Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Развитие идей позитивизма в социологической теории Э. Дюркгейма



Развитие идей позитивизма в социологической теории Э. Дюркгейма

1. Этапы жизни и творчества Э. Дюркгейма (1858 – 1917).

Французский философ и социолог. Родился в г. Экинале в небогатой семье потомственного раввина.

1879 г. – с третьей попытки поступил в Высшую Нормальную школу в Париже на факультет социальных наук. Кличка «Метафизик». После окончания – преподавал философию в провинциальных лицеях.

1885-1886 гг. – стажировка в Германии. Знакомство с Вундтом.

Вернувшись во Францию, стал преподавать на филологическом факультете г. Бордо, где вскоре возглавил кафедру социальной науки, ставшей первой кафедрой социологии во Франции.

1898 г. – основал журнал «Социологический ежегодник», до конца жизни являлся редактором.

1902 г. – работа в Сорбонне, возглавил кафедру «Науки о Воспитании», которая по его инициативе была переименована в кафедру «Наук о Воспитании и Социологии».

Параллельно активно участвовал в общественных делах. Демократические и либеральные убеждения; сторонник социальных реформ, основанных на научных рекомендациях, симпатизировал социалистическим идеям Жореса. Не разделял идей революционного социализма, так как всякая революция – отклонение от нормы социального развития и старался внести свой вклад в дело разумного развития общества, возлагая надежды на социологию. Реформы должны опираться на неё.

Социология – практическая наука о разумном реформировании общества.

Основные работы:

1889 – «Элементы социологии»;

1893 – «О разделении общественного труда»;

1895 – «Правила социологического метода»/«Метод социологии»;

1897 – «Самоубийство»;

1912 – «Элементарные формы религиозной жизни»;

1924 – «Социология и философия»;

Смерть сына на войне подорвала здоровье Дюркгейма, и он скончался в 1917 году.

2. Определение Дюркгеймом предметной области социологии и задач этой науки.

Конт и Спенсер – зачинатели новой науки об обществе. К к. 19 века социология широко заявила о себе в Европе и США. К этому времени был накоплен богатый теоретический и практический багаж социс. Но оставалась во младенческом состоянии. Дюркгейм, который, приступив к изучению социальных явлений, вновь столкнулся с необходимостью ответить на вопрос, что же должна изучать социология, каков её предмет и познавательные возможности. Была надёжная теоретическая база: труды Декарта, Монтескье, Руссо, Сен-Симона, Конта и Спенсера.

Определяя предмет, надо было уточнить понятие общества и выделить ту часть его, которая могла бы рассматриваться в качестве предмета социологии. Развивая теорию социального познания, опирался на идеи позитивизма: наука начинается с изучения фактов и представляет собой их логическое обобщение и систематизацию, на базе чего достигается объяснение этих фактов.

Стремясь определить сущность социологии как науки, её отличие от других, Дюркгейм сконцентрировал внимание на вопросе о именном социальном факте. Если удастся ответить на этот вопрос, то будет получен окончательный ответ о том, что такое социология (в чём проявляется её социологизм и на что она должна обращать особое внимание, изучая общество. С него он начинает методологический анализ. Прежде чем искать метод, пригодный для изучения социальных фактов, важно узнать, что представляют собой факты, носящие это название). Необходимо выделить какой-то ведущий признак этих фактов, их отличие от других факторов социальной жизни. Биологические, психологические, географические и так далее признаки не могут служить критерием для данного выделения, так как это области других общественных наук. Важно знать, что такое социальное. Смысл кроется в каких-то особых структурах общественной жизни. Для теории важно не только то, из чего состоит общество, а то, что связывает людей, некое единое специфическое образование – общество. Связующий элемент – социальность – особая надындивидуальная коллективная ментальность, сближающая людей и заставляет действовать в строго определённом порядке.

Социальное должно изучаться только с помощью соци-ального!!!

Социальные факты – способы мышления, деятельности и чувствования, находящиеся вне индивида и наделённые принудительной силой, вследствие которой они ему навязываются (религиозные верования, обряды, обычаи, традиции, законы, денежная система). Выражается суть социального реализма. Главные признаки социальной структуры – духовные ментальные структуры (знания, сказания, поговорки, легенды, мифы, нормы, обычаи, традиции и соответствующие институты) – составляют ту формирующую плазму, которая из отдельных личностей создаёт целостную социальную структуру. Поэтому социологию можно представить как особую науку, изучающую чистую социальность:

«Способы мышления, деятельности, чувствования обладают тем примечательным свойством, что существуют вне индивидуального сознания».

При характеристике социального факта учитывать:

1) его коллективный характер;

2) его обязательную принудительную силу.

