Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Народные собрания



Куриатные комиции. Куриатные комиции (собрания патрициев) являлись одним из видов народных собраний, где присутствовали воины. Комиции строились по военным отрядам, также они и голосовали. Каждая курия имела один голос. Куриатные комиции в царский период созывал царь или, в его отсутствие, один из сенаторов. После реформы Сервия Туллия значение куриатных комиций резко упало, они лишь формально утверждали должностных лиц, выбранных другими собраниями.

В республиканский период этот вид народного собрания рассматривал семейные и наследственные правоотношения. Голосование проходило с помощью крика или по куриям (каждая курия обладала правом голоса). Со II в. до н.э. граждане практически не посещают комиции, для кворума достаточно было присутствие глав курий или 30 ликторов. Собрание делегировало избранным магистратам империум (imperium – «высшая государственная власть»), что давало право обращаться к богам от имени народа, совершать ауспиции (религиозные обряды). Куриатные комиции проходили под руководством царя или верховного понтифика.

Центуриатные комиции. После реформы царя Сервия Туллия (555 г. до н.э.) все население Рима делилось по имущественному положению. Было создано 5 классов. Представители 1-го класса должны были владеть свыше 20 югеров земли, 2-й класс – 15 югеров, 3-й класс – 10 югеров, 4-й класс – 5 югеров и 5-й класс – менее 2-х югеров (1 югер = 0,25 га). Поскольку каждый мужчина считался воином, каждый класс был поделен по определенному количеству бойцов на центурии. 1 класс самых богатых граждан образовывали 80 центурий, представители 2, 3, 4-х классов образовывали каждая по 20 центурий. Последний класс образовывал 30 центурий, вооруженных пращами для метания стрел. Неимущие лица могли по желанию служить в армии. Они объединялись в 5 центурий и несли вспомогательную службу в качестве музыкантов, плотников, кузнецов, носильщиков грузов. Всего существовало 194 центурии.

Центурии каждого класса состояли из граждан в возрасте от 17 до 45 лет, половина граждан – в возрасте от 46 до 60 лет. До реформы консула Гая Мария (107 г. до н.э.), отменившей имущественный ценз при призыве в армию и установившей плату за военную службу, легионеры делились по возрасту и вооружению. Первые две линии легиона состояли из молодых воинов, третья линия представляла ветеранов.

В центуриатных комициях голосовали патриции и плебеи, разделенные по имущественным разрядам. Голосование проходило по центуриям, начиная с представителей богатых классов. Богатые граждане образовывали большую часть центурий. Представители 1-го класса объединялись в 98 центурий. Зачастую менее богатым соплеменникам не удавалось голосовать, т.к. вопрос был уже решен. Собрание начиналось на Марсовом поле религиозными церемониями, на которых испрашивалось разрешение богов на начало работы. Комиции собирались под стенами города в присутствии высших магистров. В начале собрания магистрат зачитывал законопроект, после его обсуждения он или принимался словами «как ты просишь», или отвергался – «пусть будет по-прежнему». Центурии выступали и голосовали по команде высших офицеров, руководивших народным собранием. Голосования со II в. становятся тайными, кроме судебных решений.

После утверждения законопроекта, его передавали на рассмотрение сената. Принятый закон вырезался на досках и устанавливался на площади.

Центуриатные комиции рассматривали наиболее важные и срочные вопросы. Избирались консулы, преторы, цензоры, назначались диктаторы, утверждались законы, предлагаемые магистрами. Решение собрания должен был ратифицировать сенат.

Выборы магистров проходили на Марсовом поле, за городом, за сакральной границей Рима (померием). Авгур (жрец), пересекая померий, обязан был совершать определенные ауспиции (обряды).

С III в. до н.э. существовало 373 центурии, изменились имущественные требования к классам. К 1-му классу причислялись лица, имевшие собственность в 100.000 ассов, ко 2-му классу – 75.000 ассов и т.д. Во II в. до н.э. в связи с инфляцией для 1-го класса был установлен ценз в 1 млн ассов.

Постепенно народное собрание охватывает небывалая коррупция. Вот как описывает Плутарх его положение в период борьбы Помпея и Цезаря: «…Лица, домогающиеся должностей, сидели за своими столиками на площади с деньгами и бесстыдно подкупали чернь, а нанятый народ приходил в Собрание, чтобы бороться за того, кто дал ему денег… Нередко собравшиеся расходились лишь после того, как осквернят возвышение для оратора трупами и запятнают его кровью». Особенно пагубно отразилось на качестве проведения выборов привлечение вольноотпущенников. Они голосовали так, как велели им патроны, поэтому нередко принимались такие постановления, которым противилось большинство римских граждан. Последние комиции собирались по вопросу законодательства в 96 г. до н.э..

Император Август ликвидировал цензовые разряды, лишил собрание судебной власти, право избрания магистратов было передано сенату (при Тиберии, преемнике Августа). Пытаясь бороться с подкупами в народном собрании, в дни выборов он выдавал каждому избирателю по 1000 сестерциев, чтобы они ничего не требовали от кандидатов.

Трибутные комиции. Римские граждане были поделены по территориальному признаку. Рим поделили на трибы (районы), которыми руководили трибуны, собиравшие с населения налоги. Существовало 4 городских и 26 (с 241 г. до н.э. – 31) сельских триб. Собственников земли записывали в сельскую трибу, а безземельных – в городскую. Трибы имели право на самоуправление. После записи в трибу наступала обязанность военной службы и уплаты податей. Голосование проходило так же, как и в центуриатных комициях.

Плебейские собрания. В них участвовали только плебеи, также разделенные по трибам, они избирали плебейских трибунов и эдилов. Решение было первоначально обязательно лишь для плебеев, а позднее и для всего римского народа. В период империи роль народных собраний резко падает. Последний раз принцепсами было созвано народное собрание в 98 г. (34).

Плебейские собрания избирали плебейских трибунов и эдилов, имели право издания постановлений – плебисцита (по закону Гортензия 287 г. до н.э. получившего силу римского закона). На собрании можно было обжаловать наложенный штраф.

Народные собрания созывались высшими магистратами, которые могли их прекратить или перенести, они были председателями в собраниях, выносившими вопросы на обсуждение. Голосование было открытым, лишь в конце республиканского периода появляется тайное голосование (с помощью табличек). На народных собраниях только голосовали, а не дискутировали, и обсуждали предложение магистрата.

2.5. Магистратура

В период республики существовали государственные должности -магистратуры, избираемые обычно на 1 год народными собраниями. Цензоры избирались на срок более года. Магистраты (начальники) несли ответственность за свои решения. Они, выполняя свои обязанности бесплатно, выполняли волю римского народа. Зачастую при выполнении своих полномочий магистраты тратили значительные собственные средства. Властные полномочия магистратов копировали царские правомочия в миниатюре, их личность охранялась законом. Магистраты обладали неприкосновенностью: во время нахождения на государственной должности они не могли быть смещены и привлечены к ответственности.

Диктатор, децемвиры, консулы, преторы, эдилы выполняли свои государственные функции, сидя в специальном кресле. После окончания срока полномочий магистра государственную должность нельзя было занимать в течение 2-х лет.

Законы 180 и 81 г. до н.э. установили возрастной ценз при избрании в магистраты: для низших магистратур он составлял 30 лет, для претора – 40 лет, для консула – 42 года. Кандидат на государственную должность публично объявлял о своем желании стать магистратом. При раскопках Помпеи были найдены многочисленные надписи на стенах, начертанные кистью. Это были избирательные афиши. В год извержения Везувия (79 г. до н.э.) время в городе остановилось, и под слоем пепла сохранились около 1500 надписей, агитирующих за избрание того или иного депутата.

