Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Третий этап – 40-80-е гг. XX в. Сад – архитектурное пространство в растительной аранжировке



Имя Мин Рауш (1904-1998 гг.), возможно, самое негромкое в истории XX века.

Главным вкладом Рауш в садово-парковое искусство была серия 25 модельных садов, созданных в питомнике в Моргейме после второй мировой войны. Эти экспериментальные сады – вариации на тему «достижение максимального эффекта минимальными средствами» при помощи целенаправленного использования свойств простых геометрических форм и способов их взаимодействия. Асимметричные планы по простоте и решительности напоминают композиции Мондриана. Они построены на сопряжении и наложении простых форм, взаимодействующих с диагональными линиями. Метрические ряды подобных вертикальных и горизонтальных плоскостей и форм демонстрируют выразительные возможности пластинообразной, точечной и линейной форм, обеспечивая взаимосвязь внутреннего и внешнего пространства.

Дэн Кили. Идеи пространственной организации Кили развивались в сотрудничестве с Луисом Каном и Ээро Саариненом. Принцип уничтожения границ между внутренним и внешним пространством Кили воплотил в 1941 г. в резиденции Коллиер в Вирджинии, где внутреннее пространство дома перетекало в серию открытых террас сада.

Бурль Маркс. Самые знаменитые работы Бурль Маркса – общественные парки на сложном рельефе. В 1950 г. был создан Фламенго Парк в Рио на участке, где располагался ряд важных гражданских зданий, включая Музей современного искусства. Бурль Маркс решил основные пространства, связав их геометрической решёткой, оживляемой живописными посадками широкого спектра растений. Динамичные листья пальм и волны разнообразных трав создали впечатление движения. В 1970 г. он повторил эту волнообразную тему в рисунке мощения протяжённого променада Копакабана Бич. Движение продолжается танцующими тенями высоких пальм, высаженных по береговому краю.

Ландшафтные композиции Бурль Маркса близки абстрактной живописи. Наиболее наглядно это показывает сад на крыше Сафра Банка в Сао Пауло. Влияние Пикассо и Миро просматривается в абстрактной планировке, рисунке мощения и характере посадок.

Выводы. На 1 этапе, в 20-30-е гг. XX в., под влиянием абстрактной живописи определился характер планировки сада, свободный от осей и симметрии, основанный на динамичном расположении простых геометрических форм и плоскостей. На 2 этапе, в 30-40-е гг., родилось открытое, свободно перетекающее пространство, воплотившее новую концепцию архитектуры Ф.-Л. Райта и Мис ван дер Роэ. На 3 этапе, в 40-80-е гг., были выработаны приёмы художественного оформления архитектурного пространства сада на основе принципа максимальной выразительности материала – растений, мощения и пр.

  1. Предпроектные исследования. Архитектурно-ландшафтная оценка территории. Этапы проектирования.

Изучение ландшафтных условий является обязатель-
ным этапом архитектурного проектирования. На различ-
ных стадиях проектирования в зависимости от типа
объекта определяются задачи анализа природных дан-
ных, выбираются способы оценки ландшафтов и выра-
жения ее результатов. Результаты оценки ландшафта (включая функ-
циональный, экологический, инженерный, санитарно-ги-
гиенический, эстетический и другие аспекты) позволя-
ют ему обосновать проектную программу оптимального
преобразования ландшафтов. Большинство сведений по предпроектной оценке
природных данных проектировщики получают из смеж-
ных областей знаний. Задача архитектора — их интегри-
рование в соответствии с проектной программой. Архи-
тектором полностью производится композиционная, эс-
тетическая оценка ландшафтов.

Кроме традиционных топогеодизеческих материалов
в градостроительном проектировании все шире приме-
няются материалы аэрокосмической съемки земной по-
верхности, являющейся одним из методов дистанцион-
ных изыскательских работ.

При разработке генерального плана или проекта пла-
нировки, например, населенного места или крупной зоны
отдыха, информации обзорной карты недостаточно. Ре-
шение возникающих на этой стадии архитектурно-пла-
нировочных и архитектурно-ландшафтных задач тре-
бует более обстоятельных и глубоких качественных оце-
нок. Масштаб ландшафтной карты для стадии генераль-
ного плана должен быть не менее 1:25 000 (желательно
1:10 000). Исследования обязательно сопровождаются
полевыми работами, камеральной обработкой получен-
ных результатов, а завершаются составлением достаточ-
но подробных ландшафтных схем и прикладных карт,
характеризующих геоморфологию, геологию, почвы, ра-
стительность, микроклимат, животный мир, водоемы и
водотоки, и в целом композицию ландшафта. Делаются выводы о пригодности территории в зависимости от
поставленной проектной задачи.

Прикладные оценочные карты, как показывает опыт,
обеспечивают эффект, если они выполняются на еди-
ной основе физико-географического и ландшафтного
районирования с выделением природно-территориаль-
ных комплексов (ПТК). В схемах районной планиров-
ки это могут быть ландшафты и местности; на даль-
нейших стадиях проектирования — местности, сложные
и простые урочища, фации. Выделение и характеристи-
ка их необходимы при детальном проектировании, осо-
бенно при микроклиматической оценке, и для эстети-
ческой оценки ландшафтов.

Карта почв должна показать распространенность раз-
личных их видов на всей территории, охваченной проек-
тированием. Исходными данными для этого являются
съемки сельскохозяйственных угодий, а также натур-
ные обследования почв лесных участков, прибрежных
зон и т.п.

Карта растительности — одна из важнейших в раз-
деле компонентных характеристик. Она иллюстрирует
породы и виды насаждений, области их распростране-
ния, возраст, полноту, а также дает ландшафтно-эстетическую оценку.

Климатическая карта также имеет большое значе-
ние. Как известно, микроклиматические различия прояв-
ляются в приземном слое атмосферы на высоте 2-
2,5 м от земной поверхности и определяются формами
рельефа и экспозицией его по сторонам света, продол-
жительностью инсоляции, интенсивностью солнечной ра-
диации, особенностями почв, растительного покрова, вет-
рового режима и т.д. Для получения полной микрокли-
матической характеристики наблюдения должны про-
водиться в разные сезоны года и даже в течение не-
скольких лет. Поэтому составление карты микроклима-
та целесообразно только при достаточной обоснованно-
сти (размещение курортов, мест отдыха, детских учреж-
дений и т.п.).

При анализе рельефа выделяются водоразделы, таль-
веги, основные уклоны, склоны благоприятной ориента-
ции по сторонам света и т.д.

Ландшафтная карта является комплексным карто-
графическим материалом, завершающим исследование,
обобщающим характеристики отдельных компонентов
ландшафта. Она составляется в том же масштабе, что и
компонентные карты или схемы.

На ландшафтной карте таких мас-
штабов показываются не только типы леса, но также
возраст и качество древостоев, наличие и густота под-
роста и подлеска, отмечаются состав травяного покрова,
сомкнутость крон (осветленные и затененные леса), пе-
реувлажненное участки, поляны, редины, уникально жи-
вописные участки, характерные видовые точки и мно-
гие другие характеристики.

