирался на идеи Аристотеля, Гоббса, Маркса и Шопенгауэра. Необходимость изучения социального бытия как такового и обоснования научного знания об этом предмете.
Общность. Община и общество.
Учение о социологии
| |||
Социологические идеи Георга Зиммеля (1858 – 1918 гг.)
Социолог, культуролог, философ. Философский факультет Берлинского университета.
1890 г. – «Социальная дифференциация. Социологические и психологические исследования».
1908 г. – «Социология. Исследование форм обобществления».
1917 г. – «Основные вопросы социологии (индивид и общество)».
Автор теории формальной социологии.
Этапы творчества:
1. Развитие идей прагматизма, дарвинизма и эволюционизма.
2. Развитие идей неокантианства.
3. Развитие идей философии жизни.
Переплетаются вопросы социологии, философии, истории и культурологии.
Концепция обобществления (социализации) – процесс, посредством которого содержание индивидуального сознания обретают свою социальную форму и выражение в процессе взаимодействия с другими.
Два основных объекта:
1) теория общества и его развития;
2) методология социологического познания и общая характеристика социологии как науки.
Теория общества
Теоретические перспективы:
1) общество – совокупность кругов общения;
2) общество – совокупность социальных форм;
3) общество – совокупность частных процессов синтеза.
Человек обладает многими статусными характеристиками.
Особое внимание уделял понятию «форма» ---> «формальная социология».
Общество – сложная структура, основные понятия: индивид, социальные круги и социальные формы. Структура общества и его развитие определяется понятием «жизненная сила» - результат долгого исторического развития и усложнение социальных образований. Важный элемент социальной структуры – группа, необходимая индивиду как первичная социальная среда, но и сама нуждающаяся в отдельно взятом человеке. Социальная структура изменяется в процессе развития и окультуривания социальной жизни.
В силу двойственного происхождения общества (выражается понятиями: солидарность и конфликтность).
Устройство общества.
Общество –
1) форма;
2) люди – реальный материал, из которого образуется общество;
3) общество предполагает тесные связи людей, взаимодействия, благодаря которым происходит процесс «обобществления».
Общество «обобществлённо оформленный человеческий материал». Общество как обобществлённая форма жизни людей распадается на ряд частных форм, которые также связаны и взаимодействуют друг с другом.
Общество как система взаимодействия различных социальных форм.
Формы, составляющие общество, - социальные процессы, типы и модели развития.
Социальные процессы – наличие моды, светского такта, флирта и так далее. Социальные типы – образы различных социальных слоёв (аристократ, буржуа, богач, нищий). Модели развития – изменение масштабов социальных групп (форм). Социальная форма накладывает свой отпечаток на людей, входящих в её состав. Социальная группа – социальные круги. Чем больше количество групп, водящих в состав общества, тем более развитым оно является. Социальная значимость человека определяется количеством групп, в состав которого он входит. Социальное развитие необходимо включает в свою структуру конфликт, который может развиваться и по стихийному сценарию, и допускает возможность разумного регулирования.
О социологии как науке.
Основная цель социологического познания (социологии как науки) – изучение общества в его современной стадии функционирования и развития. Многие стороны этого объекта уже разобраны другими общественными науками. Что остаётся для социологии? Отвечая, Зиммель рассматиривает социологию как сложное трёхступенчатое образование. С его ТЗ социология подразделяется на: общую, чистую (формальную) и философскую.
Общая социология стремится установить «закон» («ритм») общественного развития. Изучает закономерной общественной дифференциации; переходы от органической связи к механической связи.
Чистая (формальная) социология должна заниматься изучением форм человеческого взаимодействия. Примеры: система образования, партии, классы, группы, сословия; бедность, богатство и так далее. Их изучение – предмет социологии.
Философская социология занимается вопросами познания социальных явлений и истолкованием предельно широкий социальных понятий и принципов. Например: социальные явления определяются духовными или материальными причинами? Как соотносятся общественные и личные проявления жизни?
