Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Легисакционный судебный процесс (иски по закону, законный процесс). 3 страница



Соединение должно быть долговременным и окончательным. Юстиниан постановил, что главной вещью нужно считать ту, которая представляла сущность предмета. Приобретение собственником главной вещи необходимо было компенсировать собственнику второстепенной вещи. При соединении двух вещей, принадлежавших разным собственникам, их скрепляли свинцом, так как при необходимости можно их разделить.

Речной нанос. Разрешено было приобретение вещи, возникшей в результате речного наноса. Разделяли отложения реки, незаметно скапливающиеся на земельном участке. Прирост происходил за счет большого куска земли, оторванного от участка, находящегося выше по течению; остров, выросший в середине реки делился по линии, проходящей посередине. Также старое русло реки делилось между соседними собственниками земельных участков: проводилась воображаемая линия, проходящая по середине русла.

Переработка (спецификация). С помощью переработки чужая вещь приобретала черты, отличные от первоначального состояния. Например, при изготовлении вина из чужого винограда. Кто становился собственником вина? Сабинианцы полагали, что новая вещь должна принадлежать собственнику винограда (материя доминирует над формой), прокулианцы считали – виноделу (исходили из того, что материя – вещь придаточная, не существующая без формы).

Позднее пришли к общему мнению, что собственником новой вещи становится спецификатор, если к чужому материалу он добавил часть своего. Он обязан был возместить стоимость чужого материала.

Переработку вещи без согласия собственника материала прокулианцы рассматривали как воровство.

Приобретение права собственности по давности владения. Римляне считали, что у каждой вещи должен быть собственник, который будет заботиться о ней. Если у вещи долгое время безвестно отсутствует хозяин или на нее никто не предъявляет своих прав, то по истечении определенного срока владения новым собственником становится владелец вещи. Делалось это для того, чтобы владелец вещи заботился о ней, поддерживал в порядке, уверенный, что вещь перейдет в его собственность.

По законам XII таблиц, срок давности владения устанавливался для земельного участка – 2 года, для всех прочих вещей – 1 год. Вещь не должна быть похищенной или приобретенной с помощью силы. Собственник должен постоянно заботиться о своей вещи. Если этого не происходило, право собственности переходило к другому хозяину.

Вещь всегда должна находиться под присмотром собственника. Фактическое владение вещью в течение определенного времени превращало ее в собственность. Владение вещью должно принадлежать одному лицу, быть непрерывным, материальным и соответствовать воле владельца. Срок давности владения вещью мог прерываться подачей против владельца иска, судебным и публичным возражением. Давность владения не прекращалась в случае смерти владельца. Приобретение по давности было возможно только в отношении чужой вещи.

Приобретение по давности допускается в отношении телесных вещей, за исключением священных, неприкосновенных, общественных вещей римского народа и (других) гражданских общин, а также за исключением свободных людей.

В классический период устанавливается запрет на приобретение в собственность по давности владения прекария и на подарки провинциальным магистратам. Хотя ряд законов предусматривал возможность приобретения ворованных вещей и прекария, но лишь после их передачи собственнику.

В постклассическую эпоху происходит слияние двух институтов приобретения по давности владения. Юстинианом был установлен следующий срок владения: 3 года для движимых вещей, 10 лет для недвижимых (для лиц, проживающих в одной провинции) и 20 лет (для жителей разных провинций). В отношении вещей, принадлежавших лицам моложе 25 лет, сохранялись 40- и 30-летние сроки. В 536 г. 30-летний срок был установлен в отношении приданого.

Собственник мог приостановить время владения вещью. В таком случае право собственности не могло возникнуть по давности владения. Отмена давности владения осуществлялась следующим образом: разламыванием ветки дерева, наступлением на землю, посещением дома и т.д. В случае перерыва давности владения исчисление срока начиналось заново. После смерти владельца срок давности владения вещью переходил его наследникам.