«М. Казеллий Марцелл будет хорошим эдилом и устроит великолепные игры», «Соседи поддерживают кандидатуру Казеллия Марцелла на должность эдила», «Кандидатуру Казеллия и Альбуция поддерживают Стация и Петрония. О, если бы всегда в колонии были такие граждане, как они», «Народ поддерживает Л. Попидия Секунда» и т.п. После избрания магистраты давали клятву на верность римскому народу, исповедуемой религии, о соблюдении законов. С усилением власти императора назначение на должность зависит лишь от монаршей воли.

Магистраты подразделялись на сенаторские (дающие право включения в состав сената) и городские. Полномочия городских магистратов распространялись за чертой города, до первого милевого столба. Некоторым магистратам разрешалось проводить обряд общения с богами (auspicium – ауспиции), это выражалось в обращении к оракулу и толковании его предсказания, приношении жертвы богам, тем самым оказывалось влияние на различные процессы в государственной и общественной жизни.

Магистраты делились на ординарные (постоянные) и экстраординарные (чрезвычайные). К чрезвычайным магистратурам относилась должность диктатора.

Высшие магистраты (диктатор, консулы, преторы) обладали правительственной властью (империум), включавшей управление городом, командование армией, юрисдикцией (по уголовным, административным и гражданским делам), право созывать сенат и издавать распоряжения, возможность отменять постановление нижестоящих магистратов. Все прочие магистраты обладали правом (potestas), выражавшимся в возможности издавать распоряжения и налагать штрафы. Магистраты имели право налагать денежный штраф (multa) размером от 10 до 3020 ассов, позднее – до половины состояния нарушителя, (например, при разрушении им могилы). Штраф поступал в казну.

Должности магистратов были безотчетными (лишь по окончании срока полномочий их можно было привлечь к ответственности), безвозмездными (эти должности могли занимать достаточно богатые граждане), коллегиальными (избирались попарно, каждый имел право протестовать против действий своего коллеги). Отмена решения магистрата его коллегой называлась правом интерцессии. Власть магистрата выражалась в праве задерживать, налагать штраф, предавать суду любого гражданина, арестовывать вещь, дабы заставить лицо выполнить свои обязанности. Магистрат при выполнении своих служебных обязанностей опирался на личный совет – консилиум (consilium) – и аппарат чиновников.

Нижестоящие магистраты должны были с уважением относиться к вышестоящим, но не обязаны им подчиняться. При вступлении в должность и уходе с нее магистраты давали клятву на верность законам.

Римские граждане имели право обжаловать действие магистратов в центуриатных комициях в случае осуждения на смертную казнь, в трибутных – при денежном штрафе. При вынесении смертного приговора народным собранием гражданин мог покинуть Рим, не дожидаясь пока проголосует последняя центурия. При этом он лишался римского гражданства.

В конце своей деятельности магистраты клялись с помощью кремня (кремень – символ Юпитера), что они соблюдали законы. С установлением единоличной власти императоров магистратуры прекращают свое действие, их функции передаются главе государства.

Консулы. Изгнанные из Рима цари были заменены двумя консулами (окончательно с 367 г. до н.э.), избираемыми центуриатными комициями. Властные полномочия консулов были схожи с царскими, но они не обладали религиозной властью. Как и цари, консулы вершили суд, сидя на стуле из слоновой кости. Также консулов после истечения срока полномочий можно было привлечь к суду. Консулы отвечали за безопасность города, набирали армию и командиров, командовали армией, распоряжались казной, председательствовали в сенате и центуриатных комициях. В качестве военачальника (императора) консул имел неограниченную власть в армии. Консулам принадлежал «большой империум», с помощью которого могли выносить смертный приговор, который могло обжаловать центуриатное собрание (при условии, что приговор вынесен в Риме).

В основном в их руках сосредоточилась военная власть: при проведении военных действий консул мог подвергнуть любому наказанию своих подчиненных. Как правило, консул командовал единолично отдельной армией, назначая на командные должности офицеров. Консулы имели право объявлять войну тому народу, по чьей территории продвигались римские войска. Всеми захваченными вещами (только движимыми) они распоряжались по своему усмотрению. При заключении консулом перемирия с врагом необходимо было согласие сената. Консул обязан был отчитываться перед сенатом за ход военных действий. Срок полномочий для них ограничивался одним годом.

Избирали консулов в июне, в должность же они вступали с 1 января. Избирательная кампания длилась 24 дня до выборов. Голосовали по центуриям первоначально открыто, и лишь с 139 г. до н.э. голосование стало тайным. Голосование проходило в огороженной части Марсового поля, избиратель получал табличку, на которой записывали фамилии двух кандидатов. Часто использовался подкуп выборщиков.

По окончании срока своих полномочий консулы публично давали клятву, что они честно выполняли свои служебные обязанности, и назначали себе преемников. Но это было простой формальностью, т.к. назначался консулом тот, кто выбирался народным собранием.

Диктатор. Предполагается, что эта магистратура возникла еще в царский период. В случае грозящей опасности, в Риме утверждался диктатор на срок не менее 6 месяцев из числа патрициев, а с 357 г. до н.э. и из плебеев. Диктаторские полномочия зачастую прекращались задолго до окончания отведенного срока, при невыполнении поставленной задачи. Диктатор получал все властные полномочия в государстве и назначался одним из консулов. Он имел право издавать «высочайший империум», заключавшийся в праве приговора к смертной казни без возможности обжалования. Все магистраты обязаны были ему подчиняться, плебейские трибуны не могли наложить запрет на решение диктатора. В период республики все назначенные диктаторы старались скорее выполнить свою задачу, до истечения шестимесячного срока.

Преторы. Эта магистратура возникла в период борьбы плебеев и патрициев, в 366 г. до н.э. Претора избирали из лиц патрицианского происхождения в центуриатных комициях. Они руководили городом в отсутствие консула и имели право осуществлять так называемое спорное судопроизводство. С 337 г до н.э. в преторы начинают избирать и плебеев, с 242 г. до н.э. преторские магистры становятся коллегиальным органом. Выбираются сразу два претора, с I в. до н.э. их количество увеличивается до 8 человек. Цивильный претор осуществлял судопроизводство между римскими гражданами, перегринский претор разрешал вопросы между римскими гражданами и иностранцами и между представителями разных народностей. Претор являлся высшим магистратом и мог создавать правовые нормы. Он обладал «ограниченным империумом», не дававшим права подвергать смертной казни. Под защитой преторов находились публичные места, места погребения и место, посвященное богам.

Цензор. С 443 г. до н.э. центуриатными комициями избирались цензоры на 5 лет, позднее срок их полномочий сократился до 1,5 г. Они составляли податные и военные списки. С 356 г. до н.э. начинают избирать цензоров из числа плебеев. Цензоры прикрепляли лицо к определенной центурии или трибе. Магистры следили за исполнением гражданами своих обязанностей (служба в армии, уплата налогов), наблюдали за нравами граждан. Жившие недостойно получали порицание, вычеркивались из списков сенаторов и переводились в более низкие сословия. Цензоры не имели высшей государственной власти, но обладали большим авторитетом среди римлян.

Цензоры побуждали граждан к заключению браков, если этого требовали интересы государства, наказывая при этом ослушников. Цензоры приводили к торжественной клятве римлян относительно их жен. Граждан спрашивали: «По доброй ли воле ты женился?» Один остряк решил пошутить, ответив: «Да, по доброй воле, но только совсем не по своему вкусу». Разгневанный магистр в качестве наказания определил данного гражданина в самый последний разряд. Основанием решения было балаганное шутовство.

