Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Петр Гелийский



XII – XIII в – Петр Гелийский «Summa grammaticae» - комментарии к грамматике Присциана. Преподавал в Сорбонне. Хотел создать полный свод грамматики. Грамматика – наука о том, как следует писать и говорить.

Говорил о том, что грамматика и логика рассматривают 1 и тот же объект - значение предложения. Философ открывает грамматику. Цель – вскрыть внутреннюю сущность и устройство. Модистика должна быть всеобъемлющей. Нужно идти от содержания к форме. Единая скрытая грамматика, общая для всех языков, но внешние детали – разные.

Мысль о том, что язык состоит из внешних и глубинных структур. Скрытые структуры близки у всех языков. Но есть точка зрения, что даже родственные языки – внешне похожи, а внутренне совершенно разные.

Реляционные и позиционные структуры (отношения между словами и линейное развертывание речи).

Задача грамматики – соединить буквы в слоги, слоги в слова, слова в предложения. Хар-ет грамматику с двух сторон, как искусство и науку.

Искусство: принципы – свобода человеческого выбора, а не безличная необходимость.

Наука: основана на точных процедурах, которые могут быть точно сформулированы и для которых могут быть даны точные правила => можно определить, когда эти правила соблюдены/нарушены.

Строгие законы, на которых основан язык. Грам. элементы, сознательные выборы в сфере языка - искусство. Над всем доминировала логика. Логизация грамматики.

Почему 6 падежей? Падеж – не только средство словоизменения, но и форма словообразования. Свойство слова – превращение слова в другое слово. Образование слова от другого слова. Быть склоняемым словом – стать другим словом.

Различает способы суждения о вещах. Одну и ту же вещь можно представить в разных испостасях – сколько испостасей, столько и падежей.

Все эти грамматики опирались на положение Аристотеля, что у каждого человека единообразное представленик вещей. В соответствии с латынью, П. утверждал, что вещь м.б. представлена в ипостасях – 6 падежах. Латынь – логико-грамматический эталон.

Греческий обходится 5ю падежами – не мг поколебать убеждения П.

Существительные – первая и наиболее благородная часть речи. Особое место у окончаний – последняя и самая благородная часть слова. Именно окончание выявляется значение слова. Значение слова осознаётся и усваивается, когда оно произносится до конца. Значение – формально, грам. противоположение лексич.

Лексическим значением латыни занялся в корневой морфеме => т.о. лексич. и грамм. значение слова отличается от определения сущности Аристотеля.

Имя есть звук, наделённый значением в соответствии с соглашением и никакая отдельная часть слова не наделена значением. Слово не расчленено. (Аристотель).

32. «Реалисты» и «номиналисты» европейского Средневековья. Спор об «универсалиях»

Универсалии – это общие имена, т.е. имена, представляющие целые классы вещей (дерево, камень) и свойств (доброта, красота). У человека в голове есть своеобразные эталонные идеи, он сравнивает любой предмет с эталоном.

Номиналисты: универсалии – только в голове, реальны только вещи

Реалисты: идеям приписывалось реальное существование, универсалии – это обобщения определенных свойств предметов, в каждом предмете человек видит что-то общее.

Разрешил спор Фома Аквинский. Отделил знание от веры. Теория о гармонии веры и разума.

Знание – область очевидного и доказуемого, итог деятельности разума

Вера – область недоказуемого, через откровения Бога.

Фома Аквинский в споре об универсалиях пошел по стопам своего учителя Альберта Великого, избрав средний путь умеренного реализма, которому учил Аристотель. Он признает, что общее не имеет отдельного бытия, что "общих сущностей" нет и что индивидуальные отличия предметов и составляют их природу; общее существует в предметах и разум извлекает его из них; однако в ином смысле Фома Аквинский не отвергает общее, поскольку идеи могут быть рассматриваемы как мысли Божества и деятельность их опосредствованно проявляется в предметном мире. Таким образом, Фома Аквинский признает троякого рода универсалии: ante rem (до вещей) - поскольку они суть мысли Бога, in re (в вещах) - поскольку они составляют общую сущность вещей, и post rem (после вещей) - поскольку ум человека извлекает их из предметов и образовывает понятия. Учение Фомы Аквинского является эклектизмом, попыткой сочетать номинализм с реализмом признанием относительного значения каждого из них.

33. Языковая ситуация на западе и востоке Европы в эпоху позднего Средневековья. Соотношение философии, богословия и грамматики

После Каролингского Возрождения начинают появляться так называемые общие школы = университеты. Самостоятельные, платные, принимали всех (сначала). Сначала обучали свободным искусствам.

XIV в – Венский университет. 700 учеников. 4 факультета: артистический, юридический, теологически, медицинский.

Свобода «приходи – учись» - только кажущаяся. Студенты должны были представлять и защищать свои сочинения (участвовать в диспуте). Тот, кто после артистического факультета сдал экзамен, прошел диспут, получал бакалавра и мог преподавать. Высокий % отсеивания. Во время диспута нельзя пользоваться записями.

В XIX в Расмус Раск нашел рукопись, которую он отнес к XII веку «Второй исландский грамматический трактат» (несколько текстов, учебник скальдической поэзии). Скальды – авторы исландских саг. Были определены правила написания. Не хватало латинских букв чтобы обозначить все исландские звуки = новые значки. В начале автор рассказывает что такое буква. Его задача - составить исландския алфавит. К 5 лат гласным добавляются еще 4. теоретические рассуждения: каждая буква имеет свой смысл, появление букв связано с изменением значения.

1212 – Александр Вилладейский пишет лат грамматику в стихах (адаптация грамматики Присциана)

XII в – в Париже основывается первая кафедра востоковедения.

Грамматика считалась служанкой теологии. Один епископ доказывал, что глагол имеет 3 лица, потому что Бог триедин (троица), 8 частей, т.к. в католической церкви 8 чинов священников. (Smaragdus)

XII в – Раймонд Луллий – занимался провансальской поэзией, интересовался сущностью языка, связью языка и мышления, выводы о несовершенстве человеческого языка, о возможности и невозможности выражения мысли с помощью естественного языка.

Необходимо создать новый правильный язык, чтобы можно было правильно выражать свои мысли, нужно всю сумму знаний разделить в соответствии с истинной философией, попытаться сконструировать машину, при помощи которой можно бужет порождать только правильные предложения.

XII – XIII в – Петр Гелийский «Summa grammaticae» - комментарии к грамматике Присциана. Говорил о том, что грамматика и логика рассматривают 1 и тот же объект - значение предложения.

XIII в – Роджер Бэкон греческая и др. европейская грамматики. Языковые средства – знаки идей и понятий

XIII в – Петр Испанский (папа Иоанн XXI) проводит различия логических и грамматических определений предложения. Выделяет главное и сопутствующие значения.

Модисты – Последователи Петра Испанского. Занимались «модусами значений». Модус – способ, образ = знаковая теория языка, цель - понять и истолковать язык, а не просто описать = объяснительная грамматика.





Дата публикования: 2014-12-30; Прочитано: 1621 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...