Основные идеи теоретической социологии Макса Вебера (1864 г. – 1920 г.)
Философ, юрист, историк, экономист и историк.
Родился в Эрфурте. Отец юрист, выходец из семьи крупных предпринимателей, занимавшимся текстилем.
1904 г. – «Протестантская этика и дух капитализма».
1913 г. – «Основные социологические понятия».
г. – «Наука как призвание и профессия»
1922 г. – «Хозяйство и общество»
Основные методологические идеи
Ключевые понятия:
1) социальное действие;
2) идеальный тип;
3) понимание как основной принцип социально-исторического объяснения.
Вебер пытается ответить на вопрос: «что такое социальное». Простое указание на наличие какого-либо количества людей не является достаточным для определения общества. Более важным представляется вопрос: «Что связывает людей в единые, прочные социальные объединения?».
Отличительным признаком человека является его сознание, в целом духовный мир. Поэтому логично было бы увязать понятие социальности с таким видом действия, которое представляло бы собой продолжение сознания. Действие многооаспектно и может характеризоваться с разных ТЗ. Признаки:
1) наличие сознания. Наиболее важным с ТЗ объединения людей Вебер считает коммуникативную функцию сознания (внешнее его проявление).
2) целеполагание: цель/средство (внутреннее его проявления).
Именно эти две функции – основные характеристики понятия социального действия.
В качестве исходного элемента социальной структуры и выступает человек действующий. Но не все действия человека могут рассматриваться как социальные, поэтому основная цель его исследования – выявить эту социальность.
С ТЗ Вебера «Не все типы взаимоотношения людей носят социальный характер». Этот социальный характер может быть выявлен только с помощью понятия «социальное действие», которое «являет собой центральную проблему социологии». Кратко характеризуя это действие Вебер пишет: «Социально только то действие, которое по своему смыслу ориентировано на поведение других».
Типологизация социальных действий: «Социальное действие подобно любому другому поведению может быть: 1) целерациональным, если в основе его лежит ожидание определённого поведения, предметом внешнего мира и других людей; и использование этого ожидания в качестве «условий» или «средств» для достижения своей, рационально поставленной и продуманной цели; 2) ценностно-рациональным, основанном на вере в безусловную эстетическую, религиозную или любую другую самодовлеющую ценность определённого поведения как такового, независимо от того, к чему оно приведёт; 3) аффективным, прежде всего эмоциональным, то есть, обусловленным аффектами и эмоциональными состояниями индивида; 4) традиционным, то есть, основанном на длительной привычке». (Макс Вебер. Избранное. Москва, 1990 г.; стр. 628).
О структуре социального отношения
Наличие взаимосвязи 2 и более индивидов в составе социального действия позволяет сформировать понятие «социальное отношение»: позволяет перейти от социально действующего индивида к таким социальным структурам как: «брак», «семья», «группа», «сообщество», «церковь» и государство.
Социальное отношение – «поведение нескольких людей, соотнесённое по своему смыслу друг с другом и ориентирующееся на это. Сл-но, социальное отношение полностью состоит в возможности того, что социальное поведение будет носить доступный осмысленный определению характер. Примеры: борьба, вражда, любовь, дружба, уважение, рыночный обмен, выполнение соглашения или отказ от него, соперничество или солидарность действующих лиц». Они составляют социальный аспект человеческих действий. по мере усложнение их структуры, по мере того, как в систему включаются всё большее и большее число людей с их индивидуальными целями и ценностями, происходит их обобщение, что и создаёт базу для образования социальных институтов, главным из которых является государство.
Общество – «мы будем считать рациональным идеальным типом объединение в общество «целевой союз», то есть, общественные действия с установлениями по содержанию и средствам общественных действий целерационально принятыми всеми участниками на основе общего согласия».
Нравы – …, в том случае, если и существование внутри определённого круга людей объясняется просто привычкой.
Обычаи – мы будем так называть нравы, если фактические привычки укоренялись в течение длительного времени.
Фактически существует возможность единообразия в установках социального поведения.