Цензоры имели право суда над воином, проявившим трусость на войне, над гражданами, продолжавшими долгую холостую жизнь. Претенденты на всадническое сословие обязаны были явиться с полным вооружением и лошадью на площадь, где цензор выносил свое решение.

Не всегда решения цензоров были объективны, и поэтому их могли отменять народные собрания, присяжные судьи, они не выполнялись другими магистрами и преемниками. Последний раз выборы цензоров проводились в 63 г. до н.э.

Плебейские (народные) трибуны. Плебейские трибуны были вождями плебеев и защищали их интересы, имели право вето (veto – «запрет») в отношении любых решений сената, магистров, народного собрания, ущемляющих интересы плебса. Народные трибуны не имели права покидать город. Двери их жилища не должны были запираться, чтобы каждый нуждающийся мог в любое время обратиться за помощью, дом трибуна служил убежищем обиженным и угнетенным. Первоначально избирались 2, затем 10 трибунов, позднее – 16. Их власть распространялась лишь на сам город и в миле за городской чертой, мильный столб отмечал расстояние в 1000 шагов (1480 м).

Любое сопротивление трибуну каралось смертной казнью. Личность трибуна была неприкосновенной, посягательство на него наказывалось смертью. Однако, трибуны не имели права участвовать в заседаниях сената и не обладали административной властью, но могли созывать народные собрания.

Плебейские эдилы. Осуществляли помощь плебейским трибунам. Функции плебейских эдилов схожи с куруальными эдилами (надзор за рынками, снабжение города продовольствием, поддержание порядка). Плебейские эдилы рассматривали торговые споры, устраивали общественные праздники.

Куруальные эдилы. Эта магистратура выполняла полицейские и налоговые функции. Они заботились о соблюдении порядка, разбирали торговые споры, готовили публичные игры. Куруальные эдилы избирались из числа патрициев (с 365 г. до н.э. – и из плебеев) на трибутных комициях. Их обязанностью было снабжение Рима продовольствием, также они следили за чистотой на улицах.

Квесторы. Квесторы являлись вспомогательным органом консулов, который был образован в 421 г. до н.э. С 241 г. н.э. квесторов начинают избирать из плебеев. Эта магистратура осуществляла казначейские, архивные и интендантские полномочия. Первоначально квесторов было 4, затем 8, потом их количество увеличилось до 20. С увеличением численности квесторов происходит их специализация. Квесторы под контролем сената распоряжались государственной казной, находящейся в храме Сатурна.

2.6. Жреческие коллегии

Религия играла огромную роль в государственной и общественной жизни римлян. Существовали многочисленные религиозные ритуалы, которые нужно было в точности исполнять. Большим почетом в обществе пользовались жрецы. В основном это были выборные должности, и жрецом мог стать практически любой римский гражданин.

Интересны взаимоотношения римлян с многочисленными божествами. Эти отношения напоминали заключение договора, из которого вытекали взаимные обязательства. При обещании жертвоприношения необходимо было уточнить точное количество обещанного (например, две бутылки вина, а не просто вино). Не следовало при этом давать больше оговоренного. Если боги не выполняли своих обязательств, на них сердились и даже обращались за это с божественными статуями довольно плохо. Вера в богов была необходима для поддержания государственной власти. Жрецы представляли одну из форм власти.

Жрецы осуществляли религиозные и, первоначально, судебные функции. Они образовывали пожизненные коллегии. К этрусской коллегии жрецов относились гаруспики (haruspex), гадавшие по внутренностям жертвенных животных. Их предсказания должны были утверждаться сенатом. Гаруспик изучал форму, цвет, состояние печени, желчи, сердца и легких убитого животного. Этот ритуал гадания пришел от этрусков. Гадали по печени жертвенного животного. На основании археологических раскопок в городе Пьяченцы был обнаружен бронзовый образец печени овцы. Печень разделена на две части: положительную и отрицательную, на ней имелись надписи богов.

Три жреца главных богов Рима (Юпитера, Марса, Квирина) образовывали жреческую коллегию фламинов (flamines – «зажигающие»). Самым главным среди них считался жрец Юпитера. Он занимал почетное место в сенате, религиозные действия осуществлял совместно со своей супругой, но после смерти жены обязан был покинуть эту должность. Юпитер являлся главным богом древнего Рима. Символом Юпитера считался орел, ему был посвящен храм в городе. Всего в эту коллегию входило 15 жрецов. Их функция заключалась в проведении различных религиозных праздников, личность фламина считалась священной. Их деятельность регулировалась многочисленными религиозными нормами. Фламину Юпитера запрещалось ездить верхом, смотреть на войско вне города, клясться, носить перстень (перстень, так же, как и узел, считался признаком рабства) и т.д. На супругу фламина накладывались те же ограничения.

В коллегию жрецов входили жрицы богини Весты. Весталок было шесть, их набирали с шестилетнего возраста и обязывали дать обет безбрачия. При посвящении в весталки у девушек состригали волосы и вешали их на священное дерево. Весталки подчинялись только главному жрецу. Обязанностью весталок было поддерживать священный огонь на алтаре богини Весты. Неугасаемый огонь горел также во всех домах римлян. Вечный огонь в храме Весты символизировал государственный очаг, государство рассматривалось как единая семья. В случае угасания огня в храме, городу предрекались великие беды. Виновные в этом весталки заживо погребались. Такое же наказание следовало за нарушение целомудрия – весталку закапывали живьем в землю.

Весталки пользовались большим уважением и почетом. Весталки освобождались от власти своего отца и имели право завещать свое имущество. Их свидетельские показания имели на суде большое значение. После службы в храме в течение 30 лет, весталки могли выходить замуж.

Более низкая категория жрецов называлась авгурой, они определяли дни созыва народных собраний и разъясняли знамения и жертвоприношения. Авгуры были коллегией жрецов-птицегадателей. Гадания авгуров назывались ауспициями («наблюдение за птицами»). Данная коллегия была учреждена императором Тиберием в 14 г. н.э., она состояла в основном из вольноотпущенников. Гадание осуществлялось по наблюдению за полетом птиц (орлов, коршунов), по карканью ворона предвещалось будущее. Птицы считались вестниками богов (орел, по верованиям греков и римлян, был вестником Юпитера, об этом упоминал еще Гомер в «Илиаде»).

Гадали и по поведению кур (чем активней они клевали зерно, тем удачливей были предсказания). Часто это гадание использовали полководцы. В военный поход брали кур в клетках, гадание производил пуллярий (цыплятник). Авгуры толковали знамения (молнии) с помощью авгурского жезла, определяя, благоприятным ли будет предсказание. Знамения, происшедшие с левой стороны от авгура, считались хорошими, с правой – плохими.

Следующая категория жрецов имела название понтифики (pontifices – «строители мостов»). Понтификов было трое, затем их численность возросла до 15 человек. Они рассматривали религиозно-правовые вопросы и являлись, по сути, первыми римскими юристами. В древности жрецы составляли судебный календарь, толковали законы, не допуская к знаниям права остальной народ. Понтифики наблюдали за правильностью соблюдения общественных и домашних культов. Все законы хранились в архиве, находившемся в храме Сатурна, документация которого погибла во время пожара в 390 г. до н.э.

Другая группа жрецов – фециалы (fetiales) – занималась международными вопросами. Глава коллегии фециалов от имени римского народа объявлял войну, бросая на территорию врага копье, смоченное кровью. Они также принимали капитуляцию.

