Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

ВУЛФ Вирджиния (1882-1941)



Дочь видного литературного критика Лесли Стивена, жена известного литератора и реформатора-фабианца Леонарда Вулфа, вместе с которым она в 1917 основала издательство «Хогарт-пресс», осуществившее первые публикации произведений самой Вулф, а также Т. С. Элиота и других ведущих представителей английского модернизма. Дом Вулфов, расположенный в самом центре Лондона в Блумсбери, стал центром модернистского художественного движения. Часто посещавшие этот дом писатели, художники, интеллектуалы, которые в большей или меньшей степени разделяли философские и эстетические верования самой Вулф, составили кружок «Блумсбери» («Блумсберийский кружок»), особенно активно заявивший о себе в 1920-е годы.

Литературные взгляды Вулф определялись ее убеждением в необходимости глубокого пересмотра художественной традиции, сложившейся в 19 в. В представлении Вулф действительность должна осознаваться и воссоздаваться под знаком ее текучести, незавершенности, проблематичности: «Жизнь — это не ряд симметрично расположенных светильников... это полупрозрачная оболочка». Проникнуть в скрытый смысл явлений, мотивов и побудительных факторов, таящихся за этой оболочкой, возможно только отказавшись от иллюзий насчет упорядоченности мира и всеведения автора, который его описывает, т. е. отвергнув фундаментально важные принципы мышления и культуры предшествующего столетия, в особенности — викторианской культуры, которую Вулф обвиняла в приверженности к механистичному пониманию человека, в творческой консервативности и раболепии перед тогдашними моральными догмами.

В противовес викторианцам и таким их последователям, как Голсуорси, являвшемся постоянным адресатом ее полемических выпадов, Вулф уже в ранних своих рассказах и романе «Комната Джекоба» (1922) отказывается от последовательно развивающейся коллизии и поступательного движения сюжета, строя действие не как столкновение четко очерченных персонажей, которые олицетворяют несовместимые жизненные позиции, а как драму постижения истины или хотя бы приближения к ней. Истина остается вечно ускользающей, непроясненной, неокончательной и с неизбежностью субъективной. Рано выявившийся интерес Вулф к «потоку сознания» как новой концепции определил характер повествования в романах «Миссис Дэллоуэй» (1925) и «К маяку» (1927), наиболее показательных для ее творческой манеры.

Фабула в этих книгах ограничена несколькими событиями, подчеркнуто не выделенными из будничного течения жизни, показываемого нерасчлененно, в единовременности фрагментов, внешне изолированных один от другого. Событие может и не произойти вовсе, так что фабула исчерпывается неосуществившимися многолетними планами персонажей, составляющих заурядное семейство, но может внести разнообразие в свою бесцветную жизнь. Основные события неизменно происходят либо в памяти и воображении очень схематично очерченных персонажей, либо в их подсознании, активизируемом самыми непредсказуемыми впечатлениями — «толчками», которые оставляет жизненный опыт, показанный не в его кульминационных моментах, а в обыденности. Совокупностью восприятий, реакций, полуосознанных побуждений и подсознательных импульсов определяется характер, утрачивающий в произведениях Вулф определенность и законченность. Главенствующим понятием становится не истина о человеке и мире, но «истинность видения», подчиненного философским концепциям Вулф.

Окончательный разрыв с традицией изображения жизни в ее объективных взаимосвязях происходит в «Волнах» (1931), которые, как и посмертно изданная книга «Между актами» (1941), представляют собой опыт полностью бесфабульного повествования, подчиненного задаче «описывать мельчайшие частицы, как они западают в сознание... разбирать узор, которым запечатлелось в нем все увиденное и услышанное, пусть даже этот узор кажется нам разорванным и бессвязным». Эксперименты Вулф не были во всем последовательными, о чем свидетельствовало появление фантастической «биографии» вымышленного гениального подростка-поэта «Орландо» (1928), в которой действие, свободно перемещаясь из эпохи в эпоху, охватывает свыше четырех столетий, а герой претерпевает бесчисленные испытания и метаморфозы, в викторианский век, становясь леди Орландо, но неизменно сохраняя свой романтический художественный дар. Наряду со столь же необычной биографией четы Браунингов «Флаш» (1931), в которой история любви двух знаменитых поэтов-романтиков передана увиденной спаниелем героини, «Орландо» при жизни Вулф был самым читаемым ее произведением.