При всей важности и объективности информации,
получаемой от географической, экономической и дру-
гих оценок природных данных, комплексная оценка не
будет полной, если в ней отсутствует характеристика
архитектурно-художественных качеств пространствен-
ной среды. На этом этапе, как подчеркивалось выше, ве-
дущая роль принадлежит архитектору.

Эстетическая оценка определяет художественно-
пространственные качества ландшафта и условия его
зрительного восприятия. Результаты эстетической оцен-
ки позволяют не только уточнить ценность отдельных природных компонентов, но и обосновать размещение,
композицию зданий и сооружений, предопределить ин-
дивидуализацию их архитектурного решения.

Архитектурно-эстетическая оценка ландшафта важ-
на на всех уровнях (стадиях, этапах) проектирования.
Композиционная оценка в большей мере связана с визу-
альной пейзажной характеристикой ландшафтов и но-
сит экспертный характер, т.е. производится специалис-
тами на основе личных впечатлений. В экспертной оценке,
безусловно, трудно избежать элемента субъективизма.
Один и тот же ландшафт воспринимается различными
людьми по-разному в соответствии с их индивидуаль-
ными профессиональными, психологическими, возраст-
ными и другими особенностями.

Для архитектурно-художественной оценки составляются специальные карты
пейзажного разнообразия, которое определяется расчле-
ненностью рельефа, соотношением залесенных и неза-
лесенных территорий, масштабом и живописностью во-
доемов и водотоков и т.д.

Оценка условий восприятия ландшафта имеет боль-
шое значение для архитектурно-ландшафтного проек-
тирования. Зная особенности визуального облика ланд-
шафтов, условия их восприятия, можно заранее модели-
ровать композиционную согласованность архитектурных
объемов с природным окружением. На характер вос-
приятия при больших расстояниях влияет воздушная перспектива. На отдалении воспринимаются в основном
крупные членения, силуэт сооружения. По мере прибли-
жения к нему увеличивается роль более мелких члене-
ний и деталей.

Рассмотрим некоторые примеры. При удалении от
объекта наблюдения на расстояние до 30 м выделяется
зона подробного обзора (различается природный состав,
индивидуальные черты деревьев, цветовые нюансы, ха-
рактер листвы). При удалении от 30 до 200 м различа-
ются породы, но стираются индивидуальные отличия,
обобщается цветовая характеристика. С расстояния от
200 до 700 м отдельные деревья зрительно объединяют-
ся в группы и воспринимаются как обобщенная масса.
При удалении от 700 до 1500 м можно рассмотреть
массы насаждений разных пород и разницу глубины
планов, но величину глубины планов определить труд-
но. С расстояния от 1500 до 3000 м и более воспринима-
ются лишь наиболее крупные объекты (массивы леса,
зеркало воды, долины), дальний план воспринимается
как сплошная полоса с тем или иным силуэтом.

Ландшафты значительных территорий невозможно
охватить одним взглядом. Они воспринимаются в опре-
деленной последовательности, через систему пейзажей,
картин. Скорость восприятия имеет определяющее зна-
чение для представления о ландшафтах, что в свою оче-
редь зависит от способа передвижения человека. Скоро-
стью движения определяется быстрота смены впечатле-
ний, длительность обозрения.

Выделение пано-
рам и видовых точек ведется, как правило, и с проек-
тируемой территории на окружающие пространства и
с прилегающих территорий на оцениваемый участок, на
участок размещения проектируемого объекта.

Если
для проектирования важна оценка восприятия ландшаф-
та при движении, то применяется киносъемка.

Важна оценка ландшафта и в его собственной дина-
мике, т.е. по сезонам года, а для детальной колористиче-
ской характеристики — и в зависимости от времени
дня и погодных условий.

  1. Композиция паркового пейзажа. Понятие о композиции пейзажных картин, пейзажном разнообразии.
  1. Природный каркас города. Водно-зеленые системы городов. Вода и водные устройства в городской среде.
  1. Малые архитектурные формы.

Малые ландшафтно-архитектурные формы создаются с использованием как природных, так и антропогенных элементов предметно-пространственной среды. По соотношению природных и искусственных компонентов можно выделить следующие их формы:

В зависимости от массовости и способа производства существуют малые ландшафтно-архитектурные формы:

для мусора, фонари освещения и др.;

Основными принципами, т.е. руководящими идеями проектирования, являются:

Основными требованиями к проектированию малых ландшафтно-архитектурных форм являются:

социальные – учет потребностей разных социально-демографических групп населения (например, определение габаритов, тематики, цветового решения детского игрового оборудования с учетом возрастных групп детей; проектирование уклонов пандусов, высоты поручней с учетом особенностей строения тела человека), учет культурных традиций, особенностей проведения населением свободного времени при подборе оборудования и элементов благоустройства;

экологические – обеспечение охраны природы, учет условий произрастания растений, учет уровней загрязнения воздуха, воды, почв; экономические – рациональное использование материальных ресурсов, трудозатрат при изготовлении и эксплуатации МАФ; требования безопасности – предотвращение возможностей получения травм (установление безопасной высоты, обеспечение противопожарных требований, неиспользование токсичных материалов);

функционально-конструктивные – определение габаритов, подбор материалов, конструктивных решений с учетом назначения и особенностей использования малых ландшафтно-архитектурных форм;

технологические – учет особенностей и возможностей материалов, технологических приемов изготовления малых ландшафтно-архитектурных форм;

эстетические – учет архитектурных, композиционных, художественных закономерностей формообразования, организации пространства;

градостроительные – учет градостроительной и ландшафтной ситуации, органичное включение малых ландшафтно-архитектурных форм в окружающую среду.

Человек фиксирует внимание на ярких, нестандартных объектах и мало внимания обращает на фон. Композиционные акценты создают систему знаков в пространстве, хорошо запоминающихся и обеспечивающих ориентацию. Они должны иметь характерный, индивидуальный облик, чтобы ассоциироваться именно с данным местом. Важное значение имеют “знаки места”. Это совокупность архитектурных, ландшафтных особенностей участка, оборудования, элементов благоустройства, озеленения, цветочного оформления, произведений монументального искусства.

  1. Топиарные формы.

Топиарное искусство.

Топиарным называют искусство фигурной стрижки деревьев и кустарников с целью придания им различных форм. В наши дни топиарное искусство все быстрее набирает обороты. И это неудивительно. Ведь топиарные скульптуры – поистине великолепное зрелище. Топиарные сады всегда выглядят оригинально и являются гордостью каждого садовода, решившегося на их создание.

Фигура скульптура может быть выполнена из однолетних или многолетних растений, которые в зимнее время года следует оберегать от холодов.

Топиари – это не только зеленые скульптуры, но и метры живой изгороди из целых лабиринтов, которые привлекают посетителей сада своей загадочностью и тайной.

Лучшими растениями для создания топиари являются медленнорастущие виды с мелкими листьями и небольшими иголками.

История топиарного искусства начинается еще в Древнем Риме, где высоко ценилась умелая стрижка растений. Мастер топиарного искусства, создававший настоящие шедевры, пользовался славой и уважением.