Коллегия так называемых «плясунов» состояла из 24 жрецов, ежегодно 1, 15, 19 марта с оружием в руках исполнявших ритуальные пляски и песни, так как март являлся месяцем Марса, бога войны, и защиты полей от неурожая. Была также коллегия жрецов, руководившая религиозными пирами.

2.7. Вспомогательные коллегии

В трибутных комициях избирались многочисленные мелкие магистратуры. Существовала коллегия двадцати шести мужей. Магистры отвечали за чеканку монет, за уборку города, за состояние дорог.

Проконсул. Проконсул наблюдал, чтобы провинция не была обременена постоем солдат. Проконсулу не рекомендовалось брать в инспекционные поездки своих жен. Император Север и Адриан в отношении принятия знаков гостеприимства и подарков советовали проконсулу придерживаться пословицы – «Не всегда, не во всякое время, не от всех».

Префект претории. Эта магистратура была образована во 2 г. н.э., при императоре Августе. Префект командовал специальными частями – преторианской когортой, дислоцирующейся в Риме. Первоначально являлся помощником диктатора, с усилением власти императора увеличиваются и властные полномочия префектов претория.

Префекты являлись командирами 9 когорт элитных войск. Их власть была очень велика, префекты нередко участвовали в государственных переворотах.

На их действия запрещено было жаловаться, ибо принцепс верил, что решения, принятые префектом, мудры и соответствуют решениям, какие бы вынес сам принцепс. Конституция императора Севера 235 г. н.э. признала законным действие указов префекта претория.

Преторианская гвардия выполняла в основном функции личной охраны императора. Преторианцы обладали рядом привилегий: служили всего 16 лет, получали жалование в 3,3 раза выше жалования легионера. При охране императорского дворца преторианцы были одеты, как знатные вельможи (тогу носили римская знать и богатые граждане).

Префект города. Должность префекта города была введена императором в 26 г. до н. э, срок его полномочий был неопределенным. Префект города осуществлял полицейские функции. Он имел право ссылать на острова лиц, нарушивших закон. Император Север определил к обязанностям префекта защиту рабов от принуждения их к разврату.

Под руководством префекта были воины, и он имел право запрета на пребывание в городе какого-либо лица, мог запретить заниматься какой-либо профессией, торговлю на рынке – и на время, и навсегда. Префект города командовал тремя городскими когортами общей численностью в 3 тыс. человек. Император Август назначал префектов города из числа сенаторов.

Префект анноны отвечал за продовольственное снабжение. Префект ночной стражи нес ответственность за охрану города. Юрист Павел отмечал, что эта должность была введена в глубокой древности для защиты города от пожаров. Префект ночной стражи производил расследование о поджигателях, взломщиках, ворах, грабителях, укрывателях. В 6 г. до н.э., после сильнейшего пожара в Риме, император Август образовал корпус вигилов («бодрствующих»), выполнявших функции полицейских и пожарных. Их насчитывалось 7000 человек. Префект ночной стражи имел право наказывать розгами или бичами тех, кто небрежно обращался с огнем.

Презес. Презес являлся начальником провинции, имел полную власть над ее жителями. Презес был наделен судебными функциями, имел право отправлять преступников в рудники, заставлять хозяев зданий делать ремонт, изолировать безумных, определять, не симулирует ли безумство лицо с целью избежать наказания. Глава провинции не должен был покидать ее пределы и принимать подарки (кроме еды и питья, необходимых для потребления в ближайшие дни).

2.8. Император

Установлению единоличной власти в Риме способствовали следующие обстоятельства:

1. Высшие магистратуры обладали большой властью, которая постепенно сконцентрировалась в одних руках.

2. Ведение частых войн способствовало созданию большой армии подчинявшиеся лично императорам. Удачливые полководцы, популярные среди населения, становились во главе государства, опиравшись на военную силу.

3. Рим захватил огромную территорию, управление которой требовало сильной монархической власти (республиканские государственные органы формировались для управления городом и были уже неэффективны).

4. Социальная база республики была подорвана, существовала большая группа очень богатых граждан и еще большее количество обездоленных, люмпенизированных плебеев.

Началом перехода к империи принято считать диктатуру Суллы (82-79 гг. до н.э.). Диктатор Юлий Цезарь (45-44 гг. до н.э.) был объявлен императором, его называли «отцом отечества», он обладал знаками царской власти (золотой трон, особая колесница и одежда). До III в. н.э. титул императора был почетным военным титулом, утверждаемым несколько раз (так, Октавиан получал звание императора 21 раз). В нарушение закона императоры избираются одновременно консулами, цензорами, народными трибунами. Завершается становление нового строя при Октавиане Августе (30 – 14 гг. до н.э.), закрепившем за собой звание первого сенатора – принцепса (princeps) – в 28 г. до н.э. Формально все республиканские органы власти остаются, но важнейшие полномочия сосредотачиваются в одних руках.

Императоры, возвращавшиеся с победоносной войны, удостаивались триумфа. По традиции, до дня триумфа полководец находился вне стен города. Победитель ехал на золотой колеснице, в пурпуровой тунике с золотыми пальмовыми узорами (одежда Юпитера Капитолийского), со скипетром из слоновой кости в руке и лавровым венком на голове, над его головой держали золотой венок. Лицо триумфатора покрывалось слоем киновари, чтобы скрыть его красноту. К колеснице были привязаны звонок и бич, означавшие, что даже император мог подвергнуться бичеванию и смертной казни (казненным преступникам вешали на шею звонок). Позади вели пленников, везли добычу, за императором двигался сенат, магистраты и все население Рима. Жители обычно приветствовали императора словами: «Оглянись назад и помни, что ты человек». По прибытии к храму Юпитера Капитолийского складывались трофеи, производились религиозные действия (молитвы и жертвоприношения), воинам раздавались подарки. Праздник заканчивался пиром.

В честь императора воздвигались памятники (вначале изготавливались из переплавленного вражеского оружия), триумфальные арки, мраморные и бронзовые статуи.

После покорения Дакии в 107 г. был дан триумф в честь императора Траяна. Празднества длились около 4 месяцев, победителя приветствовали многочисленные послы (прибыли даже посланцы Индии). В ходе празднования на аренах Колизея было убито 11 тыс. диких животных, на потеху публики сражались 20 тыс. гладиаторов. В честь победы была воздвигнута колонна Траяна высотой 40 метров.

Императоров называли «августами», что означало «прорицатель, толкователь божественной воли». Таким образом, обозначалась связь императора с божественными силами. Впервые этот титул был присвоен Октавиану сенатусконсультом от 27 года. Затем сенаторы автоматически присоединяли его к титулу императоров.

После смерти императора сенат делал заключение о времени его правления. В случае признания действий императора недостойными, все изданные им законы считались недействительными, все изображения императора уничтожались, имя его предавалось забвению. При благоприятном исходе сенат объявлял умершего «божественным».

Власть императора становится абсолютной в период домината. Император Аврелиан (270-275 гг. н.э.) принял титул, получивший название «доминус» (dominus – «господин»). Во время правления императора Диоклетиана главу государства называли уже не принцепсом, а господином. По этому слову начинают называть период практически неограниченной власти императоров, их обожествления – доминатом. В правление императора Диоклетиана, при его появлении подданные должны были падать ниц. Императорский двор стал напоминать двор восточного деспота, с его пышностью, интригами, неумеренной лестью, лицемерием.

