Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Джон Стейнбек (1902-1968)



Родился в Калифорнии, в семье мелкого служащего, с юных лет познакомился с тяжелым трудом: за жалкие гроши работал сборщиком фруктов, землекопом.

В 1929 году выходит первое произведение писателя - роман «Чаша золота», затем романы «Небесные пастбища» (1932), «Квартал Тортилья-Флэт» (1935). Основным героем произведений Стейнбека становится простой человек в его повседневной жизни, поисках, сомнениях.

Во второй половине 30-х гг. Стейнбек преодолел мистицизм и натурализм, которые занимали определенное место в его романах. В 1939 году он создает свой шедевр - «Гроздья гнева».

В 30-х гг. в США разразился экономический кризис, принесший неисчислимые бедствия: на огромных пространствах Запада (Оклахома, Канзас, Аризона, Нью-Мексико) миллионами разорялись мелкие фермеры. Многотысячные толпы хлынули к плодородному Югу (Калифорния) в поисках работы и хлеба - на сбор хлопка и фруктов. Стейнбек пошел пешком на Юг вместе с караванами безработных батраков и разоренных фермеров, он сделался живым свидетелем страданий людей, погибавших прямо в поле, у обочин бесконечных асфальтированных шоссе от голода, тифа, холода, в то время как в пароходных и паровозных топках сжигали горы кофе, риса, пшеницы по распоряжению министерства сельского хозяйства в соответствии с «политикой выравнивания цен».

«Гроздья гнева» – национальный эпос. В романе на широком фоне общественно-политической жизни страны в годы кризиса Стейнбек повествует о судьбе фермерской семьи Джоудов, одной из многих тысяч, попавших между жерновов кризисной машины. Дорога в страну надежды, какой представлялась Калифорния, становится стержнем повествования и композиции романа, определяет его особенности как «романа дороги» с линейной композицией. Путешествие осложняется болезнями, смертью престарелых, поломкой старого грузовика. Семьи несут в себе боль, страдания и надежды обездоленных и незащищенных простых арендаторов. Лагерь переселенцев, которым встречает их Калифорния, далек от их надежд, Джоудов ждут унизительные поиски работы, стычки с полицией.

Главой семьи Джоудов, ее душой была мать - одна из самых больших творческих удач писателя. Ма - женщина огромной воли, простонародной мудрости, чуткости, глубокой веры в людей. Именно мать сумела понять первой великую истину: единственное спасение бедняков - в единении и взаимопомощи.

Символическое название романа выразило не только социальный протест и трагическую судьбу, но и стремление автора дать биологический срез событий, проверить натуралистические мотивировки.

В своем романе «Зима тревоги нашей» (1961) Стейнбек создает глубоко типические для современной американской действительности образы, дает глубокий всесторонний анализ губительного воздействия на человеческую личность, которое оказывает буржуазное общество.

Итен Аллен Хоули - мыслящий, честный и образованный американец, наследник поколений отважных китобоев, самых почтенных и уважаемых людей Нью-Бейтауна, вернувшись с войны, разорился, вынужден работать приказчиком в бакалейной лавке разбогатевшего итальянского эмигранта. Он увидел прошлое в истинном свете: его предки совершили немало подлогов, преступлений, даже убийств, в настоящем мистер Бейкер, старинный друг семьи Хоули, разорил отца Итена. Итен приходит к печальному выводу, что повсюду лишь «ненависть, злоба и разочарование».

Цельный пласт произведений в американской литературе со своей проблематикой, героями, художественными особенностями получил название Южноамериканская школа. Это прежде всего книги, созданные в южных штатах, о проблематике жизни в южных штатах. Вместе с тем это особый тип мироощущения и особая культура, выросшая на идеологии плантаторского Юга. Одна стилевая тенденция этой литературы идеализирует жизнь в южных штатах до поражения в Гражданской войне: здесь – патриархальный уклад, преданные черные рабы и добрые белые хозяева. Другая показывает бесчеловечную суть рабства и трагедию капли «черной крови». Южноамериканский роман (У. Фолкнер, Ш. Андерсон, Э. Колдуэлл, Р.П. Уоррен) имеет свою мифологию, в центре которой комплекс «вины Юга», своих героев и свою романтику.

На юге Америки, в Атланте, жила Маргарет Митчелл (1900-1949). Она не была профессиональной писательницей, она написала единственный роман «Унесенные ветром» (1936), остающийся бестселлером до сих пор.