Дарение. Донация (donatio) – безвозмездная, добровольная передача имущества в собственность одаренного. Дарение в римском праве не представляло собой самостоятельную сделку. Главным звеном дарения являлось намерение одарить.

Дарение рассматривалось в римском праве как бесхозяйственное действие и поэтому значительно ограничивалось. Дарение не могло быть совершено одним супругом в пользу другого, кроме послебрачного дара, который рассматривался как противовес приданому.

В 204 г. до н.э. принимается закон Цинция, установивший верхнюю планку при дарении в 1000 ассов. Император Константин определил, что дарение действительно лишь при соблюдении следующих условий: публичная передача, письменная форма и сохранение документа, подтверждающего дарение, в архиве.

Патрон имел право отменять дарение своего вольноотпущенника в случае его недостойного поведения (оскорбление патрона подарком, действия, представляющие опасность для патрона, и т.д.). Позднее, по законодательству Юстиниана это право было признано за всеми дарителями.

Дарение с условием происходило, когда даритель выдвигал одаряемому ряд условий (напр., истратить часть дара для какой-либо цели).

Император Константин предписал совершение дарений в письменной форме, с регистрацией в публичном органе и передачей с помощью традиции подаренной вещи.

Глава 6. ПРАВА НА ЧУЖИЕ ВЕЩИ

6.1. Земельные сервитуты

Право собственности имело ограничения с древнейших времен. Так, в законах XII таблиц говорилось: «… если (ставить) забор, – то нужно отступать (от соседнего участка) на один фут, если – дом для жилья, то отступать на два фута… если сажают оливу или смоковницу, отступать от соседнего участка на 9 футов, а прочие деревья – на 5 футов». «… Деревья на высоте 15 футов кругом обрезались для того, чтобы их тень не причиняла вреда соседнему участку». Собственность ограничивалась в связи с совместной жизнедеятельностью: если не ограничивать право одного собственника, то будут ущемляться права другого собственника.

Право на чужую вещь, как и право собственности, являлось вещным правом. В отличие от права собственности, где господство распространяется на весь предмет, право на чужую вещь обладало лишь определенной функцией вещи. Право на чужую вещь в Древнем Риме являлось ограниченным господством над вещью. Выделяют три вида прав на чужие вещи: сервитуты, суперфиций, эмфитевзис.

Сервитут – это дозволенное обычаем, законом или соглашением право пользования чужой вещью. Сервитуты (servitudes – рабство вещи, служение вещи) являлись правом на чужую вещь.

Римский юрист Помпоний дал определение сервитута: природа сервитута не в том, чтобы кто-либо произвел какое-либо действие, например уничтожил строения и предоставил более приятный вид на окружающую участок соседа местность или чтобы он нарисовал у себя картину, но в том, чтобы лицо допускало что-либо (терпело действие соседа) или не делало чего либо ….

В Риме довольно рано распадается сельскохозяйственная община и появляется частная собственность на землю. Природные богатства распространены неравномерно – у одного собственника они есть (напр., вода), у другого же они отсутствуют. Можно было бы, заключить договор о разрешении пользоваться чужими благами. Но действие договора могло прекратиться, и новый собственник уже мог не предоставлять свой природный ресурс. Это явно противоречило логике хозяйственного использования вещей: без пользования, например, воды невозможна любая жизнедеятельность. Выход был найден в установлении прав на чужую вещь. При образовании земельного сервитута одна вещь служила (участок служащий) другой вещи (участок господствующий). При смене собственников участков действие сервитута продолжалось.

Сервитуты отличались от договора залога тем, что они являлись самостоятельными и постоянными правами. От долгосрочной аренды сервитут отличался бесплатностью и ничтожными обязательствами собственника.

Критерием установления сервитутов служила экономическая целесообразность, полезность господствующему участку. Сервитутные права сводились к разумным размерам, ради чего они устанавливались.

Собственник служащего участка был не обязан совершать положительные действия в отношении пользователя сервитутом, он лишь обязан терпеть возникающие неудобства. Исключением являлся сервитут, установленный в качестве опоры строения. Собственник служащего здания обязан заботиться о строении не только в собственных интересах, но и в интересах собственника господствующего участка. Примером данного сервитута может послужить право пользоваться чужой стеной или колонной в качестве опоры для собственного здания.