Императорская особа считалась неприкосновенной. Император обладал высшей законодательной, исполнительной и судебной властью, имел право вето на любое распоряжение сената. Решения императора – «конституции» (constitutia) – приравнивались к закону. Император имел право предоставить убежище преследуемым, даже нарушая при этом закон, мог помиловать осужденных. Преступление против императора считалось преступлением против всего римского народа. Власть императора не была наследственной, но своего преемника он выбирал сам.

Императорская власть обожествлялась. Калигула считал себя богом. Довольно часто он появляясь перед народом со знаками божественной власти – трезубцем, молнией или жезлом Меркурия. В честь него был воздвигнут храм, в центре которого находилась статуя Калигулы, облачаемая в те же одежды, что надевал в определенный день император. Более того, из Греции были привезены статуи наиболее почитаемых богов, головы которых отпилили и заменили изображением головы Калигулы. Своего любимого коня Инцитата он возвел в звание жреца и приказал кормить его за собственным столом.

После очередной победы сенат устроил в честь Юлия Цезаря пир в обществе богов: мраморные статуи были принесены из храмов и положены рядом с победителем. Причем слуги обслуживали с таким же старанием безмолвные изваяния, как и живого человека.

Важными императорскими чиновниками являлись: квестор священного двора – глава правосудия, военачальники – командующие армией. Действовал священный совет – совещательный орган императора. Император назначал для выполнения своих поручений кураторов, легатов – в качестве представителей на местах, прокураторов – для финансового контроля вне Италии. Императором Адрианом было создано новое государственное звено – совет принцепса. Совет принцепса подготавливал разнообразные законодательные акты.

При доминате действовал императорский (государственный) совет «консисториум» (consistorium – «стоять рядом», на заседаниях сидеть имел право лишь император). В состав совета входили министры. Из них особо значимыми были министр «священного дворца» (выполнял законодательные и судебные функции), гофмаршал (отвечал за внутреннюю безопасность, дипломатию и почту), управляющий «священными щедротами» (ведал государственной казной), управляющий имуществом императора. При императоре Константине появляется должность капеллана, рассматривающего гражданские дела.

Постепенно формируется значительный бюрократический аппарат, состоящий из профессиональных управленцев. Чиновников назначали на один год, после чего могло последовать продление полномочий или их прекращение. Чиновники одевались в специальную одежду, имели ряд привилегий, после окончания службы получали пенсию. Высшие чиновники имели почетные звания: «сиятельные», «великолепные», «светлейшие». Должности делились на придворные и военные. Чиновники должны были пополнять государственную казну, не нарушая при этом закона.

Провинции подразделялись на сенаторские и императорские. Первыми управляли проконсулы, избираемые из сенаторов и подчинявшиеся императору и сенату, вторыми руководили легаты, назначаемые принцепсом. Доходы с императорских провинций шли в казну цезаря, с сенаторских – поступали в государственную казну. Сенаторские провинции были немногочисленными (11 из 45) и давно разграбленными.

Роль народного собрания в государственной системе уменьшается. Цицерон сетовал, что граждане предпочитают комициям гладиаторские бои, очень часто осуществлялся подкуп голосов.

Постепенно римское государство ослабевает. Гай Саллюстий Крисп (86–35 гг. до н.э.) в своем сочинении так описывает те нравы: «…Сначала усилилась жажда денег, затем власти; все это было как бы главной пищей для всяческих зол. Ибо алчность уничтожила верность слову, порядочность и другие добрые качества; вместо них она научила людей быть гордыми, жестокими, продажными во всем и пренебрегать богами. Честолюбие побудило многих быть лживыми, держать одно затаенным в сердце, другое – на языке готовым к услугам, оценивать дружбу и вражду не по их сути, а по их выгоде и быть добрыми не столько в мыслях, сколько притворно… Гражданская община изменилась; правление из справедливейшего и наилучшего стало жестоким и нетерпимым».

Появляются очень богатые и очень бедные граждане. Самые большие богатства имели авгур Ленгур (около 300 млн сестерциев), вольноотпущенник Палласу (около 300 млн сестерциев), Нарцисс, живший при императоре Нероне, имел состояние в 400 млн сестерциев.

Ведение сельского хозяйства было невыгодным. Крестьянский труд не мог конкурировать с более дешевой продукцией, изготовленной рабами или привезенной из покоренных стран. Раздача бесплатного хлеба усиливала кризис. Масса крестьян уходила в Рим, где жила на подачки императоров и богачей. Огромные земельные массивы обезлюдели. Армия состояла уже не из крестьян, а из наемников, зачастую варваров, чуждых интересам римского народа.

Материальные излишества, как ржавчина, разъедали все слои римского общества. Роскошь эта была грубой, ценящей не художественную ценность, а стоимость предмета. Огромные средства тратились на развлечения.

«В Риме существует, – говорил современный Тиберию поэт, – целый народ праздношатающихся, которые ничего не делают и всегда заняты, выбиваются из сил из-за пустяков, находятся в постоянном движении и никогда ничего не достигают, вечно суетятся и в результате только всем надоедают». Сенека сравнивал их с муравьями, которые без плана и цели пробегают по всему дереву, от корней до вершины и от вершины до корней.

Для развлечения плебса проводились многочисленные праздники. Количество праздничных дней постоянно увеличивается. При освящении Колизея (самый большой амфитеатр империи) Тит объявил праздничными 100 дней; в 106 г., после второй Дакийской войны, император Траян устроил праздник в 123 дня. В цирке дрались носорог со слоном, медведь с буйволом, слон с быком. Зверей попарно связывали арканом, животные, разъяренные этой связью, пытаясь освободиться, разрывали друг друга под безумный восторг публики. В 202 г. на арене был сооружен огромный корабль, который неожиданно распался и из него выходили около 700 диковинных животных, перебитых за 7 дней представлений. Разгоряченной публике разбрасывались финики, орехи, сыр, куры, квитанции на получение хлеба, одежды, драгоценных камней, домов и т.д.

Корнелий Тацит причины ослабления государства видит в том, что «жажда власти, с незапамятных времен присущая людям, крепла вместе с ростом … государства и, наконец, вырвалась на свободу. Пока римляне жили скромно и неприметно, соблюдать равенство было нетрудно, но вот весь мир покорился нам, города и цари, соперничавшие с нами, были уничтожены, и для борьбы за власть открылся широкий простор. Вспыхнули раздоры между сенатом и плебсом: то буйные трибуны, то властолюбивые консулы одерживали верх один за другим; на Форуме и на улицах Рима враждующие стороны пробовали силы для грядущей гражданской войны».

Государственный аппарат пополнялся выходцами из провинций, лишенных всякой культурной традиции. Рим потрясают финансовые кризисы. Огромные состояния промотаны на потребление предметов роскоши. Большое количества золота и серебра шло на изготовление различных украшений. При закупке товаров в Индии и Аравии большое количество римской монеты оседало там. Много золота пропадало в результате кораблекрушений, варварские вожди далеко не всегда возвращали римлянам денежные субсидии и подарки. Ежегодная добыча золота и серебра уже не могла компенсировать такие затраты. Все это приводило к дефициту денежных средств.

Римский император Диоклетиан (284-305 гг.) разделил империю на две части (Западную и Восточную), увеличил армию и раздробил провинции, ввел единый поземельный (для сельской местности) и подушный (для городов), налог и полноценную золотую монету (пытаясь остановить обесценивание денег, хотя и безуспешно, провел также перепись населения. В 301 г. он установил максимальные цены на товары и услуги, а также максимальную заработную плату (причем гонорар адвоката превышал зарплату медика в 15 раз). Формировать армию помимо добровольческого принципа стали с помощью рекрутского набора.

