Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

По характеру последствий деятельности человека принято различать ландшафты культурные и акульт- урные. Край- ним понятием в этом ряду выступают деградирован- ные ландшафты



При начальном выборе спортивной специализации, отборе в ДЮСШ и некоторые специальные школы (балетную, цирковую и др.) встает задача прогноза двигательной одаренности. Как порекомендовать ребенку именно тот вид спорта, в котором он сможет добиться наибольших успехов, как выявить наиболее одаренных? Для ответа на эти вопросы проводят научные исследования в двух основных направлениях:

а) изучение стабильности показателей моторики,
б) изучение наследственных влияний.

При изучении стабильности показателей моторики измеряют, например, у 7-летних детей скорость бега, силу, выносливость и другие

[1] В биомеханике приземлением называется момент касания опоры, а не последующие действия (амортизация).


Ландшафтная архитектура и дизайн.

Вопросы.

  1. Ландшафтная архитектура и дизайн. Задачи, объекты и методы, тенденции и перспективы развития ландшафтного дизайна.

Ландшафтная архитектура — это архитектура от-
крытых пространств, в организации которых ведущая
роль принадлежит природным элементам и элементам
внешнего благоустройства. Специфические материалы
ландшафтной архитектуры — рельеф, зеленые насажде-
ния, цветы, вода, малые архитектурные формы.

Открытые пространства — преимущественно неза-
строенные озелененные и благоустроенные территории
населенных мест и межселенные территории, использу-
емые для различных видов деятельности под откры-
тым небом.

Развитие ландшафтной архитектуры в качестве ар-
хитектуры открытых пространств, расширение круга ее
объектов и задач привели к выделению в ней самосто-
ятельных направлений: собственно ландшафтной архи-
тектуры, ландшафтного планирования и ландшафтного
дизайна
. Таким образом, ландшафтная архитектура кро-
ме традиционных объектов (парки, сады, открытые про-
странства жилой застройки и т.п.) включает еще два
уровня проектирования ландшафта:

Ландшафтное планирование - общее формирование среды в масштабе стран и ре-
гионов;

Ландшафтный дизайн — это творческая деятель-
ность, направленная на формирование предметно-про-
странственной среды приемами и средствами ланд-
шафтной архитектуры, художественное конструирова-
ние деталей культурного ландшафта
.

Ландшафтная архитектура не возникла на чистом ме-
сте, она, безусловно, стала дальнейшим развитием садо-
во-паркового искусства. Однако в отличие от него пред-
ставляет собой более широкую область, связанную с орга-
низацией всех открытых пространств и деятельностью
человека по преобразованию природы. Сегодня ландшафт-
ная архитектура включает в себя садово-парковое ис-
кусство.

По характеру последствий деятельности человека принято различать ландшафты культурные и акульт- урные. Край- ним понятием в этом ряду выступают деградирован- ные ландшафты.

Архитектурный ландшафтэто ландшафт, сфор-
мировавшийся в процессе целенаправленной архитек-
турной, в том числе градостроительной, деятельности.
Он
трактуется так же, как разновидность антропогенного,
культурного ландшафта. Архитектурный ландшафт со-
ставляют здания, сооружения, природные компоненты. В
нем всегда проявляются региональные природные осо-
бенности. Облик городов и сел предопределен располо-
жением их в гористой или равнинной местности, нали-
чием реки, озера, моря, лесных массивов, особенностями
климата и т.д. Понятия «архитектурный ландшафт»,
«ландшафт города», «ландшафт жилой среды», «ланд-
шафт производственной среды» и другие все прочнее
входят в теорию и практику современного градострои-
тельства.

Различные ландшафты (городские, сельские, рекреа-
ционные, мемориальные и пр.) составляют архитектур-
но-ландшафтную среду.

Архитектурно-ландшафтная среда — целостный со-
вокупный объект ландшафтной архитектуры и соответ-
ственно ландшафтного проектирования.

В общем виде цели ландшафтной архитектуры сле-
дующие:

функционально-пространственная организация
среды
жизнедеятельности человека под открытым не-
бом,

преобразование ландшафтов при охране их при-
родных особенностей
,

эстетика детального внешнего бла-
гоустройства.