Гражданская война в Испании, на которой погиб сражавшийся добровольцем в Интербригаде племянник Вулф, вызвала у нее чувство вплотную приблизившейся катастрофы. Бомбардировки Лондона зимой 1940-41, когда шла Битва за Англию, вызвали у Вулф депрессию, приведшую к самоубийству.

Лоуренс Дэвид Герберт (1885-1930). Философско-эстетические взгляды. Лоуренс и Фрейд. Конфликт естественного, природного и механистической цивилизации. Дух и плоть. Человек как часть природы. Изображение эмо­циональной сферы. Культ инстинкта и интуиции. Социально-конкретное и метафизическое в изображении общества и че­ловека. Роль бессознательного, инстинктивного в характери­стике персонажей в романе «Сыновья и любовники». Разум и чувство, интеллект и инстинкт. Исповедальный характер ро­мана. Функции автора-повествователя, способы выражения авторской оценки. Роль контраста в романе. Утопизм есте­ственной жизни. «Любовник леди Чаттерлей» как отражение эстетических и идейных позиций Лоуренса. Целостность ми­роощущения героев. Концепция «естественного человека». Мужское и женское - притяжение и конфронтация. Любовь и секс. Конкретность видения и романтическая символика. Пан­теистическое восприятие мира. Символ и миф. Д. Г. Лоуренс и мировая литература.

Хаксли Олдос (1894-1963). Развитие жанра ин­теллектуального романа. «Желтый Кром» - сатира на псевдо­интеллектуализм, новомодные тенденции в психологии, со­циологии и искусстве. Использование традиций «юморов» Б. Джонсона, Т. Смоллета, Л. Стерна. Своеобразие сатиричес­кого метода в романе «Шутовской хоровод». Сатирическое изображение высшего света, интеллектуальных кругов, ху­дожнической богемы в романе «Контрапункт». Разочарова­ние писателя в человеческих возможностях. Социальное и би­ологическое в человеке. Абсолютизация биологизма. Ирония и пессимизм. Принципы композиции романа. Жанр антиуто­пии в романе «Дивный новый мир». Неверие в социальный и нравственный прогресс человечества. Принципы манипули­рования общественным сознанием. Роботизация и дегумани­зация человека в стандартизованном обществе. Осуждение то­талитаризма и насилия над человеческой личностью в романе Обезьяна и сущность». Концепция человека и неверие в нравственное самосовершенствование личности. Особенности поэтики.

Литература 1950-1990-х годов

Изменение социально-политической ситуации и ее отраже­ние в духовной сфере. Крушение империи и перестройка на­ционального сознания. Новые тенденции в развитии англий­ской литературы послевоенного времени.

Оруэлл Джордж (1903- 1950).

Жанр – «антиутопия», роман – «предсказание».

«1984» - опубликован в 1949. Заглавие случайно. Закончив рукопись, переставил последние цифры. Многие предпочли прочесть как прорицание о мире, в котором победу одержал тоталитаризм.

Государство все подчинило воле диктатора, Старшего Брата. Фигура, возможно, мифическая, т.к. есть только изображения, никто не видел (сталинизм). Механизм функционирования тоталитарной системы. Действие – в английской столице. Слежка за всеми и вся, вплоть до интимных отношений (Уинстон Смит и Джулия)

Министерство правды, согласно «изменяемому прошлому» переписывает историю так, чтобы служить интересам власти. «Цель подавления есть подавление, цель пытки есть пытка. Цель власти есть власть». Сопротивление – то уже давно прекратилось.

До этого – Замятин "Мы". У Оруэлла – гротескное изображение реалий 20 века, мира, в котором перевернуты все ценности, принципы и нормы человеческих отношений, но так и не побеждена человеческая природа. На взгляд автора, она всегда оставляет возможность преодоления тоталитарных режимов.