Коллективность не как суммативное понятие, а проявление особой целостности, обладающей рядом своих специфических качеств, что и воплощается в понятии социального. Всеобще лишь потому, что оно социально, а не наоборот. Социальность – не просто коллективность, какое-то совместное проживание людей, а особая надындивидуальная принудительная сила, заставляющая людей осуществлять совместную деятельность, определяющая типы поведения и мышления. Социальный факт – некий коллективный дух, существующий объективно и обладающий принудительной силой, определяющей характер поведения людей. Это образование и составляет сущность социального.

Социология как наука о социальных фактах
Предмет Методологические принципы
Особая реальность, основу которой составляют социальные факты «Социальные факты нужно рассматривать как вещи»
Морфологические   плотность населения, наличие путей сообщения, характер поселений Духовные   религия, мораль, право Приоритет социальной реальности над индивидуальной Обязательность применения социол метода для всех обществ наук
     
Дюркгейм затрагивает важную онтологическую проблему о социальной природе общества. Общество – некое коллективное образование людей, могущее различаться своим субстратом и масштабами (от рода и племени до государства и человечества). Социальность – тот духовный клейстер, превращающий некоторое количество людей в органическое социальное целое.

Вопрос о начальной стадии научного познания. Определив понятие социального факта как подлинной социальной реальности/«вещи», действующей на индивида что, как и в физике, социальное познание должно начинаться с этих конкретных вещей. Но между познающим субъектом и конкретными фактами выстраивается промежуточная структура – человеческий язык с его понятиями, идеями и концепциями. «Всякое научное исследование обращено на определённую группу явлений, отвечающих одному и тому же определению, и первый шаг социолога заключается в определении тех вещей, которые он будет изучать с тем, чтобы он и сам, и другие знали о том, о чём идёт речь. Наиболее простое общество – такое объединение людей, обозначающееся понятием «орда».

Необходимо указывать не только причину социальных явлений, но и ту функцию, которые эти явления выполняют. Сущность социологизма: «Социальный факт можно объяснить только другим социальным фактом».

Область философской методологии. Основные положения:

1) основные элементы социальной структуры – социальные факторы, представляющие собой надындивидуальную реальность, своего рода вещи, действующие на индивида;

2) социология, если претендует на статус научного знания, должна исходить из социальных фактов, а не из понятий и всякого рода идей (что было ранее);

3) для успеха необходимо устранить из науки все «предпонятия» (не сформировавшиеся понятие), и выделить те социальные факты, больше всего отделены от их индивидуальных явлений и субъективизма;

3) интерпретация понятий должна быть свободной от идеологических предпосылок;

5) различать нормальные и патологические социальные факты, чтобы они 2) могли получить всестороннюю оценку; 2) социолог мог подсказать, что делать с негативными явлениями;

6) собранные факты должны классифицироваться, чтобы можно было вывести их общий тип;

7) изучение социальных фактов требует использование логической операции «объяснение»;

8) объяснение: причинное и функциональное;

9) шире использовать сравнительный метод как способ доказательства своих положений.

3. Проблема всех мыслителей: вопрос о том, что такое общество, каковы особенности его становления, развития и функционирования. Дюркгейм рассуждает в духе традиционных философских категорий. Понятия: общество, структура, развитие, солидарность, механическое, органическое, норма, патология и другие. Доказывает уже установившуюся истину о том, что общество – наиболее сложный объект исследования:

1) сложность структурной организации и различная масштабность самих социальных объектов;

2) предельная динамичность

При его изучении не может быть достигнуто окончательное верное знание.

«Работа о разделении общественного труда». Цель: выделить социальную структуру в обществе. Агрегат: солидарность. Благодаря ей люди связываются друг с другом, образуя сплочённые коллективы, которые начинают жить и функционировать как целостное объединение. Связующий материал, превращая отдельных людей в структуры. С. в виде общественных норм и правил.

Солидарность:

  Механическая Органическая
  Основана на сходствах Основана на разделении труда
Морфологическая (структурная) основа Сегментарный тип (клановая --- территориальная основа) Организованный тип (слияние и рост городов)
  Слабая взаимозависимость (относительно слабые социальные связи) Большая взаимозависимость (относительно сильные социальные связи)
  Относительно малые объём населения Относительно большой объём населения
  Относительно низкая материальная и моральная плотность Относительно высокая материальная и моральная плотность
Типы норм (воплощение в праве) Правила с репрессивными санкциями Правила с реститутивными санкциями
  Преобладания уголовного права Преобладание кооперативного права
Содержание коллективного сознания Высокая степень религиозности Возрастающая светскость
  Трансцендентность (превосходство над интересами человека и беспрекословность) Ориентированность на человека (связь с интересами человека и открытость для обсуждения)
  Приписывание высшей ценности общества и интересам общества как целого Приписывание высшей ценности достоинства индивида равенству возможностей, трудовой этике и социальной справедливости
Через призму прав норм и преступности – негативное проявление – аномия. Основа социального заболевания – преступность (отклонение от солидарности). Философии:

1) борьбы и революции;

2) умиротворения (разумное реформирование общества)

Теория групп – основной элемент социальной структуры. Группы – сегментированное общество – имеют тенденцию к укрупнению --- единое всемирное общество (всемирное разделение туда и всеобщее братство). С укрупнением общества усиливается органическая солидарность. Переход от механической к органической.