Расширение задач ландшафтной архитектуры обус- ловлено развитием, например, экологии. Т-ри группы задач: охрана, преобразование (форми- рование) и восстановление (рекультивация) ландшаф- тов.

Перед обществом ставится задача охраны не только
уникальных памятников природы и садово-паркового
искусства. Природоохранные принципы должны лежать
в основе формирования каждого архитектурно-ланд-
шафтного объекта.

Основная цель — найти компромисс
между необходимостью использовать, преобразовывать
природные ландшафты и максимально сохранять их.

Методы.

Системно-ландшафтный метод — ведущий в ланд-
шафтной архитектуре — эффективен также и для архи-
тектурного творчества в целом. Сущность этого метода
заключается в проектировании, строительстве и поддер-
жании во время функционирования не изолированных
объектов, а фрагментов (подсистем) архитектурно-ландшафтной среды, которая постоянно изменяется по зако-
нам природы и в результате деятельности людей. На
уровне регионов и крупных градостроительных обра-
зований системно-ландшафтный метод уже объективно
используется. Однако при создании комплексов за-
стройки, тем более отдельных сооружений, иногда даже
садово-парковых объектов, его значимость еще недоста-
точно осознана.

Экологический метод ландшафтного проектирования
выступает и как определение устойчивых отношений
между компонентами ландшафта — рельефом, водоема-
ми, водотока, растениями и др., и как проектирова-
ние фрагментов жизненной среды в соответствии с ди-
намикой природных процессов.

Ландшафтная архитектура мо-
жет быть определена как развивающаяся область со-
временной архитектуры в самом широком ее понимании-
.

Объекты. Для типологии объектов и систематизации архитектурно-ландшафтных задач необходимо выявить два
уровня классификации: 1) группы объектов архитекту-
ры, градостроительства, где ландшафтные вопросы сто-
ят в общем ряду с экономическими, социальными, пла-
нировочными и многими другими и где ландшафт-
ный архитектор лишь соавтор; 2) группы объектов, в
которых ландшафтные аспекты превалируют и ланд-
шафтный архитектор в коллективе специалистов вы-
ступает как ведущий, определяющий программу и мето-
ды решения этого объекта.

К первой группе объектов — элементов среды — отно-
сятся территория страны, республики, района (комплекс-
ные и отраслевые схемы и проекты районной плани-
ровки)', населенные места, гражданские и промышлен-
ные градостроительные комплексы (генпланы, проекты
детальной планировки и др.).

  1. Ландшафтные приемы Древнего Египта.

Древнейшие из известных садов находились в Египте. Сохранились упоминания о декоративных садах IV – III тысячелетий до н. э. Сады размещались во внутренних дворах дворцов и богатых домов, на участках храмов. Только состоятельные люди и церковь имели возможность возводить сады. На Востоке сад был мерилом благосостояния человека.

Климат в Египте жаркий и засушливый. Строительные материалы Древнего Египта, - гранит, известняк, песчаник. Из них возводились великолепные дворцы, долговечные храмовые комплексы и пирамиды, частично сохранившиеся до наших дней.

В храмовых комплексах разбивались Священные рощи. Они, как правило, располагались на берегу искусственного водоема. В храмовых садах разбивались широкие пальмовые аллеи. Они были удобны для проведения процессий и религиозных обрядов.

Улицы египетских городов были прямыми, с тесно поставленными домами, на крышах которых нередко были посажены пальмы и другие растения. Сзади домов находились квадратные сады.

К XV в. до н.э. относится пример решения ландшафтной среды городской улицы. Главная улица города Ахетатона на протяжении нескольких километров была с двух сторон обсажена пальмами. Это древнейшая известная аллея. Ширина ее составляла 60 м.

Следует отметить, что «город-сад» - изобретение египтян. В городе Ахетатоне вокруг его центра, дворца Ахетатона и Великого храма устроены были два «небольших» города-сада. Они представляли собой прямоугольные участки, каждый со своей виллой и садом. Они были настолько одинаковыми, что нельзя не предположить наличие «типового проекта». В этих садах размещались птичьи клетки, оранжереи, павильоны, теневые беседки, пруды, а также мельницы, посвященные Амону-Ра.