Обладатели сервитутов не могли отягощать свои сервитуты новыми сервитутными правами в интересах третьих лиц. Иными словами, земельные сервитуты были едины и неделимы (при делении участка сервитут не дробился). Неделимость сервитутов вытекала из неделимости пользы, нужной собственнику господствующего участка при рациональном его использовании. Сервитуты были бессрочными.

Древнейшее право знало лишь земельные сервитуты, позднее появляются сервитуты личные. Также подразделяют цивильные и преторские сервитуты.

Пользование сервитутами могло быть ограничено определенным временем, например чтобы кто-либо пользовался этим правом с третьего и до десятого часа или чтобы пользовался через день, разрешалось пользоваться чужой водой только летом, другие ежедневно, третьи – только днем или только ночью.

Сельские сервитуты делились на дорожные и водные. Первыми образовались три дорожных сервитута: право прохода через чужой участок, право прохода и прогона скота и право прохода, прогона и проезда.

Ширина дороги проходящей через чужой участок устанавливалась в законах XII таблиц: где дорога идет прямо – 8 футов (примерно 2,4 метра), а при изменении направления, т.е. там, где имеется изгиб, – 16 футов (примерно 4,8 метров).

Городские сервитуты подразделялись на касающиеся стен, водостока, воздуха и света. Городские сервитуты делились на господствующие и служащие строений.

Сервитут возникался с помощью: 1. Ин юре цессио 2. Манципации в отношении сельских сервитутов. 3. Стипуляции. 4. Традиции. 5. По обычному праву при заключении пакта. 6. По судебному решению (при разделе общей собственности, когда судья присуждает, например, одному право собственности на вещь, а другому – узуфрукт). 7. В сделках на случай смерти завещатель мог возложить на наследников установление сервитута. 8. По давности владения.

Преторское право признало установление сервитута по давности владения, срок пользования вещью, первоначально 2 года, затем 10 лет. Причем пользоваться чужой вещью нужно было открыто, ненасильственно, беспрерывно. Делалось это ради собственников, чтобы максимально освободить их от различных ограничений и тягот. В случае принадлежности господствующего или служащего участка нескольким собственникам, необходимо было выражение своей воли на установление сервитута всем собственникам.

Прекращался сервитут: 1. Добровольным отказом, с помощью ин юре цессио. 2. Неиспользованием. Личные сервитуты прекращались после неупотребления в течение двух лет недвижимых и одного года движимого имущества. Сельские сервитуты погашались после двухлетнего срока. 3. Слиянием (confusion – «конфузио»), т.е. покупкой, например, собственника господствующего участка служащего. 4. После гибели вещи (физической или юридической). 5. В связи с неправомерными действиями сервитуария. Личный сервитут прекращался со смертью обладателя личного сервитута или ограничения его правоспособности (максимальном и среднем по праву Юстиниана).

Некоторые виды сервитутов: 1. Сервитут прогона, обязанность строить не выше предписанной высоты. 2. Право провода воды через чужой участок. 3. Право пользоваться водой на чужом участке, право отвода дождевой воды на чужой участок. 4. Право гасить известь на чужом участке. 5. Право добычи мела на чужом участке, право выброса пара из бани в канал на чужом участке. 6. Право прохода через чужой участок. 7. Право выпускать дым на чужой участок. 8. Право добычи песка на чужом участке. 9. Право добычи камня на чужом участке. 10. Право проруба окна в общей или чужой стене. 11. Право лодочного перевоза через чужой участок. 12. Обязанность не ограничивать проникновение света деревьями или строениями на чужой участок. 13. Право опоры здания на стену соседа. 14. Право выпаса скота на чужом участке. 15. Право прогона скота через чужой участок 16. Право иметь балкон или крышу, нависающие над чужим участком. 17. Право сбора дров в чужом лесу.