Второе рождение топиарное искусство переживает в эпоху Ренессанса – в то время, когда возрождаются античные традиции и особый интерес проявляется к человеку и всему, сделанному его руками. Появление бордюров, арок, увитых мощными лианами, зеленых комнат, причудливых лабиринтов характеризует топиарный парк того времени.

В 17 веке топиарная стрижка широко распространилась во Франции. Топиарные фигуры применялись при создании регулярных ландшафтов.

В эпоху Петра Первого, стремившегося открыть западные ценности своему народу, в России появляется и топиарное искусство. Ярким примером является Большой Петергофский дворец с его Верхним садом. Занимающий 15 га и построенный по плану архитектора Б. Растрелли регулярный сад украшают не только фонтаны, пруды и скульптуры, но и различные топиарные фигуры.

Для наших широт распространение топиарного искусства осложнено климатическими условиями, так как ассортимент растений, пригодных для стрижки, довольно-таки ограничен. Тис, граб, самшит, бук, топиарная стрижка которых широко применяется в садах и парках Западной Европы, могут не выжить в условиях наших суровых зим. Если необходима фигурная стрижка самшита, например, или других вышеперечисленных растений, то можно выращивать их в контейнерах, а на зиму перемещать в светлое и прохладное помещение (с температурой 6-8 о С).

Фигурная стрижка кустарников заключается в придании кронам разных форм: шары, конусы, пирамидки, кубы, диски, спирали, колонны).

Особенно популярна стрижка хвойных растений. Это связано с тем, что многие хвойные – это растения, пригодные для стрижки, им можно придавать различные формы. Для создания топиаров подойдут такие виды хвойных, как ель колючая, можжевельник обыкновенный, для создания изгородей - туя западная; для создания бордюров - можжевельник казацкий.

Из лиственных для топиарной стрижки подойдут барбарисы, бересклеты, дерен белый, жимолости, ивы, боярышники, снежноягодник белый, лапчатка кустарниковая, кизильник, магония падуболистная и бирючина. Массивные геометрические фигуры и берсо можно создавать из липы и вяза шершавого. Пузыреплодник калинолистный, спиреи, клен Гиннала и клен татарский – быстрорастущие виды, им нужна более частая формовка. Они не подойдут для создания сложных топиарных фигур, так как стрижка растений должна быть довольно частой – до 3-4 раз в год.

Для создания топиарных форм используются растения старше пяти лет с развитой корневой системой.

В условиях холодного климата при стрижке "живые стены" не должны иметь вертикальных стен, иначе нижние ветви недополучат света и будут оголяться. Угол наклона поверхности изгороди к земле должен составлять не менее 10 градусов.

Если растение обитает в хороших условиях, если в свое время ему правильно сформировали крону и аккуратно стригли, то, даже достигнув изрядного возраста в несколько десятилетий, а то и в сотню лет, взрослое растение «по инерции» продолжает удерживать признаки топиарной обработки.

Увидеть парк топиарного искусства можно во многих странах. Декоративная стрижка деревьев – прием, который ландшафтные дизайнеры используют во всем мире. Один из самых интересных топиарных парков представляет собой сад архитектора, художника, фотографа и писателя Пита Бекарта в Бельгии. Его сад с топиарами – настоящий шедевр архитектурной мысли.

В современных городских насаждениях топиарные формы все больше привлекается в озеленение общественных территорий.

  1. Средства ландшафтной композиции.

Под композицией понимается творческая деятель-
ность по организации пространств и составляющих их
элементов, а также результаты этой деятельности. Орга-
низация пространства в архитектуре определяется функ-
циональными, конструктивными и художественными
требованиями. Психофизиологические закономерности
восприятия человека обусловливают приемы организа-
ции формы и пространства, категории композиции:
симметрию и асимметрию, нюанс и контраст, ритм,
установление определенных соотношений между час-
тями и целым.

Специфическая область архитектурной композиции -
градостроительная композиция, которая, в частности, яв-
ляется художественным выражением пространственных
взаимосвязей природных и антропогенных форм на зна-
чительных территориях. В ландшафтной архитектуре
наиболее общая задача композиции — построение про-
странств под открытым небом, формируемых преиму-
щественно рельефом, зелеными насаждениями, водоема-
ми и водотоками, малыми формами архитектуры и
элементами благоустройства.

Подбор растений, их группировка, пластика релье-
фа, использование декоративных качеств воды — худо-
жественные задачи, близкие архитектурной композиции.

Перспектива — не только искусство изображения
на плоскости трехмерного пространства, но и вид, картина природы с
какого-то отдаленного пункта, видимая даль.

В ландшафтной композиции различают широкую
перспективу — панораму, т.е, свободное обозрение об-
ширного пространства, и вид — визуально ограничен-
ное пространство, как правило, выделенное по сторо-
нам рамкой из зеленых насаждений или архитектур-
ной рамкой.

В ландшафтной композиции выделяют линейную и
воздушную перспективы
.

Воздушная и линейная перспективы — наиболее
сильные композиционные средства выражения глуби-
ны пространства. Объемы, расположенные ближе к зри-
телю, воспринимаются как более крупные, и интервалы
между ними постепенно зрительно уменьшаются. Объе-
мы, находящиеся вблизи зрителя, представляются бо-
лее детально, рельефно (воздушный признак перспек-
тивы).

Воздушная перспектива зависит от плотности воз-
духа. Между плотностью и прозрачностью существует
обратная зависимость.

Линейная перспектива отражает изменения видимых
форм в зависимости от их положения в пространстве.
Основные ее законы: чем дальше предмет, тем он ка-
жется меньше; все вертикальные линии в перспективе
остаются вертикальными; параллельные линии, уходя-
щие от наблюдателя на понижающейся местности, схо-
дятся ниже горизонта, а на повышающейся местности -
выше горизонта.

Парковая перспектива — многоплановый парковый
пейзаж, построенный по композиционным законам ли-
нейной и воздушной перспективы. В зависимости от
относительного расположения различных планов пар-
ковой перспективы она может быть малой (50 — 100 м),
средней (100 — 500 м) и большой (свыше 500 м) глу-
бины. Учитывая расстояние между зрителем и объек-
том и применяя законы линейной перспективы,можно
оптически уменьшить или увеличить глубину парко-
вого пейзажа, парковой перспективы, зрительно изме-
нить величину и форму парковых элементов.

Средствами линейной и воздушной перспективы
создается иллюзия увеличения или уменьшения про-
странства.

Характеристика восприятия ландшафтных пространств:

а — виды обзора:
детальный (100 м), общий (500 м), панорамный (2000 м);

б — виды ограниченного обзора: рамка, кулисы,
обзор без ограничений;

в — восприятие пространства: резкая разница планов, многоплановое пространство, уходящая перспектива.

Для того чтобы зрительно увеличить перспективу,
стены, ограждающие сад, сближали от входа к зданию,
расположенному в конце сада. Чтобы уменьшить впе-
чатление затесненности пространства, каменные стены
украшали вьющейся зеленью. В направлении от входа
к павильону размеры плит мощения уменьшались, фак-
тура их поверхности постепенно менялась — от грубой
до гладкой, полированной. Цвет плит мощения и расти-
тельности также изменялся: от теплого красно-оран-
жевого до холодного — зеленого, лилового и серого.
Вода на переднем плане плескалась и журчала, а вда-
леке была тихой и спокойной, зеркальной. Деревья на
переднем плане были высокими, с выразительным си-
луэтом и плотной кроной, а на дальнем — низкими и
ажурными, с как бы «размытым» контуром. Такое ре-
шение парковой перспективы создавало видимость про-
стора.