Египтяне любили прямые линии и придавали своим садам квадратную форму, высаживая растения стройными рядами по росту. Более крупные деревья помещали ближе к стенам ограды, затем — средние по высоте, а самые низкие — в середине сада, вокруг квадратного пруда. В этих прудах разводили папирус, голубые и белые кувшинки и священный лотос.

Главным назначением садов было обеспечение храмов маслом, вином, древесиной и ароматическими травами. Но наряду с этим сады играли не менее важную декоративную роль. За садами следили садовники, специальность которых особенно ценилась в те времена. Египетские сады были садами равнин. Архитектура зданий имела второстепенную роль. А видную роль занимала техника устройства каналов и водоемов. Причины этого кроются в природно-климатических условиях. Для полива садов существовала система орошения.

Сады Древнего Египта подразделялись на следующие типы:

1. Священные рощи, располагающиеся на берегу, как правило, искусственного водоема на территории храмовых комплексов.

2. Озеленение улиц.

3. Сады при загородных дворцах фараонов, отличающиеся обширными озелененными территориями, которые являются родоначальниками парков.

4. Сады при жилых домах знати.

Садово-парковое искусство Древнего Египта было сформировано с четкими планировочно-композиционными канонами:

1. Регулярный план с использованием симметрии и осевого построения композиции.

2. Наличие водоемов.

3. Использование ритма, как композиционного приема.

4. Применение рядовых посадок.

5. Использование интродуцентов в ассортименте древесных насаждений.

6. Сочетание разных видов искусств в оформлении ансамблей.

7. Формирование замкнутых композиций в связи с климатическими условиями.

  1. Ландшафтные приемы Древней Ассирии - Вавилонии.

Сады и парки Двуречья подразделялись на основные типы:

1. Сады ассирийских правителей, явившиеся прототипом современных ботанических садов.

2. Охотничьи и увеселительные парки и леса.

3. «Висячие сады».

Садово-парковое искусство Ассирии – Вавилонии имеет ряд характерных особенностей:

1. Развитие композиции проходило не по продольной оси, а применялось поперечное развертывание пространства.

2. Тип храма «зиккурат» породил искусственные насыпные видовые холмы в парках с беседкой наверху.

3. Создание «висячих садов» на искусственных террасах.

4. Первые коллекции растительного и животного мира – прообразы ботанических садов и зоопарков.

5. Создание лесов для прогулок и охоты - прообраз современного лесопарка.

Чаще других упоминаются Висячие сады Семирамиды в Южном дворце Вавилона, считавшиеся одним из семи чудес света. Они были построены около VII в. до н.э. Раскопки открыли значительное число кирпичных столбов, поддерживавших массивное перекрытие, на котором, как предполагают, и находились знаменитые сады.

Для удержания влаги плоская крыша состояла из искусно составленных пластов: на каменных балках укладывали слой камыша и асфальта, поверх этого клали кирпичи, смешанные с гипсом, за ними следовал свинцовый ковер, который и должен был выдержать неимоверную тяжесть плодородной почвы. Это описание Диодора.

По описанию Страбона плоская поверхность высокого сада поддерживалась системой арок, опиравшихся на кубы. Эти пустотелые кубы были наполнены землей, достаточной для корней самых высоких деревьев. Благодаря этому почвенный слой крыши мог быть значительно тоньше, так как он должен был питать корни более легких растений. В тексте почти ничего нет о ступенчатой форме, которой Диодор придает большое значение.

В 1949 г. во французском журнале «Ревю хортикол» (Revue hortico e) была опубликована статья М. Рюттена и М. Лакама, подробно освещающая технику устройства и водоснабжения «висячих садов». По их данным, нижняя терраса была размером 45х40 м., вторая – 40х30 м., найденные остатки показывают, что первый этаж имел высоту 8 м., включая 2 м. растительной земли, следующий – 13 м., при том же слое земли, и, наконец, два следующих этажа имели всего по 1 м. земли. Весь ансамбль состоял из 14 сводчатых залов, размещенных по обе стороны сводчатого коридора.

Эти сады существенно отличались от замкнутых плоских садов Египта. Однако, наличие террас, осевое построение, а также органичное включение сада в регулярную сетку плана города относят их к числу регулярных.

  1. Ландшафтные приемы Древней Греции.