6.2. Личные сервитуты. Узуфрукт.

Личный сервитут возникал в отношении определенного лица. Этот сервитут являлся делимым и формировался с помощью завещательного отказа или же по давности владения вещью. Первые личные сервитуты образовывались при наделении вдовы (не находившейся под властью мужа, в браке сине ману) частью имущества для пожизненного пользования вещами. Права и обязанности узуфруктария полностью сформировались к концу республики.

Вещь, передаваемая в узуфрукт, должна быть непотребляемая, т.е. такая, какая сохраняла в целостности свои природные качества после пользования (дача коровой молока). Сервитуарий обязан заботиться о вещи, как добрый хозяин. Все, что находилось на участке, могло использоваться узуфруктарием.

Примером узуфрукта может послужить сад, в котором росли яблони. После смерти патерфамилиаса сад переходил в собственность его сыну, а с помощью легата устанавливался узуфруктарий – друг отца. Обладатель личного сервитута имел право потреблять яблоки сам и также продавать их. Но действовал сервитут лишь на товарища отца, после его смерти он прекращался. Он не имел право продать, передать свое право на чужую вещь другому лицу. Несомненно, узуфрукт тяготил собственника сада. Продавая дом с садом, собственник не мог лишить узуфруктария его прав, что, безусловно, сказывалось на цене – она значительно снижалась.

Узуфруктарий имел право передачи в найм вещи третьему лицу, но при этом нес ответственность перед собственником вещи за ее сохранность.

По решению третейского суда на обладателя узуфрукта могла накладываться обязанность ремонтировать здание, но лишь в тех пределах, чтобы здание было в исправном состоянии.

Обладатель сервитута обязан заботиться о полученной вещи, как добрый хозяин, производить необходимые улучшения, не изменять сущности вещи, сохранять вещь в определенном качестве. Нанесение вреда вещи преследовалось по закону Аквилия, так же если вред вещи нанесло третье лицо.

Во время действия узуфрукта собственник не имел права на доходы вещи, его собственность была «голой». Собственник служащей вещи назывался голым собственником. Он довольно серьезно ограничивался в своих правах. Узуфрукт мог принадлежать нескольким лицам, он делился на равные доли.

Узус. Другим видом личного сервитута являлся узус. Отличие узуса от узуфрукта состоит в том, что лицо, получившее вещь в узус, может пользоваться плодами вещи лишь само и ближайшими членами его семьи. При узусе на огород обладатель личного сервитута мог лишь единолично пользоваться плодами, продать их другому лицу он не мог.

«… Если пользование домом оставлено мужу, то он может там жить не только один, но и со своими домашними,… вольноотпущенниками, он может принимать гостей… Но не должны сдавать внаем дома и предоставлять жилье (если не проживают сами), и продавать пользование».

Хабитацио. В классическом праве выделяется вид личного сервитута – хабитацио. Он представлял собой право пожизненного проживания в чужом доме. Пожизненное право проживания возникало в отношении пользователя и его семьи. Сервитуарий имел право сдавать внаем чужое жилище и получать за нее арендную плату. Хабитацио выделился из узуфрукта в связи с частым его использованием. Собственник обязан был терпеть неудобства: при продаже дома цена значительно падала, т.к. продавался дом совместно с проживавшим в комнате обладателем хабитацио.

Опере. Вид личного сервитута, выраженного в праве пожизненного пользования рабами или животными. На владельца чужим рабом налагались определенные обязательства. Так, Ульпиан писал: «Не должно быть злоупотребления установленным в силу легата узуфруктом на рабов, но ими следует пользоваться сообразно с их положением, ибо если переписчика книг отправить в деревню и заставить носить корзины и известь, актера сделать банщиком или музыканта – сторожем, или на гимназиста возлагать очистку отхожих мест, то это следует рассматривать как злоупотребление собственностью». Если движимая вещь будет испорчена, то на сервитуария налагалась ответственность по Аквилиеву закону.