Для концентрации внимания на парковой перспек-
тиве в основной зоне восприятия создаются из зеленых
насаждений или архитектурных элементов рамка, ку-
лисы. Кулисы — группа деревьев или кустарников, иног-
да небольшой массив, ограничивающий вид на откры-
тое пространство. Зеленые кулисы бывают глухие и
ажурные — в зависимости от структуры кроны деревь-
ев и кустарников.

Видовая точка — место на парковой территории, с
которого хорошо воспринимаются виды, пейзажи.

Контраст — художественный прием, заключающий-
ся в резко выраженном противопоставлении качеств
элементов композиции (объема, цвета), что помогает
ярче оттенить их особенности.

Акцент — композиционный прием, основанный на
наиболее сильном противопоставлении и подчеркива-
нии какой-либо детали в общей пейзажной картине по
величине, положению в пространстве, освещенности, цвету.
Достигается, например, посредством размещения в от-
крытом пространстве особо декоративных отдельных
деревьев (солитеров). Композиционно выделяемые эле-
менты ландшафта называют также доминантами.

Тектоника — художественное выражение законо-
мерностей построения, присущих определенной породе
или виду растений, а также другим природным компо-
нентам.

Цвет — колер, окраска. Тон — характер, оттенок цвета
по яркости. Колорит — соотношение цвета в пейзаже
по тону и насыщенности цвета. Различают колорит теп-
лый (преобладание теплых цветов) и холодный (пре-
обладание холодных цветов).

Знание теории цвета лежит в основе построения пей-
зажа. Как известно, все цвета подразделяются на две
группы: хроматические (красный, оранжевый, зеленый,
голубой, синий, фиолетовый цвета со всеми оттенками
и переходами между ними) и ахроматические (белый,
черный и все серые тона). Для первой группы харак-
терны цветовой тон и его насыщенность, а для второй -
светлота.

Цвета разделяют на выступающие и отступающие.
Теплые цвета (красный, оранжевый, насыщенный жел-
тый) как бы приближаются, выступают вперед, а холод-
ные (синий, фиолетовый) — как бы отступают, кажутся
дальше. По эмоциональному воздействию выделяют ак-
тивные цвета, которые действуют на человека возбуж-
дающе (красный, оранжевый), и пассивные (серо-зеле-
ные, сиренево-серые) — успокаивающие.

  1. Цветочные композиции. Регулярные типы цветочных композиций (клумба, рабатка, бордюр, партер, модульный цветник).

Цветник - декоративная композиция из цветущих
растений в открытом грунте. Клумба — наиболее традиционный цветник геомет-
рических очертаний в виде круга, овала, квадрата, прямо-
угольника. Клумбы бывают плоские и объемные. Плос-
кие устраиваются из низких растений на одном уровне
с поверхностью земли, мощением или даже несколько
заглубляются относительно них. Объемность клумб до-
стигается насыпкой грунта и применением растений раз-
личной величины, которые повышаются от внешнего кон-
тура клумбы к ее центру. Иногда в клумбах в качестве
композиционного акцента используются декоративные
вазы с растениями. Клумбы подразделяются также на
простые и сложные в зависимости от ассортимента цве-
тов и характера рисунка. В настоящее время клумбы
создаются реже, в основном при благоустройстве тер-
риторий исторических ансамблей, старинных парков.

Рабатка — неширокая полоса цветочных растений
вдоль аллеи, дорожки, тротуара или проезжей части
дороги. Обычная ширина рабаток 50 — 150 см. При
значительной протяженности в рабатках делаются разрывы. Это относительно плоский цветник. По компози-
ции и составу растений рабатки бывают однотонные
и многоцветные, из одного или нескольких видов цве-
точных растений, со свободными их группами или гео-
метрическим орнаментом. Рабатки исполь-
зуются для оформления скверов, бульваров, улиц, парте-
ров. В них применяются как многолетние, так и одно-
летние растения (бегония, сальвия, маргаритки, виола и
многие др.), а также почвопокровные растения, напри-
мер очиток.

Бордюр (парковый) — узкая полоска цветочных ра-
стений шириной 20 — 40 см, окаймляющая клумбы, парте-
ры, газон вдоль дорожек и площадок. Для бордюров
подбирают низкие, как правило, одного вида растения,
которые не должны закрывать основных посадок (ло-
белия, цинерария, алиссум и др.). Бордюрами, как отме-
чалось, именуются также низкие стриженные живые из-
городи (высотой до 50 см), которые служат для созда-
ния орнаментов в партерах и окантовки цветников и
газонов.

Модульный цветник — цветник, в основу компози-
ции которого положен тот или иной повторяющийся
геометрический элемент.

Партер — декоративная композиция на горизон-
тальной плоскости с минимальным применением вы-
сотных элементов (кустарники, скульптура).

  1. Цветочные композиции. Живописные типы цветочных композиций (группы, массивы, миксбордеры, каменистые цветники).

Цветник - декоративная композиция из цветущих
растений в открытом грунте — клумбы, рабатки, цветоч-
ные партеры, розарии, альпинарии, рокарии, миксбор-
деры.

В современном садово-парковом искусстве широко
распространено устройство цветников в виде крупных
пятен живописных очертаний на фоне газона. Такие цвет-
ники могут быть одно- или многоколерными, из расте-
ний одного сорта или из сочетания нескольких видов.
Иногда свободные (ландшафтные, живописные) цветоч-
ные композиции можно увидеть в сочетании с груп-
пой красиво цветущих кустарников. В таких компози-
циях преобладают многолетники, луковичные. Надо учи-
тывать, что кустарники разрастаются и поэтому при
создании смешанных групп из цветов и кустарников
высаживать цветы надо не ближе 50 — 70 см от основа-
ния куста. Группа должна восприниматься по-разному
со всех сторон. Очень крупные экземпляры бывают и
среди цветочных растений. Например, гераклиум (бор-
щевник) имеет огромные пальмообразные листья и
белые зонтики соцветий. Один экземпляр занимает
пространство до 1,5 м в диаметре. Очень декоративен
бузульник.

В ландшафте населенных мест цветы особенно при-
влекают к себе внимание. В повышении художествен-
ных качеств окружающей среды цветочные компози-
ции смогут сыграть еще большую роль, если они будут
создаваться не стихийно, а по специально разработан-
ной дизайн-программе.

Цветочное оформление города — это целая эстетиче-
ская архитектурная система. При ее формировании вы-
деляются четыре подхода.

Первый — четкое определение места цветов в архи-
тектурно-ландшафтной среде:

а) цветы в среде, близкой к естественной (живопис-
ные композиции в прогулочных зонах парков, в лесо-
парках, загородных зонах отдыха);

б) цветы в архитектуре поверхности земли, сочета-
емые с малыми формами, элементами благоустройства
(вазы, кашпо, декоративное мощение, подпорные стенки,
ступени, водные устройства и пр.);

в) цветы в архитектуре зданий и сооружений (лод-
жии, балконы, террасы, внутренние дворики, сады на кры-
ше, стилобат, интерьер).