Греки пришли в восторг, впервые увидев прекрасные парки восточных владык. Их культура не создала к тому времени ничего подобного, что могло бы сравниться с восточными садами. Новое по сравнению с Египтом – террасообразное, уступчатое решение, более свободная композиция, декоративность, нагромождение зеленых масс, обилие украшений, витые лестницы.

Древняя Греция занимала южную часть Балканскогополуострова и многочисленные острова Эгейского моря. Климат средиземноморский, довольно жаркий, засушливый. Горные склоны были сплошь покрыты лесами, вырубленными в последующее время. Здесь произрастали несколько видов дуба (включая и вечнозеленые), сосны (приморская и итальянская), кипарис, кедр, вяз, тополь, инжир, гранат, маслина, лавр, мирт.

Для садово-паркового искусства Античной Греции характерны следующие типы озеленения:

1. Священные рощи.

2. Гимнасии.

3. Озелененные территории общественного значения (площади, улицы).

4. Философские сады.

5. Частновладельческие сады.

Священные рощи были двух видов: нимфеи и герооны. Нимфей – это дубовая, кедровая роща, или роща маслин с источником в центре. Сначала оформление источника было простое, затем его стали украшать скульптурой, колонными или небольшим сооружением садового типа.

Герон представлял рощу, посвященную герою, служил местом его захоронения и носил мемориальный характер. Постепенно герооны стали украшать статуями знаменитых личностей и колоннадами вдоль беговой дорожки. В честь ушедших из жизни людей устраивались гимнастические игры и состязания, даже оснащались дорожками, ипподромами. Отсюда следует, что герроны стали прообразом спортивных парков.

Гимнасии – это места для занятия физическими упражнениями. Часть их была возникла в процессе преобразования героонов. Потом гимнасии стали рассматриваться как публичные места для собраний. Кроме наблюдения за физическими упражнениями, они использовались просто для встреч или философских бесед, постепенно перерастая в философские сады. Внутри городов гимнасии всегда были небольших размеров.

Озелененные территории общественного значения появились в V и IV вв. до.н.э. Их оформление зеленью складывалось в основном из рядовых посадок платанов вдоль дорог и у различных сооружений. Одним из примеров является главная площадь Афин – Агора.

О планировке философских садов точных сведений нет, хотя предположительно они представляли собой зачатки пейзажного стиля. Они находились внутри парков.

Частновладельческие сады описаны еще в «Одиссее» и носили чисто утилитарный характер. Наряду с овощными культурами в таких садах выращивались лилии, розы, фиалки, из древесных пород – платаны, гранатовые и инжирные деревья. Затем сады стали украшаться скульптурами и фонтаном.

Можно выделить следующие характерные особенности ландшафтного строительства Древней Греции:

1. Использование горной местности для устройства террас.

2. Создание искусственных гидросооружений – фонтанов, бассейнов.

3. Применение в парках цветов, архитектурных форм и скульптур, специально подобранных к фону зелени и гротам.

Сады и парки состояли из рощ, живописно расположенных и гармонично вписывающихся в горные уступы. На террасах – посадки больших деревьев, цветы, фонтаны, приводимые в действие сложными гидравлическими машинами.

Впоследствии, в 146 г. до н.э. Греция становится провинцией Рима и ее ландшафтная культура не просто оказала большое влияние на развитие садов и парков в Древнем Риме, а стала фундаментом для его развития.

  1. Ландшафтные приемы Древнего Рима.

По литературным источникам, планы до нас не дошли, известно, что сады расчленялись аллеями под прямым углом, украшались скульптурами, гротами, бассейнами, колоннами, фонтанами.

Самым плодотворным стал период с I в. до н.э. по I в. н.э. Это время наивысшего расцвета градостроительства и садово-паркового искусства. Именно в этот период сформировались следующие типы садов:

1. Священные рощи – сады, связанные с религиозным культом.

2. Городские общественные сады – аллеи и сады с источниками и бассейнами. При театрах – площади типа прогулочной аллеи с рядовыми посадками деревьев, крытыми галереями с нишами для отдыха, скульптурами.

3. Сады при дворцах и виллах.

4. Частновладельческие городские сады. Эти сады были незначительными и подчинялись планировочной структуре дома.