Общество, его возникновение и функционирование представляют собой результат социальных действий индивидов и тех социальных отношений, которые устанавливаются между ними в структуре групп, общностей и институтов. Рационально построенные отношения определяют наличие социального порядка.
Характеристика элементов: классовая стратификация, структура власти, роль бюрократии в системе управления и роль религиозных институтов.
Идеальный тип – наиболее общее понятие науки. Они – главный инструмент познания; мысленные логические конструкции, создаваемые исследователем для рационализации познавательной деятельности. Пример: буржуазия, пролетариат, эксплуатация, феодализм, капитализм, коммунизм и так далее.
Основное средство познания – идеальные типы, выступающие в качестве прообраза какого-то социального явления.
О соотношение понимания и объяснения в социологическом исследовании.
С позиции позитивизма социальное познание должно отвечать критериям научно-познавательной деятельности. Неокантианцы противопоставляют естественнонаучное и социальное познание. В первом – причинное объяснение; во втором – интуитивное понимание.
Социальное познание отличается присутствием понимания и объяснения в одинаковой степени. Объяснение в социологии строится на базе понимания.
Происхождение капитализма.
Дух капитализма – «комплекс связей, существующих в исторической действительности, которые мы в понятии … под углом зрения их культурного значения».
Капитализм, стадии:
1) традиционный (рабовладение, феодализм и так далее);
2) современный.
Различаются по способу организации предприятий. Различение отношения к труду.
Для капитализма необходим определённый избыток населения, обеспечивающий на рынке труда дешёвую рабочую силу. Массовость производства.
Капитализм бессмертен, потому что другие противоречат естеству.
Трансформация идей позитивизма в социологическом учении Федерико Вильфредо Парето (1848-1923)
1. Этапы жизни и творчество Федерико Вильфредо Парето.
Философ, экономист, политолог и социолог. Выходец из итальянской семьи, из-за политических соображений иммигрировавшая из Италии во Францию. Родители Парето были удостоены высокого социального статуса, его отец получил титул маркиза. В Турине – диплом о среднем образовании; занимался на факультете Туринского университета, где изучал математику, физику и другие естественные науки + школа Прикладных знаний для инженеров. Получил естественнонаучное и техническое образование.
В 1870 году на кафедре механики защитил диссертацию на тему «Основные принципы теории упругости твердых тел и исследование условий, определяющих равновесие и исследование условий определяющих равновесие в них посредством интегрирования интегральных уравнений». После окончания вуза работал инженером на железной дороге. После – на металлургическом заводе в должности директора, потом он баллотировался в парламент + интересовался и научной деятельностью, активно выступал со статьями. В своих публикациях отстаивал идеи либерализма.
Начал читать курс политической экономии в Болонском университете. В 1892 году по приглашения заведующего кафедрой политической экономии Л. Вольрасома он приглашён на работу в эту кафедру. В 1893 году стал заведующим кафедрой политэкономии, а в 1896 году – деканом Юридического факультета Лозаннского университета. Постепенно он стал ведущим теоретиком по политической экономии Европы. Читал лекции в Париже, Италии и др., приобрёл общеевропейский статус, когда хорошо освоил все вопросы экономической жизни.
В 1907 году – первый инсульт, и в 1916 году он пишет заявление об освобождении от должности в вузе и получает статус свободного преподавателя.
В 1920 году – сокращённый вариант своей работы «Компендиум по общей социологии» (компендиум – краткое изложение).
Умер 19 августа 1923 г. в Селиньи (Швейцария), где он жил последние годы своей жизни; там он и был похоронен.
2. Методологические учения В. Парето и его идеи о научном статусе социологии.
Развивая идеи позитивистской методологии, Парето приходит к выводу о том, что научная теория должна согласовываться с вновь открытыми фактами. Она должна верифицироваться (обосновываться) фактами. Если же теории не согласуется с фактами, то она должна быть фальсифицирована, отброшена и на её месте должны быть построены новые гипотезы.
Учение о логическом и нелогическом действии. Рассматривая вопрос о действии, определяет его и с физической, и с ментальной точек зрения.