Второй подход — выявление функционально-зональ-
ной специфики цветочного оформления: торжествен-
ность, репрезентативность, строгость, крупный масштаб
в общественных, административных, культурных цент-
рах города; преимущественная подчиненность ланд-
шафтной среде в лесопарковых массивах и прогулоч-
ных зонах парков; соразмерность человеку и более про-
стые композиционные приемы на жилой территории;
историческая достоверность приемов цветочного оформ-
ления у памятников архитектуры.

Третий подход — типологический, при котором, опи-
раясь на первые два подхода, ведется поиск индивиду-
ального решения цветочного оформления для каждого
типа архитектурно-ландшафтного объекта. Цветочные
композиции должны быть различны в детских и спортив-
ных, прогулочных и аттракционных парках; на терри-
ториях жилой застройки — современной многоэтаж-
ной, малоэтажной с индивидуальными участками или
исторически ценной, реконструируемой.

И, наконец, четвертый подход — разграничение ин-
дивидуальных и массовых типовых решений.

Основным материалом для цветочного оформления
служат многолетние и однолетние растения. Практика
показывает, что наиболее ценными являются, как их
обычно называют, многолетники. Весной быстро разра-
стаются, образуя большие куртины, ландыши, барвинок,
арабис. Очень декоративны тюльпаны, флоксы, дельфи-
ниумы, астры и многие другие. Однако наряду с много-
летними широко применяются и однолетние цветоч-
ные растения. Достаточно быстрый декоративный эф-
фект может быть получен посадкой клубневой бегонии,
махровой петунии, пеларгонии, лобелии, сальвии, бар-
хатцев и др.

Основное требование при подборе ассортимента для
цветочного оформления — композиции должны быть
декоративны возможно больший промежуток времени.
Особое внимание важно уделять цветочным компози-
циям в период, когда многие деревья еще не имеют ли-
ствы, а крокусы, нарциссы, тюльпаны уже украшают
пейзаж.

Широкое распространение получает смешанный цве-
точный бордюр — миксбордер. Это широкая полоса преимущественно из
многолетников, подобранных по времени цветения та-
ким образом, чтобы декоративный эффект сохранялся
в течение всего вегетационного периода — от ранней
весны до поздней осени. Миксбордер рас-
полагается вдоль аллей, дорожек, площадок. Имеет ши-
рину от 1 до 5 м, как правило, с криволинейным конту-
ром. Очень крупные композиции свободных очертаний
типа «миксбордер» называют садом непрерывного цве-
тения. Для лучшего обозрения через миксбордер боль-
шой площади прокладывают «пунктирные» живопис-
ные дорожки из отдельных плит. Это удобно для ос-
мотра и ухода за растениями. Миксбордер имеет асим-
метричный поперечный профиль: более высокие расте-
ния размещаются дальше от аллеи, а более низкие -
ближе к ней. Для миксбордера необходим спокойный
фон, на котором четко читались бы разнообразные со-
четания цветущих растений. Для фоновых посадок при-
меняют боярышник, кизильник, ель обыкновенную. Кон-
тур миксбордера от аллеи должен быть удален не ме-
нее чем на 40 — 50 см (для лучшего восприятия). Поло-
са между аллеей и бордюром — стриженный газон.

Альпипарий — научно-экспозиционная зона горных
растений в ботаническом саду; розарий, или каменис-
тый сад, — прием декоративного цветочного оформле-
ния. Каменистые сады, или рокарии, уже прочно во-
шли в практику ландшафтной архитектуры. Их можно
встретить в садах и парках, па внутриквартальных
жилых территориях, на производственных объектах, на
участках садоводов-любителей.

Как правило, для устройства каменистых садов ис-
пользуют участки с неудобным или нарушенным ре-
льефом (откосы, выходы каменной породы и т.п.). На
плоском рельефе большой рокарий будет выглядеть не
только искусственным, но и стоить намного дороже, чем
на склоне. Здесь может быть рекомендовано устройство
лишь небольших фрагментов на тему «цветы и камень».
Декоративная особенность рокария — концентрация на
малой площади большого количества разнообраз ых ра-
стений. Каменистые цветочные композиции рекомен-
дуется устраивать на склонах, хорошо освещенных солн-
цем. В засушливое время неприхотливые растения на-
ходят влагу под камнями и на камнях, на поверхности
которых при перепаде температур в ночное и дневное
время конденсируется влага. Кроме того, камни служат
как бы основой для растений, растущих подушкой. Из
камня устраивают террасы, ступени. Щели между кам-
нями заполняют землей, богатой перегноем, и высажи-
вают растения.

  1. Цветочные композиции. Выставочно-экспозиционные цветочные композиции (розарии, георгинарии и пр.).

Цветник - декоративная композиция из цветущих
растений в открытом грунте. Значительные массивы цветочных посадок из флок-
сов, ирисов, пионов, астильб называют моносадами.

Моносад. Далеко не из каждой коллекции растений можно создать моносад. Это должен быть вид или род с максимально разнообразными формами кроны, сроками цветения, окраской листвы, фактурой поверхности.

Но существуют и другие, так называемые моносады, в них представлены растения одного вида - розарий, иридарий, пионарий, сиренгарий, георгинарий и прочими.

Мировая коллекция сирени насчитывает 28 видов, которые, в свою очередь, подразделяются более чем на 1000 сортов.

Классическим примером моносада являются вересковые сады - удивительные своей необычной утонченной красотой. Сам род "вереск" имеет всего один вид - "вереск обыкновенный", который включает в себя несколько десятков сортов, отличающихся друг от друга окраской цветков и листвы. Верески ценятся за их продолжительное цветение, наступающее во второй половине лета.

Еще одним экзотическим видом моносада является иридарий, сад с преобладанием ирисов. Оптимальным расположением для иридария являются участки с настоящими либо искусственными водоемами, иридарий вблизи воды выглядит особенно прекрасным.

Строго говоря, к моносадам можно причислить и уникальные японские сады камней и мхов, ведь в них также доминирует одна культура.

По принципу моносада могут быть объединены и любые другие красивоцветущие растения, которое эффектно выглядят в больших количествах и отличаются разнообразием форм и окрасок, а также габитусом и высотой. Тюльпаны, гортензии, фиалки, рододендроны, цикламены, жасмин, клематисы - список великолепных растений действительно велик, и, у каждого есть свои преданные поклонники.

Розарий — один из видов тематических, или моно-
садов. В розариях часто ис-
пользуют естественный камень в виде плит дорожек,
которыми разделяют участок на квадраты для удоб-
ства ухода и осмотра. Отдельные участки в крупных
композициях разделяют также невысокими подпорны-
ми стенками.

  1. Газонные покрытия.