Император Константин (285–337 гг.) в 313 г. Миланским эдиктом он разрешил христианам свободное исповедание своей религии. С 337 г. государственной религией было признано христианство, сыгравшее огромную роль в дальнейшем развитии государства и права в Риме. Конституция 332 г. прикрепляла колонов к земле, ремесленников к своему состоянию «привязывает» эдикт 317 г. Происходит дальнейшая «варваризация» армии, иноплеменники получали римское гражданство, занимая высшие командные посты. Столица империи была перенесена в Византий, названный Константинополем («град Константина»), в 330 г.

Происходит резкое ослабление государственной власти. Часто глава государства свергался насильственным путем. В 193 г. н.э. – император Пертникс убит своей охраной. В этом же году казнен император Юлиан. 212 г. – император Гета убит своим братом. 217 г. – императора Каракаллу убивают. 218 г. – император Макрин убит. 222 г. – охрана устраняет своего хозяина, императора Элагабала. 235 г. – император Александр Север убит во время сна. В 238 г. – убивают императора Максимина (бывшего фракийского горного пастуха, прошедшего путь от солдата до императора, обладавшего необыкновенной силой и храбростью и пользовавшегося огромным авторитетом у воинов). 238 г. – император Балькин убит. 244 г. – император Гордиан III отравлен. 249 г. – император Филипп Араб убит. 253 г. – убивают императора Требониана Галла. 253 г. – император Эмилиан уничтожен. 268 г. – стрелой убит император Галлиен. 275 г. – заговорщики убивают императора Аврелиана. 276 г. – император Тацит убит. 282 г. – император Проб зарублен солдатами. 284 г. – погибает император Нумериан. 285 г. – убийство офицером императора Карина. За 92 года убивают 19 императоров! Императорами довольно часто становились с помощью мечей преторианской гвардии. После убийства императора Пертинакса преторианцы объявили, что новым правителем станет тот, кто больше им заплатит. В денежном аукционе победил сенатор Дидий Юлиан, заплативший 6.250 драхм каждому гвардейцу.

В 476 г. начальник германских наемников Одоакр свергает последнего римского императора, по странному стечению обстоятельств имевшего имя Ромула (Ромула-Августула), так же, как и основатель Рима.

С учетом изложенного считаем, что причинами падения империи явились:

1. Кризис рабовладельческого строя. Труд рабов был неэффективным, их восстания подрывали основы государственного строя.

2. Падение нравов. Римляне стали жить ради удовольствий, браки распадались, детей рождалось все меньше и меньше. Процветало корыстолюбие и эгоизм.

3. Правление слабых государственных деятелей, деградация правящей элиты, коррупция, произвол властей, разложение государственного аппарата.

4. Серьезные противоречия между группировками крупных рабовладельцев, разногласия между богатыми гражданами и массой обездоленных люмпен-пролетариев привели к усилению напряжения в римском обществе.

5. Усиливается военный натиск соседних варварских племен.

6. Экономический кризис в империи. Масло в огонь подливали императоры, выпускавшие некачественные денежные знаки. Так, император Галлиен начал чеканить монеты с уменьшенным содержанием драгоценных металлов, что привело к обесцениванию денег и преобладанию натурального торгового обмена.

Глава 3. ЛИЦА

Лицо (persona – «персона») – переводится с латыни, как «театральная маска», «человек». В Риме лицом называли человека (физическое лицо), сообщества физических лиц и различные учреждения (юридические лица). Лица наделялись государством правоспособностью – возможностью иметь права и обязанности.

Понятие правоспособности не было ясно определено римскими юристами. На основании правовых фрагментов под правоспособностью понимались свойства лиц (субъектов) быть носителями прав и обязанностей.

Правоспособность возникала с рождением человека и прекращалось с его смертью. Правоспособность возникала сразу после рождения, в момент, когда пуповина ребенка была отделена. Ребенок должен быть живым. Признавалось мнение сабинианцев, что под доказательством жизни новорожденного достаточно любого признака жизни. Исключением из этого правила был еще не родившийся ребенок, который уже рассматривался в качестве наследника.

Рождение человека само по себе не создавало еще личности. Для того, чтобы родившийся был признан субъектом права, римское право требовало еще, чтобы он родился свободным.

Правоспособность состояла из «юс конуби» (jus conubi) – права вступать в брак и «юс коммерси» (jus commercii) – права вступать в имущественные правоотношения.

Полная правоспособность лица возможна была при наличии трех условий: свободного состояния, римского гражданства, главенства в семье.

Для приобретения правоспособности необходима была и дееспособность лица. Хотя четкого определения дееспособности в римском праве не существовало, но под этим понятием понималась способность субъектов права самостоятельно выступать в правовом процессе.

Дееспособность – это возможность своими действиями приобретать права и создавать для себя обязанности. Дееспособность возникала по достижении определенного возраста и при наличии очевидных умственных способностей. Совершеннолетие наступало с 25-летнего возраста, хотя императоры могли предоставить его отдельным юношам с 20-летнего возраста, девушкам – с 18-летнего возраста.

Правоспособными считались только свободные. Несвободные (рабы) не считались лицами, а были вещами. Лишь свободные имели право носить печатки или обручальные кольца. Под свободой римляне понимали способность каждому делать, что ему угодно, если это не запрещено силой или правом.

Следующее условие полной правоспособности – наличие римского гражданства. Даже если человек и был свободен, но не являлся римским гражданином (т.е. был иностранцем), он существенно ограничивался в своих правах. Первоначально римским гражданином считался свободный, имевший родителей – римских граждан и постоянно проживавший в Риме. Отъезд на постоянное жительство в другое место (например, основанную колонию) лишал римского гражданства. Равенство поданных возникает лишь после принятия законов Юлия и Папириа (I в. до н.э.), распространивших римское гражданство на территории Италии, и по эдикту императора Каракаллы 212 г. н.э., приравнявшего всех жителей империи к римским гражданам.

Главенство в семье было важным элементом в приобретении полной правоспособности. Патерфамилиас (глава семьи) обладал властью над своими домочадцами, вступал в сделки, отвечал по обязательствам, был собственником всего семейного имущества.

3.1. Правовое положение римских граждан

К публичным правам римских граждан относилось активное и пассивное избирательное право (право участия и голосования в народном собрании, право занятия должности в магистратурах), право службы в армии, возможность принимать участие в религиозных праздниках государства. Эти права значительно изменились с периода империи: народное собрание прекращает свое существование, армия становится наемной.

К частным правам римского гражданина относили: право на заключение брака, возможность пользоваться римским имущественным правом. Граждане Рима имели право завещать и принимать по завещанию чужое имущество, свободного передвижения по стране. Латины, например, могли быть высланы из Рима, если этого требовала их община, для отработки государственных повинностей.

Хороший гражданин ассоциировался у римлян с почитающим власть отца и дисциплинированным воином. Лишь римский гражданин имел право ношения тоги, иностранцам запрещалось ношение тоги. В период империи изгнанникам запрещалось ношение этого вида одежды.

Личное имя свободного гражданина состояло из трех частей. 1-я часть – собственное имя (напр. Гай), 2-я часть – родовое имя (напр. Юлий) и 3-я часть – фамильное имя (напр. Цезарь). Использование чужого имени наказывалось.

Приобретение гражданства происходило по рождению. Рождение в семье давало ребенку правовое положение отца, вне брака – положение матери.

