Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Занятие 2. Исследование понимания простых предложений



Исследование понимания простых предложений. Исследование понимания логико-грамматических структур. Пробы, их проведение, диагностическое и дифференциально-диагностическое значение.

По мнению многих лингвистов и неврологов именно простые предложения являются основной единицей речи. Сохранность понимания простых предложений предполагает:

а) сохранность понимания отдельных слов,

б) сохранение в памяти следов от серии слов,

в) способность затормозить то преждевременное суждение о смысле высказывания, которое может быть сделано на основании лишь одного фрагмента фразы.

Таким образом, эта функция является комплексной и может страдать при поражениях мозга самой различной локализации.

Исследование начинается с задавания больному ряда вопросов, причем среди прочих должны задаваться несвязанные с предыдущими по контексту, поняв которые можно только восприняв входящие в него слова и их синтаксические связи. В дальнейшем больному предлагается ряд простых фраз, после чего он каждый раз должен находить картинку, на которой изображено соответствующее фразе событие. Используется прием исполнения словесных приказов при расширенном объеме фраз. Например, проба Пьера Мари - фразы типа выполнения трех последовательных действий, заключенных в одной фразе: «Возьмите книгу, положите ее на окно, а тарелку дайте мне» и т. д. Дефекты запоминания отдельных изолированных действий и возможные кон­таминации отдельных частей с извращением общего смысла высказывания - ти­пичный признак нарушения синтетической деятельности коры на уровне второй сиг­нальной системы.

Пробы на исследование понимания конструкций, смысл которых не ограничивается упомянутыми в них предметами. Выполнение подобных проб требует предварительного анализа соответствующих речевых структур. Например, задают больному вопрос: «Покажите как разжигают печку» при наличии картинок, изображающих печь, дрова, спички и т. д. К этой же группе проб относятся и пробы с «конфликтной» инструкцией (например, «если сейчас ночь, поставьте крест на белом квадратике, а если день - на черном»). Неспособность преодолеть прямую, хорошо упроченную связь - «ночь - черный», «день - белый» - и адекватно выполнить инструкцию - также свидетельство нарушения синтетической деятельности коры на уровне второй сигнальной системы.

Клиническая диагностика.

Понимание простого предложения обычно не представляет значительных трудностей для больных с мозговыми поражениями, поскольку форма простого предложения наиболее привычная и хорошо упроченная единица разговорной речи. Часто даже в случаях, когда больной перестает понимать значения отдельных слов, его можно восстановить, вставив в контекст привычного предложения. Однако, понимание предложений может иметь определенные границы, и одним из осложнений понимания предложений может быть увеличение его объема.

1) Больные с поражениями височных отделов коры (коркового отдела слухо-речевого анализатора) обнаруживают заметные затруднения даже при небольшом расширении объема предлагаемого на слух предложения (оно перестает восприниматься как целое, больной реагирует лишь на отдельные, выпадающие из контекста слова).

2) Второй тип осложнений - неспособность затормозить те догадки о смысле предложения, которые возникают по поводу отдельных слов, включенных в предложение (подобные импульсивные ответы могут встречаться как у больных с общемозговыми нарушениями, так и у больных с отчетливым лобным или лобно-височным синдромами).

Исследование понимания логико-грамматических структур.

Как известно, на определенном этапе развития в языке появляются грамма­тические формы, которые отражают не изолированные предметы, а сложные отно­шения между ними, и выражение таких отношений осуществляется с помощью опре­деленных средств (система флексий, порядка слов в предложении, отдельных слу­жебных слов (предлогов и союзов)). В некоторых случаях эти служебные средства вступают в конфликт с более простой функцией прямого обозначения отдельных предметов и действий (например, в фазе "брат отца" речь идет не об упомянутых ли­цах, а о третьем, непосредственно не упомянутом лице).

Исследование начинается с опытов на понимание простых флективных конструкций, Для этой цели больному, перед которым расположено 3 предмета (например, карандаш, ключ и гребешок), последовательно предлагают 3 вида инструкций, оперирующих теми же словами, но включенными в различные логико-грамматические отношения:

а) афлективная инструкция: больному предлагается показать 2 последовательно называемых предмета - "ключ-гребешок", "гребешок-карандаш", "карандаш-ключ" и т. д. При этом легко видеть, что конструкция, составленная из двух изолированных слов, не имеет специального значения, выходящего за пределы называния отдель­ных предметов.

б) Инструкция, включающая те же слова, но поставленных с помощью флексий инструментального творительного падежа в специальные отношения: больному предлагается "показать ключом карандаш" или "карандашом гребешок" и т. д. Такие конструкции уже выходят за пределы простой номинативной функции слова, и больной должен еще ориентироваться и на отношения, выражаемые соответствующими флексиями.

в) Инструкция осложняется необходимостью отвлечься от порядка слов и инвертировать действие (например, предлагают "показать ключ карандашом" и т. д.). Чтобы правильно выполнить инструкцию, испытуемый должен затормозить тенденцию выполнять действие в том порядке, в котором упоминаются предметы, и инвертировать порядок действий, начиная с предмета, упомянутого в инструкции вторым и затем перейти к упомянутому первым.

Клиническая диагностика.

1. Больные с поражениями височных отделов левого полушария и явлениями акустической афазии часто не в состоянии выполнять уже первую из инструкций. (Легко теряя значение предложенных слов, они могут их повторить, но указывая совершенно несоответствующие этим словам предметы - отчуждение смысла слов).

