Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Индивидуальные и коллективные силы интонации



Когда животные собираются в стаи, их интонационное общение создается по принципу стая – вожак – стая, т. е. стая через интонацию передает информацию вожаку, вожак принимает решение и через интонацию сообщает его стае. В этом случае интонация вожака выражает индивидуальное творческое начало, интонация членов стаи – информативное, исполнительное. Иногда в стае бывают более сложные отношения – 2 лидера, диспетчеры, исполнители, соглашатели, критики. Тогда интонационное общение подчеркивает их взаимодействие в стае. Интонационных сигналов животных достаточно для их установки на поиск, ограниченный удовлетворением инстинктов. При условии равновесия вида с окружающей средой их интонационный словарь достигает оптимального уровня и его дальнейшее увеличение не требуется.

Человек общается с себе подобными по тому же принципу – в жизни тоже есть лидеры, аутсайдеры, резонеры, оппортунисты, диспетчеры, идеологи, которые определяют интонационное общение внутри любой социальной группы. Hо установка человека на неограниченный поиск требует постоянного пополнения их интонационного словаря. При этом принцип интонационной коммутации подсознания потребовал и для сознания также интонационного обмена информацией. Сознание получало более грубые интонационные сигналы, в основном возникающие при непосредственном интонационном общении. В подсознание же попадали даже самые мельчайшие, недоступные сознанию по причине его грубого порога чувствительности интонационные впечатления. Вследствие этого первая сигнальная система животных, передававшая информацию всех органов чувств, дополнилась у человека второй, по которой передавалась только интонационная связь, т. е. слуховая (впоследствии, при изобретении письменности, вторая сигнальная система координировала зрение и слух при расшифровке записи, при этом зрение передавало свой сигнал слуховым каналам – поэтому многие, когда читают, шевелят губами или шепчут). Учение Павлова о высшей нервной деятельности справедливо выделило деятельность слуха в аппарате информативной связи.

Первый этап развития интонационного процесса привел к созданию интонационной коммуникации, действующей внутри первой сигнальной системы. Второй привел к появлению МПИ. Третий этап привел к появлению у человека речи и созданию у него второй сигнальной системы. Процесс этот был продолжительным процессом развития интонационного общения, на котором существо, еще не ставшее человеком, но уже не бывшее животным, училось комбинировать и анализировать простейшие интонационные сигналы. Язык этого существа был гибче языка животных, а ухо совершенней. Его память была способна накапливать и классифицировать этот интонационный арсенал. Такой процесс возникновения речи, как второго этапа интонационной коммуникации объясняет, почему в семантике разных языковых групп есть общие корни в словах, определяющих самые простые и существенные понятия – мать, любовь и т. д. Мы понимаем музыку других далеких от нас народов, потому что в ее основе лежит единый интонационный процесс. Но создание нового типа коммутации потребовало и создания нового типа самой интонации, которая должна была стимулировать и индивидуальный, и коллективный поиск, отражая как их противоречия, так и взаимодействие, т. к. она должна была соответствовать конфликтному методу проб и ошибок, который был взят в основу познания. Обе эти силы – индивидуальная и коллективная – были заложены в природе отношений отдельной особи и стаи. У высокоорганизованных животных тоже были свои лидеры и аутсайдеры, между которыми шла борьба. Теперь эти противоречия активизировались – ведь в сознание была введена установка на поиск для каждой личности оптимальной ситуации, а она чаще всего достигалась за счет других. Подсознание следило за тем, чтобы такие противоречия не доводились до крайности, но для этого оно должно было получать точную информацию об этой борьбе. Такая информация стала возможной в результате разделения интонационных сил на две полярные силы – индивидуальную и коллективную. Нам теперь, после работы над теорией МПИ и взаимодействием т. н. ладовых и тональных сил МПИ, будет проще разобраться в этой проблеме. И все же напомним ее основные мотивы.

Интонационное общение, возникшее в доисторические времена, и связывало, и разделяло людей. Когда группа людей соединялась для совместной охоты или обороны, их объединяли общие интересы – вместе было легче, чем поодиночке. Интонационное управление, связывающее такую группу, подчинялось задаче большей согласованности. Такая интонация помогала действовать сообща, в ней был единый ритм, ритм трудового процесса. Если в группе был лидер, то он был не командиром и тем более не хозяином, а скорее диспетчером, и выполнял он эту роль по желанию всей группы. Трудовой процесс требовал коллективного согласования интонационных сил, но в нем всегда была опасность подавления творческой инициативы личности, которая должна была подчиниться общим интересам. Это приводило к конфликтной ситуации и было невыгодно виду. Поэтому в противовес коллективной интонации, а иногда изнутри такой интонации начинала звучать индивидуальная.

Но это также было чревато последствиями, поскольку такая сильная личность начинала претендовать на лидерство. Вожак брал себе львиную долю добычи, вождь племени создавал иерархию подчинения слуг. Индивидуальная интонационная связь такой группы отражала эту иерархию, подчеркивая командную функцию лидера и подчиненную роль остальных.

Такая форма интонационной организации тоже помогала управлению, но это был принцип управления одного всеми, разделения интонационного центра и периферии.

Что же, в сущности, отражает борьба и взаимодействие коллективных и индивидуальных интонационных сил? Мы уже говорили о том, что установки сознательных и подсознательных сил человека, направленные на полную реализацию личных и общественных творческих сил человека, постоянно вступают в противоречие, поскольку установка сознания исходит из максимальных интересов личности, а установка подсознания направлена на соблюдение интересов вида. Но личность часто стремится подчинить себе другие личности, а общественные силы, в свою очередь, подавляют личностные качества. В то же время только активность сил сознания обеспечивает продвижение вперед в реальном мире, а силы подсознания объективно оценивают это движение и дают ему нужное направление, так что эти силы и подавляют, и дополняют друг друга. Эта борьба передается через интонацию, точнее через борьбу коллективных интонационных сил, отражающих фактор воздействия подсознания, с индивидуальными, через которые действует сознание. В этой борьбе и взаимодействии передается главное достижение человека – процесс мышления, приводящий к объективному познанию.

Проводя аналогию с теорией МПИ, мы можем отождествить коллективную силу социальной интонации с ладовой, а индивидуальную – с тональной силами МПИ. Значит, коллективные и индивидуальные интовационные силы представляют собой центробежную и центростремительную силы интонационного процесса. Взаимодействие их и приводит к возникновению кругового интонационного цикла, который состоит из двух полуциклов. В одном развиваются коллективные, в другом индивидуальные силы. Когда эти силы истощаются, интонационный цикл завершен. Противодействие двух противостоящих интонационных сил необходимо системе управления для включения двух взаимно противоположных алгоритмов социального поведения. Коллективная интонационная сила настраивает на алгоритм примата общества над личностью, индивидуальная – на алгоритм примата личности над обществом. Вследствие этого каждой исторической эпохе соответствует своя социальная интонация.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 223 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...