Популярная, или массовая, литература, появившаяся на американской почве, имеет свою специфику. Она отличается прежде всего романтизацией экзотического континента, индейской проблематики. Среди получивших наибольшую известность писателей – Эдгар Берроуз (1875-1950), автор знаменитой серии романов о Тарзане, двух серий о полетах на Марс и путешествии в вымышленную страну. Первый роман «Тарзан среди обезьян» издан в 1914 году, последний – уже после смерти автора – в 1964. Всего в серии около 30 книг, средних по художественному уровню, в которых повествуется о мальчике, выросшем среди зверей в джунглях. Достаточно банальные коллизии и ситуации, однако не лишенные юмора и занимательности.

Литература 1950-1990-х годов

Смена поколений и ориентиров в американской литерату­ре. Завершающая стадия творчества У. Фолкнера, Д. Стейнбека, Э. Хемингуэя, их место и значение в литературе. Основные тенденции в развитии послевоенной литературы.

УАЙЛДЕР Торнтон (1897-1975) В форме исторического жанра (повести «Мост короля Людвика Святого», 1927, «Мартовские иды», 1948) и на современном материале («День Восьмой», 1967) раскрывает вневременные истины и драмы человеческого бытия (любовь, добро, зло). Сострадание к человеку, тщетно противоборствующему судьбе, в романе «К небу наш путь» (1934) и пьесах («Наш городок», 1938, «На волоске от гибели», 1942). Жажда веры и добра наперекор скептицизму и отчаянию — в автобиографическом романе «Теофил Норт» (1973).

Апдайк Джон (1932). Морально-этическая проблематика романов о Кролике. Трагедия будничного су­ществования рядового американца. Провинциальная Амери­ка ее быт, нравы, миропонимание. Поиски смысла, различ­ные пути самореализации героя в романе «Кролик, беги!» Бегство как способ обретения свободы от быта. Расширение тематики в романе «Исцелившийся Кролик». Злободневность тематики; молодежное движение, борьба негров за граждан­ские права, вьетнамская война. Изменение позиции героя в сторону конформизма и консервативности. Избавление Гарри Энгстрома от иллюзий в романе «Кролик разбогател». Приня­тие американской модели жизни. Исповедальное самора­скрытие героя. Потеря личностного духовного начала. Роман «Кентавр» как отражение нравственно-этической позиции писателя. Реалистическая условность и особенности исполь­зования мифологического плана. Обитатели Олимпа как пер­сонифицированные воплощения отдельных граней американ­ского национального самосознания. Мечта и реальность, воз­вышенное и банальное. Гуманизм писателя и его отражение в образе учителя Колдуэла-Хирона. Тема смерти и бессмертия. Смерть и поиски смысла жизни. Романтизация и поэтизация доброты как панацеи от всех социальных бед. Образ Питера как символ преемственности гуманистических идей. Много­образие функций мифологического плана. Усиление сатири­ческого начала в романах «Бек: книга» и «Возвращение Бека». Особенности поэтики.

Первой книгой Апдайка стал стихотворный сборник Деревянная курица (1958), а роман Ярмарка в богадельне (1959) заставил говорить о нем как о восходящей звезде. В 1960 Апдайк представил читателям своего «Кролика» Гарри Энгстрома, в прошлом баскетболиста, неохотно принимающего жизнь такой, какая она есть. Герой «набирается опыта» в посвященной ему серии романов Кролик, беги! (1960), Кролик исцелившийся (1971), Кролик разбогател (1981), удостоившейся Пулитцеровской премии (1982), Национальной премии кружка литературных критиков (1981) и Национальной книжной премии (1982), и Кролик на покое (1990; Пулитцеровская премия, 1991). Продолжающая серию повесть Воспоминания о Кролике вошла в сборник рассказов Любовь малыми дозами (2000).

Персонажам романа Кентавр (1963; Национальная книжная премия, 1963), школьному учителю и его подростку-сыну, придано сходство с героями греческой мифологии. За этим романом последовали Ферма (1965), Пары (1968), Месяц отпуска (1972), Давай поженимся (1976) и Удачный ход (1978). В 1987 Дж. Миллер при участии Дж. Николсона удачно экранизировал Иствикских ведьм (1984). Другие романы Апдайка: Версия Роджера (1986), Воспоминания о президентстве Форда (1992), Бразилия (1994), Гертруда и Клавдий (2000).