Партерный газон, это элита среди других видов газона. Такое покрытие создается в главных, парадных частях ландшафтных композиций. Основное требование – площадь газона должна преобладать над площадью остальных декоративных элементов (цветников, клумб и т.п.). Травы, используемые для такого газона должны быть многолетними, с низким, густым травостоем и одноцветной ярко-зеленой окраской. В отличие от других типов газонов, по партерному газону ходить нежелательно, он не выносит вытаптывания.
К качеству работ по закладке и содержанию партерного газона предъявляются повышенные требования. Высота скашивания такого газона обычно составляет 3-4 см. В летнее время стрижку необходимо проводить 2 раза в неделю, обязательно удаляя всю скошенную траву с поверхности травы. Полив и внесение комплексных удобрений так же обязательны по мере необходимости.

Обыкновенным является газон с преобладанием многолетних широколистных злаков. Он не может сравниться с партерным, но на нем можно играть детям и при этом он будет отлично выглядеть. Еще одним важным преимуществом такого газона является его относительная устойчивость к недобросовестному уходу. Он не погибнет и не испортится безвозвратно, даже если оставить его на время совсем без ухода. Обыкновенный газон высшего качества должен иметь плотный травяной покров, состоящий из широколистных видов злаков (райграс, мятлик) с примесью небольшого количества некоторых видов овсяницы и полевицы. Сорняки, как и на партерном газоне не допускаются, хотя их присутствие на обыкновенном газоне не так портит его внешний вид.
Высота скашивания такого газона составляет 4-6 см, частота кошения зависит от времени: свободного времени хозяина и времени года. В теплые месяцы обыкновенный газон необходимо стричь хотя бы раз в неделю, с поправками на вышеуказанные оговорки по поводу временного отсутствия ухода по уважительным причинам.

Спортивный газон. Если нагрузки на газон будут повышенными, например вы собираетесь использовать его для активных игр, то спортивный газон будет идеальным решением. Такой газон должен в первую очередь выдерживать высокие нагрузки. Однако и внешний вид его, так же должен соответствовать высокому званию газона, достаточно просто посмотреть любой качественный газон на футбольных полях.
Травосмеси для таких газонов должны обладать повышенной устойчивостью к вытаптыванию и иметь высокую способность к кущению. Высота скашивания спортивного газона 4-5 см. частота стрижки такая же, как и у обыкновенного газона – не реже одного раза в неделю в летние месяцы. Полив и внесение удобрений выполняются по мере необходимости. Стоит отметить, что спортивный газон немного более требователен к внесению удобрений, в сравнении с другими видами газона, особенно если эксплуатируется он с повышенными нагрузками.

Парковый это по сути обыкновенный газон, но он разбивается соответственно названию в парках, скверах, общественных местах. Поскольку площади, занимаемые такими газонами достаточно велики, тщательный уход за ними крайне затруднен, либо очень накладен. По этой причине к газонам этого типа предъявляются не такие жесткие, относительно внешнего вида и ухода, требования, как для высококлассного обыкновенного или партерного газона.
Парковые газоны должны быть декоративными, долголетними, в ряде случаев теневыносливыми, устойчивыми к механическим нагрузкам, а так же засухоустойчивыми, поскольку проводить качественные поливы больших площадей практически трудно осуществимо. Для устройства парковых газонов подходят те же виды лаковых трав, что и для обыкновенного газона, иногда к ним добавляют некоторое количество трав, используемых для партерного газона. Кошение парковых газонов лучше всего проводить раз в неделю, но на практике это происходит, как правило, не чаще одного раза в месяц.

Луговой газон. Лугом называют участок земли, полностью заросший травами с жесткими стеблями. Он не выносит вытаптывания, но при этом и стричь его, в отличие от газона, нужно не чаще одного раза в месяц, а иногда и реже.
Наиболее подходящее место для лугового газона – дальняя часть участка оформленного в пейзажном стиле или большого газона.
Мавританский газон это площадка, засеянная низкорослыми узколистными злаковыми травами и дикими полевыми цветами, которые подбираются с таким условием, чтобы их цветение продолжалось в течение всего теплого времени года. Одним из преимуществ такого газона является то, что его не нужно часто стричь, а иногда, особенно в момент цветения и созревания семян определенных, наиболее декоративных видов трав, кошение его категорически запрещено. Не рекомендуется весь газон делать мавританским, поскольку довольно значительный период года он выглядит несколько неряшливо. Лучшее место для его размещения – отдаленные и прилегающие к границам участка части обычного газона.
Лучше всего устраивать мавританский газон, что называется «с нуля», но существуют возможности превращения в него уже существующего газона. Для этого необходимо подсеять на него специальную смесь диких цветущих трав (до 30 видов).

Рулонный газон, безусловно, становится все более популярным, такая тенденция стала возможной благодаря хорошему соотношению цена – качество поставляемого дёрна и относительной простотой его укладки. Качественный рулонный газон лишен сорняков, препятствует их прорастанию, и главное – это уже взрослый газон, который гораздо более устойчив к неблагоприятным условиям окружающей среды, чем молодой газон из семян. Такое свойство является особенно ценным в случаях, когда нет возможности обеспечить надлежащий уход за молодым или прорастающим газоном. Возраст дерна, поступающего в продажу, от уважающего себя и своих клиентов поставщика должен быть не менее 2-3 лет. Именно за такой промежуток времени большая часть видов злаковых трав достигает взрослого состояния и внешнего вида. Еще одним и, пожалуй, главным преимуществом рулонного газона с точки зрения декоративности, является возможность за короткий срок получить достаточно качественное во всех отношениях травяное покрытие. А, поскольку газон очень часто является основой или значительной составной частью большинства ландшафтных композиций, то в данной ситуации рулонный газон просто незаменим – ведь всем хочется как можно скорее увидеть конечный результат.
Укладку дернин целесообразнее всего вести в шахматном порядке. После укладки швы между дернинами необходимо просыпать почвенной смесью с семенами тех же злаковых трав, что входят в состав дерна (производители качественного дерна всегда указывают состав семенной смеси). Такая операция необходима для более тщательного скрепления кусков дерна между собой. После этого необходимо тщательно полить газон и стараться поддерживать почвенный слой в умеренно влажном состоянии, до полной приживаемости газона.
Как не бывает на свете ни чего идеального, так и в случае рулонного газона имеется незначительный ряд недостатков. Все они относятся к начальному периоду его использования. Швы между кусками дернины, даже в случае полного соблюдения технологии укладки газона, будут выделяться на протяжении: от нескольких недель до нескольких месяцев. Кроме того, нужно иметь в виду что в рулоны в свернутом состоянии можно хранить не более нескольких суток (с момента срезки на полях), в противном случае трава в них начинает гнить и часто поражается разными грибковыми заболеваниями.
В целом преимущества технологии рулонного газона кажутся очевидными, и вопрос его использования в значительной части определяется личными предпочтениями каждого.

Нетравяной газон. Главным требованием к растениям, используемым на нетравяном газоне и их основным отличием от почвопокровных растений, является их устойчивость к вытаптыванию. Этому условию удовлетворяет сравнительно небольшое число низкорослых растений. Основными видами являются тимьян ползучий, ромашка, мшанка и тысячелистник, которые на обыкновенном газоне, хоть это и покажется забавным, являются сорняками. Наиболее распространенным является газон из тимьяна.