Связь творчества с основными идеями позитивизма. Разъяснение природы социальных фактов, особенности теоретического познания и особенности социального познания. Оригинальность: многие традиционные понятия наполнял своим собственным содержанием («объективность», «реальность», «субъективность», «действие»); физический и ментально-психологический смысл. Также трактуется понятие теории, предполагающей научные теории и ряд ментальных структур ненаучного понятия (теология, идеология, мифология). Парето считает, что научная теория должна согласовываться с вновь открытыми фактами, верифицироваться ими. “Мы намерены, руководствуясь только опытом и наблюдением, исключительно в том смысле, какой эти два понятия приобрели в естественных науках, а не в таких значениях, какие проявляются в ныне встречающихся выражениях: “духовный опыт”, “христианский опыт” и т.п., которые обновляют под иным именем самонаблюдения античных метафизиков”. (Компедиум …; стр. 14).
“В химии исследование шло от некоторых гипотез к объяснению известных химических фактов, чтобы предвидеть ещё неизвестные факты, которые затем верифицировались опытом; такое движение характерно для всех научных теорий”. (стр. 87; сформулированы основные принципы позитивизма и неопозитивизма).
Если теории не согласуются с новыми фактами, то их немедленно следует отбросить и заменить новыми гипотезами. В этом положении в явной форме постулируются неопозитивистский тезис о фальсификации научного знания. “Теории и их дедуктивные выводы полностью подчинены фактам, не имеют иного критерия истинности, кроме хорошего представления фактов; они значимы лишь постольку, поскольку согласуются с фактами, и отвергаются сразу, как только расходятся с ними.” (стр. 20).
Анализ природы научного языка. “При экспериментальных рассуждениях, основанных на объективном наблюдении, пользуются терминами, лишёнными всякой двусмысленности, и стремятся делать их как можно более точными; следовательно, пользоваться особым, техническим языком; то есть, словами, которым придаются вполне чёткие и определённые значения, что позволяет избегать неточности обыденного языка.” (стр. 24).
Вопрос о роли языка в научном познании. “Язык отражает внешние факты, в лучшем случае, как плохая фотография, а в худшем – как очень плохая или никудышняя фотография. Кто рассуждает об именах, тот подобен тому, кто по таким фотографиям хотел бы получить точное знание об изображаемых в них вещах.”
Критика языка социологических исследований. “При обращении к социальным темам люди обычно используют слова из обыденного языка, что отдаляет их от логико-экспериментальной области”. (стр. 64). Положение, определяющее научный статус социологии: “Мы приходим к выводу, что слова и выражения обыденного языка чаще всего не поддаются строгой классификации. Химия, физика, механика и другие близкие к ним науки строились не путём изучения выражений обыденного языка и их классификаций, но благодаря изучению и классификации фактов. Мы постараемся сделать то же самое в социологии (стр.72).
Сформулированные идеи позволяют определить такие методологические вопросы:
1) что такое теория какова её структура?
2) что такое научная и ненаучная теории?
3) каковы критерии истинности разных теорий?
4) что является причиной живучести ненаучных теорий? Имеют ли они свою социальную пользу?
Основное отличие научных от ненаучных теорий: первые формулируются на основе фактов, а вторые представляют собой некоторые рассуждения по поводу понятий, слов, чувств, эмоций, инстинктов и так далее. Первые возникают в результате логических действий и характеризуются как логико-экспериментальные построений. Вторые – проявления нелогических действий или не логико-экспериментальных рассуждений. Первые потверждаются опытом наблюдения, а доказательство вторых имеют сугубо вербальный характер… Критерий истинности первого класса суждений (высказываний, обращён исключительно к опыту и наблюдению, тогда как --//-- лежит вне объективного опыта. Его могут находить в Божественном откровении, в тех концепциях, где человеческий дух обращается к самому себе без того чтобы нуждаться в объективном опыте, в стремлении к универсальному консенсусу людей”. (стр. 17).
