Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Социологическая теория Г. Моски



Гаэтано Моска (1858 -1941) – выдающийся итальянский социологи и политолог, юрист, государственный деятель.

Среди наиболее знаменитых произведений ученого работы: «Новая система социологии», «Аристократический и демократический принцип в прошлом и будущем», «государь»Макиавелли спустя четыре века после смерти автора».

Научную деятельности Моски следует разделить на три этапа:

Первый – этап «открытой систематизации» (1880 – 1890-е гг.), в это время происходит становление взглядов Моски.

Второй этап – «научной системы» складывается после выхода в свет «Основ политической науки» в 1896 г. и продолжается до конца 1910-х гг., когда мысль ученого движется в рамках уже оформившейся концепции.

Третий этап – этап «кодифицированной доктрины», охватывающий период 1920-1930-х гг., когда Моска совершенствовал свою концепцию.

На научное развитие Моски оказали решающее воздействие А. Сен-Симон, О. Конт, Г. Спенсер, классики английской политической экономии, К. Маркс.

Важное место в теории Моски занимают вопросы теории познания. Наиболее объективными и универсальными из применяемых в общественных науках в конце 19 века, наиболее близкими к идеалу, хотя и недостаточно научными Моска считал метод географического детерминизма, метод биологического детерминизма, метод расово-антропологической школы.

Центральная идея Г. Моски – идея создания новой социальной науки, которая интегрировала бы данные всех общественных дисциплин. ЕЕ предметом должно стать исследование законов или стабильных тенденций, управляющих поведением людей, то есть законов политического устройства общества. Он предложил назвать ее «политической наукой», так как предложенное Контом название «социология» казалось ему недостаточно определенным и точным. В его учении эти две дисциплины выступают как синонимичные.

Квинтэссенцией теории Г. Моски является теория политического класса. Фундаментальным законом любого социального организма выступает бинарная стратификация.

Он утверждает, что в обществах любого типа, начиная с более чем посредственно развитых и с тех, которые едва достигли начал цивилизации, и вплоть до самых цивилизованных и могущественных, существуют два класса людей: правящие и управляемые. Первый, всегда немногочисленный, осуществляет все политические функции, монополизирует власть и пользуется всеми ее преимуществами, в то время как второй, более многочисленный, управляемый и руководимый первым более или менее законно либо более или менее произвольно и насильственно, обеспечивает его, по крайней мере внешне, материальными средствами существования и всем тем, что необходимо для жизни политического организма».

Политический класс отличается от управляемого большинства по нескольким основаниям:

во-первых, организованностью, то есть единством, сплоченностью и осознанием своих интересов;

во-вторых, материальным превосходством;

в-третьих, интеллектуальным;

в-четвертых, моральным превосходством над управляемым и неорганизованным большинством.

Политический класс является основой любого общества и обуславливает степень цивилизованность народа. Природа политического класса определяет, каким будет политический строй – монархией, аристократией или политической республикой.

Состав политического класса зависит от степени развитости общества, от исторической эпохи.

Принадлежность к правящему классу на ранних этапах развития связана с обладанием военной доблестью. С развитием цивилизации, прогрессом экономики и, в частности, с увеличением ренты происходит существенная трансформация политического класса общества – его главная характеристика – богатство. Реже вхождение в политический класс обеспечивается религиозностью.

В ранних работах Моска считал, что критериями отнесения к правящему классу являются: военная доблесть, богатство, личные заслуги (приобретение специальных знаний, сопровождаемое прохождением определенных контрольных процедур - экзаменов), право рождения (наследование).

Моска выделяет экономическую, политическую и духовную формы господства.

Из предложенной типологии измерения власти вытекает трехступенчатая типология истории: общества, где господствует военная доблесть; общества, где господствует религиозность; общества, где господствует богатство.

Социолог подчеркивал, что политический класс не ограничивается фактическим обладанием властью. Он нуждается в моральном и юридическом обосновании и оправдании своей власти. Идеологический комплекс, выполняющий задачу легитимации власти правящего класса, Моска назвал политической формулой.

Пристальное внимание уделено механизму воспроизводства политического класса. Для все правящих классов характерно стремление передать свои властные полномочия по наследству. В соответствии с мерой успешности этого стремления он выделяет общества для которых характерно преобладание тенденции к консервации состава политического класса. Эту тенденцию он называет аристократической. Однако, существуют общества, в которых господствует тенденция интенсивного обновления политического класса, то есть демократическая тенденция. Абсолютизация аристократической тенденции ведет к замкнутости политических классов и, как следствие, к постепенной потере их членами своих качеств, дающих им возможность властвования, что предопределяет деградацию общества и его гибель. Абсолютизация демократической тенденции таит в себе другую опасность – возможность размывания правящего класса, насыщения его элементами, не обладающими необходимыми для власти качествами, что также ведет к упадку политического класса и возглавляемого им общества. Деградация правящих классов неизменно порождала необходимость и возможности их радикального обновления. Выделяет два способа радикального обновления: иноземные вторжения; революции.

Важное место в социологической теории занимает понятие социального типа. Социальный тип – это общность людей, объединенных сходными чувствами, верованиями, наклонностями, верованиями и интересами, которые транслируются посредством внушения и воспитания. Это общность, образуемая благодаря единству территории, этнический, расовых характеристик, языка, психологии, образа жизни, базовых духовных ценностей.

Изучая социальную динамику общества, Моска решительно поддержал концепцию множественности факторов, определяющих развитие общества.

Таким образом, в своих теоретических построениях Г. Моска обосновал неосуществленность и принципиальную неосуществимость принципов «равенства и братства».





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 1316 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...