Также возможно было приобрести римское гражданство за заслуги перед Римом (давалось иностранцам), путем усыновления, после освобождения из рабства. Ветераны римской армии, выходящие в отставку, получали документ (diploma), представлявший собой две бронзовые пластинки, на которых были записаны имена командира воинской части и свидетелей церемонии прощания с армией. Этот документ свидетельствовал, что владелец обладает правами гражданина.

Римское гражданство давалось жителям провинций, прослужившим во вспомогательных отрядах римской армии 25 лет (это правило возникло в период правления императора Клавдия, в 41 г. н.э.). На основании эдикта императора Клавдия латин мог приобрести римское гражданство, если строил морской корабль, вмещавший не менее 10 тыс. мер хлеба в зерне. По постановлению императора Нерона римское гражданство предоставлялось латину, если он содержал в течение трех лет мельницу, вырабатывавшую ежедневно не менее 100 мер хлеба.

В постклассический период любой раб, освобожденный господином-гражданином, независимо от способа освобождения, получал часть гражданских прав.

Проводя знаменитую политику «разделяй и властвуй», для привлечения на свою сторону части покоренного населения римляне предоставляли гражданство местной знати. Римское гражданство давалось за заслуги целым городам и отдельным народам.

3.2. Ограничение правоспособности

Полностью утрачивалась правоспособность после смерти человека. Подтверждение смерти имело большое значение в определении наследника.

Ограничение правоспособности могло быть максимальным (maxima), средним (media) и минимальным (minima). Максимальное ограничение правоспособности возникало при лишении свободного состояния, римского гражданства и главенства в семье. Это была своего рода гражданская смерть, наступавшая после попадания в плен, продажи в рабство, при пожизненной ссылке на рудники. При продаже в рабство вора, преступник терял свободу и соответственно гражданство, и главенство в семье. Римские граждане, захваченные в плен врагами, считались рабами, теряли свободу и гражданство. После получения свободы восстанавливалась правоспособность. В результате максимального ограничения правоспособности лицо полностью теряло личные и имущественные права.

Среднее умаление правоспособности возникало при утрате статуса римского гражданина и одновременно главенствующего положения в семье (только римский гражданин мог основать семью), но свободное состояние оставалось. Данное умаление было возможно при ссылке лица из Рима или добровольном переселении в латинскую общину.

Минимальное умаление правоспособности наступало лишь с утратой статуса патерфамилиаса (главы семьи), при сохранении свободы и гражданства. Статус главы семьи не обязывал иметь обязательно жену и детей. Например, богатый, но не имевший детей патерфамилиас усыновлял бедного главу другой семьи, при условии передачи ему части наследства. В данном случае бедный патерфамилиас терял статус владыки семьи, но сохранял свободу и римское гражданство. Все имущественные права переходили к его новому отцу.

Ограничение правоспособности было возможно с ограничением гражданской чести. К бесчестным – infamia («инфамия» – бесчестие) – относили лиц, пользующихся дурной славой, опозоренных. Были ограничены в своих правах лица, изгнанные из легионов за безнравственное поведение, двойное обручение, лжесвидетельство, ложное банкротство. К косвенному бесчестию относили недобросовестное опекунство, развод.

Лицу, совершившему позорный поступок (инфамию), запрещалось быть опекуном, представителем в суде, избираться на государственные должности. Свободные, сражавшиеся на арене с дикими животными за вознаграждение, принижались в своих правах. Свободные, нанятые для участия в гладиаторских боях за плату, давали клятву, которая предоставляла право работодателю сжечь, заковать в оковы, наказать кнутом нанявшегося. Он обязан был терпеть и делать то, что прикажет хозяин.

Умаление чести могло быть пожизненным или временным. Восстановление правоспособности могло быть реализовано тем же государственным органом, который наложил в свое время бесчестье, либо верховной властью от имени римского народа.

Расточители, проматывавшие свое имущество, ограничивались претором в свободном распоряжении своим имуществом. Немые также считались больными с ограниченной правоспособностью. Актеры, сводники, проститутки представляли позорные профессии и были ограничены в наследственных правах.

Ограничивались в дееспособности несовершеннолетние, расточители, психически больные люди, женщины. Женщины не были равноправны с мужчинами. Женщины и после достижения 12-летнего возраста считались ограниченно дееспособными. Женщины значительно ограничивались в своих правах и попадали в пожизненную опеку мужчин.

Хотя в поздний период развития римского государства женщины обладали многими частными правами и были почти уравнены с мужчинами, но политических прав они так и не получили. Психически больные люди были недееспособны, но в период временного выздоровления считались дееспособными. Ограничивалась правоспособность (после принятия христианства) еретиков, евреев, варваров.

Совершеннолетие возникало с 25-летнего возраста. Лица, не достигшие совершеннолетия, ограничивались в правах. Несовершеннолетние делились на: детей до 7 лет, мальчиков от 7 до 14 лет и девочек от 7 до 12 лет. Возраст детей определяли с наступлением половой зрелости. С течением времени был закреплен период половой зрелости для девушек – 12 лет, для юношей – 14 лет и возможность вступать в брачный союз.

Дети до 7 лет были недееспособны, они назывались «бессловесными», то есть не могли произнести определенные торжественные фразы, необходимые при заключении сделок. Они являлись совершенно неправоспособными, не могли приобретать что-либо и отвечать за свои действия. Мальчики от 7 до 14 лет и девочки от 7 до 12 лет могли заключать ряд сделок. Ответственность за проступки возникала с 10 лет.

Дети с 7 до 12 лет обучались в начальной школе. Следующей ступенью была школа грамматики, где обучение длилось 4 года. С 16 лет начиналось обучение в школе риторики (подобие современной высшей школы). Учителя-риторы обучали искусству красноречия, правильности построения фраз. При изучении математики стол посыпали песком и по нему чертили геометрические знаки.

3.3. Правовое положение латин.

Самое выгодное положение среди иностранцев занимали латины, прежде всего это жители города Лациума. Объединение латинских городов, возникшее около 500 г. до н.э., было союзником Рима. На основе договора 494 г. до н.э. латинский союз включен в состав римского государства. Борьба латин за свои права закончилась их поражением в 338 г. до н.э. Рим заключил с каждым латинским городом отдельный договор.

Статус латина предполагал право на земельный надел в Лациуме согласно традиционным нормам и порядку наделения им. Латинское гражданство подразумевало право вступать в брак и заключать договоры, что сильно сближало с римскими гражданами.

Латинские общины пользовались самоуправлением, но их граждане не участвовали в выборах и не могли избираться на должности, связанные с управлением всей республикой. Римское гражданство латинам разрешалось приобретать лишь оставив дома своего сына, способного нести гражданские обязанности. Выдвигалось условие, чтобы ранее это лицо занимало у себя на родине высшие должности. Другие латинские общины и колонии, заселенные латинскими гражданами, не имели самоуправления, а управлялись от лица римского претора префектами.

Имущественные споры латин рассматривались римскими судами. Латины служили во вспомогательных войсках римской армии. В 90 г. до н.э. правовое положение старых латин было приравнено к римским гражданам.

Несколько отличалось правовое положение жителей латинских и римских колоний, основанных до 338 г. до н.э. Они обладали лишь коммерческим правом.

3.4. Правовое положение перегринов.

В глубокой древности положение иностранцев (перегринов) было бесправным. Иностранцы считались врагами, и законы Рима не защищали их от произвола. Не считались правонарушением обман, грабеж и даже убийство перегрина. Любой римский гражданин мог обратить в рабство чужестранца. Торговые отношения иностранцы вели с помощью своих представителей (в лице римского гражданина), которые непосредственно заключали сделки. С развитием хозяйственного оборота в Риме правовое положение иностранцев улучшается. Прежде всего, в результате заключения мирных договоров с другими государствами, где содержались нормы о защите интересов граждан двух стран.