Учение Парето об остатках (осадках)
Познавательная деятельность
Рациональное (логическое действие)
Чувственное (нелогическое действие):
1) физиологические;
2) социальные (альтруизм, любовь, дружба, патриотизм, взаимопомощь).
Логические действия преобладают в естественнонаучном познании (естественные, экономические науки, юриспруденция и политология); преобладают в цивилизованном обществе. Нелогические действия преобладают у нецивилизованных народов. Оба действия могут иметь место в современном, цивилизованном обществе. Логические обусловлены рациональностью; в основе нелогических лежат психологические явления (чувства, инстинкты и подсознательные элементы психики). Психические явления недоступны непосредственному наблюдению, о них можно что-либо сказать на основе проявления поступков людей. Эти проявления и обозначаются термином «осадок» (остаток) – мотивация, индикатор человеческих действий.
Социальная деятельность –> результат –> осадок. Осадок – результат деятельности человека?
Классификация остатков. Включает 6 основных типы:
1) инстинкт комбинации –;
2) постоянство агрегатов;
3) потребность проявлять чувства внешними действиями;
4) осадки социальности;
5) осадки целостности индивидуума и его отношений;
6) осадки сексуальности.
Каждый тип делится на виды, а виды – на подвиды. В общей совокупности – более 60 определений. Среди них особое значение придаётся остаткам социальности, комбинации и сексуальности.
Учение о деривации
Система остатков характеризует в общем смысле понятие нелогического действия. Нелогическое действие – такое действие, в основе которого лежит тот или иной остаток. С помощью инстинкта комбинации люди стремятся свои нелогические действия представить как логические, как рационально обоснованные. Деривация – способ рационализации, придумывание логических образов для нелогических действий; маскирующий фактор нелогических действий/осадков.
Классификация деривации. 4 основных класса деривации:
1) «утверждение» – логическое понятие – включает 3 вида и представляет собой простые утверждения, выражающие человеческие чувства, эмоции и настроения. Эти деривации имеют образ аксиоматично построенного знания и отличаются своей доктринальностью (законы, правила дорожного движения, 10 заповедей);
2) «власть» (авторитет) – включает 3 вида и предполагает аппеляцию к авторитету (Маркс, Иисус Христос);
3) «соответствие чувствам/принципам» - включает 5 видов и предполагает аппеляцию к чувствам, индивидуальным или коллективным интересам;
4) «словесные доказательства» – софизмы, логические псевдодоказательства, логические диверсии – включает 5 вида и служит для убеждения с помощью логических и риторических приёмов (религия, семейное воспитание, идеологическое восприятие).
Каждому классу соответствуют свои виды.
Все эти остатки (осадки) он классифицирует и выделяет шесть классов. Два основных класса: осадок комбинации (инноватор) и постоянство агрегатов (консерватор).
Деривация – рационализация осадков.
Результатами взаимодействия осадков и деривации являются дериваты, или многообразные идеологические образования (религиозные догмы, философские, политические и правовые системы, моральные нормы).
Рациональность направлена на обоснование дериватов называется идеологией.
Обосновывая логическую связь между наукой и идеологией, Парето приходит к выводу о том, что эти проявления человеческого разума могут иметь свою истину. Это понимание истины тесно связано с понятием «польза».
По поводу этих понятий Парето пишет: «Деривация означает тот предел, которого достигает остаток очень часто она содержит воображаемую компоненту (чисто мысленное образование), которое указывает на цель очень отдалённую от той, которая была бы в случае, если бы деривация строго выражала остаток». Если воображаемые компоненты затем нарастает и развивается, то появляются мифы, религии, этические, теологические, метафизические и социальные теории.
Осадкиявляются относительно постоянной частью нелогических действий, деривации – изменчивой частью. Один и тот же остаток порождает целый комплекс деривация.
Изучение осадков и деривации является теоретическим ядром социологического учения Парето.
Учение Парето о структуре общества и механизмах его изменения
Разработав учение о логических и нелогических действиях, об осадках и деривациях, Парето далее рассматривает вопрос о том, как эти понятия воплощаются в деятельности человека и отдельных социальных групп.