Сады при виллах и дворцах имели различное назначение - от чисто хозяйственного до увеселительного. Последние устраивались на террасированных склонах, украшались цветами, фонтанами, скульптурой, различными архитектурными сооружениями. Террасы соединялись с помощью лестниц, однако, как и в Греции, лестницы еще не имели композиционного значения. Элементы сада размещались случайно. На примере этих объектов можно сделать вывод, что в садах Древнего Рима сформировались как отдельные приемы - перголы, аллеи, фигурная стрижка, так и целые садовые композиции - сад-ксист и сад-ипподром.

Сад-ксист (плоский сад) имел вид партера и был связан с портиком дома.

Сад-ипподром заимствован из Греции. В Риме он утратил свое значение как место спортивных состязаний, но сохранил форму прямоугольника с одним закругленным концом. Сад-ипподром представляет собой плоское открытое пространство газона с цветами, обрамленное регулярными аллеями и стриженным кустарником. По периферии размещались фонтаны, беседки, цветники, древесно-кустарниковые композиции. Открытое пространство в центре давало возможность для их обзора. Примеры таких садов приводятся в описаниях вилл Плиния-младшего. Интересна также вилла «Тибуртина» императора Адриана (117-138 гг. н.э.), располагавшаяся близ Рима и занимавшая обширную территорию. Сад был устроен на крутом террасированном склоне с перепадом высот 40 м и представлял собой своеобразный музей отдельных устройств и сооружений. Здесь имелись водоемы с гротами (нимфеи), бассейны, сад-ипподром, рощи-Академия, Ликей, сад Перикла и сад «Каноп» с водоемом и каналом. Около ипподрома на острове, окруженном каналом, имелся птичник. Здесь же размещался императорский дворец и многочисленные сооружения (библиотека, театр, колоннады, портики), возведенные со свойственным Риму размахом. Композиционной связи между этими устройствами не прослеживается.

Из парков Древнего Рима следует отметить парк императора Нерона, созданный на месте пожарища в I в. н.э. Парк был удачно слит с сельской местностью, на которой были выкопаны озера, большое место занимали луга и поля.

В Древнем Риме сформировался атриумно-перистильный тип жилого дома, в объеме которого находились внутренние дворы, окруженные колоннадой, оформленные скульптурой, кустарниками, цветами и снабженные водой. Размеры таких дворов были различны: 9Х20 (в доме Веттиев), 28Х22 (в доме Фавна). Стены галерей, окружавших двор, были украшены росписями с изображением растительных мотивов. Такие внутренние дворы получили название сада-перистиля.

В целом для садово-паркового искусства Древнего Рима характерны следующие черты:

− совершенствование приемов античной Греции и создание своих (фигурная стрижка, использование скульптуры в убранстве садов, пергол, аллей);

− создание новых типов садов (общественные сады, сады-перистили, сады при виллах, сады-ипподромы);

− отсутствие композиционного единства в садах.

После падения Римской империи началось строительство новых вилл по типу галло-римских, но они уже не передавали того величия, которым славились римские виллы. Новые сады частично напоминали собой римский тип доимперской эпохи и в то же время отдаленно походили на сады Древнего Востока. Традиции римского садово-паркового искусства нашли свое дальнейшее развитие в итальянских садах эпохи Возрождения, а затем и в регулярных парках Европы.

  1. Ландшафтные приемы Древней Индии.

Индия – одна из немногих стран, которая донесла до наших дней древнейшие культурные традиции.

Сады Индии можно разделить на следующие типы:

1. Лекарственные сады.

2. Сады при виллах и дворцах.

3. Сады при гробницах.

4. Сады Мохаллы.

5. Общественные сады. Такие сады размещались на окраинах, на побережье, в комплексах общественных зданий.

Ландшафтное строительство Индии имело характерные особенности:

1. Строгая геометричность в композиции садов с широким использованием воды.

2. Использование нюансов и контрастов по форме кроны и окраски листвы деревьев.

3. Схожесть планировки садов с персидскими.

4. Сады на воде, как специфическая особенность Индии.

5. Дизайн, основанный на геометрических формах, который может делиться на части, но при этом сохраняет свое единство и первоначальные качества, что вполне относится к планировке садов.

6. Единство внутреннего и внешнего, дома и сада.