Апдайк говорил о значении мифологи в романе «Кентавр» следующее: «Роман этот во многом личный. В каком-то смысле он необычен, быть может, способен даже озадачить. Сплетение древнегреческих мифов с современной действительностью Пенсильвании 1947 года – комплекс довольно сложный… Идея книги родилась из нескольких строк, встреченных в собрании легенд и древних мифов. Ныне ими открывается роман. В этих строках меня потряс образ Хирона, жертвующего. Подобно Христу, собой и своим бессмертием ради человечества. Мне захотелось пересказать, заново прочитать эту легенду. В моем воображении она сливается с воспоминаниями собственного детства, проведенного в Пенсильвании. И вот городок Олинджер стал Олимпом, боги – Зевс, Гефест, Гера жена кентавра Харикло и дочь его Окироя воплотились в реальных людей. Мудрый кентавр Хирон, наставник героев Ахилла, Ясона, Асклепия, полуконь-получеловек, в моем представлении сочетается с Колдуэллом, учителем пенсильванской школы, а сын его – это я сам». «Отец отрекается гот возможности реализовать себя как личность ради того, чтобы заработать деньги, воспитать сына, дать ему возможность выйти в люди. Он жертвует и своей совестью, и своей индивидуальностью, и своим бессмертием – речь идет о философском смысле этого понятия. Только такой ценой он может внести свой вклад в поступательное движение жизни».

Бескорыстие, альтруизм возвышают героя над миром грубого материализма, алчности, похоти физической и духовной; качества эти такая редкость, такое чудо, что он уже не человек, но божество. Колдуэлл поистине, а не аллегорически сливается с Кентавром, он слит субстанционально, потому что субстанция обоих – доброта. («Доброта бессмертна. И она пребудет вовек»).

«Мифы участвуют в романе в разных функциях: иногда подчеркивают ощущение контраста, порой их назначение – сатирически заострить мысль либо «пробиться» сквозь материальный мир, отделить его от мира идеального, чтобы еще резче оттенить отчужденность Колдуэлла от этого материального мира. Я стремился. Чтобы реалистическое отображение и мифы, взаимопроникая, дополняли друг друга и действительность, создавала бы некую оболочку мифа».

Насколько точно следует писатель мифам? Автор обращается со своим материалом довольно вольно. Хирон – единственный бессмертный среди кентавров: он один рожден от бога Крона и, стало быть, приходится «единокровным» братом самому Зевсу, тогда как остальные рождены от смертного, Иксиона, коварнейшего и наглейшего из людей. Иксиона Зевс пригласил к трапезам богов на Олимпе, а тот, забыв о благородстве, стал домогаться Геры. Чтобы захватить злодея на месте преступления, Зевс подменил Геру Нефелою (Тучей), способной принять любой облик. Кентавры унаследовали от отца буйный и дерзкий нрав и не побоялись напасть на Геракла. Большая их часть была перебита на месте, а уцелевшие бежали к пещере, где жил ХиронГерак4л преследовал их, осыпая стрелами, и нечаянно попал в колено Хирону, любимому учителю. Стрелы ядовиты (кровь лернейской гидры, излечиться невозможно) Хирон, зная это, предпочел добровольную смерть вечным мучениям. Геракл сам передал Зевсу просьбу Хирона лишить его бессмертия, но зато освободить (по другой версии мифа – вернуть из преисподней)_ страдающего титана Прометея.

Прометей бал сыном титана Иопета, родного брата Крона, то есть Хирону приходился двоюродным братом. Имя его означает «провидец». Прометей в благодарность Гераклу, убившему орла, открыл Зевсу тайну, подслушанную им у Мойр: если Зевс сочетается с морскою нимфою Фетидой, она родит ему сына, который превзойдет могуществом отца. Боги выдали замуж Фетиду за смертного Пелея, родился Ахилл.

Многое в романе не совпадает с мифом. Дружба Кентавра с Гефестом (Колдуэлла с Гаммелом), любовная сцена с Афродитой (Колдуэлл и Вера Гаммел)

Почему Апдайк воплотил идею жертвенности и человеколюбия не в Прометее, а в Хироне, Прометея же сделал родным сыном Кентавра? Потому, во-первых, что Хирон был близок Прометею. Он был наставником и учителем богов, но он был и благодетелем людей; он учил не только искусствам врачевания и охоты, но и искусству справедливости. Передавая свое бессмертие Прометея, он словно бы усыновил его. Во-вторых, Апдайку надо было воплотить еще и идею преемственности доброты, ее бессмертия. А для этой цели скорее годится Прометей, а не Хирон. Но еще важнее другое. Рядом с провидцем Прометеем стоит его брат, Эпиметей – задним умом крепкий, поздно постигающий. Ученые считают, что первоначально это была единая мифологема: некое божество, сочетающее противоположные качества, или божественные близнецы, никогда не расстающиеся друг с другом. Питер Кодуэлл – сын, слишком поздно постигший подвиг своего отца, слишком поздно увидевший величие за его ничтожеством и убожеством. Нью-йоркский художник, рассказывающий историю своего отца чернокожей возлюбленной, - это поистине Прометей-Эпиметей, полный любви к людям, но крепкий задним умом и слишком поздно разглядевший, что нелепая фигура Джорджа Колдуэлла вырастает до облаков, а голова в вязаной шапчонке, при виде которой он сгорал от стыда, вырастает до звезд.