Император Клавдий (41–54 гг. н.э.) запретил иностранцам принимать римские имена (по крайней мере, родовые). Кто ложно выдавал себя за римского гражданина, тому отрубали голову на Эсквилинском поле.

Перегрины имели право пользоваться своими национальными системами. Исключение составляли иностранцы, покоренные силой, они значительно ограничивались в своих правах. Получение иностранцами римского гражданства было значительно труднее, чем для латин. Основным способом получения римского гражданства иностранцами являлась милость государственных органов Рима (народного собрания, сената, консулов, преторов, принцепса).

Положение иностранцев регулирует постепенно формирующееся право народов. После постановления 212 г.н.э. все перегрины стали римскими гражданами. Мачеха императора Каракаллы, Юлия Домна, в связи с финансовым кризисом в стране от имени Каракаллы опубликовала эдикт, по которому все свободное население провинций получало римское гражданство. Приравнивание к римским гражданам лишало провинциалов многих привилегий в отношении налогов. Таким образом, руководство страной пыталось повысить собираемость налогов. Теперь иностранцами считалось все население, жившее вне границ Римской империи (германцы, славяне и т.д.).

3.5. Правовое положение рабов.

Рабы (servi – «серви») появляются в Риме в глубокой древности. Существование рабства можно условно разделить на два периода:

1. Период раннего, архаичного, патриархального рабства. В этот период рабов было очень мало, они дорого стоили. Жили и работали рабы в семьях, их внешний вид зачастую был не различим со своими не очень богатыми хозяевами (принимали пищу совместно). Рабы все же считались мыслящими существами и допускались к совершению семейных религиозных празднеств. Могила раба охранялась сакральным правом, запрещалось при продаже разлучать родственников. Положение несвободных было довольно сносным. Это отчасти объясняется тем, что большинство рабов были у римлян представители родственных племен.

2. Второй период включает в себя время классического рабства. Это период расцвета римского государства. Рабов пригоняли тысячами. Основной источник – военный плен. Рабов в Риме появляется большое количество, цена на них падает и, соответственно, и отношение к ним ухудшается. Правовое положение рабов в этот период характеризуется фразой «раб есть вещь», схожая со стулом или собакой. Как отмечал римский юрист Гай в Институциях: «господа имеют над рабами право жизни и смерти…».

3. Третий период – это время заката государства. Следует отметить, что положение рабов начинает улучшаться после принятия в качестве государственной религии христианства в IV в. н.э. Нормы христианства вносили в общественное сознание любовь к ближнему, сострадание, осуждение убийства рабов и издевательства над ними. Количество рабов уменьшается в связи с сокращением завоевательных походов, соответственно поднимаются цены на невольников. К тому же рабский труд становился все менее эффективным (при незаинтересованности в своем труде раба), многочисленные восстания рабов подтачивают государственную машину. Римские правители, предвидя неблагоприятные последствия выступлений рабов, пытаются улучшить их положение своими распоряжениями. Так, Домициан запретил кастрацию рабов. Если при продаже рабыни давалось условие, что она не будет заниматься проституцией (prosecutor – «выставлять напоказ»), и это будет нарушаться новым хозяином, то рабыня становилась вольноотпущенницей продавца. По эдикту императора Клавдия, брошенный хозяином больной раб получал свободу. Освобождением считалась высадка больного раба (чтобы его не лечить) на Асклепиев остров на Тибре, в соответствии с эдиктом Клавдия (47 гг. н.э.).

В глубокой древности римляне не часто оставляли пленных для себя, для своего хозяйства: в их примитивном экономическом хозяйстве не было места плодотворно использовать рабов. Пленных убивали или, продавали сородичам побежденного за выкуп. Только гораздо позже, обыкновенно лишь с переходом к оседлости и земледелию, пленников начинают сохранять (servi), и тогда появляется институт рабства. И лишь с переходом к земледелию, рабов стали широко использовать в своей экономической деятельности.

Рабское состояние считалось естественным, прирожденным свойством. Обычно рабов приобретали во время войны. Воин, побеждая врага, имел право его убить. Если он его забирал в плен, в рабство, то это право (распоряжение его жизнью) оставалось у собственника раба. Древние считали, что нахождение в рабском состоянии – это вина самих побежденных или преступников и должников, а также их потомков. Римляне к рабам относились, как собственник к вещи. «Того, кто развратит чужую рабыню, следует принудить вернуть другую», писал римский юрист Юлий Павел.

Древнейшие источники рабства: военный плен, рождение от рабыни, перевод в рабское состояние преступника, продажа в рабство патерфамилиасом своего ребенка. После взятия Терента в рабство было обращено 30 тысяч человек, после победы над карфагенянами при мысе Экноме консулом Регулом было отправлено в Рим 20 тыс. рабов, при захвате города Эпира рабами стали около 150 тыс. человек. Консул Марий в Югуртинскую войну, даже после капитуляции города Югурты, приказал перебить взрослых нумидийцев, всех остальных же продали в рабство.

В рабское состояние переводились те граждане, которые не зарегистрировались для выполнения налоговых и военных обязательств, не выполнили вовремя договорных обязательств, совершили кражу. Римские граждане продавались в рабство за границу. Позднее запрещалась продажа в рабство римских граждан за долги.

К источникам рабства относили и самопроизводство (рождение детей рабынями). Но, несмотря на выплату премий за рождение и воспитание детей, рождение детей рабынями не перекрывало высокую смертность среди рабов. Необходимо было постоянно пополнять рабскую массу извне. Рожденные в рабских семьях дети назывались вернами. Они воспитывались в покорности, обучались какой-либо профессии, такие рабы ценились очень дорого.

Много рабов поставляли в Рим пираты. В классический период в рабство могли отдать неблагодарного вольноотпущенника, свободную женщину, замеченную в сексуальной связи с рабом (после трехкратного предупреждения).

Рабов подвергали пыткам и казням, чтобы обезопасить положение богатых семей. Свою смерть рабы принимали обычно распятыми на кресте. Силианский сенатусконсульт 9 г. н.э. установил совершение казни всех рабов, находившихся в доме убитого домовладельца и не пришедших к нему на помощь. В качестве наказания рабов применяли пытку перед казнью. Свободных били палкой, рабов наказывали кнутом. «Кто укрыл беглого (раба), тот вор… Сенатусконсультом предоставлялся военным и гражданским лицам доступ в имения сенаторов или обывателей для розыска беглых… Желающим разыскивать беглецов давались письма к магистратам, и устанавливался штраф в 100 солидов к магистратам, которые, получив письма, не помогали разыскивающим.

В период домината ужесточаются наказания рабов. По постановлению императора Константина восстанавливалось право господина наказывать плохих рабов, вплоть до смертной казни. Подстрекательство к бегству наказывалось розгами и пыткой (а не штрафом, как раннее). Рабов, пытавшихся перейти к варварам, отправляли на работы в рудники, а особо опасным отрезали ногу. Подобные жестокие законы, направленные против рабов, имели своей целью подавить малейшее сопротивление и в других слоях общества.

Публичные казни, как рабов, так и преступников, часто превращались в театрализованные представления, привлекающие массу зевак. Осужденный изображал Геракла, сжигая себя на костре. Олицетворяющий Икара скользил по привязанной веревке до середины амфитеатра, но после обрыва веревки разбивался насмерть под восхищенные крики публики.





Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 1246 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.041 с)...