Персия и Индия отличались высоким уровнем развития садово-паркового искусства. И здесь сады являлись символами рая, создавались для отдыха при царских резиденциях и требовали больших финансовых затрат. Основой их строго геометричной (регулярной) планировки был так называемый 'чор-бак' - четыре квадрата. Аллеи, выложенные плитами, пересекались под прямым углом, а пространство между ними заполнялось густыми древесными насаждениями или занималось прудами и роскошными цветниками. Образовавшийся большой квадрат делился на четыре более мелких квадрата и так далее. Это разделение пространства осуществлялось не только дорожками, но также с помощью растений и большого количества мелких каналов с водой. Главную и лучшую часть сада занимали деревья и цветы редких видов, причем особой популярностью до сих пор пользуются старые мощные тенистые платаны, на ветвях которых устраивались беседки.

Поклонение деревьям было древним обычаем индусов. Найдено много стилизованных изображений различных деревьев и растений, одной и той же сценой – за оградой стоит дерево, а вокруг - люди с жертвенными дарами. Каждое дерево было посвящено какому-нибудь Будде.

Для садово–паркового искусства особенно характерен период XIII-XVII веков. Климат и культ воды явились основополагающими факторами для развития в Индии водных систем, приобретающих в отдельных случаях доминирующее значение и превращающих ансамбль в сады на воде.

Сады на воде. Это были узкие плоты длиной 9м и шириной 2-3м. Их создавали таким образом. Растущую на дне озера траву срезали у основания косой. Когда трава всплывала на поверхность, её связывали в маты, которые прикрепляли к шестам, вбитым в дно озера. По краям мата устраивали заборчик из растущего тростника. Маты покрывали землей, взятой со дна озера, и делали грядки высотой 60-70см. На грядках выращивали огурцы, дыни и другие овощи. Сады были разделены каналами и рвами, окаймленными осокой и камышом. Каналы были настолько узкими, что по ним едва могла пройти лодка. Планировка садов в Индии была строго регулярной.

Сады размещались в предгорьях на неровностях местности, поэтому мастерски использовалось террасирование. Сад был не только местом прогулок, но и проживания в шатрах, украшенных вышивкой и золотой парчой. Во дворцах не было стекол, как в Европе, поэтому одной из отличительных черт индо-исламского сада можно назвать «единство внутреннего и внешнего пространства» дома и сада.

Выдающимся памятником садового зодчества Индии можно назвать дворцово-парковый ансамбль Удайпура (1571 г.).

Буддизм в Индии породил строительство загородных дворцов и парков, предназначенных для созерцательного отдыха, а под влиянием магометанства позже назначение этих сооружений состояло в следующем. «Участок за городской чертой окружали стенами, а в центре воздвигали четырехугольное или восьмиугольное (в плане) здание, перекрытое куполом. Его строили на высокой террасе, от которой начинались широкие аллеи, окаймленные мраморными каналами и рядами фонтанов. Прямоугольники сада были украшены вечнозелеными и плодовыми деревьями. При жизни владельца центральное здание использовали как летний дворец, в котором проводили шумные празднества. После смерти владельца назначение менялось. Тело владельца хоронили под центральным куполом, и сэтого дня здание превращалось в мавзолей».

К сооружениям данного типа относится мавзолей Тадж-Махал (1630 – 1652 гг.). Мавзолей расположен не в центре, а в конце сада, на высокой террасе, на берегу реки. Перед фасадом здания расположен узкий канал, облицованный мрамором. Вдоль канала были цветники и ряды иссиня-черных кипарисов. Верхнюю террасу украшал цветочный партер. Планировка данного дворцово-паркового ансамбля выполнена в строгом регулярном стиле. В саду Тадж-Махала мастерски используются приемы композиции, нюансы и контрасты по форме кроны и листвы деревьев, их окраски.

  1. Ландшафтные приемы эпохи Средневековья.

В Средневековье появляются следующие основные типы садов:

1. Монастырские сады.

2. Сады при замках.

3. Университетские сады.

4. Первые ботанические сады при академических центрах.