«Скотный двор», 1945, притча. В иносказательной форме воссозданы основные вехи политической истории СССР. От революции 1917 до установления диктатуры Сталина и воцарения новой олигархии. Действие – на ферме. Животные прогнали хозяев и пытаются строить общество абсолютной справедливости. Восстание, строительство нового хозяйства, напряжение сил, вера в «земной рай» для коров, кур, глотнувших свободы. Постепенное обособление свиней как руководителей касты. «Все животные равны», «но некоторые более равны, чем другие».

Фракционная борьба. Хряк Обвал (демагог) и Хряк Наполеон (коварство). Он понял, что при любых общественных поворотах выигрывает тот, кто готов к насилию. Изгнание Обвала Сворой псов, которых Наполеон втайне держит на ферме => диктатура.

Оруэлл столкнулся со сталинизмом в Испании (доброволец), где чуть не стал жертвой карательных отрядов, возглавляемых НКВД. Притча, написанная в 1943, не могла найти издателя, пока Англия оставалась союзницей СССР в войне.

Пирующая элита, герои восстания насилием и голодом доведены до смерти, а жизнь других животных ничуть не стала лучше: «они вечно недоедали, спали на соломе, ходили на водопой к пруду, работали в поле, зимой страдали от холода, летом – от мух», узда стала даже строже, чем прежде, кнут использовался чаще и ранил больнее…

Грин Грэм (1904-1990). Особенности философско-этической позиции. «Гринландия» - основные параметры художественного мира Г. Грина. Центральные мотивы и их вариативность. Мотив преследования и поиска, преступления и наказания, свободы выбора и моральной ответственности. Элементы детективного сюжета. Острая социальная проблематика романов. Религиозно-католические убеждения писа­теля и их отражение в романах «Брайтонская скала» и «Суть дела». Осуждение колониализма в романах «Тихий америка­нец» и «Наш человек в Гаване». Сатирические и философские аспекты творчества Г. Грина. Образ современной цивилиза­ции в романе «Доктор Фишер из Женевы, или Ужин с бом­бой». Проблема насилия над личностью. Гуманизм Г. Грина. «Человеческий фактор» как основная концепция творчества. Поиски нравственных основ бытия героями Грина. Особен­ности поэтики; соединение трагического и комического, пара­доксальность прозы.

ВО ИВЛИН АРТУР СЕНТ ДЖОН (1903–1966)

В 1930-е годы Во много путешествовал по Европе, Африке и Центральной Америке. Итогом этих путешествий стали путевые записки Ярлыки (1930), Далекие люди (1932), Девяносто два дня (1934), Во в Абиссинии (1935) и серия комических романов Черная напасть (1932), Пригоршня праха (1934) и Сенсация (1938). В них Во писал о пропасти, разделяющей цивилизацию и варварство.

Во время Второй мировой войны Во служил в морской пехоте и в десантно-диверсионных частях, получил звание капитана, со специальным заданием побывал в Югославии. Война вдохновила его на создание одного из самых смешных его романов – Не жалейте флагов (1942) и послужила основой его самого католического произведения – трилогии Вооруженные люди (1952), Офицеры и джентльмены (1955) и Безоговорочная капитуляция (1962). После войны Во написал Незабвенную (1948), язвительное, кладбищенски мрачное описание жизни Голливуда, политическую сатиру Современная Европа Скотта-Кинга (1949) и Испытание Гилберта Пинфолда (1957). В числе произведений, где особенно выразился католицизм автора, – Возвращение в Брайдсхед (1945), рассказ о распаде семьи католиков-аристократов, Елена (1950), вымышленная биография матери императора Константина, Жизнь Рональда Нокса (1959) – дань памяти писателю и священнику. Незадолго до смерти Во закончил первый том автобиографии Недоучка (1964). Умер Во у себя дома в Тонтоне (графство Сомерсетшир) 10 апреля 1966.