4. Суть структурно-функционального анализа: установить, не только из каких частей складывается система целого, но и какую роль выполняет та или иная часть в структуре целого. «Именно применительно к обществу справедливо главным образом утверждение, что структура предполагает функцию и вытекает из неё. Структура – это утвердившаяся функция, это действие, которое выкристаллизовалось и стало привычкой. Следовательно, если мы не хотим видеть вещи с их чисто поверхностной стороны, если мы хотим постигнуть и корни, то нам необходимо обратиться, главным образом, к их функциям. Общество, как и биологический организм, включает в себя, с 1 стороны, составляющие части, или материальный субстрат общества, а с другой стороны, функциональные … этих частей.»

Общая социология по аналогии с общей биологией. Схема организации социологического знания

Социальная морфология Социальна физиология Общая социология
исследование географической основы жизни народов в её связи с социальной организацией область социологического знания в современной социологии определяется понятием «отраслевая социология» или социологические теории среднего уровня исследования: социология религии социология морали юридическая социология экономическая социология лингвистическая социология Изучение общих законов общественного развития
исследование народонаселения, его объёма, плотности, размещения на территории   Социолог этого ранга занят исключительно открытием общих связей законов обнаржу в различ обществх по ремени и пространственности воплощения
5. Мораль социально обусловлена. Система объективных правил поведения, отличительная черта – принудительность. Главный признак – долг, должное поведение. Моральность человека – следование социальному долгу. Созидание, обновление, воодушевления. Мораль выводится из социальной структуры.

Отклонение от норм морали – проявление морального кризиса. Быстрая смена ценностей --- утрата былой дисциплины и порядка в обществе. Из кризиса можно выйти, усилив моральную регуляцию (должно проводить государство – главный орган выполнения функций коллективного ума и защищающий интересы коллектива; не всякое справляется. Необходимость защиты индивида от произвола государства – осуществляется за счёт вторичных или промежуточных социальных групп: религиозное объединение и производственное профессиональное объединение). Моральные общечеловеческие принципы: гармония, социальная солидарность, социальное здоровье, альтруистическое поведение, защита прав человека, безопасность человеческой жизни, благосостояние и справедливость.

Виды:

- семейная – школа нравственного воспитания детей (объект и предмет альтруизма);

- профессиональная (партикулярная);

- гражданская мораль.

Функция: удержание личности от произвола.

Черты:

основа (социальная) (сознательное следование правилам)

 
 


Чем более сложное общество, тем более гибкими должны быть правила.

На основе принципов морали строится воспитание. Цель: формирование социального существа, воспитание человека, нужного обществу. С момента рождения преобладают эгоистические чувства. Ребёнок – не социальное существо. Процесс воспитания – освобождение от природных эгоистических чувств.

6. Религия – высшая форма психической жизни (сознание сознания). Сначала: анализ тотемических представлений. Система ценностей и обрядов, относящихся к священным. Объединяет людей в одну моральную общину, называемую церковью. Церковь – организация коллективной религиозной жизни.

Характеристика: религиозное сознание – делит мир на категории:

Священное (мир сакральный) коллективные силы, внедрённые в индивидуальное сознание, идея общего, связывающая с чем-то превосходящим самого себя.
Светское (мир секулярный) проявление повседневной жизни с частными интересами и интересами и эгоистическими страстями.
Священное – источник принудительных актов и определённых запретов. Уважение церковных авторитетов, подчинение ритуалам формирует состояние радости. Всё то, что характеризует его, Дюркгейм относит и к обществу. Воплощает в себе коллективные силы, внедрённые в социальное сознание, идею общего, связывая его с чем-то намного превосходящим самого человека. Тем самым общественное начало рассматривается наравне с Богом.

Светское – всё то, что связано с трудовой деятельностью – источник горестей и печалей.

Общество – единство социума и индивида.

Отождествление общества и религии.

Функции:

- дисциплинарная;

- солидаризующая;

- воспроизводящая – коммуникация поколений – передача социального наследства;

- эйфорическая – формирующая особое психологическое состояние.

Идея самоубийства – социальное явление. «Процент самоубийств зависит только от социологических причин, и контингент добровольных смертей определяется организацией общества». Причина: негативное воздействие социальной среды на поведение личности и социальных групп. + Психические заболевания, географические условия.





Дата публикования: 2014-12-10; Прочитано: 1307 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...