Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Информативный цикл и циклические музыкальные формы



Мы уже определили один из постулатов теории информации: информативный процесс работает как цикл, состоящий из четырех информативных действий: поиска, передачи, накопления и переработки информации. Музыкально-поэтическая интонация, совмещающая в себе биологическое и социальное начало и всегда стремящаяся к оптимальной форме должна также иметь в своей структуре все фазы этого цикла. Естественно, что каждая фаза – поиск, передача, накопление и переработка – должна соответствовать определенному состоянию, выражаемому интонацией, и в то же время складываться в единое целое.

Интонация Средневековья наиболее последовательно реализовала себя в грегорианском хорале. Для него характерна большая снивелированность видов мелодичного движения, отсутствие ритма, неопределенность ладовых и тональных связей. Но постепенно внутри него формируются основные четыре характерных состояния – псалмодия, секвенция, гимн и юбиляция. Псалмодия в большей степени передает состояние мучительного поиска Бога, мук греховной совести. Секвенции, появившиеся значительно позже, более динамичны по движению, смене ладовых упоров, мелодическому формированию, повышенной энергии. Они передают состояние причастности к общему потоку ищущих Бога, некоей общности. Гимн – медленная мелодическая форма, сохранившаяся еще со времен Античности. В нем прославляется единый Творец, он передает состояние утверждения веры. И наконец, юбиляции – это выражение состояния религиозного экстаза, чувства благодарности Богу.

Из таких первичных религиозных состояний сложился первый исторический религиозный цикл – месса. В нее входили 5 обязательных частей (т. н. Ordinarium): Kyrie eleison (Господи, помилуй), Gloria (Слава Тебе в небесах), Kredo (Верую), Sanctus (Свят Господь), Agnus dei (Агнец Божий). Sanctus и Agnus dei являются как бы развернутым финалом этого религиозного действа. Так возникает религиозный цикл, в котором переданы четыре состояния духа: сомнение, причастность, утверждение веры и благодарение, соответствующие четырем информативным действиям: поиску, передаче, накоплению к переработке религиозной информации. Этот цикл существует два тысячелетия и не исчерпал свои возможности (вспомним «Высокую мессу» Баха, «Реквием» Моцарта, Верди, Бриттена, Шнитке).

Интонация Возрождения также сначала создавала «кирпичики» – основу для циклической формы. Складывались новые виды лирической музыки – песенные и танцевальные. Главными из них были рыцарские баллады, юмористические песни-диалоги, канцоны – песни о прекрасной даме – и танцевальное рондо. Появляются парные светские циклические формы, например «Игры о Робене и Марион» (Де ла Аль, XIII век), содержащие вышеназванные малые формы. В дальнейшем именно из таких циклов родился музыкальный театр.

Интонация Просвещения или Реформации с его углубленным интеллектуализмом и духовностью развивает все виды форм, в которых сказывается приоритетность одного из информативных действий. Так возникает прелюдия, основанная на импровизационности, как бы поиске музыкальной темы. Жанр прелюдий в дальнейшем развертывается и достигает вершины в цикле прелюдий Шопена, Скрябина, Рахманинова.

Передача музыкальной информации от голоса к голосу рождает самый интеллектуальный полифонический жанр – фугу. В этом жанре пишут Палестрина, Орландо Лассо, Фрескобальди. Но самым великим мастером этого жанра стал И. С. Бах. Он соединил прелюдию и фугу в единое целое и создал цикл, ставший недосягаемой вершиной полифонического мастерства, – «Хорошо темперированный клавир». В наше время его подвиг повторил Шостакович в своих «24 прелюдиях и фугах».

Задача накопления музыкальной информации привела к появлению жанра вариаций на заданную тему. Тема задавала образную интонационную проблему, а каждая вариация давала о ней свою информацию. Жанр вариации получил большое распространение в классической музыке. Стоит вспомнить вариации Моцарта, Бетховена, «Вариации на тему Паганини» Брамса и Рахманинова, «Симфонические этюды» Шумана, написанные в форме вариаций. Знаменитым примером оркестровых вариаций является «Болеро» Равеля.

Переработка информация в управление также получила свою приоритетную музыкальную форму – рондо. Принцип смены основной темы – рефрена – и эпизодов позволял в виде рефрена применять утверждаемый тезис, укрепляя его действие в схватке с противостоящими ему эпизодами. Мы уже говорили о использовании формы рондо в командной интонации, являющейся результатом переработки информации. Классическими примерами рондо являются «Турецкий марш» Моцарта, «Марш Черномора» Глинки, Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» Прокофьева. Часто рондо объединяется с сонатным аллегро и тогда получается рондо-соната – форма, в которой написано большинство финалов сонат и симфоний.