  1. Типология малого сада.
  1. Ландшафтный дизайн малого сада. Терапевтические сады.
  1. Формирование ландшафтных систем в урбанизированной среде. Природная и искусственная среда города: проблемы взаимодействия.
  1. Современные приемы ландшафтной архитектуры и дизайна. Используемые материалы.
  1. Объекты архитектурно-ландшафтной организации в общественном центре города. Ландшафтный дизайн городских улиц и магистралей.
  1. Система ландшафтных объектов городского общественного центра: парки, сады, скверы, бульвары, набережные.

Парк — открытая озеленённая территория, предназначенная для отдыха. Как правило, парки содержатся государством и предоставляются для отдыха всем желающим.

сравнительно обширная озеленённая территория под открытым небом, благоустроенная и предназначенная для прогулок, отдыха;

Бульвар — это озелененная территория вдоль магистралей, набережных в виде полосы различной ширины, предназначенная для транзитного движения и кратковременного отдыха

Сквер - это небольшая озелененная территория, являющаяся элементом оформления площади, общественного центра, магистрали, используемая для кратковременного отдыха и транзита.

Сквер на площади может занимать всю ее территорию или только часть, может быть устроен в одном месте площади или разделен на несколько участков. Его размещают между домами или перед отдельным зданием. Это зависит от планировки соответствующего района города, размеров участков, свободных от застройки, графика движения транспорта и пешеходов, расположения и архитектурного решения общественных и жилых зданий.

  1. Практика радикального преобразования ландшафтной среды в ряде современных направлений ландшафтного искусства (лэнд-арт, геопластика, топографика и пр.).

Геопластика является разновидностью вертикальной планировки. Она подразумевает архитектурно-художественное преобразование рельефа с формированием искусственных холмов, гряд, террас, каньонов и других форм естественного рельефа. Она пластична и скульптурна в линиях.

Геопластика соединяет в себе возможности повышения эстетической выразительности окружающей среды с экономичностью использования грунта, оставшегося от строительства.

Выделяют два направления в геопластике. Первое – выявление характерных для данной местности природных форм рельефа, сознательное подчёркивание наиболее характерных и живописных мотивов естественного рельефа. Второе направление ставит своей целью создание совершенно новых, скульптурных, часто геометрических форм искусственного рельефа.

Все насыпные объекты нуждаются во времени для усадки, чтобы земля просела под собственным весом. Обычно на это требуется около полугода. Если времени на ожидание нет, можно насыпать грунт слоями по 30 см, утрамбовывая каждый с помощью трамбовочной машины. Когда на почве перестанут появляться естественные просадки, нужно досыпать грунт для выравнивания поверхности и укатать почву газонным катком. По окончании данных работ на местах будущей посадки растений насыпается слой гумуса.

Склоны искусственных холмов нуждаются в закреплении. Для этого используются специальные материалы, используемые в геопластике — геосетку (рулонный сетчатый материал из полимерных или синтетических нитей, покрытых защитным слоем, с одинаковыми отверстиями размером от 2,5 до 40 мм) и георешетки (объемную сотовую конструкцию из полимерных или синтетических лент, скрепленных между собой в шахматном порядке). Оба материала предназначены для обеспечения устойчивости склонов, а также гарантируют надежную эксплуатацию искусственного холма. Для быстрого озеленения холма отлично подойдет рулонный газон.

Лэнд-арт (от англ. land art - земляное искусство), направление в искусстве, возникшее в США в конце 1960-х годов, основанное на использовании реального пейзажа в качестве главного художественного материала и объекта. Часто работы выполнялись на открытом и удалённом от населённых мест пространстве, в котором оказывались предоставленными самим себе и действию природных сил.

Художники прорывают траншеи, создают причудливые нагромождения камней, раскрашивают скалы, избирая для своих акций обычно безлюдные места - первозданные и дикие ландшафты, тем самым как бы стремясь вернуть искусство в природу.

Например, английский художник Ричард Лонг с помощью бульдозеров воплощал в жизнь крупномасштабные проекты, цель которых - увековечить в природе какой-нибудь грандиозный памятник.

Поразительно разнообразие ресурсов, используемых этими художниками. Что общего, например, между Джеймсом Труеллом, американским художником, который в 1974 г. работал в кратере вулкана в штате Аризона, он там создал кусочек сказки, из которой можно наблюдать за звёздами, и Германом де Врайсом, который просто перенёс в город несколько квадратных метров нетронутой человеком природы. В то время как Майкл Хейзер рубит утёсы, что-то строит и перекапывает по 240 000 т земли, Дэвид Тремлетт просто на бумаге делает композиции из природного материала, собирает что-то вроде гербария.

Виднейший лэнд-мастер Кристо (Христо Явачев) оборачивает или упаковывает на некоторое время в ткань (обычно серебристую) крупные природные или культурные объекты - острова во Флориде, участок побережья в Австралии, мост Пон-Неф в Париже, Рейхстаг и т.д. Очевидцы утверждают, что зрелище необыкновенно красивое и впечатляющее. На Большом Солёном озере в штате Юта (США) Роберт Смитсон возвёл из чёрных камней, земли и соли насыпь-мол в виде спирали длиной 1500 футов. Природа сама раскрасила его в голубые и розовые цвета (голубые - соли меди, выпавшие в осадок на камни, розовые - микроорганизмы, населившие залив). Так земля стала объектом и субъектом искусства.

Александр Голиздрин долгое время занимался лэнд-артом на местных российских природно-хозяйственных угодьях, например, вывезенные 16 кг гальки из Швейцарии высыпал у железнодорожного полотна в Саратовской области. И назвал это <Похищением Европы>. На недавней выставке в ЦДХ <Арт-Москва> можно было полюбоваться на нижегородский лэнд-арт - зиккурат из соломы. Это такая культовая башня с несколькими ярусами по типу тех, что строили в архитектуре Древней Месопотамии из кирпича-сырца.
Некоторые художники использовали землю в прямом смысле. Вальтер де Марина засыпал пол галереи Хайнера Фридриха слоем влажного чернозёма 60 см толщиной. В стерильном пространстве галереи с белыми стенами это выглядело занятно.

От искусства создания ландшафтных парков лэнд-арт отличался своей бесполезностью с практической точки зрения. Тот же самый Вальтер де Марина выбрал участок в мексиканской пустыне, над которым часто гремят грозы. Людям в этом месте делать совершенно нечего, его произведением любуются животные. Он установил 400 шестов из нержавеющей стали, примерно шесть метров высотой каждый, причём вершины всех находились на одном и том же уровне над морем. Если везёт с погодой, зрители приезжают сюда смотреть <небесный спектакль>. По словам очевидцев, что-то поистине вагнеровское есть в зрелище чёрных грозовых туч и сверкающих ровных шестов, расставленных квадратами в строгом порядке, в которые непрерывно ударяют молнии.
Например, Ричард Лонг привёз камни, облечённые в геометрические формы. Эти художники используют природу не для того, чтобы вызвать у людей какие-то эмоции по поводу её красоты, а, скорее, наоборот, преобразуют её, вылепливают из неё чтo-то необычное. Если можно так выразиться, они упорядочивают природу - создают правильные формы там, где их изначально не могло быть.