«Узуфруктарий не имеет права ни пытать рабов, ни бить их плетьми, ни причинять им своими действиями какой-нибудь вред, из-за которого они станут хуже».

Приплод животного принадлежит сервитуарию, а приплод рабыни не принадлежит узуфруктарию.

6.3. Суперфиций.

Одной из форм прав на чужую вещь является суперфиций (поверхность, наземная часть строения). На городских землях постепенно застраивались здания менял, ремесленников и других горожан. Земля при этом принадлежала городам или государству. Государство было заинтересовано в предоставлении пустующих земельных участков для постройки на них зданий. С ведением суперфиция в Риме было полностью отменено прежнее положение о том, что земля должна принадлежать тому, кто ее обрабатывает или застраивает, и утвердилось противоположное: земля принадлежит собственнику даже тогда, когда по его воле застраивается другим.

Суперфицием считалась вещь, юридически отделенная от поверхности и имеющая специальную защиту. Отличие суперфиция и эмфитевзиса от сервитутов – возможность наследования и отчуждения.

Собственник здания в течение действия договора пользовался чужой землей и платил оговоренную сумму – соляриум (solarium). Первоначально земли под суперфиций передавались лишь государством и городами, затем и частными лицами.Возможна была передача суперфиция по наследству. Возникновение суперфиция могло произойти в результате давности владения и с помощью легата. Постройка считалась как бы находящейся в долгосрочной аренде, но это была не аренда.

Суперфицария защищал претор от действия третьих лиц, с помощью иска или интердикта, а позднее и против собственника земли.

Суперфицарий имел право передавать, закладывать, обременять здание сервитутами, но все эти действия не должны наносить ущерба собственнику земельного участка. Сделки совершались лишь с его согласия.

Прекращался суперфиций после: 1. истечения срока действия права; 2. отказа (делерикции) от своего права на чужую вещь со стороны суперфицария; 3. приобретения суперфицарием права собственности на земельный участок или приобретения собственником участка собственности на здание.

6.4. Эмфитевзис

Термин эмфитевзис переводится как долгосрочная наследственная аренда, он широко был распространен на востоке Римской империи. Эмфитевзис часто применялся в Египте и Карфагене.

Огромное количество земли пустовало вследствие многочисленных войн и разорения крестьян. Государству было выгодно заселить пустующие области, предоставив крестьянам участки на льготных для них условиях.

Эмфитевт мог действовать на земельном участке по своему усмотрению, плоды после отделения принадлежат ему, и он располагал практически всеми правами собственника. Эмфитевт обязан выплачивать символическую ежегодную плату (вектигаль) собственнику участка, нести расходы на содержание и платить налоги. Он не мог лишиться права пользования участком до тех пор пока платит за него.

Эмфитевзис возникал при заключении соглашения сроком на 100 лет и более. Эмфитевт имел право продажи участка, при этом он должен выплатить 2% от покупной суммы собственнику участка. При этом, собственник имел право первой покупки. Эмфитевт имел право изменения сущности участка, но не его ухудшения. Плоды участка становились собственностью эмфитевта.

Эмфитевзис прекращался в случаях:

1) нанесения ущерба земельному участку;

2) трехлетней неуплаты за пользование вещью или налогов;

3) нарушения условий продажи эмфитевзиса.

Глава 7. СЕМЕЙНЫЕ ПРАВООТНОШЕНИЯ

7.1. Римская семья.

Римской патриархальной семье предшествовала семейная община – консорциум (consortium), появившаяся после распадения рода. Об устройстве консорциума практически нет сведений. Известно, что консорциум являлся большой семьей. Во главе общины стоял старейшина. Глава консорциума избирался взрослыми мужчинами и отвечал за организацию военного дела. Постепенно из консорциума возникают самостоятельные семьи.

Совокупность отдельных семей образовали род. Род (gens) – это союз людей, имевших далекого общего предка, одно имя, осуществляющих общий родовой культ и призывающихся к наследованию в случае отсутствия агнатов.