Ключевым понятием социологии Парето является понятие «успех». Типологизируя понятие успеха, он вводит бальную систему, высшее проявление успеха он обозначает числом 10, а низший – нулевой отметкой. Высшим проявлением успеха в экономики является проявление крупных собственников, монополистов. Банкиров, которые обладают многомиллионным обладанием, средние предприниматели – 7-8, низшие – 1, деклассированные классы – 0.
Все высшие показатели успеха в различных видах деятельности он связывает с понятием элита. Элита определяется проявлением первого и второго остатка (комбинации и постоянство). В каждой элите в наиболее яркой степени проявляются комбинации остатка и постоянства остатка. На этой основе он вводит понятие устойчивости общества или равновесие социальной системы в структуре элиты.
Общество в целом, их правящие и низшие классы, и отдельные индивиды характеризуются преобладанием осадков того или иного класса.
Социально-психологическая типология социальных субъектов (общество, классы, индивиды):
- «спекулянты» - субъекты, у которых доминируют осадки «инстинкта комбинаций»: это такие люди, которым присуща нацеленность на инновации, творческое отношение ко всем аспектам общественной жизни (предприниматели: промышленники, банкиры, биржевики, земледельцы, землевладельцы, а также сопутствующие им профессии (социальное окружения): рабочие, служащие, адвокаты, политики, журналисты); обеспечивают социальный, экономический и культурный прогресс общества;
- «рантье» - люди с преобладанием «постоянства агрегатов»: настроенные на воспроизводство и поддержание традиций, существующих в обществе (предприниматели, удовлетворяющиеся фиксированным доходам, и отрицательно относящиеся к спекуляции; окружение: рабочие, служащие, крестьяне); поддерживают социальную стабильность и предохраняют общество от опасностей, связанных с проявлениями инноваций спекулянтов.
Общество, в котором преобладают осадки первого класса, являются динамично развивающимся, но нестабильным, его можно легко повернуть к отрицательным состояниям (революции, бунты, кризисы). Высокая социальная мобильность и гибкая социальная структура.
Общество, где преобладают осадки второго класса, стабильно, но пребывает в стагнации. Низкая социальная мобильность и жёсткая социальная структура.
Если в правящем классе преобладают спекулянты, то политика общества строится на хитрости, обмане, мошенничестве, подкупе. «Демократическая плутократия». Во все времена от Античности до 20 века приводило к созданию демократических плутократий (западная демократия).
Рантье: сила. Авторитарные государства.
Правящая элита для поддержания своего господства должна воспроизводиться качественно и количественно. В рамках этого процесса элита должна освобождаться от своих деградирующих членов, и привлекать в свои ряды представителей низших классов, обладающих «инстинктом комбинации». Всякая элита в силу остатков постоянства агрегатов стремится сделать свою власть вечной, и для этого использует разнообразные методы сохранения власти. Для этого она из своих рядов изгоняет переродившиеся элементы и стремится … в себя представителей низших классов, но обладающих соответствующими инстинктами?
Это приводит к нарушению равновесия в правящем слое и в обществе в целом, что и обусловливает её смену элиты другого типа. Происходит циркуляция элит.
Подход: рассмотрение детерминации факторов общественной жизни. «Мы можем выделить следующие категории:
1) почва, климат, флора, фауна, географическое положение, наличие полезных ископаемых;
2) воздействие на общество других обществ, либо внешнее – в пространстве, либо предшествующие – во времени;
3) внутренние элементы, к которым относятся раса, наклонность, интересы, способность к мышлению, состояние знаний и других элементов культуры.
В обобщённом виде учение Парето об обществе, его социальной системе, реализуется в следующих понятиях:
1) осадки;
2) интересы;
3) деривации;
4) социальная гетерогенность и циркуляция элит.
Все элементы находятся в отношении взаимозависимости. Всякое общественное явление – результат взаимодействия всех сторон общества.
Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 212 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!