Монастырские сады. В них выращивали травянистые лекарственные и декоративные растения. Планировка была простая, геометрическая, с бассейном и фонтаном в центре. Часто две крестообразно пересекающиеся дорожки делили сад на четыре части; в центре этого пересечения, в память о мученической смерти Христа, устанавливался крест или высаживался куст роз. Основной чертой монастырского типа садов были их уединенность, созерцательность, тишина, утилитарность. Некоторые монастырские сады оформлялись трельяжными беседками, невысокими стенами для отделения одного участка от другого. Среди монастырских садов особенно славился Сент-Галленский сад в Швейцарии.

Феодальный тип садов. Сады при замках устраивали внутри их территории. Они были небольшими и замкнутыми. Здесь выращивали Цветы, имелся источник - колодец, иногда миниатюрный бассейн и фонтан и почти всегда скамья в виде выступа, покрытого дерном, - прием, получивший широкое распространение в парках. В садах устраивались крытые аллеи из винограда, розарии, выращивались яблони, а также Цветы, высаживаемые в клумбы по специальным рисункам. Из подобных садов наиболее прославились кремлевский сад Фридриха II (1215-1258 гг.) в Нюренберге и королевский сад Карла V (1519-1556 гг.) с плантацией вишен, лавровых деревьев и цветников из лилий и роз. Большой известностью пользовались сады императора Карла Великого (768-814 гг.), они делились на утилитарные и <потешные>. <Потешные> сады украшались газонами, цветами, невысокими деревьями, птицами и зверинцем.

Сад-лабиринт - прием, сформировавшийся в монастырских садах и занявший прочное место в последующем паркостроении. Первоначально лабиринт представлял собой узор, рисунок которого вписывался в круг или шестиугольник и сложными путями подводил к центру. В раннем средневековье этот рисунок выкладывали на полу храма, а позднее перенесли в сад, где дорожки разделялись стенами стриженой изгороди. Впоследствии сады-лабиринты получили широкое распространение в регулярных и даже пейзажных парках. В России такой лабиринт был в Летнем саду (не сохранился), регулярной части Павловского парка (восстановлен) и парке Сокольники, где его дороги имели вид переплетенных эллипсов, вписанных в еловый массив (утрачен).

Особенности садово-паркового искусства Средневековья:

1. Простота и геометричность планировки внутренних садов.

2. Появление лабиринта.

3. Феодальный тип синтеза искусств, т. е. подавление присущих каждому виду искусства особенностей, подчинение их общей идее.

4. Символика садов.

5. Появление зачатков ботанических садов и подготовка их открытия для обозрения широкой публике к первой половине XV в.

  1. Ландшафтные приемы Возрождения и Барокко, Классицизма.

Возрождение. Для регулярных садов эпохи Возрождения основными принципами были соблюдение законов порядка и пропорции, выражение красоты и сохранение геометрических форм, строгие геометрические формы, части, замкнутые в ограниченном пространстве, и организация сада по четвертям.. Рисунки взаимного расположения объектов в обоих этих видах искусства были рассчитаны на наблюдение сверху.

Сады Ренессанса прежде всего были спланированы и упорядочены, то есть в них было ярко выражено сочетание искусственной культуры, являющейся делом человеческих рук, и естественной «культуры», сотворенной Богом. При этом сама природа, будучи отражением космического порядка, воспринималась как нечто упорядоченное, и сотворенный человеком сад должен был «имитировать не только существо природы, но и лежащий в основе ее порядок». Этот порядок считался нуждающимся в более совершенном устройстве с помощью культивирования деревьев и других растений в саду, добавления скульптур, элементов с орнаментом, объектов с водой, холмов и гротов.

В результате стрижки, высаживания лабиринтов, использования решеток для растений, как видно по Вилле д’Эсте, естественные материалы — кусты, вьюнки, деревья — превращались в геометрические фигуры, такие как сферы или пирамиды, или объекты, напоминающие скульптуры, такие как корабли, человеческие фигуры или фигуры животных. В одном саду XV века деревья были подстрижены в форме «кораблей, церквей, ваз, великанов, мужчин, женщин, драконов, кентавров, амуров, разных зверей и птиц, рыцарей, мыслителей, папы и кардиналов».

Вилла Медичи в Кастелло. Ступени, ведущие наверх в сад, были украшены деревьями, подстриженными в форме ваз. За ступенями была ограда, украшенная сверху стриженными под парапет деревьями, а на верхушке второй, более узкой, лестницы располагались деревья в форме обелисков.

