Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Российский постмарксизм и постмарксистская социальная философия С. Н. Булгакова и П. Б. Струве



БУЛГГАКОВ Сергей Николаевич (1871-1944), русский философ, экономист, теолог. С 1923 в эмиграции, жил в Париже. От легального марксизма, который Булгаков пытался соединить с неокантианством, перешел к религиозной философии, затем к православному богословию. Основные сочинения: «Философия хозяйства» (1912), «О богочеловечестве. Трилогия» (1933-45), «Философия имени» (издано в 1953).

Родился в семье потомственного священника в г. Ливны. Учился в Орловской духовной семинарии, пережив кризис веры, покинул ее в 1888 и завершил образование в Московском университете в 1894 по кафедре политической экономии и статистики. До начала 1900-х гг. примыкал к течению легального марксизма и занимался исследованиями в области политэкономии, выпустил книги «О рынках при капиталистическом производстве» (1897) и «Капитализм и земледелие» (т. 1-2, 1900). На рубеже веков отходит от марксистской идеологии, обращается к философии немецкого классического идеализма, а также к русской мысли, творчеству Достоевского и Вл. Соловьева. Подобная эволюция была характерна для русской интеллигенции той поры, и вскоре Булгаков становится одним из признанных духовных ее лидеров. Он участвует в сборнике «Проблемы идеализма» (1902), выпускает сборник своих статей под программным названием «От марксизма к идеализму» (1903), активно участвует во множестве начинаний развернувшегося религиозно-философского возрождения — в журналах «Новый путь» и «Вопросы жизни», сборниках «Вопросы религии», «О Владимире Соловьеве», «О религии Льва Толстого», «Вехи», в работе Религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева и издательства «Путь», где в 1911-17гг. выходили в свет важнейшие произведения русской религиозной мысли. В 1906 был избран депутатом 2-й Государственной думы (как беспартийный «христианский социалист»). Важнейшие из лекций и статей этого периода собраны им в сборнике «Два града» (т. 1-2, 1911). В философских разработках 1910-х (монографии «Философия хозяйства», 1912г., и особенно «Свет Невечерний», 1917г.) Булгаков намечает основы собственного учения, идущего в русле софиологии Соловьева и П. А. Флоренского, однако испытавшего и заметное влияние позднего Шеллинга.

Публицистика Булгакова всегда выходила на первый план в критические моменты жизни России: революция 1905-07, начало Первой мировой войны, 1917 год. Спектр ее необычайно широк: религия и культура, христианство, политика и социализм, задачи общественности, путь русской интеллигенции, проблемы церковной жизни, проблемы искусства и др. Булгаков — один из главных выразителей «веховства» («Вехи», 1909, ст. «Героизм и подвижничество») как идейного движения, призвавшего интеллигенцию к отрезвлению, отходу от утопизма и оголтелого революционерства, к духовной работе и конструктивной социальной позиции. Разрабатываемые им идеи социального христианства включают анализ христианского отношения к экономике и политике (с апологией социализма, постепенно шедшей на убыль), критику марксизма, но также и буржуазно-капиталистической идеологии, проекты «партии христианской политики», отклики на злобу дня (с позиций христианского либерально-консервативного центризма) и т. п. Тема России решается, вслед за Достоевским и Вл. Соловьевым, на путях христианской историософии. Начало Первой мировой войны отмечено славянофильскими статьями, полными веры во всемирное призвание и великое будущее державы. Но уже в диалогах «На пиру богов» и др. судьба России рисуется в тонах апокалиптики и тревожной непредсказуемости.

Учение Булгакова прошло в своем развитии два этапа: философский (до его изгнания из России) и богословский, но на всем пути оно оставалось учением о Софии и Богочеловечестве, христианском учением о мире и его истории как воссоединения с Богом. Его движущий мотив — оправдание мира, утверждение ценности и осмысленности бытия во всей материально-телесной полноте. Полемизируя с немецким идеализмом, Булгаков отвергает тезис, согласно которому разум и мышление — высшее начало, имеющее исключительную прерогативу связи с Богом. Оправдание мира включает у Булгакова оправдание материи, и тип своего философского мировоззрения он иногда определял взятым у Соловьева выражением «религиозный материализм». Используя, как и отцы Церкви, идеи античной философии, Булгаков вносит в них христианские коррективы. Материя — это не только «меон», не оформленный универсальный субстрат чувственных вещей, она также «земля» и «мать», соучаствующая по воле Бога в бытии мира как творческом процессе, продолжающем акт сотворения. Венец и цель этого творчества — земное рождение Богочеловека Христа, в котором материя выступает как Богоземля и Богоматерь, а мир восходит к соединению с Богом. Связь Бога и мира определяется концепцией Софии Премудрости Божией.