МЕРДОК Джейн Айрис (в замужестве миссис Дж. О. Бейли) (15 июля 1919, Дублин, Ирландия — 8 февраля 1999, Оксфорд, Англия).

Вскоре после рождения будущей писательницы ее семья переехала в Лондон. Мердок окончила Оксфордский университет (1942), где изучала античных классиков, философию и древнюю историю, а в Кембридже защитила диссертацию по философии (1948). В 1948-1963 она преподавала философию в Оксфорде. Ее первая книга — исследование «Сартр, романтик-рационалист» (1953), литературный дебют — роман «Под сетью» (1954). Наследие Мердок включает философские сочинения, пьесы, книжку стихотворений и 26 романов.

«Сеть» у Мердок символизирует изначальный хаос бытия, который в жизни человека претворяется в трагикомедию; ее питают непонимание человеком других, своего окружения, а то и самого себя. Полная сосредоточенность на самих себе делает ее персонажей слепыми, глухими, неразумными, самодовольными и самонадеянными. Из-за этого они попадают в положения гротескные, то есть нелепые и горькие одновременно. Отсюда этот сбивчивый, дисгармоничный, но завораживающий танец страстей, в живописании которого — со всеми его невероятными фигурами — была так сильна Мердок. Танец зачастую с трагическим исходом и уж как минимум завершающийся «вполне достойным поражением» (название романа 1970), которое терпят и добрые, и злые, и добродетель, и порок.

Во многих романах — «Бегство от волшебника» (1956), «Отрубленная голова» (1961), «Дикая роза» (1962), «Книга и Братство» (1987) или «Дилемма Джексона» (1995) — этот танец имеет своего «дирижера», чьи воля и желание определяют судьбы остальных персонажей. Он выполняет в книге роль злого волшебника. В других романах выведены, напротив, святые или кандидаты в таковые: «Под сетью», «Колокол» (1958), «Генри и Катон» (1976). В трех знаменитых романах, написанных от первого лица («Черный принц», 1973; «Дитя слова», 1975; «Море, море», 1978), рассказчики выступают в обеих ролях одновременно: «волшебника» и «святого» — и точно так же ловятся на собственных слабостях и самонадеянности, оказываются «под сетью».

«Почти любая повесть о наших делах комична. Мы безгранично смешны в глазах друг друга. Роман — комическая форма... Бог, если бы он существовал, смеялся бы над своим творением. В то же время нельзя отрицать, что жизнь страшна, лишена смысла, подвержена игре случая, что над нею властвуют боль и ожидание смерти. Из этого и рождается ирония, наше опасное и неизбежное оружие» («Черный принц»). Ее источник, по Мердок, помимо несовершенства человеческой природы и общества, заключен в абсолютном, верховном парадоксе бытия — нераздельности жизни и смерти. Любовь выступает своего рода связующим звеном между жизнью и смертью, и тут Мердок следует за Платоном с его двуликим Эротом — любовью к красоте телесной и любовью к красоте духовной, стремлением к прекрасному и стремлением к благому. Эта антиномичность проникает даже в названия романов: «Прекрасное и благое» (1968), «Механика любви земной и небесной» (1974).

Писательница не берется судить о том, какая любовь «лучше» — земная или небесная; она лишь показывает, что каждой положен свой путь. Если любовь к телесной красоте связана с разрушительным началом смерти, поскольку такая красота конечна и преходяща, то любовь к красоте духовной направлена на достижение совершенства, и по этой причине сопряжена для Мердок с созидательным началом смерти, которая, будучи последним и высшим актом любви и самоотречения, высвобождает совершенство:...со смертью личности мир автоматически превращается в предмет совершенной любви» («Единорог», 1963). Окончательное уточнение вносит диалог персонажей романа «Генри и Катон»: «Те, кто способен жить со смертью, способны жить по правде, только человеку такое почти не по силам...»

Такова атмосфера романов Мердок, герои которых в меру своего разумения, неразумия и самообмана совершают обряд горького празднования жизни — в редких обретениях и частых потерях.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 553 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...