2. Больные с поражениями теменно-затылочных отделов левого полушария (не проявляющие отчуждения смысла слов) без труда справляются с первой из описанных проб, но в силу дефектов пространственного синтеза не могут справиться со вторым (флективным) вариантом конструкции. Для них конструкция "карандашом ключ" воспринимается также как "карандаш-ключ", и они по-прежнему указывают предметы, не указывая отношений, в которые они поставлены. При более легких поражениях этой локализации значение данной инструкции может улавливаться.

3. Больные с поражениями передних отделов (или с общим гипертензионным синдромом и вторичной аспонтанностью), как правило, хорошо справляются с первыми двумя вариантами инструкции, но затрудняются в ее третьем (инвертированном варианте). Эхопрактическая тенденция следовать за порядком слов в предложении и выпадение стадии предварительного анализа приводит к тому, что больной не замечает необходимости инверсии и продолжает механически выполнять инструкцию в том порядке, в котором назывались предметы.

Пробы, направленные на исследование понимания логико-грамматических конструкций с помощью специальных операций симультанного синтеза. Это пробы на:

а) понимание конструкций атрибутивного родительного падежа,

б) предложных конструкций,

в) некоторых сравнительных конструкций.

А. Больному дается рисунок, изображающий женщину и девочку, и больному предлагается показать, где изображена "мама дочки" или "дочка мамы". В случаях глубоко выраженной семантической афазии это предложение может быть сформулировано в виде простой конструкции: "Где мамина дочка или дочка мамы?" Другой вариант пробы: больному предлагают объяснить, что означает конструкция "брат отца" и "отец брата", "брат начальника" или "начальник брата", или хотя бы ответить на вопрос, одинаково ли значение этих фраз.

Б. Больному предлагают "поставить крест под кругом" или "круг под крестом" и т. д. Для сенсибилизации пробы предлагают больному выполнить рисунок сверху вниз или "поставить круг справа от креста" или "крест справа от круга". Аналогичную направленность имеют и пробы типа: "Определить какая из фраз "весна бывает перед летом" или "лето бывает перед весной" является правильной".

В. Эта же проба в еще более усложненном варианте: "поставить крест справа от круга, но слева от треугольника". Такой вариант пробы является наиболее трудно выполнимым.

Клиническая диагностика.

1. Больные с семантической афазией, как правило, обнаруживают значительные затруднения, анализ конструкций, выражающих пространственные отношения наиболее сложен для них. Обычно у этих больных весьма отчетливы симптомы "импрессивного аграмматизма": усваивая значения отдельных слов, они рисуют фигуры при любых видах инструкции лишь в порядке их называния, и анализ конструкций типа "крест под кругом" для них практически недоступен. Аналогичные трудности отмечаются у них и в задании определить, к какому из двух заданных рисунков относится грамматическая конструкция.

2. Больные с поражением височных систем и отчуждением смысла слов могут правильно понимать нужные логико-грамматические отношения, но при выполнении задания теряют правильные обозначения фигур, замещают нужную фигуру другой.

3. Больные с поражениями передних отделов мозга и спонтанностью к образованию инертных стереотипов могут относительно легко усвоить нужные логико-грамматические отношения, но не в состоянии перейти к решению измененной задачи, даже если она является более легкой.

4. Больные с выраженным лобным синдромом вообще не усваивают нужного задания и, либо инертно рисуют обе фигуры на одном и том же месте, либо дают выраженные персеверации одной и той же фигуры.

Пробы на понимание сравнительных конструкций.

А. Предлагаются для анализа фразы "Ваня выше Пети" или "Петя выше Вани" и просят больного сравнить эти конструкции или сказать, кто из мальчиков ниже (что требует не только усвоения, но и мысленной инверсии конструкции).

Б. Вариантом выше описанной пробы служит опыт, когда больному предъявляют две бумажки разных оттенков, предлагая указывать, какая из них "более светлая" и "более темная" или "менее светлая" и "менее темная". Если вдобавок эти бумажки отличаются не только по цвету, но и по размеру, можно видеть, что больной не в состоянии объединить оба обозначения в одну смысловую систему, и вместо "более светлой" может показать большую бумажку.

В. Весьма сложной для больных является проба Берта: предъявляются конструкции типа: "Оля светлее Кати, но темнее Сони", и требуется ответить на вопрос, какая из девушек самая светлая.

Г. Пробы на понимание инвертированных грамматических структур: предъявляются конструкции типа:

а) "Петю ударил Ваня. Кто пострадал?",

б) выраженные с помощью страдательного залога: "Солнце освещается Землей. Так ли это?",

в) "Я позавтракал после того, как нарубил дров", с вопросом: "Что я сделал раньше?",

г) конструкции, содержащие двойное отрицание: "Я не привык не подчиняться правилам" с последующим вопросом: "Дисциплинированный ли я человек?".

Все эти конструкции, понимание которых по непосредственному впечатлению невозможно и которые требуют предварительной перешифровки, очень точно вскрывают трудности, связанные с нарушениями анализа и синтеза логико-грамматических структур.

Практические ндвыки:

1. Уметь правильно провести и оценить результаты проб, направленных на исследование понимания простых предложений.

2. Уметь, опираясь на результаты проведенных проб, дифференцировать лобные, височные и лобно-височные поражения.

3. Уметь правильно провести и оценить результаты проб на исследование понимания логико-грамматических структур.

4. Уметь на основании проведенных проб дифференцировать левосторонние теменно-затылочные, височные и переднемозговые поражения.

5. Уметь правильно провести и оценить результаты проб, направленных на исследование понимания логико-грамматических конструкций с помощью специальных операций симультанного синтеза. Уметь на основании полученных результатов дифференцировать случаи семантической афазии, височных, лобных поражений различной степени тяжести.
ТЕМА № 10 ИССЛЕДОВАНИЕ ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 854 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2025 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.055 с)...