Итак, интонация Просвещения создала четыре приоритетные музыкальные формы, каждая из которых выражала основное из четырех информативных действий: прелюдию (поиск), фугу (передачу), вариации (накопление) и рондо (переработку информации в команду). Но наряду с этим она сформировала и светский цикл – танцевальную сюиту, в которую входили четыре обязательных танца – алеманда, иногда заменяемая прелюдией – как бы поиск дамы и приглашение к танцу; куранта – подвижный скерцозный танец-диалог, как бы знакомство с дамой; сарабанда – медленный, лирический танец, танец-признание и наконец – жига, самый быстрый танец, выражающий обоюдное согласие и восхищение партнеров. Как мы видим, в танцевальной сюите также передан свой, лирический информационный цикл. Поэтому он получил большое распространение – можно назвать сюиты Люлли и Куперена, английские и французские сюиты И. С. Баха.

Интонация Романтизма сформировала свой, наиболее совершенный информативный цикл. Он отражал диалектику борьбы, интонационный конфликт. В музыке Венской школы – Гайдна, Моцарта, Бетховена возникла новая форма – сонатное аллегро. В этой форме оказались совмещены две информативных системы – система управления и информативный цикл. Система управления показана как конфликт двух интонационных сил – индивидуальной (командный сигнал) и коллективной (сигнал обратной связи). Она выражена через борьбу двух тем – главной и побочной. Информативный цикл передан через четыре партии, образующие экспозицию сонатного аллегро – главную, связующую, побочную и заключительную. В этих партиях отражены четыре информативных действия – получение информации (главная партия) передача (связующая), накопление (побочная) и решение (заключительная). Но сонатное аллегро не было бы великой диалектической формой, если бы ее микроструктура не приводила к необходимости подобного формирования макроструктуры – четырехчастного симфонического цикла, в котором отражен четырехчастный информативный цикл. I часть – сонатное аллегро – получение информации. II часть – скерцо – танцевальный диалог – передача информации. III часть – медленная лирическая часть – накопление и IV часть – финал (рондо-соната) – переработка, итог этого информативного процесса.

Наиболее впечатляюще выражен этот процесс в последней 9-й симфонии Бетховена, самом последовательном художественном воплощении информативного цикла. Первая часть начинается с темы поиска, она подобна человеку, который во тьме ищет дорогу по редким зарницам света, Вторая часть – скерцо – как бы совместное движение людей, то находящих, то теряющих ориентир. Оно выражено через фугато – тематическая информация передается от одних групп оркестра другим. Движение как бы подхлестывается и ускоряется ударами литавр. В трио звучит танцевальный эпизод, передающий народное веселье. Третья часть – адажио передает процесс колоссального внутреннего накопления, выраженный непрерывной мелодией огромного дыхания. Тема этой части варьируется, применяется вариационный принцип, наиболее подходящий для накопления информации. IV часть финала – «Ода к радости» на слова Ф. Шиллера – вершина и итог всей композиции. В этой части переработка предшествующей музыкальной информации приводит к форме рондо, где основная тема – призыв «Обнимитесь, миллионы», выражающая главную задачу искусства. Эпизодами рондо являются темы из 1-й, 2-й и 3-й части, основная тема проходит рефреном, создавая нарастающую кульминацию оркестра и хора.

9-я симфония Бетховена – вершина и эталон, наиболее объективно выражающий процесс формирования интонации. Но бывают и отклонения от такого воплощения информативного цикла. Например, в последней 6-й симфонии Чайковский как бы поменял местами IV и III части цикла и добился этим поразительного художественного результата. После III части – квазифинала, написанного по всем правилам, имеющего форму рондо-сонаты с бравурным жизнеутверждающим (даже чересчур) маршем в качестве темы вдруг, как удар в сердце, звучит подлинный финал, написанный как медленная часть, выплескивающий на нас весь накопленный трагизм, перечеркивающий все надежды. Память сердца (а ведь накопление информации и есть память) Чайковскому дороже правильной схемы, и он ее ломает. В этом есть предчувствие эволюционного тупика и поворота человечества назад. И это потрясает.

Попробуем свести наши наблюдения над циклической формой как интонационного процесса формирования информативного цикла.





Дата публикования: 2014-11-28; Прочитано: 440 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...