Иногда в живописном месте появляется какая-нибудь скульптурная композиция или поле с пшеницей превращается в <зебру>, где колоски уложены в определённом порядке так, что сверху всё поле выглядит полосатым. Известен случай, когда Денис Оппенхейм в 1968 г. рисовал концентрические круги на снегу поперёк границы между Канадой и Соединёнными Штатами.

Лэнд-арт - это далёкий отклик романтичной интерпретации природы, даже при том, что следы романтизма всё ещё могут быть замечены у таких художников, как Ричард Лонг, Хамиш Фултон или Дэвид Тремлетт, или в возвышенных усилиях Германа Врайса создать отчёт обо всех существующих видах почв. Большинство времени художники заняты сражением с природой и зачастую бросают ей вызов.

  1. Сады на искусственных основаниях. История развития садов на крышах. Современные тенденции создания садов на искусственных основаниях.

Озеленение кровель позволяет предохранить от перегрева и УФ-облучения кровельные материалы, в разы увеличивая их долговечность, уменьшить разогрев воздуха в городах в летнее время и исключить выделения вредных летучих веществ из битумных кровельных материалов, улавливать из проходящих над газоном потоков воздуха до 50% пыли, очищать воздух от микробов, поглощать углекислый газ., обеспечить годовую потребность в кислороде для 100 человек с площади газона 150 м2., снижения шумового фона на 2-10 децибелл., за счет медленного испарения влаги из почвы повышается влажность воздуха в городах, что благотворно влияет на здоровье человека, исключается быстрое распространение огня по поверхности кровли при пожарах.

Удорожание зеленых кровель по сравнению с обычными конструкциями составляет 11-26% или всего 0,4% от общих капиталовложений на строительство здания.

Основным отличием инверсионной кровли от обычной плоской крыши является укладка слоя утеплителя поверх гидроизоляции.

Инверсионная кровля состоит из следующих слоёв:

перекрытие;

гидроизоляционный слой;

слой утеплителя;

слой фильтрующего материала;

дренажный слой.

Перекрытие должно быть прочным, чтобы выдержать большие нагрузки, оптимальный вариант – железобетонная плита. Уклон к воронкам или сливам должен составлять от 2 до 5 градусов.

Гидроизоляционный слой. Для гидроизоляции подходят наплавляемые материалы, ПВХ и ТПО мембраны. Наиболее простой и экономичный вариант – использование наплавляемых материалов, рулонных материалов на стеклотканевой основе. Самый известный и широко распространённый – стеклоизол.

В качестве утеплителя используют материалы, которые способны сохранять теплоизоляционные свойства во влажной среде. Лучше всего для этих целей подходят экструдированные пенопласты (пенополистиролы). Они гигроскопичны, не подвержены гниению, пожароустойчивы, нетоксичны, долговечны и имеют низкую теплопроводность. Экструдированный пенополистирол выпускается в плитах с гладким либо ступенчатым торцом. Плиты бывают различных размеров, их толщина составляет от 30-120 мм. Для создания инверсионной кровли можно использовать плиты толщиной 60-70 мм. Они легко режутся острым ножом или пилой с мелким ножовочным полотном. При наклейке плит рекомендуется использовать клей на основе битума, который не содержит растворителя. Ещё один вариант крепления – подплавление битумного слоя стеклоизола с помощью газовой горелки в четырёх-пяти точках и плотное прижатие к нему плиты пенополистирола.

Фильтрующий слой необходим для защиты утеплителя от излишней влаги и предотвращения вымывания почвы. Для этих целей обычно применяют стеклохолст или геотекстиль. Эти материалы выпускаются в рулонах различной длины и ширины (в зависимости от производителя). Рулоны предварительно нарезают острым ножом на полотна необходимой длины. Укладывают полотна внахлёст с прехлёстами в 40 см. Ткань должна быть хорошо натянута, без складок и перекосов. Для укладки используется специальный клей для стеклообоев и стеклохолста. Геотекстиль – это самый распространненый геосинтетический материал, представляющий собой водопроницаемый нетканый синтетический материал из полиэстера или полипропилена, скрепленный механическим, термическим и др. способами. Геотекстиль не подвержен гниению, воздействию грибков и плесени, грызунов и насекомых, прорастанию корней. Срок службы геотекстиля не менее 25 лет. Он хорошо пропускает воду, но не пропускает более мелкие частицы. Идеален в качестве армирующего, разделяющего слоя, широко применяется в водоотводе и дренажных системах.

Для устройства дренажного слоя используется гравий фракцией 16-32 мм. Оптимальным считается слой гравия 70-80 мм, но не менее 50 мм.

Инверсионная кровля, особенность – слои гидроизоляции, утеплителя и фильтрации в местах примыкания к вертикальным конструкциям заводятся на стенки на 20 см. выше уровня газона.

Высота почвенного слоя будет зависеть от выбранных вами видов растительности. Для травянистых растений достаточно будет 15 см, для создания клумбы из многолетников – 20 см, для невысоких кустарников – 30 см, для более крупных кустарников и деревьев – около 60 см.

Влажный вес слоя в 20-25 см. создаёт нагрузку порядка 300 кг на квадратный метр.

Устройство скатной "зелёной" кровли начинается на стадии проектирования.

Скатная. На сплошную обрешетку уложен предохранительный слой из геотекстиля. Потом уложен заранее склеенный гидроизоляционный ковер из ЭПИКРОМА, поверх которого снова укладывается геотекстиль, выполняющий функции защиты ЭПИКРОМА от механических повреждений и дренажа. На верхний слой геотекстиля с шагом 0,8 - 1 м уложены металлические кронштейны для фиксации георешетки. Кронштейны укладываются сразу на оба ската через конек, и уравновешивают нагрузки на оба ската. При укладке растительного грунта, для предохранения от вымывания его из ячеек в каждую из них укладываются куски геотекстиля, края которого заводятся на верхний край георешетки, т.е. получается мешок, пропускающий излишнюю воду, но задерживающий даже мельчайшие частицы грунта.

По краю ската предусмотрен водосборный лоток с воронками организованного водостока. Для предотвращения засорения лотка и водостока от засорения растительностью в него уложены квадратные трубы из металлической сетки с ячейкой 50 мм, обтянутые геотекстилем.

Отличительной особенностью этой конструкции является то, что склеенный в заводских условиях гидроизоляционный ковер уложен свободно и имеет возможность компенсировать естественную усадку деревянного сруба. Особенно важно то, что и кронштейны для крепления георешетки лежат свободно, исключая перфорацию ковра и, тем самым, исключая возможность протечек.

Плоская. Эластомерный EPDM-материал ЭПИКРОМ, выпускаемый по технологии электронно-химической вулканизации. Количество гидроизоляционных слоев уменьшается до одного, что оправдывается высокими физико-механическими и эксплуатационными показателями материала. Применив ЭПИКРОМ у строителей появляется возможность использовать для гидроизоляции ковры заводской готовности площадью до 1000 м2, что резко повышает качество и производительность работ, перейти к индустриальным всесезонным методам монтажа кровельного покрытия.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1026 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.04 с)...