Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эстетическа философия языка. Фосслер, Кроче



Эстетическая школа делает упор на исследовании языка со стороны его экспрессивной функции и в целом подходит к языку как историко-культурному образованию. Кроче включает лингвистику в общую эстетику (науку о духовном выражении).

Новая система языкознания должна, по Фосслеру, обеспечить чисто эстетическое (исследует отдельные формы выражения сами по себе и независимо друг от друга) и эстетико-историческое (исследует языковые формы различных народов и времен хронологически, географически и по "индивидуальностям народов" и духовному родству) рассмотрение языка.

Речевой акт - творческий акт. Каждый разговор должен включать чувствование, продумывание, говорение (при 2 собеседниках - понимание, слушание, ответ). Отвечать можно и себе. При философском рассмотрении творцом разговора и носителем может выступать одна личность.

В развитии языка - два главных момента: абсолютный прогресс (появление) (эстетическое рассмотрение) и относительный прогресс (развитие) (историческое рассмотрение).

Элементы языка объявляются Фосслером стилистическими средствами выражения, значит, стилистика предстает как наука без точных определений и без четко установленного предмета исследования. Стилистика включает в себя всю лингвистику. И т.к. она часть эстетики, то языкознание оказывается частью эстетики.

Для Фосслера причиной звуковых изменений является творческая деятельность отдельного индивида. Изменение зависит от его соответствия или несоответствия духу языка. Дух языка полнее всего проявляется в ударении (акценте). Объясняет фонетические изменения исходя из акцента.

"Культура и язык Франции" - грамматические формы интерпретируются как формы мышления соответствующей эпохи.

За превращение лингвистики в инструмент исследования творческих аспектов языка.

Карл Фосслер 1872-1949 немецкий лингвист, литературовед и философ. Основатель собственной лингвистической школы — т. н. «школы Фосслера».

Оппонент позитивизма и идеалист, последователь немецкой «философии жизни» и Бенедетто Кроче, Фосслер был и в лингвистике сторонником исследования индивидуального «стиля» писателя и коллективного «духа» языка, критиковал стремление нарождающегося структурализма ограничиться изучением абстрактных языковых систем. Разрабатывал стилистику. Во многом лингвистическая концепция Фосслера (языка как energeia) восходит к В. фон Гумбольдту.

Лингвистическая школа Фосслера не получила признания современников, которые (в частности, Н. С. Трубецкой, Г. О. Винокур, Л. Блумфилд) критиковали её за «нелингвистичность» (постоянный выход на литературоведческие и философские проблемы). Исключением был российский «круг Бахтина» (М. М. Бахтин и В. Н. Волошинов), авторы которого относились к Фосслеру с почтением как к крупнейшему, с их точки зрения, представителю европейской лингвистики, предлагающей «субъективистскую» альтернативу «абстрактному объективизму» Соссюра и младограмматиков.

Бенедетто Кроче 1866 – 1952 итальянский интеллектуал, критик, философ, политик, историк. Представитель неогегельянства. «Эстетика как наука выражения и как общая лингвистика» (1902).

В книге «Что живо и что умерло в философии Гегеля» (1906) Кроче ясно выражает свою позицию по отношению к гегельянству. Учение о конкретности понятия он ставит в ней на первое место. В то же время попытки Гегеля и гегельянцев построить всеобщую философскую систему, объемлющую как природу, так и историю, Кроче посчитал несостоятельными, а философская наука должна была сконцентрироваться на своем единственном и главном предмете — духе. Подобно гегельянской системе, дух у Кроче развертывается, меняя свои ипостаси: как интуиция (эстетика), как синтез общего и индивидуального (логика), как воля единичного (экономика) и как воля всеобщего (этика). Соответственно эти ипостаси были исследованы Кроче в следующих трудах: «Эстетика как наука о выражении и общая лингвистика» (1902), «Логика как наука о чистом понятии» (1905)и «Философия практики. Экономика и этика» (1909). В отличие от Гегеля, в философской системе Кроче важнейшее место занимала интуиция, из которой он выводил логическую ступень превращения духа. Эту связь Кроче считал основополагающей для формирования следующих двух — практических — ипостасей духа. Экономическая жизнь общества отсюда невозможна без учета синтеза общих и индивидуальных интересов (в отличие от марксизма). В гносеологическом плане точно так же Кроче разделял познание на логическое и интуитивное: Существуют два типа познания — познание интуитивное и познание логическое, познание с помощью фантазии и познание с помощью ума; познание индивидуального и познание универсального, познание отдельных вещей и их отношений; и, наконец, познание, производящее образы, и познание, производящее концепции. Интуиция слепа, разум одалживает ей свои глаза.





Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 1521 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...