Ничто не связывало Гефеста с Кентавром. Но с Прометем многое. Оба – боги огня, искусные мастера, наставники. И легко понять взаимную приязнь Гаммела и Колдуэлла.

Функции мифологического в романе разнообразны. Роман можно расчленить на три элемента: 1) реальный; 2) мифологический; 3) восприятия Кодуэлла.

Учитель, затравленный учениками (на вопрос, была ли стрела на самом деле или только почудилась Колдуэллу, сам автор не дал прямого ответа), бросил разбушевавшийся класс и заковылял к выходу. И вскоре класс превращается в рощу на склоне Пелиона. Уборщик, метущий пол, а его метла подобна смерти. Школьный подвал представляется царством Аида (Гадеса). Кафе – лабиринт с перегородками между столиками. Здесь царствует Майнор – Минос.

Уильяме Тенесси (1911-1983). Изображение американской действительности в драмах «Стеклянный зве­ринец» и «Трамвай «Желание» Тема греха и искупления. Натуралистические тенденции в пьесах «Татуированная ро­за», «Кошка на раскаленной крыше». Концепция «пласти­ческого театра». Образы-символы. Трагическое и комическое в драмах.

Миллер Apmyp (1915). Влияние Г. Ибсена на формирование творческого метода. Социально-политическая проблематика драматургии. Острота социальной критики в пьесе «Смерть коммивояжера». Особенности композиции - соединение прошлого и настоящего, реального времени и вос­поминаний. Образ Вилли Ломена. Психологизм в изображе­нии семейной проблематики. Столкновение мировоззрений в драме «Цена».

БЕЛЛОУ СОЛ (р. 1915), лауреат Нобелевской премии 1976. Родился в Лашене (пров. Квебек, Канада) 10 июля 1915 в семье еврейских иммигрантов из России. В возрасте 9 лет переехал с родителями в Чикаго. В 1937 получил в Северо-Западном университете степень бакалавра.

Первые романы – Человек без опор (1944), история человека, ожидающего призыва в армию, и Жертва (1947), убедительная и полная сострадания картина отчужденности людей в большом городе. Получив стипендию Гуггенхейма, Беллоу жил некоторое время в Европе, работая над романом Приключения Оги Марча (1953), получившем Национальную книжную премию.

Общая тема повести Лови момент (1956) и романа Гендерсон, король дождя (1959) – современный человек, которому грозит потеря своего Я, но он еще не разрушен духовно. Действие романа, повествующего об американском миллионере, стремящемся к примирению с жизнью, происходит в Африке. Оба произведения демонстрируют поистине диккенсовский интерес автора к карикатурным образам.

В 1976 Беллоу получил Пулитцеровскую премию за роман Дар Гумбольда (1975), повествующий о трагической жизни и смерти его друга, поэта Делмора Шварца. Три месяца спустя Беллоу был удостоен Нобелевской премии по литературе. В том же году вышла книга В Иерусалим и обратно – размышления, вызванные поездкой в Израиль.

1980-е годы отмечены романами Декабрь декана (1982) и Больше умирают от разбитого сердца (1987), сборником Простофиля и другие рассказы (1984), а также повестями Кража (1989) и В связи с Белларозой (1989).

В 21 век Беллоу вошел романом Равельштайн (2000), главный герой которого, талантливый профессор одного из университетов Среднего Запада, списан с близкого автору человека, философа и социолога Алана Блума.

Беллоу преподавал в Нью-Йоркском, Принстонском и Миннессотском университетах, входит в комиссию по социальной помощи при Чикагском университете. В 1965 стал лауреатом Международной литературной премии, в 1984 – командором ордена Почетного легиона. В 1988 в Белом доме ему была вручена Национальная медаль за заслуги в области искусства. В 1990 получил медаль фонда Национальной книжной премии за выдающийся вклад в американскую литературу.