Софилогическая система догматического богословия развита Булгаковым главным образом в «большой трилогии»: «Агнец Божий» (1933), «Утешитель» (1936), «Невеста Агнца» (1945). Здесь София сближается с «усией», сущностью Святой Троицы. Это сближение, как и его следствия, вызвало возражения и полемику; в 1935 учение Булгакова было осуждено в указах Московской Патриархии, а также зарубежного Архиерейского Собора в Карловцах. В. Н. Лосский, давший критический анализ учения, находит, что суть его — «поглощение личности софийно-природным процессом, уничтожающим свободу» («Спор о Софии», Париж, 1936). Булгаков отвечал оппонентам, однако «спор о Софии» так и не получил окончательного решения.

Критика софианских идей не затрагивает, однако, многих важных тем и разделов системы Булгакова, его анализа религиозных аспектов истории, материальной деятельности человека, феноменов пола, творчества, искусства.

СТРУВЕ Петр Бернгардович (1870-1944), российский политический деятель, философ, экономист, историк, публицист, академик РАН (с 1917 года; в 1928 году исключён). В 1890-х гг. теоретик «легального марксизма», вел полемику с народниками, автор Манифеста РСДРП (1898). С начала 1900-х гг. лидер российского либерализма, редактор журнала «Освобождение», один из руководителей «Союза освобождения». С 1905года член партии кадетов и ее ЦК. Депутат 2-й Государственной думы. С 1907года фактический руководитель журнала «Русская мысль», участник сборника «Вехи» (1909), инициатор сборника «Из глубины» (1918). После октября 1917 вел борьбу с большевиками, один из идеологов белого движения, член «Особого совещания» при генерале А. И. Деникине, министр в правительстве генерала П. Н. Врангеля, организатор эвакуации его армии из Крыма. С 1920 в эмиграции, редактор журнала «Русская мысль» (Прага), газеты «Возрождение (Париж) и др., преподавал в Пражском и Белградском университетах. Особый интерес вызывают работы по социально-экономической истории России, проблемам российской интеллигенции.

Булгаков и Струве являются "взаимодополняющими" фигурами российского постмарксизма.


Основная литература:

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли[Текст] /Р. Арон – М., 1993.

2. Гофман, А.Б. Семь лекций по истории социологии. Учебное пособие для вузов [Текст]/ А.Б.Гофман – М.: Мартис, 2000. – 204 с.

3. Иванов, Д. В. Социология: теория и история[Текст]/ – СПб:Питер, 2006. – 160 с.

4. История социологии: В 3 кн.: Учебник / Под ред. Проф. В. И. Добренькова. – Кн.1: История социологии (19 – первая половина 20 веков) [Текст]/ – М.:ИНФРА – М., 2004. - 592 с.

5. История теоретической социологии. В 4-х т. [Текст]/Ответ. ред. И составитель Ю.Н.Давыдов. – М.: Канон, 1997 - 2000.

6. Зборовский, Г.Е. История социологии: Учебник. [Текст]/ Г.Е.Зборовский– М.: Гардарики, 2004. – 608 с.

7. Кравченко, А.И. История зарубежной социологии: Учебное пособие для вузов. [Текст]/ А.И.Кравченко – М.: Культура, Академический проект, 2005. – 704 с.

8. Кравченко, С.А. Социология: парадигмы через призму социологического воображения: Учебник для вузов. [Текст]/С.А.Кравченко. – М.: Изд-во «Экзамен», 2004. – 624 с.

9. История социологии в западной Европе и США. Учебник для вузов. [Текст]/Отв. ред. академик РАН Г.В.Осипов. – М.: изд-во НОРМА, 2001. - – 576 с.

10. Капитонов, Э.А. История и теория социологии. Учебное пособие для вузов. [Текст]/Э.А.Капитонов – М.: изд-во «ПРИОР», 2000. – 368 с.

11. Мкртчян, Е.Р.Социология: Учебное пособие. [Текст]/Е.Р. Мкртчян. – Волгоград: изд-во ВАГС, 2004,- 384 с.



[1] Гофман А.Б. «Семь лекций по истории социологии». – М., 2000. – С.65

[2]См.: Гофман А.Б. «Семь лекций по истории социологии». – М., 2000. – С.82

[3] Либерализм – совокупность идейно-политических учений, политических и экономических программ, ставящих целью ликвидацию или смягчение различных форм государственного и общественного принуждения по отношению к индивиду.

[4] Милль Д.С. Основания политической экономии с некоторыми из их применений к общественной философии. – СПб., 1860. – С.628

[5] Там же. С.307

[6] Милль Д.С. Основания политической экономии с некоторыми из их применений к общественной философии. – СПб., 1860. – С.308

[7] Милль Д.С.Ст. Утилитарианизм. – СПб., 1900. – С.29

[8] Современная западная социология: Словарь. – М.: Политиздат, 1990. – С.324





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 521 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...