Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Философско-теоретические предпосылки немецкой классической социологии



Предпосылки: неокантианство и философия жизни.

И. Кант (1724 – 1804). Вещь в себе.

вещь для нас, которую мы видим

вещь

в себе, то, что скрыто. Непознаваема.

Гегель (1770 – 1831). Сторонник объективного познания. Человеку доступны самые объективные истины, но он приближается к ним постепенно. Это – процесс.

Особенности (в отличие от англо-французской):

Англо-французская Немецкая
Позитивизм Антипозитивизм
Сциентизм Антисциентизм
Рационализм Иррационализм
Системность Хаотичность
Обоснованность положений Свободный полёт мысли
Объяснение – основной принцип познания Понимание

Идеи неокантианства – философское течение, возникшее в Германии в конце 19 века и получило широкое распространение в Европе.

Начало: Либман: «Кант и эпигоны». Эпигон – последователь.

Неокритицизм и реализм.

Направлени:

1) физиологическое

2) Марбургская школа

3) Боденская школа (Фрайбургская): Вильгельм Виндельбандт, Генрих Риккерд

Виндельбандт: «История и наука о природе» (1894 г.)

Риккерд: «Границы естественнонаучного образования понятий».

Главный вопрос теоретических построений: установка разницы между естественным и общественным познаниям. Попытка определить различие между науками о природе и науками о духе. Главное различие лежит не в объекте, а в предмете, методах, целях исследования. Если исследователь ищет в истории человечества повторяющиеся события и законы, то он получит естественную дисциплину – социологию истории.

Винедельбанд: два типа наук:

1) номотетические – науки, изучающие и формулирующие общие законы (естествознание и обществознание);

2) идиографические – науки, изучающие уникальные, единичные явления.

Риккерд: науки:

1) генерализирующие;

2) индивидуализирующие.

Науки о природе и науки о духе
Характеристика Науки о природе Науки о духе
Примеры наук физика, химия, биология, астрономия и так далее история, этика, искусствоведение
Характер познавательной деятельность номотетический метод идиографический метод
Объект исследования природа и естественные законы закономерности развития культуры и истории
Предмет исследования общие повторяющиеся события и явления идивидуальные неповторяющиеся события и явления
Метод исследования генерализирующий индивидуализирующий
Познавательная цель выведение законов и общих понятий, охватывающих целые классы событий и явлений выявление индивидуального и специфического в события и явлениях

Философия жизни – одно из ведущих направлений философии конца 19 – начала 20 века. Центральное понятие – понятие «жизни» как исходной, интуитивно постигаемой реальности, отличающейся от «материи» и от «духа». Представители: Шопенгауер (1788 – 1860), Ницше (1844 – 1900), Дильтей, Зиммель (1858 – 1919), Берксон (1859 – 1941), Шпенглер (1880 – 1936).

Определение понятия «Философия жизни» немецкими философами

Шопенгауэр: Жизнь есть бесконечное множество объективаций «воли к жизни» – слепой, иррациональной, не имеющей никакого основания в чьей-либо иной силе, первооснова бытия.

Ницше: Жизнь есть проявление стихийного становления бытия. Всё живое обладает «волей к власти», проявляющейся в тяге к самоутверждению, в борьбе за существование со всеми соперниками.

Дильтей: Жизнь – способ бытия человека, пребывающего в историко-культурной реальности, любые явления культуры есть проявления объективного духа, действующего в истории; в них раскрывается суть человека, которая постижима интуитивно, но не до конца, всегда остаётся «последняя тайна жизни, к которой можно приближаться, но нельзя постичь полностью.

Зиммель: Жизнь – процесс творческого становления, который не может быть правильно понят рациональными методами и средствами, он постижим только во внутреннем переживании. Именно эти уникальные переживания жизни и получают объективацию в различных формах культуры.

Берксон: Жизнь – некая космическая сила, «жизненный порыв», суть которого состоит в непрерывном воспроизведении себя и творении различных новых форм

Шпенглер: проявление слепой стихийной силы. Её «всплески» и «порывы» порождают культуры, каждая из которых представляет собой живой и цельный организм, проходящий различные стадии развития. Нет общечеловеческой культуры, есть культуры отдельные, самостоятельные.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 294 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...