Первоначально родственники были объединены агнатским (юридическим) родством. Агнатами считались не только кровные родственники (напр., дети), но и чужие лица, попавшие под власть отца (жены сыновей, например). Агнатское родство возникало по мужской линии. Кровный родственник, покидавший совместное жилище, терял значимую правовую связь с членами своей семьи. Агнатское родство утверждалось не по крови, а фактом совместного проживания и существовало до тех пор, пока семья представляла сообщество производителей.

В результате развития экономики и распада общины появилась агнатская семья, представлявшая собой объединение лиц, основанное не на кровном родстве (когнатское родство – родственники по матери и родственники по отцу), а на юридическом подчинении главе семье (агнатское родство – только родственники по отцу). В римской семье, как сообществе потребителей, постепенно возобладало понимание того, что родственниками, без учета вопроса совместного проживания, следует считать лиц, кровно связанных между собой.

Цель создания семей (familia – фамилия, пер. «домашнее хозяйство») был совместный труд и проживание, направленное на производство материальных благ и воспроизводства потомства. Власть главы семьи – патерфамилиаса (pater familias) – была абсолютной и делилась на власть над детьми и рабами. Также власть отца семейства простиралась над женой, женами сыновей, внуками, правнуками, усыновленными, рабами и другими лицами, вошедшими в состав семьи, землями и всеми вещами семьи.

Отец семьи рассматривается как посредник между живыми и мертвыми сородичами. Он являлся связующим звеном с богами-пенатами (божествами домашней кладовой) – покровителями дома и домашнего благополучия.

Существовали семейные праздники, в которых принимали участие все члены «фамилии». Всех членов семьи связывала не только власть главы семьи, но и освященное религией и обычаем чувство – пиетас (pietas – «благочестие»). Оно включало в себя не столько отношение человека к божеству, сколько взаимный долг родителей и детей, патрона и клиента, господина и раба, а впоследствии, во время империи, – правителя и подданного.

Лишь патерфамилиас считался самостоятельным, независимо от того, был ли он главой семьи или был холост. Он являлся носителем семейной власти, не только существующей, но и будущей. Для наказания своих домочадцев необходимо было созвать домашний суд, куда приглашали при необходимости кровных родственников жены, но приговор осуществлял единолично глава семейства. При нарушении этого обычая в дела семьи вмешивался цензор, наблюдавший за нравами.

После смерти патерфамилиаса семья распадалась на отдельные самостоятельные семьи, во главе которых становились сыновья умершего.

Постепенно, с усилением роли государства и с развитием экономики, крупные семьи начинают дробиться, все большее значение приобретает кровное родство. Римские юристы определяли когнатские семьи в узком и широком смысле. В узком смысле – это союз кровных родственников, проживающих вместе под властью патерфамилиаса (уже сильно ограниченной). Широкое понимание включало в себя всех кровных родственников, имевших единого предка.

В когнатском родстве различались линии и степени. Линии были прямые (связывающие лиц, происходящих друг от друга, напр. отец – сын) и боковые (лица, имеющие общего предка, напр. брат – сестра). Прямая линия была восходящей (от потомков к предку) и нисходящей (от предка к потомку). Степень родства определялась количеством рождений между лицами – генераций, отсчет по прямой линии велся непосредственно между лицами, а по боковой – определялся от общего предка (напр., отец и сын имеют первую степень родства, это родство возникло после рождения сына). Между родственниками мужа и жены возникала свойство. Свойство также делилась по степеням (напр., сестра жены находится во второй степени свойства к мужу).

Римское право обязывало детей содержать своих родителей, а родителей содержать своих детей. Судья определял количество выплачиваемых алиментов. Если родители выбрасывали, отказывали в содержании или подкидывали своего ребенка, это рассматривалось как убийство ребенка.