КИНГ СТИВЕН (р. 1947)

Родился 21 сентября 1947 в Портленде (шт. Мэн). Первый рассказ написал в семилетнем возрасте, в восемнадцать лет впервые опубликовал свое произведение в журнале. В 1970 окончил университет штата Мэн, работал преподавателем в школе. С публикации романа Кэрри (1974), рукопись которого его жена извлекла из мусорного ящика, началась писательская карьера Кинга. Некоторые считают, что первый роман остался лучшим его произведением. Героиня этой истории, школьница, терпящая издевательства одноклассников, обнаруживает у себя способность к телекинезу. Чтобы отомстить своим обидчикам, она разрушает целый город. Роман был экранизирован в 1976 (реж. Б. де Палма).

Второй его роман Случай в Салеме (1975) повествует о нашествии вампиров, уничтоживших все население городка в штате Мэн. В третьем своем романе Сияние (1977), действие которого происходит в отеле, где обитают приведения, а служитель (он же писатель) сходит с ума, Кинг доводит до совершенства технику мистического триллера. В романе Мертвая зона (1979) исследуется состояние человека, у которого в результате шока обнаружились парапсихологические способности.

Пять романов Кинг опубликовал под псевдонимом Ричард Бэкман. Лучшим из них считается Худеющий (1984), где потеря героем веса представлена как цыганский сглаз. В книге Темная половина (1989) жизни писателя, сочиняющего мистические триллеры, начинает угрожать его псевдоним.

Кинг является автором телепьес, сценариев, сборников рассказов. Ему принадлежат также романы: Воспламеняющая взглядом (1980), Куджо (1981), Кристина (1983), Кладбище домашних животных (1983), Томминокеры (1987), Нужные вещи (1991), Игра Джеральда (1992), Долорес Клейборн (1993), Бессонница (1994), Безрассудство (1996), Мешок костей (1998), Девочка, которая любила Тома Гордона (1999).

В 1999, поправляясь после серьезной автомобильной аварии, Кинг работал над книгой О писательстве, своего рода учебником-мемуарами, опубликованным в середине 2000. Жуткие истории Стивена Кинга – «страшилки», как он сам их называет, – разошлись тиражом более ста миллионов экземпляров, сделав его самым богатым писателем в истории мировой литературы.

Вопросы для самопроверки

1. Отражение «века джаза» в романах Ф.С. Фицджеральда «Великий Гэтсби», «Ночь нежна»

2. Роман Э.Хэмингуэя «Прощай, оружие!» как произведение «потерянного поколения»

3. Социально-конкретное, национальное и вечное в трилогии У.Фолкнера о Сноупсах. Понятие «сноупсизма»

4. Особенности сюжетно-композиционной организации романа Дж.Апдайка «Кентавр». Функции мифа в романе

5. Философские и эстетические основы поэтики Дж.Сэлинджера. Поиски этического идеала в романе «Над пропастью во ржи»

6. Развитие американской драматургии. Т. Уильямс «Трамвай «Желание»

Литература

1. Анастасьвв Н. А. Владелец Иокнапатофы. - М., 1991.

2. Анастасьев Н. А. Творчество Э. Хемингуэя. - М., 1981.

3. Анастасьев Н. А. Фолкнер. Очерк творчества. - М., 1976.

4. Батурине. С. Джон Стейнбек и традиции американской литературы. - М., 1984.

5. Бенедиктова Г. Д Поэтическое искусство США. Современность и тради­ции. - МГУ 1989.

6. Галинская И. П. Философские и эстетические основы поэтики Дж. Д. Сэлинджера. - Мм 1975.

7. Засурский Я. Н. Американская литература XX века. - Мм 1984.

8. Зверев А. Американский роман 20-30х годов. - М., 1978.

9. Зверев А. Модернизм в литературе США.- М., 1979.

10. Землянова Л. М. Современное литературоведение США. – М., 1990.

11. Злобин Г. П. По ту сторону мечты. Страницы американской литературы XX века. - М., 1985.

12. Литература и общественное сознание Запада. - Киев, 1990.

13. Литература США XX века. Опыт типологического анализа. - М., 1978.

14. Литература США в 70-е годы XX века. - М., 1983.

15. Ромм А. С Американская драматургия XX века. - М-Л 1978.

16. Смирнов Б. А Театр США XX век. - Л., 1976.

17. Старцев И. От Уитмена до Хемингуэя. - М., 1972.

18. Толмачев В. М. Роман США 20-х годов XX века. - М., 1992.

19. Финкелстайн С. Экзистенциализм в американской литературе. М., 1967.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 1665 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...