Барокко. К началу XVII в. сады увеличиваются в размерах, приобретают особую зрелищность, что отражается и в изменениях планировки. Аллеи приобретают важное значение, уже не просто соединяя между собой «зеленые залы», а объединяют их в роскошную анфиладу, целенаправленно организуя движение по саду в направлении наиболее интересных объектов.

Важные ландшафтные компоненты: рельеф и камень, водные поверхности и устройства, растительность. Подчеркнутая архитектурность классических садов барокко проявлялась в использовании контрастного рельефа, мощенных плитами дорожек и площадок, во множестве каменных сооружений (высоких подпорных стен, скульптур, павильонов, гротов, балюстрад, лестниц, садовых театров и т.д.). Другим, не менее важным, моментом было наличие большого количества декоративных бассейнов и всевозможных водных устройств — каскадов, каналов, фонтанов и др., также располагавшихся на разных уровнях рельефа. Все это играло более значительную роль, чем такой, казалось бы, неотъемлемый компонент, как растительность. Кроме того, интерес к всевозможным курьезам и любовь к архитектурности во всем требовали и нового подхода к растительной составляющей. Расцвет барочных садов стал и эпохой расцвета топиарного искусства, известного еще со времен Древнего Рима. Благодаря стрижке растительность могла приобретать самую фантастическую форму — геометрической фигуры, колонны, скульптуры, экзотических птиц и зверей и т.д.

Основная смысловая нагрузка барочных садов и ландшафтов вообще — создать торжественно-парадное настроение, удивить и поразить роскошью и изобилием, а также развлечь посетителя и показать эрудицию владельца.

Классицизм начал зарождаться еще тогда, когда в Европе господствовал стиль барокко. Во Франции стала создаваться своя школа садово-паркового ландшафта, которая использовала совершенно иные культурно-исторические традиции. Особенно явно классический стиль был выражен уже во второй половине XVII века.

Сады классицизма разбивались, как правило, на открытом пространстве, с умелым использованием бесконечной перспективы и панорамных видов. Ярким примером французского классического сада является Версаль с его знаменитой трехлучевой системой построения, созданный Андре Ленотром — самым известным из всех французских ландшафтных архитекторов.

Основные характеристики классицизма:

Парк – уступами, дворец возвышается.

Подчинение деталей целому.

Длинные и широкие перспективы (в садах итальянского Возрождения - короткие)

Невысокие лестницы с широкими ступенями и парапетами.

Декоративные водоемы решаются главным образом гладкими поверхностями (без шумных водоемов итальянского барокко)

Широко применяются растения в кадках.

Некоторые аллеи перекрываются перголами с вьющимися растениями.

Открытость.

Симметрия, осевая композиция.

Зритель постоянно оказывается на перекрестках лучевых аллей, которые открывают перед ним заманчивые дали. По мере удаления от дворца отдельные куски становятся крупнее, просторы – шире. Эта «обратная перспектива» рождает впечатление возрастания пространственного ритма.

И все это решается в органическом художественном единстве.

  1. Ландшафтные приемы русского садово-паркового искусства.

В IX в. появились сады в Киеве, Курске, Орле, Туле. Во второй половине XII в. Андрей Боголюбский заложил в 11 км от Владимира, при слиянии рек Нерли и Клязьмы, один из первых садов того времени. Этот сад служил образцом при создании садов в Суздале, Владимире, Муроме, Вязниках и других городах.

До XVI в. в средневековой России были распространены монастырские сады, где разводили цветники. Еще в XI в. при каждом монастыре существовали сады, в которых выращивали в основном плодовые деревья.

В Москве садоводство стало развиваться с начала XIV в. На склоне Кремлевского холма, у Москвы-реки, был устроен сад митрополита Алексея. В грамотах XV в. упоминаются в Москве сады: Глебков, Макарьевский, Терехов, Гальтяевский, Чичагов, сады на р. Неглинной.

В старинных русских городах были и зеленые насаждения общественного пользования, преимущественно в виде бульваров. По описанию Карамзина, в Новгороде, на Славковой улице, в 1469 г. были высажены тополя.





Дата публикования: 2014-12-08; Прочитано: 1298 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.026 с)...