7.2. Отцовская власть

Власть отца (manus – «манус» – рука, кулак, драка) распространялась на своих детей, рожденных в законном браке, а также усыновленными и узаконенными (дети, рожденные вне брака). Глава семьи мог убить, отправить в темницу или на работу, избить своего сына (это право установлено Ромулом пожизненно). Отцом считался тот, у кого рождались дети не ранее 180 дней после заключения брака и не позднее 300 дней после его расторжения. Признание своего ребенка проводилось поднятием его с земли. Власть над детьми принадлежала только отцу, а не матери.

Власть патерфамилиаса над своими домочадцами выражалась в следующем:

1. Возможность предания смерти. По законам XII таблиц глава семьи имел право выбросить новорожденного до 3-месячного возраста, отличавшегося особым уродством. Однако это ограничивалось обычным правом, которое предписывало первоначально посоветоваться о вынесении наказания с домашним советом. Также глава семьи имел право лишить жизни своих домочадцев независимо от возраста. Постепенно убийство подвластных сильно ограничивается, а после принятия христианства в IV в. н.э. запрещается, считаясь уже преступлением.

2. Подвластный, совершивший правонарушение, мог быть выдан патерфамилиасом пострадавшему лицу (или же выплачивалась компенсация за причиненный вред).

3. Патерфамилиас имел право востребовать своего подвластного из любого местонахождения с помощью виндикационного иска и преторского интердикта (о предъявлении и приводе детей). Дети обязаны были уважать родителей, и не могли предъявлять к родителям порочащих исков, не могли вступать в брак без их согласия.

4. Патерфамилиас мог подвергнуть членов семьи любому наказанию и даже продать в рабство, расторгнуть брак сыновей и изгнать из дома.

Отречение от детей, изгнание их из дома не прекращало отцовской власти над ними. Однако подвластные сыновья, занимающие публичные должности (кроме сенаторской), в конце империи могли жаловаться магистрату на своего отца в случаях жестокого обращения.

5. Отец имел право заниматься воспитанием своих детей, советовать в выборе профессии, заключении брака, устанавливать опекуна или попечителя, определять пупилярные субституции (установка расходов на содержания главы семьи в связи с его немощью).

Преступления, совершенные подвластными в отношении главы семейства, строго наказывались. За особо тяжкие преступления преступника зашивали в кожаный мешок с животными, по мнению римлян, приносящих несчастья (змея, обезьяна, петух и собака), и топили в море.

Жена в семье занимала положение дочери по отношению к своему мужу и положение сестры по отношению к детям. Лишь в классический период за женой закрепляется право совместно с мужем воспитывать детей.

Рождение ребенка было большим праздником в семье. Родившегося клали около ног отца, если он его поднимал, означало, что признавал в нем своего ребенка. В случае отказа от ребенка, его выбрасывали на улицу, где он в большинстве случаев погибал (если чужая семья не усыновляла его). На восьмой день при рождении девочки и на девятый день при рождении мальчика давали имя.

Право суда, которое отец семьи имел над своими домочадцами, было полное, и на его решение не могло быть апелляции. Он мог приговаривать даже к смертной казни, как это делал магистр города. Никакая власть не имела права изменить его решения. «Муж, – говорит Катон Старший, – судья своей жены, и его власть не имеет границ: он делает, что захочет. Если жена совершила проступок, – он ее наказывает; если она выпила вина, – он ее приговаривает; если она вступила в связь с другим – он ее убивает».

Власть отца прекращалась: после его смерти, после смерти подвластного, в случае лишения свободы и римского гражданства, лишения прав отца за порочащие поступки (продажи новорожденного без крайней нужды, при принуждении дочери к занятию проституцией, за неоказание подвластному помощи). При попадании в плен патерфамилиаса его власть приостанавливалась, а при освобождении – восстанавливалась. То же правило действовало в отношении подвластных (в случае попадания в плен подвластных власть отца над ними приостанавливалась, а при освобождении из рабства возобновлялась). Тот, который по приказанию отца отправлялся на проживание в колонию, переставал быть во власти, так как терял римское гражданство. Разрушается отцовская власть при приобретении подвластными почетных званий, после освобождения сына из-под отцовской власти (эманципации).





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 388 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...